Формирование здорового образа жизни важнейшая превентивная задача социальной работы
Понятие здорового образа жизни включает рационально организованный, физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, выполнение правил и требований рационального питания, личной гигиены и психогигиены, активный двигательный режим и систематические занятия физкультурой, эффективное закаливание, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек.
Таким образом, в здоровом образе жизни объединяется все, что способствует выполнению индивидуумом тех или иных"об-щественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для организма условиях. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-моти-вационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. Этим определяется деятельность социального работника и социального педагога в воспитании культуры здоровья, которая строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание уделяется следующим возрастным этапам: дошкольному, подростковому и юношескому, для которых характерно интенсивное развитие организма. Анализ результатов комплексных мероприятий по формированию и реализации здорового образа жизни позволяет выделить основные направления деятельности социальных педагогов:
рациональный режим труда и отдыха, основанный на индивидуальных особенностях;
оптимальная и систематическая физическая активность;
эффективное научно обоснованное закаливание;
комплекс психогигиенических и психопрофилактических воздействий;
учет влияния на здоровье окружающей среды;
аргументированная профилактика вредных для здоровья факторов.
В настоящее время возрастает роль территориального подхода в развитии сферы досуга и социокультурной среды, развитие ролиместного самоуправления в решении проблем организации свободного времени. Многим органам самоуправления на местах с огромным трудом все-таки удалось сохранить материальную базу культурных и спортивных учреждений, действует сеть учреждений внеклассной работы, художественные и музыкальные школы, школы искусств, территориальные клубы образования и досуга детей и взрослых. Центры социального обслуживания населения согласно Положению осуществляют культурное обслуживание пенсионеров и инвалидов, организацию их отдыха, привлечение их к посильной трудовой деятельности, поддержание активного образа жизни. От того, как формируются навыки здорового образа жизни в юности, во многом зависит, насколько раскроется потенциал личности в будущем.