Формы работы краеведческого актива в образовательных учреждениях
В программе, принятой Правительством РФ в 2005 году, «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2005-2010 годы» определены приоритетные направления в воспитательной работе среди учащихся. Прежде всего, это уважение к своему историческому прошлому, сознательное отношение к своему воинскому долгу, изучение своей малой Родины.
Краеведение является одной из самых активных форм патриотического воспитания детей.
Краеведческий актив - это группа разновозрастных школьников, которых объединяет интерес к родному краю, к его истории, экономике, экологии, культуре. В качестве примера мы предлагаем некоторые формы работы краеведческого актива, такие как: час общения, проведение экскурсий, организация гостиных и встречи с интересными людьми.
Час общения можно подготовить с учителем или педагогом дополнительного образования. В качестве формы проведения могут быть выбраны - игра - викторина, встречи с ветеранами войны, гостиные, посвященные определенной теме. Час общения актив может провести для учащихся младшего звена образовательных школ, пригласить на него интересных людей, ветеранов войны.
Одной из активных форм пропаганды краеведческого материала является экскурсия по школьной экспозиции или школьному уголку, где экскурсоводы демонстрируют знание истории школы и родного края.
Экскурсия готовится заранее, школьный актив может организовать поиск дополнительного материала к экскурсиям, встретиться с людьми, которые могут рассказать, вспомнить исторические факты, связанные с историей школы, ее учителями, или выпускниками. Воспоминания могут быть записаны на диктофон или оформлены, как письменные воспоминания очевидцев. При проведении экскурсий используется звукозапись воспоминаний. Также, могут использоваться такие элементы экскурсий, как стихи и музыкальная запись, которые создадут эмоциональный настрой, позволяющий сердцем пережить страницы истории, человеческую судьбу, представить музейную реликвию. При подготовке нужно учесть, чем ярче и эмоциональнее она будет представлена, тем интереснее она будет для слушателей, тем ярче останутся впечатления о школьном музее.
Интересный опыт такой работы представлен в магнитогорских школах №48, 53,3, 9.
Формой отчетности школьного краеведческого актива могут стать районная или городская конференция, краеведческие чтения, где активы представят свой поисковый материал, оформив его, как исследовательскую работу с приложением и иллюстративным материалом.
Одним из вариантов может быть использована такая форма отчетности как краеведческий фестиваль. В рамках фестиваля могут пройти заочный конкурс поисково-исследовательских работ, конкурс экскурсоводов, проведены классные часы и гостиные, посвященные юбилейным датам.
Сегодня многие образовательные учреждения отдают предпочтение проведению всевозможных акций. С этой точки зрения интересна такая форма работы со школьным активом - как проектирование.
Несколько лет подряд в Москве проходит Всероссийская акция «Я - гражданин России». В основе акции лежит разработка проекта решения проблемы школы, микрорайона, города, области, страны. Формой отчетности является создание «портфолио» проблемы, куда собирается весь материал работы актива. На презентации проходит защита проекта с наглядной иллюстрацией. Такая форма работы больше подходит тем школам, где активна школьная общественная организация, где деятельность конкретна, адресна, направлена на решение проблемы, которую определяют сами дети. Взрослые выступают здесь в роли консультантов, организаторов встреч с властными структурами, несут на себе направляющую функцию.
В статье предложены лишь некоторые формы работы со школьным активом, которые востребованы сегодня в общеобразовательных учреждениях. Они направлены не только на изучение краеведческого материала, но и активно его пропагандируют.
© Н. М. Алешина