Формы присвоения природных ресурсов - Часть 2

Кроме того, как показал в своих исследования М.А, Комаров, при переоформлении лицензий в связи с реорганизацией недропользователей в процессе приватизации постепенно государственная собственность переходила в частную. К началу приватизации и лицензирования пользования недрами (1992) государственная собственность в минерально-сырьевом секторе экономики России включала три составляющие:
• основные фонды горнодобывающего предприятия (в основном, это казенные построения, оборудование и т. п.);
• подземные подготовительные и эксплуатационные горные выработки, в том числе фонд скважин глубокого бурения;
• запасы полезных ископаемых и геолого-геофизическую информацию о недрах.
Первая часть, практически за бесценок (в ценах, действовавших на 1 июля 1991 г.), передавалась акционерам и включалась в уставный капитал будущего акционерного общества. Две другие части не подлежали разгосударствлению и по законодательству о недрах оставались государственной собственностью, и государство ее передавало в долгосрочную аренду.
Все сказанное выше свидетельствует о необходимости совершенствования существующей системы лицензирования природопользования.
Важнейшим фактором лицензирования, на котором должна базироваться вся лицензионная система, - вовлечение в процесс лицензирования государственных органов власти всех уровней и природопользователей.

2. Юридические формы присвоения природных ресурсов. Механизмы возникновения права собственности на природные ресурсы

В Конституции РФ (ст. 9) земля и другие природные ресурсы объявлены основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Включение народов России в отношения собственности на природные объекты создало юридические предпосылки гармонизации интересов народов страны: исключается возобладание интересов одного народа над интересами другого и над интересами народов России в целом (9, с. 14).
Следует особо заметить, что в законе народам не предоставлено статуса собственника, и правомочия по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами по-прежнему будет осуществлять государственный аппарат. Не случайно поэтому Основы законодательства о земле 1990 г. сделали попытку изменить существующее положение. Однако ликвидация Советов народных депутатов всех уровней и передача их функций соответствующей администрации привели к тому, что распоряжение землей вновь осуществляют чиновники государственного аппарата, которые бесконтрольно и в массовом порядке производят продажу земельных участков из земель сельскохозяйственного и другого назначения для индивидуального жилищного и дачного строительства, устанавливая совершенно произвольно продажную цену за сотку земли.
Вместе с тем закон устраняет обезличку в использовании земли и других природных объектов, имевшую место по прежнему земельному законодательству (9).
Во-первых, с 1991 г. вводится полностью платное землепользование в форме земельного налога или арендной платы, дифференцированных в зависимости от качества и местоположения земельного участка, что явится существенным экономико-правовым рычагом для повышения эффективности землепользования. Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20) установлена платность использования всех природных ресурсов.
Во-вторых, использование земель, связанное с вторжением в экологические системы этого природного объекта (сельское и лесное хозяйство), осуществляется, как правило, через институт, являющийся правом самостоятельного хозяйствования на земле. Это право характеризуется наибольшей устойчивостью для ведения хозяйства.
В-третьих, установление частной собственности на землю для граждан, введение в земельные отношения системы арендных отношений позволяют приблизить производителя сельскохозяйственной продукции к механизму отношений собственности.
В-четвертых, каждый гражданин России имеет право на земельный участок, условия и порядок предоставления которого определяются законодательством, и отказ гражданам в предоставлении земли может быть обжалован в судебном порядке.
В-пятых, каждый пользователь земли несет ответственность за результаты хозяйствования на предоставленном ему земельном участке и лишается своего титула права собственности, землепользования или аренды, если используемый им участок ухудшается.
В-шестых, предусмотрен ряд мер по экономическому стимулированию рационального использования и охраны земель, освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, предоставление льготных кредитов и т. п.
Анализ российского законодательства показывает, что в Российской Федерации введена множественность субъектов права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы (2).
Право использования природных ресурсов, в отличие от права частной, государственной муниципальной и иных форм собственности на природные объекты, не является постоянным и может возникать, изменяться или прекращаться в установленном законом порядке. Возникновение различных форм пользования природными ресурсами имеет различные основания:
а) предоставление природного объекта, находящегося в собственности государства или других лиц, в собственность, пользование или аренду.
В соответствии с действующим земельным законодательством граждане РФ могут получить земельные участки в индивидуальную или коллективную собственность (общую совместную и долевую собственность), пользование или аренду. Пользование землей может быть бессрочным (постоянным) или временным, а право предоставлять гражданам земельные участки имеют только органы местной администрации;
б) заключение договора аренды природного объекта. Договор о временном пользовании природным объектом может изменяться по соглашению сторон, а в связи с этим могут изменяться и условия права экологопользования.
Ст. 18 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусматривает заключение договоров и выдачу лицензий на комплексное природопользование (9, с. 15).
Договор на комплексное экологопользование заключается между природопользователем и органом исполнительной власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное экологопользование. Этот договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности экологопользователя, размеры платежей за пользование, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.
Лицензия (разрешение) на комплексное экологопользование выдается экологопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием: видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований;
в) включение земли как недвижимости в гражданский оборот, что влечет за собой участие ее в сделках купли-продажи, аренды, мены, ипотеки, залога и т. п.;
г) переход титула права собственности на недвижимость, какой является строение или сооружение. Вместе с этими объектами переходят и права на земельный участок, если иное не предусмотрено законодательством.
Право экологопользования изменяется в следующих случаях:
а) вследствие замены одного природного объекта другим при изъятии первоначально предоставленного для государственных или общественных нужд;
6) вследствие изменения правового статуса используемого объекта. Например, с признанием данного земельного участка землей историко-культурного назначения на нем запрещается любая деятельность, противоречащая целевому назначению этой земли;
в) вследствие изменения экологического состояния используемого природного объекта: появление эрозионных процессов, заболачивание, засоление и другие неблагоприятные почвенные процессы, в результате чего изменяется режим экологопользования;
г) вследствие ограничений, вводимых законодательством, или возникновения потребности в этих ограничениях из-за соседних природных объектов и экологических систем.
Обязанность носителя любой формы эксплуатации земли - не нарушать права других землепользователей, в том числе арендаторов. Закон устанавливает право ограничивать собственников и землепользователей (9, с. 199).
Основаниями прекращения права экологопользования являются:
а) добровольный отказ экологопользователя от пользования данным природным объектом или его частью;
б) прекращение экологопользования в случае прекращения деятельности организации, а также крестьянского хозяйства;
в) прекращение оснований права экологопользования: при прекращении договора арендных или трудовых отношений;
г) нарушение правил экологопользования.
В законодательстве предусмотрены и другие основания прекращения права собственности, землепользования и аренды: нецелевое использование земли, использование земли способами, приводящими к снижению плодородия почв, урожайности земли сельскохозяйственного назначения ниже нормативного по кадастровой оценке, а также систематическая неуплата земельного налога в течение двух лет и непогашение задолженности последующего одного года, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды; неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев стихийных бедствий, периода мелиоративного строительства, и двух лет для несельскохозяйственного производства на всех землях; выделение из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданами, выходящими из состава этих предприятий; переход права собственности на строение, сооружение, изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам; смерть пользователей земли.
Кроме особо охраняемых территорий и природных объектов, имеются территории с особым режимом экологопользования. В ст. 58 и 59 Закона об охране окружающей природной среды предусмотрены зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия, которые объявляются таковыми либо решениями Федерального Собрания РФ либо Указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных на то государственной экологической экспертизы (9, с. 233).
Зонами чрезвычайной экологической ситуации либо зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения или уже произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, угрожающие здоровью населения или повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
После объявления территорий указанными зонами в них прекращается или существенно ограничивается подобная деятельность. Финансирование всех указанных мероприятий осуществляется за счет непосредственных виновников ухудшения экологического состояния на данной территории, или за счет средств федерального, республиканского бюджета и бюджетов соответствующих субъектов РФ.
Данные в Законе определения зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации на практике неразличимы. В проекте Федерального закона употребляется единый термин - зона чрезвычайной экологической ситуации.
Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территорий РФ в пределах административного деления и установленных границ хозяйственных объектов и комплексов, где в результате текущего экологопользования происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, предотвращение и приостановка которых невозможны только за счет организационно-управленческого потенциала и материально-финансовых ресурсов данного региона.
Инициаторами объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации являются органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления этих территорий.
Зона чрезвычайной экологической ситуации объявляется Указом Президента РФ или постановлением Федерального Собрания РФ по представлению Минприроды РФ на основании заключения государственной экологической экспертизы.

Заключение

Итак, хозяйственная или иная деятельность, связанная с присвоением природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, должна допускаться только при наличии соответствующей лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право его владельца на пользование конкретным видом природных ресурсов в определенных границах при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформления.
Право использования природных ресурсов, в отличие от права частной, государственной муниципальной и иных форм собственности на природные объекты, не является постоянным и может возникать, изменяться или прекращаться в установленном законом порядке.
Возникновение различных форм пользования природными ресурсами имеет различные основания: а) предоставление природного объекта, находящегося в собственности государства или других лиц, в собственность, пользование или аренду. б) заключение договора аренды природного объекта. Договор о временном пользовании природным объектом может изменяться по соглашению сторон, а в связи с этим могут изменяться и условия права экологопользования. в) включение земли как недвижимости в гражданский оборот, что влечет за собой участие ее в сделках купли-продажи, аренды, мены, ипотеки, залога и т. п.; г) переход титула права собственности на недвижимость, какой является строение или сооружение. Вместе с этими объектами переходят и права на земельный участок, если иное не предусмотрено законодательством.

Список литературы

1. Давидович В., Аболина Р. Кто ты человечество. – М., 1975.
2. Гладкий Ю.Н., Доброскок Ю.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Гардарики, 1999.
3. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
4. Кормилицын В.И., М.С. Цицкишвили, Ю.И. Яламов Основы экологии. -  Москва, 1997.
5. Иваницкий Г.Р. Новый старт или последний финиш // Вестник РАН. Том. 70. 2000. №3. – С. 203 – 214.
6. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок. -  М.: Логос, 1997.
7. Новиков Р.А. О механизме регулирования окружающей среды от загрязнения. – М.: Эко-пресс, 1991.
8. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник. – М.: АСТ, 1997.
9. Экологическое право. – М.: Юрист, 1998.
10. Экология: Учебное пособие для технических вузов / Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев и др. / Под ред. Л.И.Цветковой. – М.: Изд-во АСВ; СПб.: Химиздат,1999.

(16.0 KiB, 37 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!