Глобальная сеть интернет и проблемы эффективности производства - Часть 2

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННЫЙ БИЗНЕС

1.1. Появление и развитие глобальных сетей

Непосредственным предшественником Интернета была компьютерная сеть APRANET (Advanced Research Projects Agency NETwork) Министерства Обороны США, объединившая в 1969 г. несколько американских университетов и компаний, выполнявших военные заказы. Это был эксперимент по пакетной коммутации [2, с. 23].
В 1971 году было подключено уже 23 хоста ARPANET. Самое главное событие: Рэй Томлисон, программист из компании BBN, разрабатывает систему электронной почты и пишет программу почтовых сообщений – первый почтовый клиент, которые можно было передавать по сети. Он же предложил использовать значок @, который и по сей день является неотъемлемой частью любого электронного адреса.
Интересно, что в разных странах его называют совершенно по разному: у нас – «собачка», в Дании – «хобот слона», в Греции – «маленькая утка», а в Германии – «висящая обезьяна».
В 1972 году на международной конференции по компьютерам и связи было продемонстрировано взаимодействие TIP (Terminal Interface Processor) c 40 машинами сети [2, с. 24].
Создана Рабочая Группа Национальной Сети (InterNetworking Working Group, INWG) под председательством профессора Станфордского университета Винтона Кирфа. На тот момент уже существовала путаница с протоколами. Группа с удовольствием взялась за разрешение этой проблемы (решение см. ниже).
Опубликована спецификация Telnet (RFC 454). Одновременно с ней появилась и первая коммерческая версия UNIX, написанная на C. Успех UNIX превзошел все ожидания (с нынешней точки зрения это вполне понятно).
Менее чем через полгода были проведены первые международные подключения к ARPANET. К сети подключились машины из Англии (University College of London) и Норвегии (Rogee Radar Establishment). Тогда же была запущена спутниковая линия связи с Гавайским университетом.
К концу 1980 года ARPANET объединяла в сложную иерархическую структуру более 100 хост-компьютеров на четырех континентах. Охватив половину земного шара, она сохранила принцип свободного доступа, за исключением оплаты услуг телекоммуникационных компаний, и стала важным инструментом сотрудничества для научных и бизнес-организаций. Число коммерческих сетей телеобработки данных (Telenet, Tymnet, Datapack и др.) превысило два десятка, а общий объем оказываемых ими услуг перешагнул отметку 300 млн дол.
В январе 1982 года основными протоколами передачи данных по Интернету стали Internet Protocol (IP) и Transmission Control Protocol (TCP).
В 1984 году введена знаменитая система DNS (Domain Name System). Число хостов превысило тысячу.
В 1988 году выпускник Корнельского университета Роберт Таппан Моррис запустил в сети свою программу, которая из-за ошибки (а может, и по злому умыслу) начала бесконтрольное распространение и многократное инфицирование узлов сети. В результате было инфицировано около 6200 машин, что составило примерно 8 процентов общей численности машин в сети. В связи с этим был сформирована CERT (Computer Emergency Response Team) [16, с. 54].
В 1990 году ARPANET прекратила свое существование, ее функции продолжала NSFNET, уже объединившая большинство сетей и практически ставшая Интернетом в том виде, в котором он есть сейчас. В связи с этим очень быстро начали расти Интернет-провайдеры. Первым коммерческим ISP был The World.
К сети подключились Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Греция, Индия, Ирландия, Испания, Чили, Швейцария и Южная Корея. Создан первый текстовый браузер, названный WWW. Инженер из Европейской Физической Лаборатории CERN Тим Бернес-Ли (Tim Berness-Lee) разработал известный всем протокол WWW (World Wide Web) и идею гипертекста как таковую. Эта разработка была сделана, прежде всего, для обмена информацией среди физиков.
Именно с 1991 года начинается история Всемирной Паутины (World Wide Web, WWW). Концепция Всемирной Паутины, в отличие от существующих к тому времени протоколов Интернет, таких как FTP, Telnet, WAIS , дала возможность представлять информацию в естественной форме с текстом, графикой, звуком и прочими атрибутами. Фактически же WWW – это распределенная система, основанная на использовании гипертекста, впервые предложенного в 70-х годах Тедом Нельсоном.
Появились первые компьютерные вирусы, распространяемые через Интернет.
Мир получил сеть с полностью добровольным участием, управляемую чем-то наподобие совета старейшин, без авторитарной фигуры. Высшая власть в Интернет признается за обществом с добровольным членством – ISOC (Internet SOCiety). Его цель – способствовать глобальному обмену информацией через Интернет. Оно назначает «совет старейшин», отвечающий за техническую политику, поддержку и управление Интернет и представляющий собой группу приглашенных добровольцев, называемую IAB (Совет по архитектуре Интернет). IAB ответственен за стандарты; он решает, когда стандарт необходим и каким ему следует быть. Он также следит за различными номерами (и другими вещами), которые должны оставаться уникальными [12, c. 62].
Сегодня вычислительные сети продолжают развиваться, причем достаточно быстро. Разрыв между локальными и глобальными сетями постоянно сокращается во многом из-за появления высокоскоростных территориальных каналов связи, не уступающих по качеству кабельным системам локальных сетей. В глобальных сетях появляются службы доступа к ресурсам, такие же удобные и прозрачные, как и службы локальных сетей. Подобные примеры в большом количестве демонстрирует самая популярная глобальная сеть - Internet.
Изменяются и локальные сети. Вместо соединяющего компьютеры пассивного кабеля в них в большом количестве появилось разнообразное коммуникационное оборудование - коммутаторы, маршрутизаторы, шлюзы. Благодаря такому оборудованию появилась возможность построения больших корпоративных сетей, насчитывающих тысячи компьютеров и имеющих сложную структуру. Возродился интерес к крупным компьютерам - в основном из-за того, что после спада эйфории по поводу легкости работьг с персональными компьютерами выяснилось, что системы, состоящие из сотен серверов, обслуживать сложнее, чем несколько больших компьютеров. Поэтому на новом витке эволюционной спирали мэйнфреймы стали возвращаться в корпоративные вычислительные системы, но уже как полноправные сетевые узлы, поддерживающие Ethernet или Token Ring, а также стек протоколов TCP/IP, ставший благодаря Internet сетевым стандартом де-факто [16, c. 66].
Проявилась еще одна очень важная тенденция, затрагивающая в равной степени как локальные, так и глобальные сети. В них стала обрабатываться несвойственная ранее вычислительным сетям информация - голос, видеоизображения, рисунки. Это потребовало внесения изменений в работу протоколов, сетевых операционных систем и коммуникационного оборудования. Сложность передачи такой мультимедийной информации по сети связана с ее чувствительностью к задержкам при передаче пакетов данных - задержки обычно приводят к искажению такой информации в конечных узлах сети. Так как традиционные службы вычислительных сетей - такие как передача файлов или электронная почта - создают малочувствительный к задержкам трафик и все элементы сетей разрабатывались в расчете на него, то появление трафика реального времени привело к большим проблемам.
Сегодня эти проблемы решаются различными способами, в том числе и с помощью специально рассчитанной на передачу различных типов трафика технологии ATM. Однако, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые в этом направлении, до приемлемого решения проблемы пока далеко, и в этой области предстоит еще много сделать, чтобы достичь заветной цели - слияния технологий не только локальных и глобальных сетей, но и технологий любых информационных сетей - вычислительных, телефонных, телевизионных и т. п. Хотя сегодня эта идея многим кажется утопией, серьезные специалисты считают, что предпосылки для такого синтеза уже существуют, и их мнения расходятся только в оценке примерных сроков такого объединения - называются сроки от 10 до 25 лет. Причем считается, что основой для объединения послужит технология коммутации пакетов, применяемая сегодня в вычислительных сетях, а не технология коммутации каналов, используемая в телефонии, что, наверно, должно повысить интерес к сетям этого типа.

1.2. Изменение бизнес - стратегий предприятий под влиянием Интернет

Информационная технология сама по себе не дает конкурентных преимуществ, ее нужно использовать для поддержки стратегии конкуренции. Многие компании убедились в том, что информационные технологии не дают обещанных преимуществ. Они не в состоянии спасти традиционные стратегии адаптации к изменениям, предполагающим длинную череду усовершенствований [18, c. 91]. Новые успешные стратегии ведут к быстрым изменениям. Быстрые стратегии делают информационные технологии эффективными.
Многие компании предлагают рынку новые виды продукции, но оказываются не в силах обеспечить устойчивое конкурентное преимущество. У них есть только продукция, а другие составляющие конкурентного успеха отсутствуют. Системы сбыта не соответствуют продаваемым товарам или нужному уровню услуг. Рынок недостаточно сегментирован, и маркетинг оказывается ненаправленным. Производство было создано для предыдущего поколения продукции, а условия конкуренции изменились.
Когда конкуренция принудит компанию к снижению расходов или к повышению прибыли, эти отсутствующие элементы, наконец-то, появятся, и тогда функциональные службы начнут действовать согласованно. Изменения идут шаг за шагом: сначала инженерное обеспечение, потом маркетинг и, наконец, бухгалтерия. Такая «лоскутная» стратегия едва ли пригодна в ситуации: общеотраслевых сдвигов. Она не может направлять динамику изменений, не в силах создать новую модель конкуренции и обратить разовое изобретение в источник длительного конкурентного преимущества [18, c. 93].
Действительная инновация не сводится к новой продукции. Нужен набор новых конкурентных качеств - дизайн продукта, организация производства, направленность маркетинга, каналы сбыта и предоставление услуг. В результате потребителям будет предъявлено более привлекательное соотношение между воспринимаемой ценностью и действительной ценой. Чтобы получить растущее конкурентное преимущество, изменения следует осуществлять быстро - «одним ударом». Стратегии, направленные на повышение ценности производимой продукции и на ее удешевление, обычно исключают друг друга. Быстрота изменений позволяет добиться роста воспринимаемой ценности без повышения цены или сократить цены без снижения качества. Скорость важна для обеих составляющих формулы конкуренции: для прибыли и цены. Чем быстрее реакция на требования рынка, тем выше прибыль. При этом нужна более гибкая и более дешевая организация процесса.
Новые победители внедряют свои новаторские подходы очень быстро. Они постоянно следят за рынком и быстро реагируют на новую информацию. Разработка и внедрение новой продукции ведутся быстро [18, c. 17].
Технологии и организация производства и сбыта настраиваются так, чтобы с наибольшей скоростью давать заказчикам требуемое.
Примеров того, как срабатывает такой подход, достаточно. Широко известно исследование, проведенное McKinsey & Co, которое показало, что если товар попадает на рынок с шестимесячным отставанием от графика, компания теряет 36% прибыли, потенциально возможной за период жизни этого товара. Если же товар попал на рынок вовремя, но при этом расходы на разработку и внедрение оказались на 50% выше сметных, совокупная прибыльность уменьшается всего на 3,5 %. Компании Toyota, Nissan и Honda тратят на создание новой модели в среднем 24 месяца. У компаний Ford, Chrysler и General Motors на это уходит от 36 до 48 месяцев. При этом японские компании тратят на разработку модели от 1 до 1,5 млрд. долл., а американские - от 3,2 до 4 млрд. долл. [18, c. 18]
При традиционном подходе к организации, когда специализированные функции включаются в дело одна за другой, как в эстафете, высокая скорость недостижима. Быстрота требует постоянного сотрудничества между разными специализированными отделами и службами. Постоянно общаясь и обмениваясь информацией, они могут действовать быстро, согласованно и одновременно в самых разных направлениях. Информационные технологии исключительно полезны в случае такого координированного процесса.
Часто дело выглядит так, как будто корпорации надеются, что внедрение информационных технологий преобразит их «лоскутные» стратегии в выигрышные. Но поскольку их стратегии предполагают обычное, пошаговое, функционально не скоординированное продвижение, информационные технологии могут лишь повысить эффективность осуществления отдельных функций.
Информационные системы управления производством помогают выполнению отдельных специализированных задач. Система учета расходов помогает вести учет материалов и готовой продукции. Система сбыта регистрирует продажи и готовит счета-фактуры. Производственная система составляет графики производства. Даже когда система сбыта и производственная система связаны, все подчинено задачам функционирования производства. Даже когда речь идет о явных новшествах (таких, как система рецензирования авиабилетов), на концептуальном уровне все выглядит, как управление функционированием производства. Системы управления производством необходимы, но они не могут дать того, для чего не были предназначены. Поскольку они предназначены для решения функциональных задач, то они не в силах обеспечить равный доступ ко всей информации рабочим группам, составленным из специалистов разных профессий, не могут помочь в распознавании возможностей и в обеспечении быстрой согласованной реакции [12, c. 116].
Информационные системы управления конкуренцией сфокусированы на информации, которая нужна для получения и удержания конкурентного преимущества. Эта информация покрывает все функциональные потребности компании. Это «нервная система», синхронизирующая функционирование разных служб ради получения конкурентного преимущества. Информационная система управления конкуренцией связывает несколько систем управления производством и направляет их к достижению конкурентного преимущества. Информационная система управления производством помогает производственным центрам функционировать должным образом. Информационная система управления конкуренцией помогает производственным центрам правильным образом реализовывать формулу конкуренции. Многие не осознают концептуального различия между этими двумя информационными системами, что ведет к разочарованию в информационной технологии. Но главная ошибка заключается в недостаточном внимании к получению конкурентного преимущества. Многие пытаются использовать информационную технологию вне контекста стратегии, а без этого нельзя увидеть процесс с позиций информационной системы управления конкуренцией [12, c. 117].
Внедрение информационной системы управления конкуренцией следует начинать с формулы конкуренции. Формула конкуренции определяется не чрезвычайным усилением той или иной функции, а эффективностью взаимосвязи нескольких функций. Без этих взаимосвязей результата не будет, поскольку именно они образуют ключевые факторы успеха. В компании Ikea формула конкуренции основывается на быстром приспособлении производства к требованиям рынка. Ключевым фактором успеха является быстрое и надежное снабжение. Для выполнения заказов нужно получить у поставщиков все детали и фурнитуру, доставить их и правильным образом, а главное - вовремя разместить на складе.
Для того чтобы получить нужный результат - «быстрое исполнение заказов, малый объем запасов», под крышей информационной системы управления конкуренцией должно согласованно работать множество разнообразнейших информационных систем управления производством.
Каждый ключевой фактор успеха поддерживается «информационным пучком», который собирает и обрабатывает информацию, важную для ключевого фактора успеха. В компании Ikea, например, в момент заключения сделки фиксируется информация о сбыте, которая затем сопоставляется с данными о наличии запасов и с планом производства, и посылается запрос на склад или поставщику. Поскольку обычно формула конкуренции включает несколько ключевых факторов успеха, для ее поддержки нужны несколько информационных пучков.
Информационные пучки состоят из баз данных и прикладных программ. База данных может храниться в памяти компьютера, в бумажном архиве или в памяти людей. В базе данных содержится информация, нужная для ключевого фактора успеха. Эта информация должна быть тщательно определена и соотнесена с теми решениями и действиями, которые Необходимо принимать в ходе функционирования компании [18, c. 22].
Прикладные программы, как легко понять, нужны для обработки информации, хранящейся в базах данных. Прикладные программы могут управлять вычислениями компьютеров или выполняться экспертом на обрывке конверта. Информационные системы управления конкуренцией ориентированы не на информационные технологии, а на форму конкуренции, на входящие в нее ключевые факторы успеха и соответствующие им информационные пучки. Для понимания всего этого не нужно разбираться в информационных технологиях - достаточно понимания природы конкурентного преимущества, к которому стремится компания. Понимать это обязаны менеджеры, управляющие производством. Если в этом понимании есть провалы, то не помогут никакие электронные системы обработки данных. Опыт говорит, что чаще всего компаниям не хватает стратегического мышления, а вовсе не информационных технологий.
Внедрение оптимальной информационной технологии для поддержки хорошо продуманной стратегии является непростой задачей. Выбор системы или разработка пакетов прикладных программ дело нетрудное, но сложность создают быстрое изменение информационных технологий и догматизм «экспертов», который прямо пропорционален неопределенности будущего информационной технологии. Впрочем, главные источники трудностей иные [18, c. 107].
Во-первых, достаточно трудной задачей остается увязывание формулы конкуренции с информационными пучками. Как рыба ничего не знает о воде, так и пользователь информации часто не отдает себе отчета в том, какую информацию он использует. Прежде всего, необходимо детальное продумывание формулы конкуренции и поддерживающих ее ключевых факторов успеха. Чтобы понять, как и за счет чего компания участвует в конкуренции, а также каким образом здесь может помочь информационная технология, нужен высокий уровень понимания общих задач управления.
Во-вторых, информационные системы управления конкуренцией - это капиталовложения, которые не могут быть оправданы с точки зрения традиционных критериев. Нужно вкладывать деньги в процесс изменения, иными словами - научить сотрудников компании конкурировать иначе, чем они привыкли. Для этого необходимы глубокое понимание и видение перспектив, а значит, решения должны приниматься и поддерживаться руководством компании. Такое вложение денег представляет собой настоящее стратегическое решение и не потому, что речь идет о больших расходах, а потому, что они выражают само существо формулы конкуренции. Расходы на закупку информационного оборудования представляют собой в этом случае только малую часть общих затрат [18, c. 109].
В-третьих, при внедрении информационных систем управления конкуренцией источником трудностей является конфликт между двумя подходами к информационным технологиям. Выбирая нужную систему, не следует слишком полагаться на знание «битов и байтов». Здесь не стоит очень рассчитывать на квалификацию корпоративной службы обработки электронной информации, поскольку ее работники отягощены знанием прежних технологий и привычками к шаблонным решениям. Здесь нужны свежий ум и готовность подвергать сомнению все то, что принято принимать как аксиомы, а эти качества редко встречаются у специалистов по технологиям.
Само по себе информационное обеспечение не является длительно действующим фактором успеха. Если исходить из возможностей современных информационных технологий и искать, где бы в компании их применить, почти наверняка получится скверная корпоративная стратегия. Информационное обеспечение всего лишь помогает реализовать возможности, создаваемые формулой конкуренции. Технологии широко доступны, а творческие формулы конкуренции, ориентированные на быстроту реакции и обновление производства, достаточно редки [18, c. 110].

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!