Фотография и кинематограф : возникновение и развитие
7 января 1839 года французский изобретатель Л. Дагер (1787-1851) впервые публично продемонстрировал перед учеными и художниками изображения, полученные на серебряных пластинах. Это были снимки-миниатюры: вид Лувра, набережные Сены. Был найден способ передачи светотени, воспроизведения изображения предметов с помощью законов оптики и химии. Парижане хорошо знали господина Дагера, художника и театрального декоратора, у которого в его знаменитой Диораме, устроившись за столиками, можно было смотреть театральные действия. Но это был не театр, а живые картины, в которых принимали участие статисты, одетые в костюмы на фоне красивых пейзажей и интерьеров. Совместно с изобретателем гелиографии Ж. Ньепсом (1765-1833) художник Дагер положил начало фотографии. К началу XX века основные усовершенствования фототехники были закончены: миниатюризация камер, улучшение пленок, создание светочувствительных объективов,- теперь можно было перейти от подражания графике и живописи к поискам собственных художественных возможностей. И сразу возникла проблема взаимоотношения фотографии и изобразительного искусства в традиционном смысле. Мнения разошлись. Одни считали, что живопись умерла, другие настаивали, что изобретение фотографии имеет большее значение для науки, нежели для искусства. А фотография тем временем уже развивалась как фотоискусство. Художник-фотограф учился передавать свое отношение к объекту; через ракурс съемки, благодаря определенному распределению света и тени, умелой передаче «фотоплэнера» он обнаруживал все новые выразительные свойства фотографии. Позже фотография обрела цвет, ее художественные возможности расширились. Она заняла достойное место в семействе изобразительных искусств.
Еще одним молодым искусством, родившимся в конце XIX века, является кино. Оно также представляет собой результат синтеза техники, индустрии и многих искусств. Кино родилось на основе достижений в области оптики, химии, электро- и фототехники, а также открытия в области физиологии зрения - способности сетчатки глаза десятую долю секунды сохранять впечатление.
Изобретение киноаппарата и усовершенствование его американским изобретателем Т. Эдисоном (1847-1931) позволило от фотографии перейти к движущимся цветным картинкам-рисункам. Первая программа публичных сеансов продолжалась всего 10-15 минут. Самый большой успех в этих сеансах выпал на долю Л. Люмьера (1864-1948), который устроил первый показ 28 декабря 1895 года в «Большом кафе» на бульваре Капуцинов. Этот день вошел в историю культуры как день рождения кино. Первоначально кино расценивалось как аттракцион или техническое изобретение, а не как вид искусства, но деятели кино упорно нащупывали свой художественный язык.
Успехи кино как вида искусства были связаны с активным освоением традиционных искусств - литературы, театра, живописи. Благодаря французскому кинодеятелю Ж. Мельесу (1861-1938) в кино вошел театр. В декабре 1908 года в Париже состоялась премьера первого художественного фильма; она привлекла в зал весь художественный и литературный Париж. Это был несомненный успех кино как вида искусства.
Огромным успехом пользовались комические фильмы с Максом Линдером и Чарли Чаплином.
Первые шаги кинематограф делает в Англии, Италии, Испании, Дании, привлекая к себе все больше сторонников и энтузиастов. В 1907 году по инициативе предпринимателя А. Ханжонкова возникает первое российское предприятие по производству кинофильмов.
Проявление звука обогатило кино, но и заставило искать способы его использования. Звук должен был не просто сопровождать изображение, а работать на создание целостного образа. Первые звуковые фильмы появились в 1928 году и были приняты не сразу. Чарли Чаплин долго считал звуковое кино его самоубийством, полагая, что звук вносит дурную театральщину и уничтожает специфику кино. Но звук победил, найдя свое место в киноязыке.
После Первой мировой войны европейское кино переживает упадок и на первое место выходит кино американское, которое развивается как киноиндустрия. В живописной местности, недалеко от Лос-Анджелеса, начинают сосредоточиваться крупнейшие американские киностудии. Датой официального рождения Голливуда считается 1913 год. К 30-м годам создалось мощное объединение, куда вошло восемь кинофирм - «Метро- Голдвин-Майер», «Братья Уорнер», «XX век - Фоке», «Юниверсл» и другие. Голливуд становится центром кинематографии США. Работают и «независимые» производственные фирмы Уолта Диснея (1901 - 1966), выпускающая первые мультипликационные серии, фирма Ч. Чаплина и др.
Уже в 10-е годы XX столетия кино обретает своих звезд, которые своей популярностью соперничают со славой театральных кумиров. Зрители разных стран и континентов с любовью относились к Ивану Мозжухину и Максу Линдеру, Асте Нильсен и Вере Холодной, Лилиан Гиш и Чарли Чаплину, Мэри Пикфорд и Дугласу Фербен-ксу.
Искусство кино сразу заявляет о себе как об интернациональном явлении.
В техническое и художественное совершенствование кинематографа вносили свой вклад деятели разных культур и стран. Классик мирового кино американский режиссер Д. Гриффит (1875-1948) в своих лучших картинах «Рождение нации» (1915), «Нетерпимость» (1916), «Сломанные побеги» (1919) использует крупный план и параллельный монтаж, обогащая киноязык. В фильме «Нетерпимость» режиссер вывел на экран массу людей и показал ее в действии, что и потребовало параллельного монтажа. Но у Гриффита масса хотя и вызывала сочувствие, была пассивна. Советский режиссер С. Эйзенштейн делает массу из пассивного фона центром драмы. В «Броненосце "Потемкине"» ему удалось так выстроить кадры и смонтировать их, что масса стала вести себя по законам психологии отдельного человека, она приобрела значение личности. С помощью монтажа, который теперь во всем мире называют «русским монтажом», киноязык смог выразить и эпос, и трагедию. Советский кинооператор Дзига Вертов (1895/96-1954) раскрыл особенности кинозрения, совершенствуя документальное кино («Киноправда», «Киноглаз», «Шестая часть мира»). Свое слово в обогащение киноязыка внес также Карл Майер (1897-1944), который в фильме «Кабинет доктора Калигари» (1920) так строит кадр, что человек в нем превращается в ничего не выражающее пятно, а узник, скорчившийся на полу в центре пучка световых лучей, кажется пауком. Мастер обогатил язык кино приемами экспрессионизма.
В 30-;40-е годы у кино появляются такие возможности, каких нет у традиционных видов искусства. Исходным элементом кино является кадр, а специфика художественного образа состоит в движении из кадра в кадр, то есть в монтаже. Длина плана, ритм смены планов могут создать определенную атмосферу фильма.
Начинает осознаваться важная роль личности режиссера. В кино работает съемочная группа и кинорежиссер служит объединяющим началом. Именно он придает множеству компонентов фильма органическое единство, он рождает неповторимую выразительную стилистику кино. Каждый кинорежиссер старается внести в кино свое видение, раскрывая все новые его художественные возможности. Так, Сергей Эйзенштейн строит свои фильмы по законам хроники; изображая исторические события, он как бы переводит их в настоящее. Таковы фильмы: «Александр Невский», «Иван Грозный». Фильмы американского кинорежиссера Джона Форда (1895-1973) «Дилижанс», «Юный мистер Линкольн», «Грозья гнева», «Табачная дорога» - отличает своеобразная драматургическая конструкция. Для них характерно единство времени, места и настроения. Все подчинено описанию течения жизни человека в определенной среде, описанию неторопливому и достоверному Форду нужна именно тягучая повседневность, чтобы показать все оттенки быта. Этой задаче подчинены монтаж, ритм действия, композиция кадра, детали, шумы, музыка. Особенность творчества Дж. Форда - острота передачи настроения. А. А. Довженко (1894- 1956) строит свои фильмы по законам лирики. Даже горячие, сегодняшние события он снимает как бы в исторической перспективе, издалека, и картина, например одна из лучших его картин «Земля», приобретает лирико-эпическое звучание. Довженко снимает природу так, что она воспринимается как местожительство человека. Он как бы слагает песни о том, что он снимает. Для Вс. Пудовкина (1893-1953) в его лучших фильмах - «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» - важны иные интонации; он снимает по законам трагедии.
Киноэкран всегда чутко реагирует на явления жизни. С помощью режиссера и всей киногруппы он способен анализировать, сопоставлять, соотносить прошлое и настоящее, обращаться к памяти и будущему. Художественно-выразительные возможности кино каждый по-своему интересно решали французские режиссеры Рене Клер в фильме «Свободу нам» и Марсель Карне в фильме «Набережная туманов». Свой вклад в развитие кино внес фильм «Великая иллюзия» режиссера Жана Ренуара. Особое место в кино занимают итальянские кинорежиссеры, открывшие страницу «неореализма» - Витторио де Сика (1901-1974, «Пурпурные розы») и Р. Росселлини (1906-1977, «Рим - открытый город»). Эти мастера кино своим творчеством доказывали успехи кино как полноправного художественного явления, способного по-своему захватывающе отразить динамику жизни, широту социально-культурных процессов, передать тончайшие переживания человека. Не случайно кино стало любимейшим видом искусства.
Популяризации нового вида искусства способствовали премии, которые присуждались за достижения в кинематографии. Первое вручение премии состоялось 19 мая 1929 года. Церемония проходила в довольно узком кругу и напоминала домашнюю вечеринку. Приглашены были только члены Американской академии киноискусства и кандидаты в лауреаты. Именно здесь было принято решение об учреждении ежегодного приза, который получил название «Оскар».
В 1935 году престиж премии в глазах общественности поднялся благодаря тому, что на очередное вручение был приглашен отец американского кино Дэвид Гриффит и ему был вручен специальный приз. «Оскар» стал символом единения людей искусства, кинопроизводства и бизнеса.
С 1932 года берет начало традиция проведения международных кинофестивалей в Европе. Первый международный кинофестиваль состоялся в "Венеции, где были вручены призы и дипломы лучшим творцам кино. В 1935 году первый международный кинофестиваль был проведен в Москве.