Функции стратегического менеджмента

План

Введение            3
1. Функции стратегического менеджмента      4
2. Компоненты анализа микросреды предприятия на примере ОАО «Магнитогорский хлебокомбинат №1. Ситно»      9
Заключение            18
Список литературы          19

Введение

До середины XX столетия фирмы действовали преимущественно в условиях стабильного превышения спроса над предложением, неизменности внешней среды. Это позволяло им работать на основе текущих планов, составляемых исходя из поступающих заказов.
В 1950-е гг. темп изменений во внешней среде стал нарастать, но они еще оставались предсказуемыми путем экстраполяции. Здесь уже, наряду с текущим приходилось заниматься среднесрочным и долгосрочным планированием, составлять перспективные целевые программы.
В I960 - 1970-е гг. общий темп развития ускорился, а изменения в среде стали неожиданными. Это обусловило превращение долгосрочного планирования в стратегическое, которое исходило из будущих возможностей. Планирование стало осуществляться от будущего к настоящему на основе мнений экспертов и сложных математических моделей.
С начала 1970-х гг. изменения во внешней среде стали протекать столь стремительно и непредсказуемо, что перспективные стратегические планы перестали соответствовать потребностям хозяйственной практики. В дополнение к ним стали составляться стратегические программы, позволяющие оперативно учитывать эти изменения в текущих решениях.
В стратегических планах отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
Научный анализ феномена стратегического менеджмента немыслим в отрыве от теоретического багажа, методологических наработок и практического опыта, накопленных в последние десятилетия за рубежом и в России.

1. Функции стратегического менеджмента

Понимание задач и методов стратегического менеджмента можно углубить, если использовать ранее проведенное сопоставление стратегического и оперативного менеджмента. Между этими понятиями много общего, но существуют и важные отличия, главное из которых состоит в том, что стратегический менеджмент имеет дело с общим управлением организацией, в то время как оперативный менеджмент сосредотачивается на специфике управления функциональными отделами организации, такими, например, как финансовый, производственный отдел или отдел маркетинга. Отличие стратегического менеджмента от оперативного состоит также в его специфической методологической основе, видении организации как сложной системы в развитии. Такое развитие определяется множеством факторов как внешнего, так и внутреннего происхождения, взаимозависимостью структурных элементов и функций организации, поэтому им чрезвычайно трудно управлять, и тем более управлять в соответствии с жестким планом, в котором учитывались бы все детали и частные аспекты поведения групп людей организации вплоть до отдельных индивидов. Стратегический менеджмент - эта область господства «мягких» организационных проблем, а попытки управлять ими как «жесткими» ведут к неудачам и провалам. Таким образом, эффективное управление организацией включает как эффективный стратегический, так и эффективный оперативный менеджмент [1, c. 23].
Какие преимущества дает управленцам (прежде всего высшего звена) знание стратегического менеджмента? Кроме того, что стратегический менеджмент заставляет всерьез задумываться о будущем организации, он позволяет:
• формулировать на рациональной основе возможные стратегии и определять, в какой мере подходит организации та или иная стратегия;
• находить альтернативные пути развития бизнеса, чтобы выбрать оптимальный из них;
• развивать умение ориентироваться в будущем, что приводит к систематическому учету возможных последствий тех или иных решений;
• более эффективно и грамотно размещать ресурсы организации;
• понимать природу и значение неопределенностей и рисков в развитии бизнеса;
• использовать методологию системного подхода в решении организационных проблем и на этой основе развивать более эффективное Управление;
• связывать в единый комплекс взаимозависимых элементов процессы коммуникации, координации и контроля в рамках организации как целого;
• стимулировать мотивацию и энтузиазм сотрудников, определять миссию организации и добиваться понимания значения достижения организационных целей для индивидуального развития и роста сотрудников;
• преодолевать сопротивление переменам, формировать инновационную организационную культуру.
Стратегический менеджмент развивает широту управленческого мышления руководителей, делает их более полезными для организации. Руководители, имеющие знания и навыки в области стратегического менеджмента, имеют больше шансов добиться быстрого роста по служебной лестнице. А начинающим руководителям стратегический менеджмент позволяет достаточно быстро понять, как работает организация, какова взаимосвязь ее структурных компонентов, какова роль отдельных индивидов в принятии важных организационных решений [3, c. 42].
Для того, чтобы конкурировать в сложной и быстроизменяющейся сегодняшней обстановке, фирма должна определиться с теми, кто управляет разработкой стратегии - стратегическими менеджерами. Их задача - обеспечение деятельности всей организации по определенному направлению (часто их называют комплексными менеджерами). Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет) и занимают уникальное положение в компании, управляя всей организацией в стратегическом смысле.
Изменяющийся мир требует от стратегического менеджера определенной гибкости. Он должен быть готовым к маневру и адаптации к складывающейся обстановке. Это не означает, что фирма должна действовать без определенных целей, но надо быть готовым к их корректировке.
Функция управления - обособленное направление управленческой деятельности. Анри Файоль - разработчик этой концепции, считал, что существует пять исходных функций [3]:
- планирование
- организация
- распорядительство
- координация
- контроль.
В современной литературе наиболее распространены:
- планирование
- организация
- распорядительство (командование)
- мотивация
- руководство
- координация
- контроль
- коммуникация
- исследование
- оценка
- принятие решений
- подбор персонала
- представительство
- ведение переговоров (заключение сделок).
Рассмотрим из них наиболее важные и взаимосвязанные функции стратегического менеджмента:
- планирование
- организация
- мотивация
- контроль.
Планирование.
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь их.
По своей сути планирование отвечает на три основных вопроса:
1. Где мы находимся в настоящее время? (оценка руководством сильных и слабых сторон организации в областях финансов, маркетинга, производства, научных исследований и разработок, трудовых ресурсов для определения перспектив)
2. Куда мы хотим двигаться? (руководство определяет цели организации и что может помешать достичь, их оценивая возможности и угрозы в окружающей среде - конкуренция - клиенты, законы, политические факторы и т.д.)
3. Как мы собираемся это сделать? (руководство решает в общих чертах и конкретно, что должны делать сотрудники организации для достижения конкретных целей).
Итак, посредством планирования руководство устанавливает основные направления усилий и принятия решений для достижения общих целей организации.
Планирование в организации не представляет собой отдельного однообразного события в силу того, что:
- некоторые организации прекращают своё существование после достижения цели, ради которой они создавались, поэтому цели пересматриваются;
- непрерывность планирования обусловливается постоянной неопределенностью перспектив, так как события могут разворачиваться не так как они планировались, поэтому планы пересматриваются [2].
Организация. Организовать - значит создать некую структуру.
- Для того чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать намеченной цели, необходимо структурировать большое количество различных элементов.
- Поскольку всякую работу выполняют люди, важным аспектом функции организации выступает определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из общего количества заданий, существующих в рамках организации.
Мотивация. Задача функции мотивации - выявление побудительных мотивов деятельности каждого члена организации с целью адресного делегирования конкретных заданий.
Контроль. Контроль обеспечивает организации действительное достижение своих целей.
Выделяют три этапа управленческого контроля:
1. Установление стандартов - точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах.
2. Измерение того, что было в действительности достигнуто.
3. Сравнений достигнутого с ожидаемым результатом.
4. Действие, если есть необходимость по корректировке отклонений от первоначального плана.
Для реализации всех четырёх функций стратегического менеджмента требуются следующие связующие процессы:
- Принятия решений (чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных решений, выбрав оптимальный вариант из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из возможностей и есть решение).
- Коммуникация - способность передавать абстрактные идеи; процесс обмена информацией, её смысловым содержанием между двумя или более людьми.
Кроме вышеуказанных, стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих специфических функций:
а) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;
б) определение средств достижение этих целей;
в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;
г) разработка соответствующих перспективных планов и программ.
Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

2. Компоненты анализа микросреды предприятия (на примере ОАО ММК-МЕТИЗ)

ОАО «Магнитогорский хлебокомбинат №1. Ситно» с 1997 года входит в состав крупной продовольственной компании «Ситно».
Основные производства комбината:
• мукомольное
• комбикормовое
• выпечка.
Комбинат хлебопродуктов – основной поставщик муки для жителей нашего города и области. Продукция предприятия пользуется спросом в 17 регионах России.
В 1953 г. - построена обойная мельница.
В 1958 г. - пущены две очереди элеватора, силосы для хранения зерна.
В 1961 г. - построен комбикормовый цех.
В 90-е годы проведены реконструкции элеватора, построен новый комбикормовый завод производительностью 650 кг/сутки. Осуществлено техническое перевооружение сортовой мельницы.
В 2002 г. предприятие одним из первых в городе Магнитогорске получило Сертификат соответствия международным стандартам качества ИСО - 9002.
В 2003 г. запущена новая мельница, производительностью 150 тонн высококачественной муки в сутки, с установлением итальянского мельничного оборудования. В марте 2003 пущена немецкая линия фасовки муки. Осенью 2003 смонтирована линия по выпуску витаминизированной муки.
В мукомольном производстве – введена в эксплуатацию линия дополнительной очистки зерна в рабочей башне элеватора; введена линия затаривания 5-10 кг упаковки муки; организованы две новые точки отгрузки готовой продукции в мешках выдвижным транспортером в мучных складах №1 и №2.
С января 2006 г. был изменен дизайн упаковки всего ассортиментного ряда мукомольной продукции; осуществлена модернизация линии по производству блинной и докторской муки, что позволяет предприятию сегодня вырабатывать данный ассортимент независимо от работы мельницы.
В плане долгосрочной реконструкции комбината заключен контракт с представителями швейцарской фирмы «Бюлер» на реконструкцию размольного отделения мельницы №1 производительностью 300 тонн в сутки. Подписан контракт с руководителем итальянской фирмы «Имеко» на поставку карусельно-весовыбойной установки для мучного склада БХМ и комбикормового производства.
С января 2006 г. фабрика начала выпускать нежнейшие вафельные подушечки, аналогов которым нет в России. На сегодняшний день в продаже можно увидеть подушечки с 4 замечательными вкусами - клубничные, молочные, шоколадные и ореховые. Помимо этого еще несколько новых вкусов находятся на стадии разработки и скоро будут представлены потребителю.
Для удовлетворения постоянно растущих запросов потребителей фабрика увеличила свои мощности. Так 26 декабря 2007 г. в вафельном цехе была введена в работу третья линия по производству превосходной хрустящей трубочки, 1 апреля 2008 г. - четвертая.
В конце июля 2007 года появились на свет хрустящие вафельные батончики в яркой, красочной упаковке - это 30 г наслаждения различными вкусами: шоколадный, карамельный, крем-брюле и клубника со сливками.
В кондитерском цехе фабрики постоянно обновляется ассортимент тортов. Чтобы доставить радость сладкоежкам наши кондитеры представляют новинки: великолепный торт «Варвара» с вареным сгущенным молоком и грецкими орехами, сферические торты «Люкс» и «Дынный».
Следуя новым веяниям, ассортимент хлеба фабрика количественно и качественно многократно выросла. Технологи предприятия освоили производство некоторых видов хлебов: это и великолепный итальянский национальный хлеб «Чиабатта» для гурманов, содержащий в себе множество полезных заквасок и культур, улучшающих пищеварение, и «Сырный с кунжутом» с добавлением натурального сыра, а также хлеб «Австрийский», который отличается весьма пикантным вкусом, благодаря добавлению целого букета пряностей.
Для тех, кто заботится о своей фигуре предприятие предлагает новые легкие, низкокалорийные сорта хлеба, такие как: хлеб «Домашний вкусный», батон «К обеду» с маком, «Хлебушко», «Лучик, «Тыквита» и т. д. В целом технологи хлебного производства фабрики придерживаются принципа: «Меньше тяжелого мякиша - больше хрустящей корочки!»
Благодаря новой красочной картонной упаковке вафельная продукция может служить не просто лакомством к чаю, но и отличным подарком. В процессе разработки находится вафля в не менее красивой и эстетичной упаковке из цветной пленки.
Результатом участия в X Межрегиональной выставке продуктов питания и напитков «ПРОДЭКСПО Южный Урал-2007», проходившей с 21 по 24 марта 2007 г. в городе Челябинске, стал диплом с вручением медали за вафельные шоколадные подушечки «Съешь-ка!».
На предприятии успешно внедряется Система Менеджмента Качества - ISO 9001:2000.
В табл. 1. представлены данные по производству и реализации основных видов продукции ОАО «Магнитогорский хлебокомбинат №1. Ситно» за период 2005 – 2007 гг.
Таблица 1

Производство и реализация основных видов продукции в 2005 – 2007 гг.
Продукция
Ед. изм. 2005 г.
2006 г.
2007 г.

Мука Млн. руб. 92 144 195
Хлебобулочная продукция Млн. руб. 83 69 111
Комбикорм Млн. руб. 89 104 117

Анализ данных табл. 1. позволяет сделать вывод об увеличении объемов производства и реализации основных видов продукции.
Таким образом, расширение деловой активности предприятия  характеризуется постоянным приростом производства товарной продукции. Данная продукция находит широкий спрос на внутреннем рынке, однако по основным продуктам предприятие подвергается конкуренции с разных сторон.
К прямым конкурентам можно отнести фирмы, выпускающие аналогичные продукты с похожими показателями, такие как ОАО «Русский хлеб», ООО «Мирель», и другие.
Магазин «СИТНО» - единственный магазин, в котором можно купить новый витаминизированный сорт хлеба, выпускаемый хлебокомбинатом.
Магазин - фирменный магазин ЗАО «Ситно», был открыт в 2003 году на улице Московской. Здание магазина объединяет в себе непосредственно магазин - передняя часть здания, выходящая на улицу, и цеха по выпечки хлеба – задняя часть строения. Первоначально магазин рассчитывался как специализированный магазин по торговле хлебом и хлебопродуктами, однако вскоре были добавлены обычные для продуктовых магазинов широкого профиля мясной, молочный отделы. На территории магазина функционирует мини-кафе и фруктовый отдел.
На настоящий момент магазин «СИТНО» успешно функционирует. Доказательством этого можно назвать и проведенный недавно косметический ремонт фасада здания.
Причиной успешной деятельности магазина можно считать то, что с изменением экономической ситуации в стране фирма смогла вовремя переориентироваться на более широкий круг потенциальных покупателей. Для этого узкая специализация магазина – только хлебобулочные изделия – была расширена до продовольственного магазина широкого профиля. На территории торгового зала также открылся фруктовый ларек.
Причиной такого расширения стало изменение ситуации в отрасли, когда узко специализированные магазины не могут выжить. Наличие в городе большого числа конкурентных производителей хлебопродукции и хлебных магазинов не позволяет проводить независимую ценовую политику, чрезмерное расширение ассортимента не окупает себя. Поэтому выходом стало превращение в продовольственный магазин широкого профиля с сохранением доминирующего хлебобулочного направления.
Магазин «СИТНО» предоставляет покупателям широкий ассортимент хлебобулочных изделий. Отличительной чертой и достоинством является то, что с момента выпечки до поступления в продажу проходит минимальный отрезок времени.
Одна из наиболее популярных услуг – выпечка тортов на заказ, покупатель может выбрать как «вид», т.е. его вкусовые качества, так и его оформление – надпись кремом, слова поздравление и т.п.
Работающее в торговом зале магазина мини-кафе – это 2 столика, за которыми посетители могут перекусить. Ассортимент в кафе небольшой, но всегда есть большой выбор пирожных, напитков, горячие чай или кофе, пицца и т.п.
Город насыщен продовольственными магазинами, особенно это относится к ярмаркам, фруктовым и овощным лоткам, хлебным магазинам и ларькам. В каждом микрорайоне города работает не менее одного крупного и 2-3 небольших магазинов, в котором покупатели могут приобрести хлебобулочную продукцию. Цены держатся примерно на одном уровне, немного варьируясь в зависимости от района города, престижности магазина. Однако, несмотря на множество конкурирующих магазинов, острой конкурентной борьбы за покупателя нет. Это обуславливается разделом рынка на географические, территориальные сегменты – по микрорайонам, участкам улиц, т.к. люди чаще всего покупают хлеб в одном и том же месте – в магазине, находящемся по дороге с работы домой или по месту жительства. В результате раздела рынка на столь многочисленные и мелкие сегменты, ни один магазин не может произвольно завышать цены, не терпя крупных убытков. Но все вышесказанное не означает, что конкурентной борьбы нет совершенно.
Проведем анализ конкурентного положения магазина на продуктовом рынке микрорайона «Московский».
В табл. 2 приводятся наиболее распространенные параметры, характеризующие основные факторы конкурентоспособности магазина «Ситно». Каждому из этих параметров даны количественные оценки (от 0 до 5).
Таблица 2

Оценка микросреды магазина «Ситно» в сравнении с конкурентами
Факторы конкурентоспособности

 Фирменный магазин «Ситно» Гипермаркет
Патерсон Магазин
«Авоська»
1 2 3 4
Ассортимент 4 5 2
Качество 4 4 3
Упаковка 4 5 3
Свежесть 5 3 3
Прейскурантная 4 4 4
Система скидок 4 5 4
Акции 4 5 0
Местоположение 5 5 3
Степень охвата рынка 5 5 1
Складские запасы 5 4 2
Транспортировка 5 4 2
Реклама на радио 1 5 0
Печатная реклама 3 3 0
Реклама на телевидении 2 5 0
Ярмарки 4 0 0
Средний балл 3,9 4,1 1,8

Кратко проанализируем представленные в таблице данные.
В микрорайоне металлургов по ул. Московской расположены три продуктовых магазина: «Ситно», «Авоська», «Паттерсон».
Паттерсон является филиалом крупной федеральной сети продуктовых магазинов с налаженной складской базой, логистической цепочкой, рекламными акциями, системами скидок. Тем не менее, расположение торгового центра не совсем удачное – он расположен довольно далеко от центральных дорог города, общественный транспорт к магазину не ходит.
Магазин «Авоська» - частный магазин индивидуального предпринимателя, занимающий помещение двухкомнатной квартиры в одном из новых домов микрорайона металлургов по ул. Московской. У данного магазина небольшой круг покупателей, скромный выбор товаров (самое необходимое), продукты закупаются на продуктовых базах по ул. Московской. Магазин не участвует в рекламный акциях, ярмарках, не предоставляет скидок.
Магазин фирмы «Ситно» располагается прямо по ул. Московской рядом с автобусной остановкой. Магазин принимает участие в продуктовых ярмарках, проводит рекламные кампании, организует дегустации для посетителей.
Как видим, лидером является супермаркет «Патерсон», однако его конкурентные преимущества не такие значительные, что предоставляет магазину «Ситно» при грамотно построенной рекламной кампании возможность ликвидировать разрыв.
Рынок сбыта продукции и потребления услуг, предлагаемых магазином «СИТНО» можно сегментировать по следующим признакам. Во-первых, это географическое положение. Люди, живущие в пределах этого микрорайона несомненно являются более чем вероятными покупателями. Кроме того, они – постоянные покупатели, что очень важно для постоянного размера сбыта.
Второстепенным рынкам по целевому признаку является весь остальной город, поскольку жители других микрорайонов и районов могут заезжать в магазин по пути на оз. Банное и Соленое, в сады. Единственным поводом приехать специально сюда может стать заказ торта, однако с ростом все большого числа магазинов, предлагающих аналогичную услугу, число таких покупателей снижается.
Вторым признаком, по которому можно сегментировать рынок для магазина «СИТНО», является поведенческий признак. Многие покупатели приобретают хлеб именно в «СИТНО» потому, что это один из дешевых магазинов города, это вошло у них в привычку, то есть основной сегмент рынка по поведенческому признаку – «традиционный покупатель». Второстепенный рынок – «престижный покупатель». Например, торты, которые делают на заказ в «СИТНО» дороже, чем в мелких частных магазинах или столовых, но более престижны, тем более, что виден профессионализм внешнего оформления.
Основными целями магазина являются:
- улучшение имиджа и повышение популярности магазина
- увеличение числа повторных покупок, то есть превращение магазина в основной продуктовый магазин микрорайона
- улучшение соответствия ассортимента продукции и желаний покупателей
Поскольку в сфере продовольственной торговли, тем более такого широко распространенного продукта, как хлеб, трудно придумать что-то совершенно новое, то уникальность магазина «СИТНО» состоит именно в спектре предлагаемых дополнительных услуг:
- быстрое изготовление тортов, праздничных караваев и другой выпечки на заказ с профессиональным их художественным оформлением:
- «фирменные» сорта хлеба, которые создают магазину круг постоянных клиентов – покупателей именно этого сорта хлеба;
- большой ассортимент хлебобулочных изделий;
- возможность купить еще горячий хлеб,  «прямо из печи»;
- услуги мини-кафе.
Взятые в отдельности, эти услуги можно найти в различных магазинах, но именно совокупность услуг привлекает к магазину «СИТНО» дополнительных покупателей.

Заключение

Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.
Функция управления - обособленное направление управленческой деятельности. В современной литературе наиболее распространены: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров (заключение сделок). Стратегический менеджмент как отрасль менеджмента выполняет все вышеуказанные функции, которые можно назвать общими.
Кроме вышеуказанных, стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих специфических функций: определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации; определение средств достижение этих целей; сегментация, то есть разделение общей цели на подцели; разработка соответствующих перспективных планов и программ.

Список литературы

1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по напр.  спец. «Менеджмент» - М., 2005.
2. Герчикова, И. М. Менеджмент: Учебник. - М., 2005.
3. Забелин П.В., Моисеева Н.К., Основы стратегического управления. -    М., 1999.
4. Зуб А. Стратегический менеджмент. – М., 2006.
5. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – М., 2004.
6. Петров   А.Н.   Стратегическое   планирование   развития   предприятия, учебное пособие. - СПб., 2001.
7. Сушняков В. Стратегия развития компании. – М., 2002.

(21.5 KiB, 29 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!