Функции и структура рынка

ПЛАН:

1. Понятие рынка.
2. Функции рынка.
3. Структура рынка.
4. Список литературы.

1. Понятие рынка.

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Рынок формируется в ходе и в результате развития товарного производства. Рынок - понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. В упрощенном, узком понимании рынок можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. Характерно, что в бытовом представлении советских люде и рынок как место купли-продажи ассоциировался прежде всего с колхозными продовольственными рынками, рынками сельскохозяйственной и кустарной продукции, а также с базарами и ярмарками. Магазины розничной и оптовой торговли не принято было называть рынками. Отсюда искаженное, суженное представление о рынке даже в простейшем понимании этого слова. Ведь если рынок есть место купли и продажи, то нет разницы, в каком здании, под какой крышей или просто на вольном воздухе происходит торговля.
В более обобщенном смысле рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они происходят. В данном случае рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца с покупателем и характеризуется многими экстерриториальными признаками, такими, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый).
Вышеназванные определения рынка неполны и односторонни. Рынок есть система экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся прежде всего на принцип, согласно которому все в мире продастся и покупается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но с соблюдением правил платности. Иначе говоря, рынок - это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов.
Наконец, в самой широкой, универсальной трактовке понятие «рынок ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика». Так, стало общепринятым говорить и писать о вхождении России » рынок, о переходе к рынку.
В данной работе под словом «рынок» будем понимать преимущественным образом процессы обмена товаров на деньги и денег на товары и сферу обращения, в которой имеют место такие процессы.
Рынок, представляя собой совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров и услуг, налаживает тем самым взаимодействие трех главных экономических субъектов. Ими являются государство (правительство), предприятия, фирмы (бизнес) и домашние хозяйства.
Государство как субъект рыночного хозяйства действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции государственного регулирования экономики. Государство в лице правительства осуществляет закупки широкого спектра товаров. На рынке труда государство закупает рабочую силу, необходимую для службы в государственных учреждениях и бюджетных организациях, на рынке средств производства и предметов потребления приобретает у производителей товары общественного, государственного пользования, в том числе вооружение, здания, машины и ряд других товаров, поступающих в результате закупок в государственную собственность и частично предоставляемых затем населению. В ряде случаев государство закупает или, точнее, оплачивает научные исследования и разработки, проекты, духовные, культурные ценности, представляющие общественный интерес, попадающие в государственные фонды. В качестве продавца государство продает в основном услуги, но способно продавать землю, природные ресурсы, жилье, другие товары, находящиеся в государственной собственности, например продукцию государственных предприятий. Обычно объем государственных продаж на рынке существенно ниже объема государственных закупок, ибо основную долю денежных поступлений государство получает не за счет продаж на рынке, а посредством взимания налогов.
Предприятия, фирмы функционируют ради получения дохода (прибыли) и являются основными поставщиками на рынок разнообразных товаров и услуг. В ряде случаев они могут продавать принадлежащие им имущественные ценности и материальные запасы, в том числе земельные участки, здания, сырье, оборудование. Торговые предприятия продают на рынке все товары своего торгового ассортимента. Покупателем продукции и имущества предприятии являются другие предприятия (контрагенты), домашние хозяйства и частично государство (продукция государственных заказов). Приобретают же предприятия на рынке в первую очередь рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, могут приобретать также деньги в виде кредитов и ценные бумаги.
Домашнее хозяйство - это единица, состоящая из одного и более человек, функционирующая в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, капитала, имущества, отдельных видов товаров и услуг потребительского назначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги.
Таким образом, рынок оказывается на скрещивании множества дорог, по которым в одну сторону, от продавца к покупателю, движутся продаваемые одними и покупаемые другими ресурсы, продукция, товары, услуги, а в другую - направляются денежные потоки от покупателей к продавцам в виде платы за купленные товары.
Функционируя в экономических системах разных стран, рынок проявляется специфично. Это связано с тем, что в разных странах не одинаков удельный вес рыночных отношении, существуют свои подходы к методам их регулирования, свои национальные традиции. По иному часто говорят о рынке, определяя его национальную принадлежность, например российский рынок или американский рынок.

2. Функции рынка

В процессе  регулирования  общественного воспроизводства рынок выполняет шесть функций:
1) Информационная,  то есть распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.
2) Посредническая.  В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могу обмениваться  результатами своего труда.
3) Стимулирование эффективного  хозяйствования,  рационального использования органических ресурсов человеком и обществом. С помощью механизма равновесных цен: а) максимально  оптимально  формируются  структурные  пропорции и объем производства; б) обеспечивается  рациональное распределение органических производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции.
4) Распределения и обмена.  Обеспечивается распределение и об-мен между группами общества.
5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.
6) Функция санирования.  Через  механизм  конкурентной  борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.
3. Структура рынка.

В целом рынок можно подразделить на определенные сегменты, или, согласно концепции Б. А. Розенберга, выделить в его структуре определенные подвиды.
На рынке потребительских товаров происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. Иногда на таком рынке покупателями могут быть предприятия, фирмы, государственные организации, приобретающие, например, машины, бытовую технику, канцелярские товары и т. д.
В зависимости от объектов продаж такой товарный рынок подразделяется на рынок продовольственных товаров и промышленных товаров. Рынок продовольственных товаров, или продовольственный рынок, как ясно из названия, предназначен для продажи продавцами и приобретения покупателями продуктов питания, продовольствия. На этом рынке торгуют всем, чем питаются люди и животные, а также товарами, из которых приготавливается пища. С определенной степенью условности к рынку продовольственных товаров относят продажу табачных и винно-водочных изделий. Рынок продовольственных товаров может в свою очередь делиться на разные рынки: мясной, молочный, хлебный, рыбный, овощной.
Характерно, что даже в условиях советской системы хозяйствования, стремившейся подавить рыночные начала, относительно свободный рынок продовольствия существовал, но он назывался не просто рынком и тем более не частным рынком, а колхозным.
Рынок промышленных (непродовольственных) потребительских товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, предметы хозяйственного обихода, мебель, культтовары, книги и письменные принадлежности, лекарства, отдельные виды строительных материалов, транспортные средства личного и семейного пользования и другие товары аналогичного назначения. Рынок промышленных товаров, как и потребительский рынок, в целом можно подразделить на огромное количество рынков товаров по отраслевому признаку.
В централизованно управляемой советской экономике этот рынок был в значительной степени огосударствлен, рыночная свобода сохранилась лишь на вещевых рынках, так называемых толкучках, частично в комиссионной торговле да еще в не меньшей степени в форме индивидуальных служебно-домашних продаж на нелегальных «бытовых» рынках Объемы таких продаж и виды продаваемых товаров были такими, что правомерно перенести на них модное на Западе название «блошиные рынки».
По мере перехода к рыночной экономике российский рынок промышленных товаров становится не только свободным, но и приобретает цивилизованное лицо.
Рынок услуг (бытовых, коммунальных, информационных) охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, бани, транспортные услуги, услуги связи, охрана), коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир) и прилегающие к ним услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат, оповещение, подготовительное обучение). Наряду с перечисленными этот рынок включает множество других работ и услуг для населения.
Чаще всего субъектами этого рынка выступают предприятия и фирмы, производящие услуги, но велика роль государства в качестве заказчика, а иногда и продавца таких услуг, как образование, здравоохранение, оборона. Пользователями этих услуг выступают домашние хозяйства, фирмы, иногда само государство.
Характерно, что рынок услуг пустил глубокие корни еще в российской экономике советского периода. Не менее половины услуг, считавшихся государственными, бесплатными, были реально платными для их потребителей. Теневой рынок услуг процветал практически во всех сферах обслуживания, с ним вынуждены были смириться и власть предержащие и население. Поэтому переход к свободному рынку бытовых коммунальных услуг в России во многом означал лишь снятие с них полуфиктивного государственного «покрывала».
Услуги транспорта и связи в советской экономике традиционно находились в монопольном ведении государства. Картина изменилась вначале в таксомоторном транспорт, затем в телефонном обслуживании Постепенно рынок услуг транспорта и связи расширяет зону своего действия, однако без демонополизации этих отраслей, разгосударствления их предприятий обширный рынок создать не представляется возможным.
Энергично происходит и становление рынка информационно-консультационных услуг, зародыши которого в виде торгово-посреднических услуг, дополнительного обучения, подготовки к поступлению в высшие учебные заведения существовали и в централизованной экономике советского типа.
Предмет особого внимания представляет распространение рыночных отношений и механизмов на виды деятельности, которые ранее было принято именовать услугами культуры, образования, здравоохранения. С современных позиций создание и распространение духовно-образовательного, социально-культурного продукта, включая поддержание здоровья, следует относить не к услугам, а к самостоятельной форме деятельности.
Рынок недвижимости охватывает в качестве объекта продаж недвижимость в виде прежде всего двух основных товаров - жилья и земли. Рынок жилья распространяет свое действие на жилые помещения. Купля-продажа жилья - относительно новое явление в бывшей советской экономике, где жилая площадь находилась в основном в государственной и кооперативной собственности и, следовательно, не могла свободно продаваться и покупаться. Существовали лишь обменный рынок и купля-продажа частных домов и квартир. Приватизация и переход к частной собственности значительно расширили возможности купли-продажи жилья, постепенно формируется и рынок жилой площади. Возникли организации, торгующие жильем, квартиры и дома стали объектом продажи на аукционах, биржах.
Рынок непроизводственных зданий и сооружений, имущественных ценностей, используемых в социально-культурной сфере, образует основу рынка недвижимости. Рынок недвижимости частично функционировал в российской экономике советского периода, однако в весьма ограниченных масштабах. Огромный спрос на здания, помещения, имущественные ценности, порождаемый созданием новых организационно-правовых и, в частности, предпринимательских структур наряду с Приватизацией объектов государственной собственности, во многом способствовал созданию и расширению зоны действия подобных рынков в России.
Особой категорией рынка недвижимости выступает земля как объект личной собственности, приобретаемой домашними хозяйствами для непроизводственного назначения.
Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов и факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие, как земля (естественные ресурсы), капитал (инвестиционные ресурсы), труд, и промежуточные, представляемые предприятиями другим предприятиям (полуфабрикаты). Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами. Определенное участие в этом рынке принимает государство. В основе функционирования такого рынка лежат те же принципы, что и в основе функционирования потребительских рынков, но с некоторыми оговорками, вызванными тем, что спрос на ресурсы, предъявляемый фирмами, зависит от спроса на конечные товары и услуги и фактически как бы порождается им, поэтому спрос фирм на производственные факторы принято называть производным спросом.
Рынок земли, природных богатств, полезных ископаемых в российской экономике находится в стадии формирования, и его становление сопряжено с огромными трудностями. Земля и другие природные ресурсы в советской экономике вообще не рассматривались как объект купли-продажи, товарно-денежных отношений. В связи с этим практически отсутствовал ценовой механизм, не были выработаны способы установления цен на эти виды товаров, которые традиционно считались «бесплатными», не был налажен учет затрат, вкладываемых в землю и природные богатства не составлен полный земельный кадастр, учитывающий относительную ценность разных земель. Кроме того, земля как объект, товар разнородна и делится на сельскохозяйственные угодья, пашню, зоны прокладки коммуникаций, зоны залегания полезных ископаемых, строительные площади под жилье и объекты, зоны отдыха. Для каждого из этих видов земельных ресурсов возможен свой рынок, свои цены, свой механизм ценообразования.
Образование рынка земли и природных богатств связано, как правило, с необходимостью выработки и принятия правовых, законодательных основ, регулирующих деятельность такого рынка. Требуется также установление допустимых масштабов и форм купли-продажи уникальных по ценности и значимости ресурсов и факторов производства.
Такой фактор производства, как капитал (инвестиционные ресурсы), представляет собой, как известно из предыдущего изложения, средства производства, здания, сооружения, станки, оборудование Рынок средств производства может быть назван рынком физического капитала, это исключительно обширный рынок, в сферу действия которого попадают все материально-технические объекты, участвующие в производстве прямо или косвенно. Поэтому он состоит из трех рынков. Это, во-первых, рынок купли-продажи производственных зданий и сооружений; во-вторых, рынок машин, технологического оборудования, приборов, аппаратов производственного назначения; в-третьих, рынок сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, посредством которых изготовляется продукция.
Если в советской централизованной экономике средства производства распределялись согласно плану и договорам между предприятиями, то в рыночной экономике они являются объектом свободной продажи. Торговля средствами производства имеет место в виде их прямой продажи предприятиями-изготовителями или собственниками, купли-продажи специальными торгово-закупочными или сбытовыми организациями, базами, продажи на ярмарках, аукционах, товарных биржах.
Рынок рабочей силы - это свободная продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Такой рынок корректнее называть рынком труда и рабочих мест. Обладатель рабочей силы, то есть способностей к труду, использует на рынке труда право продажи рабочей силы по рыночной цене с закреплением акта купли-продажи в трудовом контракте между нанимателем и наемным работником. В наиболее явной форме рынок рабочей силы проявляется в виде бирж труда. В то же время отдел кадров (служба управления персоналом) любого предприятия, принимающий людей на работу, представляет небольшой рынок труда, рабочей силы. Можно считать, что рынок труда есть любое место, где покупается рабочая сила и продаются рабочие места. Это исключительно специфический рынок, отличающийся от других не только видом товара, но и особой формой его предоставления покупателю и оплаты, продолжительностью акта купли-продажи.
Важным экономическим ресурсом, от которого зависит конкурентоспособность и эффективность производства, являются инновации. Поэтому с некоторой степенью условности отнесем к рынку факторов производства рынок инноваций. Это специфическая область купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты, технологические нововведения. Иногда все эти объекты объединяют под единым названием «ноу-хау», то есть достижения научно-технического прогресса. Инновации - особый товар и по содержанию, и по стоимости, и по характеру собственности, что накладывает отпечаток на зону и способы действия рынка инноваций. Формы купли-продажи инновационного продукта во многом находятся в стадии становления. Частью рынка инноваций является рынок патентов и лицензий.
Финансовый рынок отражает спрос и предложение финансовых средств, то есть денег, валюты, акций, облигаций и других ценных бумаг. На рынках такого типа одни деньги и денежные средства продаются за другие. С одной стороны, «сегодняшние» деньги продаются и покупаются в обмен на «завтрашние», то есть в долг, в кредит, и в этом плане стоит говорить о рынке ссудных капиталов или денежном рынке. С другой стороны, валюта одного государства передается в обмен на валюту другого - это валютный рынок. И наконец, ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, ваучеров, лотерейных билетов продаются и покупаются за деньги. Это рынок ценных бумаг, именуемый еще фондовым. Объективной предпосылкой существования финансового рынка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием собственных источников удовлетворения его потребности. Агентами, участниками финансового рынка выступают банки, фондовые биржи, валютные биржи, пункты покупки и продажи ценных бумаг и валюты. Финансовый рынок - не просто обменный, позволяющий покупать и продавать денежные средства, он призван обслуживать товарные рынки и рынок услуг, формировать и обеспечивать товарно-денежные отношения во всем многообразии их проявлений.
Рынок ценных бумаг, иначе говоря, фондовый рынок является основной частью финансового рынка и представляет собой форму купли-продажи ценных бумаг. Он подразделяется на первичный рынок, где происходит размещение новых выпусков ценных бумаг, и вторичный, предполагающий перепродажу ценных бумаг. Субъектами первичного рынка выступают инвесторы, сберегатели в лице государства, фирм, населения и эмитенты (продавцы). На вторичном рынке основным дополнительным субъектом выступает посредник - дилер или брокер фирмы. Организационной структурой такого рынка выступает фондовая биржа, хотя некоторая часть продаж, а соответственно и покупок ценных бумаг совершается на внебиржевом рынке.
Рынок ссудных капиталов представлен в виде продавцов (банков) и покупателей (фирм, населения, государства) кредита. В то же время в качестве продавцов могут выступать население, фирмы, государство, предлагающие свободные денежные средства продавцу в лице банка.
Денежный рынок - это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. Основными элементами денежного рынка выступают спрос на деньги и предложение денег. Этими факторами определяется цена ссудного денежного капитала, которым торгуют на денежном рынке. Субъектами этого рынка, выступают, с одной стороны, в качестве продавца центральный банк, с другой стороны - предприятия, граждане или государство как покупатели. Особенностью денежного рынка является тот факт, что сделки, происходящие на этом рынке, опосредуются коммерческими банками. Именно они выступают в качестве покупателей от лица предприятий, населения, и в качестве продавцов — от лица центрального банка, когда предлагают деньги на рынке непосредственным покупателям. Абстрагируясь от посредника, можно сказать, что спрос на деньги формируют экономические агенты. Население и предприятия ощущают постоянную потребность в деньгах. Населению они нужны для приобретения потребительских товаров, предприятиям - для расширения производства, приобретения факторов производства. В силу этого можно сказать, что номинальный спрос на деньги — это то количество денег, которое население или фирмы хотели бы иметь. Спрос на деньги зависит прежде всего от уровня цен на товары, причем зависимость эта прямая. При увеличении уровня цен потребность в деньгах при прочих равных условиях возрастет, так как теперь, чтобы оплатить ту же покупку, нужно иметь большее количество денег, и, наоборот, при снижении цен спрос на деньги падает. В связи с этим принято говорить о реальном спросе на деньги, то есть спросе, очищенном от инфляции, реальный спрос на деньги - это величина денег, исчисленная с учетом их покупательной способности.
Население и предприятия используют свои деньги не только на приобретение товаров, услуг, факторов производства, но и на сбережения. В условиях инфляции они предпочитают хранить деньги не в наличных денежных средствах, а вкладывать в коммерческие банки с целью получения процента, который поможет не только сохранить деньги, но и получить прибыль. Выбор способа размещения денег - либо употребить их на покупку товаров, либо вложить в банк - определяется выгодностью, величиной дохода. Если банковский процент обещает высокую прибыль, то люди предпочтут положить деньги в банк, изъяв их из обращения. В противном случае - изъять из банка и приобрести товары. Таким образом, спрос на деньги тем выше, чем ниже ставка процента, и наоборот.
Спрос на деньги определяется, как показано, расходами на приобретение товаров, но расходы в свою очередь зависят от доходов: чем выше доходы, тем выше уровень расходов, то есть при увеличении реальных доходов спрос на деньги увеличивается, а при уменьшении доходов спрос уменьшается.
Вторым элементом денежного рынка выступает предложение денег, которое представляет собой количество денег, предлагаемое на денежном рынке. Предложение денег осуществляется государством в лице центрального банка. В экономике, использующей товарные деньги, предложение денег определяется запасом соответствующего товара, а в экономике, использующей бумажные деньги, предложение регулируется государством: государство обладает монополией на выпуск денег. Предложение денег — такой же инструмент государственной политики, как вровень налогообложения и государственные закупки. Функции регулирования предложения денег государство частично делегирует центральным банкам. Регулирование размеров денежной массы есть объект денежной политики. Равновесие на денежном рынке означает равенство количества предлагаемых денежных средств тому количеству денег, которое способны и желают иметь у себя население и предприятия.
К рынку интеллектуального продукта следует отнести куплю-продажу услуг культуры, образования, здравоохранения, а также любого информационного продукта, возникающего в результате духовной деятельности,
Естественно, что все перечисленные типы рынков по функциональному признаку не существуют обособленно, они взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Нарушение равновесия на одном из них может отразиться на остальных и на экономике страны в целом.

Список использованной литературы

1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: «Новая волна», 1996.
2. Зейдель Х. , Темнен Р.  Основы учения об экономике. -  М.: «Дело ЛТД», 1994.
3. Кокорев В.Е. Экономика как она есть. – М.: «Век», 1998.
4. Львов. Ю.А Основы экономики и организации бизнеса. - СПб.: «Фордика»,  1992.
5. Маконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: «Республика». 1992.
6. Нуриев Р., Авдашева С. Базовые экономические понятия // Вопросы  экономики. 1993. №11. С. 34 – 56.
7. Общая экономическая теория. / Под ред. В.И. Видянина. – М.: «ПРОМ-Медиа», 1999.
8. Основы рыночной экономики: Терминологический словарь. -  М.: «МАИ», 1992.
9. Рузавин Г. И.  Основы рыночной экономики. М.: «ЮНИТИ». 1996.
10. Самуэльсон П. Экономика. – М.: «Алгон», 1999.
11. Стенлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. – М.: «Республика», 1994.

(13.5 KiB, 465 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!