Формы бытования массовой культуры

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………..с.3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Массовая культура: понятие, механизм. ……………………………с.7

1.2. Формы бытования массовой культуры…………………………….с.17

ГЛАВА II. БЫТОВАНИЕ ФОРМ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Реклама ………………………………………………………………с.24

2.2.Средства массовой информации в система массовой культуры…..с.39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… .с.41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………. с.44

Введение

Важным изменением, преобразившим во многом облик социокультурной жизни в позднем индустриальном общества, стало новое соотношение между производственной и социокультурной сферой. Как пишет Д. Белл, буржуазное общество XIX в. при всех его социальных конфликтах можно рассматривать как относительно целостное образование: экономика, социальные отношения и культура были проникнуты единой системой ценностей. К этому времени и относится взлет западной цивилизации. На новом этапе происходит разрыв между сферой производства и расширенной внепроизводственной сферой. В организации производства и труда требуются рациональность, трудолюбие, самоконтроль, преданность делу. предусмотрительность. Причем все эти качества необходимы в еще большей степени, чем прежде, ввиду сложности производства и опасностей, возникающих при нарушении его нормального функционирования (3,– С.406).

В сфере потребления, напротив, поощряется принцип расширенного потребления, мотовства, показуха, неуемные поиски наслаждений. Растущий жизненный уровень и освобождение нравов от «репрессивной культуры» становятся теперь самоцелью и определяют степень личной свободы.

Как мы видели, эти тенденции к антибуржуазному бунтарству проявлялись еще в XIX в. в виде романтизма, эстетизма, модернизма, различных форм эскапизма и т.д. Но на том этапе это была преимущественно революция в искусстве, культ эстетического и духовного авангардизма. На новом этапе эти тенденции приводят к утверждению альтернативных стилей поведения и деятельности для все более широких социальных групп, прежде всего молодежи и различного рода этнических и культурных меньшинств.

Эта культура привязана не столько к расширенному, сколько к оригинальному, а значит и престижному, потреблению. В ней переворачиваются те основные принципы, которые лежали в основе буржуазной духовности в период формирования западной цивилизации. Вопреки представлениям М. Вебера о рационализации мышления и поведения в обществе XX в. современная доминирующая культура порывает с принципами рациональности и ведет поиски иррационального опыта.

С завершением формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают и становление массовой культуры. Прямыми предпосылками этого процесса являются постепенное повышение статуса городского рабочего класса и расширение демократических институтов, а значит, и более широкое вхождение трудящихся слоев в активную гражданскую жизнь. Необходимым условием стало распространение грамотности. Если зарождение массовой культуры можно отнести еще к тому времени, когда стала появляться доступная литература и картинки для «простого люда», то зрелый этап наступает с принятием в 70—90-х гг. сначала в Великобритании, а затем и других европейских странах закона об обязательной всеобщей грамотности. Эти тенденции стали быстро распространяться на другие развитые страны Европы и Америки, включая Россию (3. – С.407).

По словам российского специалиста по проблемам массовой культуры К. Разлогова, «наивные наблюдатели полагали, что наконец настала золотая пора, когда народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». Но эта прекрасная мечта была быстро разрушена. Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а в пограничной с изобразительным творчеством сфере — комиксам, которые стремительно завоевывали еще не обжитые культурой территории».

В 1895 г. был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем — без различия пола, возраста, вероисповедания, не требующий даже элементарной грамотности для своего восприятия. К тому же периоду относится и широкое распространение фотографии, ставшей массовым средством информационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изобретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел будущей массовой культуры (до появления самого этого термина) — легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным творчеством славу «развлечения» и «развращения» широких масс.

Первая мировая война во многом способствовала разочарованию в прежних ценностях, внедряемых классической культурой. Она же скомпрометировала прежние господствующие элиты, оказавшиеся неспособными справиться с социальными и национальными противоречиями и конфликтами. После окончания войны средства массовой культуры получили интенсивное развитие сначала в Америке, а затем в Западной Европе в 20-х гг., сначала в период послевоенного бума, а затем «великой депрессии», когда, как иногда полагают, в условиях массового разорения, безработицы, нищеты и отчаяния именно «Голливуд спас Америку от социальных потрясений». Конечно, в дополнение к масскульту в обществе были использованы эффективные социальные программы, связанные с «новым курсом» Ф. Рузвельта. Однако не меньшее значение отводилось массовой культуре, с соответствующим националистическим уклоном, в нацистской Германии (13.-С.134)

Массовая культура уже давно стала объектом изучения социологов.

В нашей стране проблема массовой культуры занимались такие исследователи, как М. Лифшиц, Е.Н. Карцева, В. Шестаков, К. Разлогов и другие. Большая часть исследований посвящены вопросам терминологии, выявлению аспектов соотношения научных работ, раскрывающих вопросы, касающиеся конкретных форм бытования массовой культуры, пока еще нет.

Актуальность проблемы исследования, таким образом, определяется тем, что в настоящее время в периодической печати выходит огромное количество популистских статей на интересующую нас тему как отечественных, так и зарубежных исследователей, всевозможных исследований, касающихся проблем функционирования отдельных форм массовой культуры, однако определенного мнения в оценке данной проблемы нет.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор нами темы исследования: «Формы бытования массовой культуры».

Объект исследования – массовая культура.

Предмет исследования – формы бытования массовой культуры.

Цель исследования состоит в характеристике форм выражения массовой культуры современного общества.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми темой и проблемой исследования, нами определены следующие задачи данной работы:

• проанализировать всю имеющуюся по данной теме литературу;

• дать определение понятию «массовая культура» и определить ее основные отличия от элитарной и народной культур;

• выделить формы бытования массовой культуры в современной обществе;

• характеризовать некоторые из существующих форм выражения массовой культуры.

Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!