Формы призрения детей в 19 веке
В России к началу 20 века насчитывалось более 900 воспитательных домов и приютов закрытого типа. 80 % воспитанников этих заведений были сиротами и полусиротами, остальные формально имели родителей, но по сути являлись беспризорными или же происходили из семей, которые не могли обеспечить для них средства к существованию. Содержались эти учреждения на 70 % за счет частных средств и лишь на 5 % - за счет средств государства; остальную часть составляли средства, выделяемые земствами.
Интересный тип заведений для детей представляли собой ремесленные мастерские, где были ученики как находившиеся на полном содержании, так и приходящие. В этих заведениях дети обучались не только различным ремеслам, но также грамоте и математике. Содержались ремесленные мастерские в основном на средства частных лиц и благотворительных обществ. Например, учебная кузнечно-слесарно-столярная мастерская имени писателя Аксакова была создана мелкими землевладельцами Самарской губернии при Аксаковской вотчине. В ней обучались 15 детей, живших в интернате при мастерских, и 10 детей, приходивших из окрестных сел. В Астрахани купцы Макаровы и Шульгины на свои средства создали ремесленную школу на 60 мальчиков. Были организованы и многочисленные трудовые пункты, которые давали детям работу на дом и занимались затем ее сбытом. В сельских местностях начали появляться сельскохозяйственные колонии, имевшие те же цели.
Самой распространенной формой оказания социальной помощи были различного рода учреждения и общества «вспомоществования» нуждающимся учащимся учебных заведений. Они существовали практически при каждом учебном заведении по всей России. Такие общества содержали общежития, столовые, где нуждающихся учеников кормили бесплатно. Учащимся предоставлялись денежные пособия или оплачивалось обучение тех, кто особо нуждался в средствах. Здесь же детям помогали одеждой, обувью, книгами. Формальности при оказании помощи были сведены к минимуму - достаточно было письма от учителя, что ученик нуждается в помощи.
После эпохи Екатерины II знаменитой вехой в развитии общественного призрения были благотворительные общества и союзы. Среди них особое место занимают "Учреждения императрицы Марии Федоровны".
12 ноября 1796 г. Императрица Мария Федоровна (супруга Павла I) приняла на себя непосредственное начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением. На другой же день после своего назначения Императрица пожаловала Обществу в ежегодную выдачу из своей казны по 15 тыс. рублей. Сумма эта легла в основание так называемого кассетного капитала. Несмотря на ежегодные из него расходы, капитал этот быстро возрастал и за время управления Марии Федоровны достиг 1,3 млн руб. серебром. 2 мая 1797 г. Императрица, сохраняя в своем ведении Воспитательное общество и мещанское училище, приняла по воле Государя главное начальствование и над Воспитательными домами, Сохранными казнами и Коммерческим училищем, чем и положила основание Ведомству, впоследствии названному ее именем.
Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тыс. руб. на содержание грудных младенцев с кормилицами.
Особое внимание Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома. За 30 лет из поступивших в них 65 тыс. младенцев в живых осталось 7 тыс. Императрица заключила, что ужасающая смертность детей связана главным образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге Государь пожаловал Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского на Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского. (В этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917 г.) Императрица реорганизовала Опекунский Совет так, чтобы каждый его член "высокого и знатного рода" сверх участия в общем управлении заведовал отдельным учреждением или частью учреждения, причем "без всякого вознаграждения, из любви к Отечеству и человечеству". Мария Федоровна также заботилась об увеличении доходов Воспитательных домов. Вступив в управление, Императрица обнаружила, что кредит Сохранных казен упал, обороты значительно сократились.
Благодаря энергичным мерам, предпринятым Императрицей, Сохранные казны быстро оправились, и уже в 1799 г. из их доходов заимообразно была отпущена значительная сумма Государственному Казначейству для завершения строительства Вытегорского канала, названного в честь Императрицы "Мариинским". К. 1812 г. обороты казен представляли огромную по тому времени сумму в 105 млн руб.
Заботясь об устройстве уже существующих, Императрица открывала и новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 г. в Петербурге и Москве были открыты женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины. В 1807 г. основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 г. — Харьковский институт благородных девиц для дочерей дворян и купцов всех гильдий с обучением приходящих девиц за плату и без платы. Причем начальству предписывалось заботиться не только о трудоустройстве выпускниц, в основном гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить, печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по делам воспитанниц и после выпуска их из заведения. Уставы этих первых учреждений сохранились неизменными до 1913 г.
Императрица заботилась о воспитании дочерей нижних чинов армии и флота. В 1820 и 1823 гг. были открыты два училища для солдатских дочерей полков лейб-гвардии. Для детей нижних чинов морского ведомства в 1826 г. учреждены училища в Севастополе и Николаеве. Кроме того, в 1806 г. на своей даче в Павловске (близ Санкт-Петербурга) Мария Федоровна на свои средства открыла училище для глухонемых детей обоего пола.
Интересен опыт Руковишниковского приюта. Главная задача этого заведения - перевоспитание малолетних преступников, приучение воспитанников к свободе, самостоятельности. Для этого была разработана целая система. Новичок, который пользовался доверием в течение месяца, получал отличительный знак - погон, затем его могли отправить за мелкими покупками, доверяли и другие дела. По высочайшему повелению, малолетних преступников, минуя тюремное заключение, направляли в приют. Приют посещали студенты юридического факультета Московского университета. За год призревалось более 100 человек, в основном выходцев из крестьян, половину воспитанников отдавали в обучение мастерам, остальные обучались работам в собственных мастерских, которые выручали в год около 2 тысяч рублей. Мастерские работали на заказ, невостребованные изделия реализовывались в собственном магазине. При этом дети обучались грамоте, занимались музыкой. В приюте был хор, оркестр, библиотека. Из приюта каждый воспитанник выпускался с необходимым для ремесла инструментом и денежным пособием, но мог работать в мастерских для окончивших приют, которые предназначались для поддержки выпускников и присмотра за ними со стороны попечителей приюта. Патронат над выпускниками осуществлялся собственными силами в течение трех лет. Отмечалось всего 6-9% рецидива у воспитанников, по сравнению с 96% рецидива у отбывающих наказание в тюрьме.