Формы бытования массовой культуры - Часть 4

Заключение

Массовая культура — это производная от индустриального общества.

Массовая культура — это культура больших аудиторий, культура, распространяемая с помощью массовых коммуникаций на миллионы людей, это культура, чья продукция находит отзвук в сознании и душах миллионов и не требует для своего восприятия напряжения ума и чувств, и в то же время способна создавать положительные и отрицательные эмоции, вызывать сопереживания и наслаждение. В такой эмоциональной оболочке она способна оказывать проникновенное влияние на миллионы.

Если элитарное искусство в известной мере, хотя далеко не полностью, характеризуется торможением непосредственных человеческих переживаний, то массовая культура базируется на универсальных психологических, даже психофизиологических механизмах восприятия, которые активизируются независимо от образования и степени подготовленности аудитории. Художественная необразованность здесь не стимул, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению, не требует никаких дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа.

Массовая культура выполняет следующие функции.

Первичная функция этой культуры как формы общественной связи, на наш взгляд, вытекает из утверждения французского исследователя М. Дюфренна: массовое искусство существует потому, что выгодно господствующему классу: приносит финансовую прибыль буржуазии и обслуживает систему политической пропаганды. Именно то, что массовая культура может формировать в массовом порядке состояние эстетического, психического и физиологического удовольствия, она становится, по Дюфренну, идеальным инструментом воздействия на человеческое сознание. «Коммерческое искусство,— писал он,— может быть столь же действенным, что и «полицейский аппарат». Если высокая культура — художественное исследование действительности, то массовая культура прежде всего работает на систему политической пропаганды. Работает всеми своими жанрами — кинофильмами, музыкальными произведениями — песнями, джазом, рок- и поп-музыкой, музыкальными спектаклями, литературой — детективами, фантастикой. Это не значит, что произведения массовой культуры выступают только как средство пропаганды политических идей. Хотя они и выполняют и эти задачи, тем не менее они выполняют и функцию снятия психологического напряжения, и разрешения конфликтных ситуаций, что во многих случаях соответствует политическим задачам (12.- С.16).

Снятие психологического напряжения, отвлечение индивида от интенсивного труда в своей профессиональной сфере — это тоже функция массовой культуры как формы общественной связи в условиях индустриального общества. И здесь важно отметить, что массовая культура — это не только развлекательные жанры: эстрада, комиксы, детективы, кинокомедии, фильмы ужасов и триллеры. Вполне обоснованно, на наш взгляд, отмечает Б. Брасов, что наиболее существенный механизм массовой культуры составляет постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферах, обеспечивающее хотя и унифицированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Потребление — это тоже снятие психологического напряжения. «Сила массовой культуры заключается уже в том, что она не отделена от потребления в самом широком смысле этого слова и от самого образа жизни. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование — все поступает человеку через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными. Даже в глазах представителей элиты духовный продукт приобретает ценность лишь постольку, поскольку он становится предметом массового спроса. Непризнанные гении вышли из моды. Их место заняли кумиры и идолы, изготовленные «фабриками грез».

И еще одна функция массовой культуры как формы общественных связей — обеспечить социализацию человека, помочь ему освоить новые социальные роли и ценности, научить его способам регуляции поведения в разных нестандартных ситуациях, столь свойственных современному обществу. Массовая культура добивается этого путем моделирования разных жизненных ситуаций, она дает людям представление, как действовать в тех или иных условиях, дает ориентиры образа жизни.

Выделяются следующие формы бытования массовой культуры: индустрия «субкультуры, детства»; массовая общеобразовательная школа; средства массовой информации; система национальной (государственной) идеологии и пропаганды; массовые политические движения; массовая социальная мифология; индустрия развлекательного досуга; индустрия оздоровительного досуга; индустрия интеллектуального досуга; система организации, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги и т.д..; разного рода игровые комплексы; всевозможные словари, справочники, энциклопедии.

С помощью рекламы «массовая культура» превратилась в огромную индустрию, которая стремится вытеснить подлинное искусство, подлинную культуру. «Массовая культура» создает современную мифологию, реклама вживляет эти мифы в массовое сознание. Реклама — необходимая форма существования «массовой культуры», способ ее распространения. С другой стороны, «массовая культура» делает рекламу изощренной и эффективной. Союз рекламы и «массовой культуры» — закон функционирования потребительского общества.

Список использованной литературы

1. Артемов К. Массовая культура – путь к вырождению // Молодая гвардия. – 1994. - №4. – С.229-236.

2. Генис А. Хоровод: заметки на полях массовой культуры // Иностранная литература. – 1993. - №7. – С.233-245.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М.: АспектПресс,1997.

4. Земскова В. Мифосознание в кризисную культуру // Вопросы литературы. – 1993. – вып.3. – С.322-332.

5. Кравченко А.И. Социология менеджмента. – М.,1999.

6. Макаревич Э. Массовая культура и ее влияние на человека // Диалог. – 1997. - №11-12. – С.77-83.

7. Матвеев В. Элитарная и массовая культура внутренне близки // ОНС. – 1991. - №1. – С.60-62.

8. Молчанов В. Феиш, пожирающий душу // Вопросы литературы. – 1986. - №7. – С.13-34.

9. От религии к масскульту: логика метаморфозы // Философские науки. – 2000. - №2. – С.42-64.

10. Разлогов К. Артистизм в массовой культуре // Вопросы философии. – 1997. - №7. – С.63-74.

11. Разлогов К. Коммерция и творчество: враги и союзники? – М.,1992.

12. Разлогов к. По ту сторону наслаждения // Свободная мысль. – 1994. - №12-18.

13. Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М.,1990. – Вып. 1.

14. Саломатов А. Эрзац // Перспективы. – 1991. - №11. – С.101-108.

15. Смольская Е.П. Массовая культура: развлечение или политика?. – М.,1986.

16. Феофанов О.А. социальные и политические аспекты рекламы в 70-е годы // Американская художественная культура в социально-политическом контексте 70-х годов ХХ века. – М.,1982.

17. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // ОНС. – 1998. - №6. – С.138-148.

18. Шестаков В. Мифология XX века. – М.: Искусство,1988.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по социологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(39.4 KiB, 46 downloads)

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!