Функции стратегического менеджмента

План

Введение

1. Функции стратегического менеджмента

2. Компоненты анализа микросреды на примере ресторана «Пирамида»

Заключение

Список литературы

Введение

Для того, чтобы конкурировать в сложной и быстроизменяющейся сегодняшней обстановке, фирма должна определиться с теми, кто управляет разработкой стратегии - стратегическими менеджерами. Их задача - обеспечение деятельности всей организации по определенному направлению (часто их называют комплексными менеджерами). Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет) и занимают уникальное положение в компании, управляя всей организацией в стратегическом смысле.

Изменяющийся мир требует от стратегического менеджера определенной гибкости. Он должен быть готовым к маневру и адаптации к складывающейся обстановке. Это не означает, что фирма должна действовать без определенных целей, но надо быть готовым к их корректировке.

1. Функции стратегического менеджмента

Функция управления - обособленное направление управленческой деятельности. Анри Файоль - разработчик этой концепции, считал, что существует пять исходных функций [3]:

- планирование

- организация

- распорядительство

- координация

- контроль.

В современной литературе наиболее распространены:

- планирование

- организация

- распорядительство (командование)

- мотивация

- руководство

- координация

- контроль

- коммуникация

- исследование

- оценка

- принятие решений

- подбор персонала

- представительство

- ведение переговоров (заключение сделок).

Рассмотрим из них наиболее важные и взаимосвязанные функции стратегического менеджмента:

- планирование

- организация

- мотивация

- контроль.

Планирование.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь их.

По своей сути планирование отвечает на три основных вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время? (оценка руководством сильных и слабых сторон организации в областях финансов, маркетинга, производства, научных исследований и разработок, трудовых ресурсов для определения перспектив)

2. Куда мы хотим двигаться? (руководство определяет цели организации и что может помешать достичь, их оценивая возможности и угрозы в окружающей среде - конкуренция - клиенты, законы, политические факторы и т.д.)

3. Как мы собираемся это сделать? (руководство решает в общих чертах и конкретно, что должны делать сотрудники организации для достижения конкретных целей).

Итак, посредством планирования руководство устанавливает основные направления усилий и принятия решений для достижения общих целей организации.

Планирование в организации не представляет собой отдельного однообразного события в силу того, что:

- некоторые организации прекращают своё существование после достижения цели, ради которой они создавались, поэтому цели пересматриваются;

- непрерывность планирования обусловливается постоянной неопределенностью перспектив, так как события могут разворачиваться не так как они планировались, поэтому планы пересматриваются [2].

Организация.

Организовать - значит создать некую структуру.

- Для того чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать намеченной цели, необходимо структурировать большое количество различных элементов.

- Поскольку всякую работу выполняют люди, важным аспектом функции организации выступает определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из общего количества заданий, существующих в рамках организации.

Мотивация.

Задача функции мотивации - выявление побудительных мотивов деятельности каждого члена организации с целью адресного делегирования конкретных заданий.

Контроль.

Контроль обеспечивает организации действительное достижение своих целей.

Выделяют три этапа управленческого контроля:

1. Установление стандартов - точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах.

2. Измерение того, что было в действительности достигнуто.

3. Сравнений достигнутого с ожидаемым результатом.

4. Действие, если есть необходимость по корректировке отклонений от первоначального плана.

Для реализации всех четырёх функций стратегического менеджмента требуются следующие связующие процессы:

- Принятия решений (чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных решений, выбрав оптимальный вариант из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из возможностей и есть решение).

- Коммуникация - способность передавать абстрактные идеи; процесс обмена информацией, её смысловым содержанием между двумя или более людьми.

Принятие решений

Коммуникации

Кроме вышеуказанных, стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих специфических функций:

а) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;

б) определение средств достижение этих целей;

в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;

г) разработка соответствующих перспективных планов и программ.

Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Самыми главными, перспективными вопросами должен заниматься непосредственно генеральный директор или хозяин фирмы, которому могут помогать референты (штаб). В противном случае ему придется в конце концов уступить место другому лицу, фактически выполняющему данные функции.

Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы [2, c. 48].

Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.

2. Компоненты анализа микросреды на примере конкретного предприятия

Микросреда предприятия - это те субъекты, с которыми вы постоянно и непосредственно взаимодействуете: это ваши покупатели, поставщики, конкуренты, партнеры, контактные аудитории (спонсоры, средства массовой информации, консультанты, банки) и государственные органы.

Анализ микросреды предприятия необходим для разработки и внедрения инструментов антикризисного управления (прежде всего - тактических мероприятий).

Анализ влияния поставщиков как факторов микросреды для конкретного предприятия может сводиться к следующим элементам:

- анализу влияния изменения цен на ресурсы и сырье на функционирование предприятия;

- определению количества поставщиков предприятия;

- оценке надежности поставщиков;

- оценке возможности работы поставщиков предприятия с потенциальными конкурентами,

- анализу динамики уровня процентной ставки за товарный кредит

Анализ влияния потребителей может быть сведен к следующим конкретным действиям:

- определению возможности резкого изменения спроса на локальном и международном рынках;

- определению потребительских предпочтений;

- анализу покупательской способности, в том числе уровня доходов и сбережений населения;

- характеристике привычек, традиций и норм потребления на рынке;

- определению влияния появления товаров-заменителей на рынке на спрос на продукцию;

- оценке эластичности спроса;

- определению сегментов потребителей,

- анализу влияния goodwill фирмы на потребителей.

Анализ влияния конкурентов сводится к оценке и сравнению конкурентов в данной отрасли и конкурентов из других отраслей с данным предприятием и определяется:

- наличием или разработкой у конкурентов новых прогрессивных технологи и;

- качеством и конкурентоспособностью продукции конкурентов;

- позиционированием продукта конкурентов;

- принадлежностью конкурента к выгодно позиционируемой стратегической группе;

- уровнем издержек производства;

- рыночной долей, занимаемой конкурентом и количеством конкурентов;

- видом конкуренции на рынке;

- ценовой политикой конкурентов;

- ожидаемой стратегией конкурентов и ее влиянием на эффективность работы предприятия, находящегося в состоянии кризиса;

- организацией маркетинга и сбыта у конкурентов;

- организационной структурой и корпоративной культурой конкурентов;

- дифференциацией товара конкурентов.

Анализ влияния посредников может ограничиваться оценкой следующих элементов:

- цены организации и обслуживания внешней сбытовой сети,

- отдачи или эффективности работы сбытовой сети;

- динамики выручки от реализации;

- репутации фирмы агента

По результатам проведенного анализа микросреды формулируется общее заключение о состоянии предприятия.

В своей деятельности ресторан «Премьер» руководствуется следующим анализом влияний конкурентов.

Ресторанный бизнес г. Магнитогорска представлен крайне ограниченным количеством предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг общественного питания повышенного качества и уровня обслуживания. Вместе с тем, спрос на данный вид услуг стабилен, платежеспособен, низкоэластичен по цене и имеет некоторый потенциал роста.

Сравнительный анализ ресторанов и кафе-баров города Магнитогорска, максимально соответствующих предъявляемым к подобным заведениям требованиям, представлен в таблице 1.

При этом основную массу фирм-конкурентов в данном виде бизнеса составляют ночные клубы, бары и кафе-бары.

Ресторанный бизнес г. Магнитогорска в классическом виде представлен единственным в своем роде предприятием - рестораном "Магнитка".

Указанная фирма, на сегодняшний день, является основным конкурентом будущего ресторана, входящего в комплекс нового досугового центра.

Таблица 1

Услуги "Пирамиды" ориентированы, прежде всего, на потребителей с высоким и средним уровнем достатка, испытывающих потребность в услугах социального и развлекательного характера повышенного уровня обслуживания.

В соответствии с проведенным анализом существующего рынка аналогичных видов услуг можно условно выделить следующие основные группы потенциальных потребителей услуг ресторана:

 гости города;

 бизнесмены;

 иногородние бизнесмены;

 прочие потребители со средним и высоким доходом.

На сегодняшний день такую группу потребителей как "иногородние представители российского бизнеса и иностранные гости города" в основном составляют руководители и специалисты отечественных и зарубежных компаний, а также представители ведущих финансово-кредитных учреждений России и Западной Европы, пребывающие с деловыми визитами на ОАО "ММК". Потребители этой группы, как правило, нуждаются в комфортных условиях проживания и отдыха.

К группе "бизнесмены г.Магнитогорска", относятся руководители предприятий, организаций и фирм города, работники финансово-кредитных учреждений, прочие представители деловых кругов Магнитогорска, занимающиеся коммерческой деятельностью. Потребители этой группы, в основном, нуждаются в разнообразном досуге и комфортных условиях отдыха.

Прочую группу потребителей представляют жители г.Магнитогорска, имеющие средний уровень доходов. В этой группе находится наибольшее количество потребителей услуг, носящих массовый развлекательный характер.

Заключение

Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Функция управления - обособленное направление управленческой деятельности. В современной литературе наиболее распространены: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров (заключение сделок). Стратегический менеджмент как отрасль менеджмента выполняет все вышеуказанные функции, которые можно назвать общими.

Кроме вышеуказанных, стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих специфических функций: определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации; определение средств достижение этих целей; сегментация, то есть разделение общей цели на подцели; разработка соответствующих перспективных планов и программ.

Список литературы

1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по напр. спец. «Менеджмент» - М., 1998.

2. Герчикова, И. М. Менеджмент: Учебник. - М., 2005.

3. Забелин П.В., Моисеева Н.К., Основы стратегического управления. - М., 1999.

4. Зуб А. Стратегический менеджмент. – М., 2006.

5. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – М., 2004.

6. Петров А.Н. Статегическое планирование развития предприятия, учебное пособие. - СПб., 2001.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(22.2 KiB, 27 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!