Функции и структура современного рынка

Содержание

1. Функции и особенности функционирования рынка
2. Структура рынка: теория и практика
3. Выводы
Список используемой литературы

1. Функции и особенности функционирования рынка

Рынок - понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. В упрощенном, узком понимании рынок можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. Характерно, что в бытовом представлении советских люде и рынок как место купли-продажи ассоциировался прежде всего с колхозными продовольственными рынками, рынками сельскохозяйственной и кустарной продукции, а также с базарами и ярмарками. Магазины розничной и оптовой торговли не принято было называть рынками. Отсюда искаженное, суженное представление о рынке даже в простейшем понимании этого слова. Ведь если рынок есть место купли и продажи, то нет разницы, в каком здании, под какой крышей или просто на вольном воздухе происходит торговля.
В более обобщенном смысле рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они происходят. В данном случае рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца с покупателем и характеризуется многими экстерриториальными признаками, такими, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый).
В процессе  регулирования  общественного воспроизводства рынок выполняет шесть функций:
Информационная. Распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.
Посредническая.  В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могу обмениваться  результатами своего труда.
Стимулирование эффективного  хозяйствования,  рационального использования органических ресурсов человеком и обществом. С помощью механизма равновесных цен: а) максимально  оптимально  формируются  структурные  пропорции и объем производства; б) обеспечивается  рациональное распределение органических производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции.
Распределение и обмен.  Обеспечивается распределение и об-мен между группами общества.
Пропорциональность. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.
Санирование.  Через  механизм  конкурентной  борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.
Наиболее ярко все функции рынка проявляются в его конкурентной модели. Чистая конкуренция характеризуется большим числом независимых фирм производящих стандартизированный продукт. При чистой конкуренции фирмы и ресурсы в своем движении могут перемещаться из одной отрасли в другую, т.е. могут переходить от производства одной продукции к производству другой продукции.
Такое перемещение капиталов в долговременном временном отрезке формирует общую тенденцию к уравниванию издержек производства на единицу стандартизированной продукции. Происходит своего рода обобществление издержек производства в соответствующих сферах производства. Не менее важной тенденцией в чистой конкуренции является минимизация издержек производства. При установлении средней рыночной цены каждая фирма будет иметь больше прибыли при снижении издержек производства. Такие тенденции со стороны производителей ведет к рациональному распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение потребителей. Само снижение издержек производства в этом случае предполагает использование в производстве более прогрессивной технологии, более эффективной организации и управления делами фирмы. В чистой конкуренции вырабатывается опыт в приспособлении производства к потребностям потребителей, покупающих традиционные товары.
Чистая конкуренция в рыночной экономике, тем не менее, не может решить многие вопросы развития производства. Режим свободной конкуренции не может решить рациональное распределение доходов. Конкурентная система цен не оказывает влияние на развитие многих важных производств, какими являются предприятия, работающие на оборону, развития государственных структур, обеспечивающих нормальное функционирование государственных и общественных организаций, стоящих на служб рыночной экономики (подготовка кадров, регулирование работы различных рынков, контроль за состоянием окружающей среды и т.п.).
Конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности.
Рыночная конкуренция за выживание и экономическое процветание между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.
Конкуренция, как она себя проявляла во все времена, представляется как "война всех против всех". Эта война выглядит так:
Первый фронт мы видим среди продавцов, цель которых продать свои продукты недорого. Побеждает тот, кто может без ущерба для своего бизнеса, продать товар дешевле.
Второй фронт развертывается в рамках взаимодействия покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто может предложить за товар более высокую цену.
Третий фронт - это взаимодействие объединенных продавцов с объединенными покупателями. Выигрывает тот фронт, который оказывается более сплоченным в проведении своей политики в отношении уровня цен. Исходом указанной борьбы в тот или иной период является установление общей цены на однородные продукты. Конкуренция в данном случае выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены, устанавливает общественные цели.
Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных сторонах, является важным элементом рыночного механизма саморегулирования.
Рынок является индикатором общественно необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ. С другой стороны рынок сигнализирует о состоянии и потенциальных возможностях общественного производства в созидании необходимых обществу материальных благ.
В рыночной конкуренции проявляется действие закона стоимости. Под его воздействием одни производители товаров успешно  выдерживают противодействие своих конкурентов и прогрессируют в своем развитии, другие разоряются и сходят со сцены участников рыночной конкуренции.
Свободная конкуренция дает возможность товаропроизводителю прибегать к самому действенному способу выживания - применению более совершенной техники, технологии, организации и управления производственной деятельности. Эта сторона в рыночной конкурентной борьбе приобретает всеобщее значение, поскольку все производители товаров понимают роль производительности труда, стремятся прибегать к этой мере повсеместно. Поэтому развитие производительных сил общества, общественной производительности труда и закона стоимости, и закона конкуренции находятся в органической взаимосвязи. Историческое развитие народного хозяйства всех стран мира подтвердило эту взаимозависимость. Но еще в большей мере опыт развитых стран с рыночной экономикой показал, что игнорирование одного из трех указанных законов ведет к параличу всей системы взаимодействия указанных законов.

2. Структура рынка: теория и практика

По своей структуре рынок представляет собой такой способ связи или отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег, и, следовательно, регулятором экономических отношений выступают здесь цены. Хотя обмен товаров происходил во всех прежних укладах, но господствующее положение рынок приобрел в капиталистическом обществе, поскольку здесь товаром становится также рабочая сила, продаваемая на рынке труда.
В рыночном хозяйстве все имеет свою цену. Продавая продукт своего труда, вы получаете за него деньги, на которые покупаете нужные товары. При этом цены на рынке устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Когда спрос на товар возрастает, рынок немедленно на это реагирует повышением цен. Таким образом, покупатель своими деньгами как бы "голосует" за увеличение производства нужного ему товара. Производитель, получая этот сигнал на рынке, стремится удовлетворить возросший спрос, поскольку это принесет ему дополнительный доход. Если товара на рынке оказывается слишком много, то цены на него падают, и это заставляет производителей уменьшить его выпуск. Таким путем достигается координация поведения производителей и потребителей, которая не требует никаких разрешений и директив от какого-либо планирующего или руководящего центра.
Создается впечатление, что рыночный механизм функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется путем проб и ошибок. Производителю трудно сразу определить точно спрос, несмотря на всевозможные способы изучения конъюнктуры рынка. Поэтому, если его расчет оказывается неверным, то ошибка исправляется рынком: при дефиците цена на товары повышается, при перепроизводстве, напротив, падает. Такая корректировка приводит к установлению равновесной, стабильной цены. Однако она не остается неизменной на протяжении длительного времени, поскольку с изменением конъюнктуры на рынке достигнутое равновесие сменяется неравновесием, которое в свою очередь приводит к новому равновесию, и такого рода циклы постоянно повторяются.
Говоря о рыночном регулировании, мы имеем в виду идеализированный рынок, в котором господствует свободная конкуренция. Для краткости будем называть его конкурентным рынком. Создатели классической экономической теории, начиная от Адама Смита и кончая Джоном Стюартом Миллем, ориентировались именно на такой рынок, ибо в то время монополии не могли еще оказывать решающего влияния на установление цен на рынках.
Для экономики одинаково ненормальным является как чрезмерное превышение спроса над предложением, так и чрезмерное превышение предложения товаров над их спросом. В первом случае будет ощущаться хронический дефицит товаров, во втором случае - оседание товарных масс в каналах обращения, их затоваривание.
Важно отметить, что производство товаров должно удовлетворять растущий на них спрос и соответствовать его изменениям. Нетрудно видеть, что необходимо некоторое превышение предложения над спросом. Оно необходимо для обеспечения бесперебойной торговли. Это превышение должно иметь рациональные границы. Оно складывается из следующих элементов:
1) прирост запасов товаров, обеспечивающих бесперебойность торговли,
2) объем возмещения убыли товаров в сфере обращения. Сюда относятся усушка, утруска, бой во время пути, во время приемки, при хранении, в процессе отпуска;
3) величина уценки неходовых и залежалых товаров;
4) дополнительное количество товаров, равного сумме запланированного снижения цен. Предложение товаров должно быть увеличено на сумму снижения цен;
5) прирост централизованного резерва товаров на случай неурожаев, изменения договоров контрактации, заказов и заявок предприятий;
6) отрицательная величина экспортно-импортного сальдо.
Формирование рынка представляет длительный исторический процесс, органически связанный с развитием и углублением общественного разделения труда. В современных условиях общественное воспроизводство обслуживает система рынков:
1) рынок товаров. Он делится на рынок средств производства и рынок предметов потребления;
2) рынок рабочей силы. Превращение рабочей силы в товар приводит к образованию рынка рабочей силы. Характерная его черта - постоянное превышение предложения рабочей силы над спросом на нее;
3) рынок ссудных капиталов:
4) рынок ценных бумаг (акций, облигаций). Он опосредствует движение промышленного капитала;
5) рынок патентов и лицензий. В условиях научно-технической революции он развивается быстрыми темпами, поскольку быстро растет число изобретений и научных открытий;
6) рынок услуг (инновационных, технических, коммунально-бытовых).
На рынке потребительских товаров происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. Иногда на таком рынке покупателями могут быть предприятия, фирмы, государственные организации, приобретающие, например, машины, бытовую технику, канцелярские товары и т. д.
В зависимости от объектов продаж такой товарный рынок подразделяется на рынок продовольственных товаров и промышленных товаров. Рынок продовольственных товаров, или продовольственный рынок, как ясно из названия, предназначен для продажи продавцами и приобретения покупателями продуктов питания, продовольствия. На этом рынке торгуют всем, чем питаются люди и животные, а также товарами, из которых приготавливается пища. С определенной степенью условности к рынку продовольственных товаров относят продажу табачных и винно-водочных изделий. Рынок продовольственных товаров может в свою очередь делиться на разные рынки: мясной, молочный, хлебный, рыбный, овощной.
Рынок промышленных (непродовольственных) потребительских товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, предметы хозяйственного обихода, мебель, культтовары, книги и письменные принадлежности, лекарства, отдельные виды строительных материалов, транспортные средства личного и семейного пользования и другие товары аналогичного назначения. Рынок промышленных товаров, как и потребительский рынок, в целом можно подразделить на огромное количество рынков товаров по отраслевому признаку.
Рынок услуг (бытовых, коммунальных, информационных) охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, бани, транспортные услуги, услуги связи, охрана), коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир) и прилегающие к ним услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат, оповещение, подготовительное обучение). Наряду с перечисленными этот рынок включает множество других работ и услуг для населения.
Чаще всего субъектами этого рынка выступают предприятия и фирмы, производящие услуги, но велика роль государства в качестве заказчика, а иногда и продавца таких услуг, как образование, здравоохранение, оборона. Пользователями этих услуг выступают домашние хозяйства, фирмы, иногда само государство.
Энергично происходит и становление рынка информационно-консультационных услуг, зародыши которого в виде торгово-посреднических услуг, дополнительного обучения, подготовки к поступлению в высшие учебные заведения существовали и в централизованной экономике советского типа.
Предмет особого внимания представляет распространение рыночных отношений и механизмов на виды деятельности, которые ранее было принято именовать услугами культуры, образования, здравоохранения. С современных позиций создание и распространение духовно-образовательного, социально-культурного продукта, включая поддержание здоровья, следует относить не к услугам, а к самостоятельной форме деятельности.
Рынок недвижимости охватывает в качестве объекта продаж недвижимость в виде прежде всего двух основных товаров - жилья и земли. Рынок жилья распространяет свое действие на жилые помещения. Купля-продажа жилья - относительно новое явление в бывшей советской экономике, где жилая площадь находилась в основном в государственной и кооперативной собственности и, следовательно, не могла свободно продаваться и покупаться. Существовали лишь обменный рынок и купля-продажа частных домов и квартир. Приватизация и переход к частной собственности значительно расширили возможности купли-продажи жилья, постепенно формируется и рынок жилой площади. Возникли организации, торгующие жильем, квартиры и дома стали объектом продажи на аукционах, биржах.
Рынок непроизводственных зданий и сооружений, имущественных ценностей, используемых в социально-культурной сфере, образует основу рынка недвижимости. Рынок недвижимости частично функционировал в российской экономике советского периода, однако в весьма ограниченных масштабах. Огромный спрос на здания, помещения, имущественные ценности, порождаемый созданием новых организационно-правовых и, в частности, предпринимательских структур наряду с Приватизацией объектов государственной собственности, во многом способствовал созданию и расширению зоны действия подобных рынков в России.
Особой категорией рынка недвижимости выступает земля как объект личной собственности, приобретаемой домашними хозяйствами для непроизводственного назначения.
Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов и факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие, как земля (естественные ресурсы), капитал (инвестиционные ресурсы), труд, и промежуточные, представляемые предприятиями другим предприятиям (полуфабрикаты). Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами. Определенное участие в этом рынке принимает государство. В основе функционирования такого рынка лежат те же принципы, что и в основе функционирования потребительских рынков, но с некоторыми оговорками, вызванными тем, что спрос на ресурсы, предъявляемый фирмами, зависит от спроса на конечные товары и услуги и фактически как бы порождается им, поэтому спрос фирм на производственные факторы принято называть производным спросом.
Рынок средств производства может быть назван рынком физического капитала, это исключительно обширный рынок, в сферу действия которого попадают все материально-технические объекты, участвующие в производстве прямо или косвенно. Поэтому он состоит из трех рынков. Это, во-первых, рынок купли-продажи производственных зданий и сооружений; во-вторых, рынок машин, технологического оборудования, приборов, аппаратов производственного назначения; в-третьих, рынок сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, посредством которых изготовляется продукция.
Рынок рабочей силы - это свободная продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Такой рынок корректнее называть рынком труда и рабочих мест. Обладатель рабочей силы, то есть способностей к труду, использует на рынке труда право продажи рабочей силы по рыночной цене с закреплением акта купли-продажи в трудовом контракте между нанимателем и наемным работником. В наиболее явной форме рынок рабочей силы проявляется в виде бирж труда. В то же время отдел кадров (служба управления персоналом) любого предприятия, принимающий людей на работу, представляет небольшой рынок труда, рабочей силы. Можно считать, что рынок труда есть любое место, где покупается рабочая сила и продаются рабочие места. Это исключительно специфический рынок, отличающийся от других не только видом товара, но и особой формой его предоставления покупателю и оплаты, продолжительностью акта купли-продажи.
Финансовый рынок отражает спрос и предложение финансовых средств, то есть денег, валюты, акций, облигаций и других ценных бумаг. На рынках такого типа одни деньги и денежные средства продаются за другие. С одной стороны, «сегодняшние» деньги продаются и покупаются в обмен на «завтрашние», то есть в долг, в кредит, и в этом плане стоит говорить о рынке ссудных капиталов или денежном рынке. С другой стороны, валюта одного государства передается в обмен на валюту другого - это валютный рынок. И наконец, ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, ваучеров, лотерейных билетов продаются и покупаются за деньги. Это рынок ценных бумаг, именуемый еще фондовым. Объективной предпосылкой существования финансового рынка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием собственных источников удовлетворения его потребности. Агентами, участниками финансового рынка выступают банки, фондовые биржи, валютные биржи, пункты покупки и продажи ценных бумаг и валюты. Финансовый рынок - не просто обменный, позволяющий покупать и продавать денежные средства, он призван обслуживать товарные рынки и рынок услуг, формировать и обеспечивать товарно-денежные отношения во всем многообразии их проявлений.
Рынок ценных бумаг, иначе говоря, фондовый рынок является основной частью финансового рынка и представляет собой форму купли-продажи ценных бумаг. Он подразделяется на первичный рынок, где происходит размещение новых выпусков ценных бумаг, и вторичный, предполагающий перепродажу ценных бумаг. Субъектами первичного рынка выступают инвесторы, сберегатели в лице государства, фирм, населения и эмитенты (продавцы). На вторичном рынке основным дополнительным субъектом выступает посредник - дилер или брокер фирмы. Организационной структурой такого рынка выступает фондовая биржа, хотя некоторая часть продаж, а соответственно и покупок ценных бумаг совершается на внебиржевом рынке.
Рынок ссудных капиталов представлен в виде продавцов (банков) и покупателей (фирм, населения, государства) кредита. В то же время в качестве продавцов могут выступать население, фирмы, государство, предлагающие свободные денежные средства продавцу в лице банка.
Денежный рынок - это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. Основными элементами денежного рынка выступают спрос на деньги и предложение денег. Этими факторами определяется цена ссудного денежного капитала, которым торгуют на денежном рынке. Субъектами этого рынка, выступают, с одной стороны, в качестве продавца центральный банк, с другой стороны - предприятия, граждане или государство как покупатели. Особенностью денежного рынка является тот факт, что сделки, происходящие на этом рынке, опосредуются коммерческими банками. Именно они выступают в качестве покупателей от лица предприятий, населения, и в качестве продавцов — от лица центрального банка, когда предлагают деньги на рынке непосредственным покупателям. Абстрагируясь от посредника, можно сказать, что спрос на деньги формируют экономические агенты. Население и предприятия ощущают постоянную потребность в деньгах. Населению они нужны для приобретения потребительских товаров, предприятиям - для расширения производства, приобретения факторов производства. В силу этого можно сказать, что номинальный спрос на деньги - это то количество денег, которое население или фирмы хотели бы иметь. Спрос на деньги зависит прежде всего от уровня цен на товары, причем зависимость эта прямая. При увеличении уровня цен потребность в деньгах при прочих равных условиях возрастет, так как теперь, чтобы оплатить ту же покупку, нужно иметь большее количество денег, и, наоборот, при снижении цен спрос на деньги падает. В связи с этим принято говорить о реальном спросе на деньги, то есть спросе, очищенном от инфляции, реальный спрос на деньги - это величина денег, исчисленная с учетом их покупательной способности.
В удовлетворении платежеспособного спроса важное значение имеет необходимый ассортимент товаров и их качество. Объем производства и ассортиментов товаров должны определяться заказами торгующих организаций. Отсюда вытекает необходимость в изучении покупательного спроса.
Широкое изучение рынка осуществляется в рамках маркетинга. В результате достигается получение прогнозов динамики платежеспособного спроса и емкости рынка. Емкость рынка определяется размерами платежеспособного спроса.
Экономика США учла важные элементы истины в критике структуры рыночной экономики. Структура рыночной экономики американского капитализма отличается от конкурентной структуры рыночной экономики тем, что первую характеризуют:
а) малочисленность конкурентов и наличие барьеров на пути вступления на некоторые рынки;
б) правительственное вмешательство в экономику, ставящее целью исправить крупные дефекты структуры рыночной экономики.
Американскую экономику можно охарактеризовать как смешанный капитализм.
Цель экономистов любой страны состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.
В реальной действительности экономические системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономики.
Экономика Соединенных Штатов ближе к чистому капитализму, но с существенными отличиями, так как правительство играет активную роль в экономике, способствуя ее стабильности и росту, обеспечивая ее некоторыми товарами и услугами, которые производятся в недостаточном объеме или вовсе не поставляются рыночной системой. Американский капитализм породил могущественные экономический организации в форме крупных корпораций и сильных профсоюзов. Способность этих мощных блоков манипулировать работой структуры рыночной экономики и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах создает дополнительные основания для правительственного вмешательства в экономику. Югославской экономике рыночного социализма были свойственны общественная собственность на ресурсы и одновременно возрастающая опора на свободные рынки, преследовавшие цель организовать и координировать экономическую деятельность. Экономика Швеции также представляет собой гибридную систему. Несмотря на то что свыше 90% хозяйственной деятельности сосредоточено там в частных фирмах, правительство энергично участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. В свою очередь японская экономика отличается весьма развитым планированием и "координацией" экономической деятельности правительства и частного сектора.
В известный период в нашей стране фактически существовала командная экономика, характеризуемая общественной собственностью на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. Существовавшая экономическая система не оправдала себя и, "перепрыгнув" реформы М.С.Горбачева, целенаправлено шагнула к рынку, рыночной экономике, гражданскому обществу, к капитализму.  Говоря о роли структуры рыночной экономики в нашей стране на данном этапе,  хочется привести следующий тезис из учебника С.Л.Брю, К.Р.Макконела "Экономикс": «Во многих экономически отсталых странах широко распространены коррупция и взяточничество. Налоговая система обычно произвольная, несправедливая, громоздкая, сдерживает стимулы к работе и инвестированию. Политические решения обычно принимаются, исходя из соображения международного престижа, а не в целях поощрения экономического развития... Правительственные чиновники имеют обыкновение набивать карманы из зарубежных фондов помощи. А политические лидеры, со своей стороны, склонны предоставлять монопольные привилегии своим ...сторонникам».
Основным признаком всех экономически отсталых стран является низкий доход на душу населения. Семьи практически не имеют ни возможности, ни стимулов откладывать сбережения. Более того, низкие доходы означают низкий спрос. В результате скудные ресурсы с одной стороны и отсутствие ресурсов с другой стороны препятствуют инвестированию в физический и человеческий капитал. Это означает, что производительность труда остается низкой. А поскольку удельная выработка определяет доход каждого работника, то и личный доход каждого работника низок. Невольно задумываешься: не о нашей ли стране идет речь?
Кризис экономики России "переплюнул американскую "великую депрессию" 1929-1933гг. В обоих кризисах при всех различиях немало общего. Оба - это кризисы методов регулирования экономики. "Великая депрессия" ознаменовала крах прежней модели экономики и породила (в рамках одной и той же экономической системы) новую модель, с большей социальной ориентацией и множеством "встроенных" регуляторов, позволяющих уменьшать глубину и социальные последствия циклических кризисов. Российский кризис - кризис системы, что объясняет его большую глубину и трудность преодоления.
Сложно однозначно определить какое влияние на пошатнувшуюся экономику России окажет структура рыночной экономики. Многие экономисты России и зарубежных стран дают различные прогнозы и усматривают различные тенденции в дальнейшем развитии нашей страны. Но одно очевидно: невозможно вернуться назад к чисто командной экономике. Главное - найти верные пути в продвижении к экономическому прогрессу, выработать научно обоснованную концепцию экономического развития России.

Выводы

Рынок - понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. В упрощенном, узком понимании рынок можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами.
В процессе  регулирования  общественного воспроизводства рынок выполняет шесть функций: распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях; посредничество в обмене продуктами труда; стимулирование эффективного  хозяйствования,  рационального использования органических ресурсов человеком и обществом;  распределение и обмен между группами общества; рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением; очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.
По своей структуре рынок представляет собой такой способ связи или отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег, и, следовательно, регулятором экономических отношений выступают здесь цены. В современных условиях общественное воспроизводство обслуживает система рынков: рынок товаров. Он делится на рынок средств производства и рынок предметов потребления; рынок рабочей силы. Превращение рабочей силы в товар приводит к образованию рынка рабочей силы. Характерная его черта - постоянное превышение предложения рабочей силы над спросом на нее; рынок ссудных капиталов: рынок ценных бумаг (акций, облигаций). Он опосредствует движение промышленного капитала; рынок патентов и лицензий. В условиях научно-технической революции он развивается быстрыми темпами, поскольку быстро растет число изобретений и научных открытий; рынок услуг (инновационных, технических, коммунально-бытовых).

Список используемой литературы

1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: «Новая волна», 1996.
2. Львов. Ю.А Основы экономики и организации бизнеса. - СПб.: «Фордика»,  1992.
3. Маконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: «Республика». 1992.
4. Общая экономическая теория. / Под ред. В.И. Видянина. – М.: «ПРОМ-Медиа», 1999.
5. Основы рыночной экономики: Терминологический словарь. -  М.: «МАИ», 1992.
6. Рузавин Г. И.  Основы рыночной экономики. М.: «ЮНИТИ». 1996.
7. Самуэльсон П. Экономика. – М.: «Алгон», 1999.
8. Стенлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. – М.: «Республика»,

(21.5 KiB, 71 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!