География мировых туристских потоков
Основное число прибытий и отправлений международных туристов концентрируется в небольшом числе стран, расположенных главным образом на территории Европы (в Австрии, Швейцарии, Финляндии, Дании и Германии почти каждый житель ежегодно путешествует) и Северной Америки. Это приводит к некоторому дисбалансу между западными странами с развитой экономической структурой и развивающимися странами, которые вынуждены конкурировать и бороться за небольшой, хотя и развивающийся рынок, предлагающий отдых в отдаленных местах туристского назначения.
Страны с низким и средним уровнем доходов смогли привлечь в 2000 г. около 40% всего туристского потока (30% всех доходов от международного туризма) по сравнению с 27% в 1980 г.
Крупнейшими экспортерами туристских услуг являются Испания, Франция, Италия, США, импортерами - Германия, Япония, Великобритания. Страны, имеющие активный баланс в сфере международного туризма, в основном поставляют туристов (США и др.), что объясняется более высоким уровнем и стоимостью услуг на внутреннем рынке, чем в других странах. По величине расходов на международный туризм США вышли на первое место в мире.
Проанализируем распределение въезжающих и выезжающих туристов по группам стран.
Распределение въезжающих и выезжающих туристов по группам стран
Въезд - выезд | Въезжающие туристы | Выезжающие туристы | ||
Страны по уровню дохода | 1990 г. | 2000 г. | 1990 г. | 2000 г. |
Страны с низким уровнем доходов | 3,1 | 7,2 | 1,3 | 3,4 |
Страны со средним уровнем доходов | 23,6 | 31,3 | 20,9 | 36,4 |
Страны с высоким уровнем доходов | 73,3 | 61,5 | 77,8 | 60,2 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 |
В классификации ВТО выделяются страны, являющиеся в первую очередь странами-поставщиками туристов, и страны, являющиеся прежде всего принимающими странами. В таблице 5.2 приведены 10 основных принимающих и направляющих стран, в табл. 5.3 показано распределение туристов по способам передвижения.
Десять основных принимающих и направляющих стран по классификации ВТО
Десять основных принимающих стран Десять основных направляющих стран
Франция | Германия |
Испания | США |
США | Япония |
Италия | Великобритания |
Китай | Франция |
Великобритания | Италия |
Мексика | Австрия |
Венгрия | Нидерланды |
Польша | Канада |
Канада | Тайвань |
Достаточно трудно построить единую модель распределения международных туристских потоков, так как каждая страна имеет свои особенности. Помимо этого в каждое место назначения прибывают туристы из самых разных мест, пользующиеся различными транспортными средствами. Установлено, что 70-80% международных туристов прибывают в места назначения наземным транспортом, 20-30%-воздушным транспортом. Примерно 70% поездок совершается с целью отдыха, 30% из общего числа международных прибытий приходится на деловые поездки.
Наибольшее число международных туристов отправляется из стран с высоким экономическим развитием. За исключением Японии и Австралии, эти страны сосредоточены в Европе и Северной Америке, причем на долю Германии, США, Великобритании и Японии приходится почти половина всех расходов, связанных с международным туризмом. Особый интерес среди названных стран представляет Япония. В 90-х годах XX в. японцы стали активно заниматься международным туризмом. Ожидается, что Южная Корея, другие страны Юго-Восточной Азии последуют примеру Японии.
Каждая страна имеет свой типичный список наиболее предпочитаемых мест для туристских поездок; в этот список включены прежде всего соседние страны, а также США, Великобритания, Германия, Франция, Испания, Италия.
Путешествия на небольшие расстояния (т.е. в соседние страны) занимают важное место в развитии туризма; на их долю приходится до 40% общего числа международных туристских поездок.
В 80-е годы появился интерес к путешествиям на дальние расстояния, и эта тенденция сохраняется до настоящего времени, поскольку появился спрос на новые экзотические места туристского назначения, а тур-индустрия готова удовлетворить этот спрос. Благодаря современной технологии перелеты на дальние расстояния стали более доступны по цене и не занимают так много времени.
Европа продолжает удерживать лидерство по числу прибытий (табл. 5.4) международных туристов, и происходит это благодаря тому, что в Европе есть:
- ряд относительно небольших стран, находящихся по соседству, а это стимулирует многочисленные потоки туристов к краткосрочным путешествиям с пересечением границы;
-развитая туристская инфраструктура и высокий уровень транспортного обслуживания;
-природные и культурные достопримечательности мирового значения;
- разнообразный выбор турпродуктов - от отдыха на пляже до спортивного зимнего отдыха;
- подготовленный персонал;
- высокоразвитая экономическая база.
Постепенно доля участия Европейского региона в международной туристской деятельности сокращается, тем не менее предпринимается ряд попыток по развитию туристских зон в странах Восточной Европы, открытие Евро-Диснейленда, туннеля под проливом Ла-Манш и др.
В 2000 г. на долю американского региона приходилось более 74 от общего числа прибытий международных туристов. Вследствие обширности территорий США и Канады туризм в этих странах носит в основном внутренний характер. Около 30% всех международных туристских передвижений в этом регионе связано с пересечением границы между США и Канадой.
Популярность региона, включающего Восточную Азию и бассейн Тихого океана, неуклонно растет, в основном за счет Японии (политическая стабильность, новые авиамаршруты, обширная рекламно-пропаган-дистская деятельность, разработка новых инклюзив-туров и благоприятный курс обмена валюты). Помимо Японии наиболее популярными местами назначения в данном регионе являются Гонконг, Сингапур, Таиланд, Австралия и Южная Корея. Экономическое развитие этих стран позволило увеличить объем внутрирегионального передвижения туристов.
Африка как регион туристского назначения принимает немногим более 2% общего числа международных туристов, причем основной поток приходится на страны, расположенные в северной части континента.
В странах Ближнего Востока преобладает внутрирегиональное передвижение туристов. Туриндустрия в данном регионе находится в стадии застоя (за исключением ОАЭ) из-за неблагоприятных политических событий, военных действий и терроризма. Естественно, при таких условиях трудно реализовать туристский потенциал этого региона.
На долю Южной Азии приходится очень небольшая часть общего числа прибытий международных туристов, причем половина из них - туристы, приезжающие в Индию.
Как туристская дестинация огромным потенциалом обладает Китай.
По данным ВТО, в 2000 г. общий доход от туризма в мире составил 475,9 млрд дол. США, что на 4,5% больше, чем в 2000 г. В 1990 г. в 59 из 200 стран мира доходы от международного туризма составили более 1 млрд дол. США. Бесспорный лидер - США с доходом 74,9 млрд дол. На долю Испании, Франции, Италии пришлось около 30 млрд дол., Великобритания записала на свой счет 20 млрд дол., Германия, Австрия, Китай и Канада - по 10 млрд дол.
В 1998-2000 гг. Россия входила в число 30 стран по числу посетивших ее туристов, а по доходам от туризма не вошла в первые 40 стран мира. В 2000 г. доля России в мировых доходах составила менее 1%. Фактором, в наибольшей степени влияющим на величину въездного потока в Россию, является политическая нестабильность в обществе. Выездной туризм"из России значительно превышает въездной.
В настоящее время есть несколько перспективных направлений развития въездного туризма в Россию. На фоне традиционных бизнес-туризма и конгрессного туризма следует особо выделить экологический туризм (например, Карелия, Байкальский регион).