Фрустрация. Основные источники стресса у работников

Основные источники стресса делятся между факторами, связанными с организацией, и обстановкой вне работы. Стресс может возникнуть у работников любых профессий и специальностей, его характер во многом определяется индивидуальными реакциями на стрессоры (условия, вызывающие стресс). Существует ряд внешних, относящихся к процессу труда условий, которые наиболее часто обусловливают возникновение стрессов:

- рабочие перегрузки,

- давление факторов времени,

- низкое качество управления,

- атмосфера незащищенности на рабочем месте,

- несоответствие полномочий и обязанностей,

- ролевые конфликты и неопределенность,

- различие между системой ценностей компании и работника,

- изменения любого типа (прежде всего радикальные и нестандартные)

- фрустрация.

Некоторые виды работ являются особенно «стрессоопасными»: сменная работа с переходом с одной смены на другую, задания, темп выполнения которых определяется скоростью работы оборудования, рутинные повторяющиеся операции или опасная окружающая среда.

Многие стрессоры присущи определенным уровням организации. Стресс у руководителей высоких рангов может быть связан с необходимостью достижения высоких финансовых результатов. Менеджеры среднего звена могут испытывать стресс при известиях о неизбежном сокращении штатов, линейных менеджеров – необходимость присутствовать на многочисленных совещаниях и ответственность за работу подчиненных. К наиболее распространенным причинам стрессов рядовых работников относят низкий статус, отсутствие реального управления, ограниченность ресурсов, требования большого объема безошибочной работы.

Фрустрация – это психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достижения поставленной перед человеком цели. Фрустрация описывается следующей формулой: «потребности – блокировка – отрицательные эмоции». Формы поведения человека, испытывающего фрустрацию многообразны: агрессия, уход, закрепление приверженности недостигнутой цели и компромисс. Ниже перечислены формы поведения, характерные для людей, испытывающих фрустрацию.

 Формы поведения в состоянии фрустрации

Корректирующие реакции Психологический процесс
Компенсация

 

 

Замещение

 

 

Фантазия

 

 

Негативизм

 

Проецирование

 

 

Рационализация

 

 

Регрессия

 

Смирение, апатия и скука

 

Бегство или уход

Посвящает себя работе с еще большей энергией, чтобы компенсировать чувство реального или воображаемого несоответствия требованиям

Перенесение или выражение скрытых эмоций в адрес людей, идеи или предметы, которые на самом деле не являются основными источниками этих эмоций

Мечтания или иные формы возбуждения собственного воображения, чтобы, с одной стороны, спрятаться от реальности, а с другой, получить воображаемое удовлетворение

Активно или пассивно сопротивляется, делает это подсознательно

Защищается от осознания собственных нежелательных черт характера и неприятных чувств путем приписывания их другим людям

Оправдывает противоречивые и нежелательные формы поведения, мнения, убеждения и ндивационные факторы, дает им общепринятые объяснения

Возвращается на предшествующий, низший уровень зрелости при возникновении фрустрации

Разрушается психологический контакт с окружающей средой, отказывается от любого рода эмоциональной или личной вовлеченности

Уходит из той области, в которой испытал фрустрацию, тревогу или участвовал в конфликте, физически или психологически

В состоянии фрустрации личность может вести себя агрессивно (высказывать недовольство, раздражение, возмущение) замкнуться в себе, впасть на какое-то время в состояние депрессии (испытывать подавленность, обиду, чувства безнадежности и беспомощности, личной ущемленности, комплекс неполноценности или комплекс «без вины виноватый»).

Фрустративные переживания проявляются тем интенсивнее, чем сильнее было стремление личности удовлетворить свою потребность и чем ближе была такая возможность. Типичной является ситуация упущенного шанса. В фирме менеджер постоянно находится  в ситуации срыва надежд, а поэтому должен вырабатывать в себе иммунитет к фрустративным состояниям.

Источниками фрустрации могут быть руководители, сослуживцы, воздвигающие барьеры на пути к цели (ограничивают доступ к данным, предоставляют непроверенную информацию). Фрустрация может быть вызвана непосредственно процессом труда (поломка оборудования) или внешними факторами (плохая погода). Очень часто источником стресса является сам индивид. Возможно, поставленные индивидом цели превосходят возможности.

Чем сильнее мотивация или стремление человека к недоступной ему цели, тем сильнее при прочих равных условиях будет фрустрация. Если уровень интенсивности мотивации невысок, разочарование не столь сильно. В тех случаях, когда менеджер стремиться мотивировать работников к выполнению рабочего задания, он обязан позаботиться об устранении всех барьеров и оказать всемерную помощь работникам, т.е. роль руководителя является поддерживающей.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!