Функции менеджмента в туризме
Основные функции менеджмента - организация производства продукции и управление им. В туризме, как и в других областях деятельности, выполняются определенные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме этих функций существуют еще связующие функции - принятие решений и коммуникации.
При планировании туристской деятельности предприятия часто составляют бизнес-план, хотя существуют страны, например Германия, где такая форма планирования не используется.
Если говорить об организации как о функции в туризме, то сюда можно отнести построение организационных структур, распределение функциональных и должностных обязанностей, а также организацию самой деятельности. Организационную функцию выполняет менеджмент и на уровне предприятия, и на уровне региона или даже страны. На предприятиях туризма главным образом распространена иерархическая структура управления, а именно ее разновидность - организационно-функциональная, или линейно-функциональная, структура. Мировые гостиничные цепи, работающие не по франшизе, имеют дивизиональную региональную структуру управления.
Важнейшей функцией в менеджменте является мотивация. Мы можем говорить как о мотивации персонала, так и о мотивации топ-менеджеров предприятия, руководителей региона или страны. Например, чем могут быть мотивированы руководители определенного региона, принимая решение участвовать или не участвовать в турвыставке, выпускать или нет рекламный ролик или видеофильм о регионе, печатать или нет буклет, инвестировать собственные средства в строительство гостиниц или приглашать иностранных инвесторов. Все это заставляет очень внимательно относиться к мотивации.
Говоря о менеджменте или об управлении в целом, нельзя не упомянуть о контроле. Иногда эту функцию объединяют с другой - с функцией реализации. Контроль очень важен. Так, при франшизе в гостиничном предприятии франшизодатель жестко контролирует уровень сервиса, качество услуг и остальные параметры работы франшизополучателя. Если существует малейшее отклонение от требуемых условий, в лучшем случае делаются замечания и устанавливаются сроки по устранению недостатков, в худшем случае договор расторгается.
Одной из связующих функций, как уже упоминалось, является принятие решений. В туризме эта функция приобретает особое значение. Менеджер в турфирме, да и в гостинице, ежечасно, иногда и ежеминутно, должен принимать ответственные решения. Два одинаковых ваучера на поселение в гостиницу, которая в данный момент не имеет свободных мест, забастовка авиадиспетчеров, из-за которой откладываются или отменяются рейсы, внезапная болезнь клиента - примеры можно приводить бесконечно.
Еще одной связующей функцией, названной выше, является коммуникативная функция. В туристской отрасли она также очень важна. Менеджеры и в турфирмах, и в гостиницах постоянно поддерживают коммуникации между собой, с клиентами, с партнерами и т.д.