Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами физической культуры………..8

1.1.              Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дош–кольного возраста…………………………………………………………………8

1.2.              Характеристика развития коммуникативных умений старших дошкольников …………………………………………………………………...17

Выводы по первой главе  ……………………………………………………….29

Глава II. Методические особенности формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников средствами физической культуры ……..30

2.1.   Влияние  занятий физической культурой в формировании комму-никативных умений  старших дошкольников.................30

2.2.   Методика развития  коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры ………....39

Выводы по второй главе …………………………………………………..49

Глава III. Экспериментальное исследование по  формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников на занятиях  физической культурой ……………................................................................50

3.1. Результаты изучения особенностей общения инструктора по  физи-ческому воспитанию   с детьми старшего дошкольного возраста....51

3.2. Результаты исследования  особенностей коммуникативных умений детей  и навыков культурного общения у детей старшего дошкольного  возраста.......55

3.3. Результаты контрольного обследования  коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста ………………………...........60

Выводы по третьей главе… …………………………………………………….65

Заключение …………………………………………………………………67

Список использованной  литературы….………………………...69

Приложение …………………………………………………………………75

Введение

Жизнь каждого нормального человека буквально про­низана контактами с другими людьми. Потребность в об­щении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напря­женные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связа­ны с одиночеством, отверженностью или непонятостью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чув­ства – любовь, признание, понимание – рождаются близо­стью и связанностью с другими. Общение – это главное ус­ловие и основной способ жизни человека. Только в обще­нии и в отношениях с другими людьми человек может по­чувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или ор­ганизм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его от­ношение составляет главное своеобразие общения. Отсю­да следует, что общение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров.

 Для того, чтобы процесс общения был более эффективным, его участники должны обладать определенным набором коммуникативных умений, составляющих «коммуникативное ядро» личности. Коммуникативными умениями являются: умение слушать, умение передать информацию и принятье с нужным смыслом, умение понять другого, умение сопереживать, сочувствовать, умение адекватно оценить себя и других, умение принять мнение другого, умение решать конфликт, умение взаимодействовать с членами коллектива.

В нашей работе мы остановились на изучении особенностей формирования коммуникативных умений старших дошкольников.

Формирование коммуникативных умений у детей происходит  как под прямым воздействием педагога,  так и опосредованно, через его собственную деятельность.

Эффективно формировать коммуникативные умения у старших дошкольников  позволяют наряду с другими занятия физической культурой.

Занятия физическими упражнениями содействуют обо­гащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. Известно, что основой всех нравствен­ных взаимоотношении являются дружеские отношения. В двигательной деятельности они формируются путем под­бора упражнений, выполнение которых ставит ребенка пе­ред необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели.

Наиболее распространенной формой проявления дру­жеских взаимоотношений является помощь товарищу, со­гласованные действия при выполнении общего двига­тельного задания, взаимоконтроль за качеством движений, ответственность перед ровесниками. Дети осознают при­надлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением. Высокое эмоциональное напряжение, которое сопровождает занятия физическими упражнениями, со­действует закреплению нравственных представлений в чувствах, переживаниях, привычках.

Несмотря на важность данной проблемы,  она недостаточно освещена в теоретической и методической литературе. В работах Кенеман А.В.,  Кожуховой Н.Н., Рыжковой Л.А.,  Осокиной Т.И.,  Степаненковой Э.Я., Хухлаевой Д.В. и др. возможности занятий физической культурой в формировании коммуникативных навыков практически не представлены.

Следовательно, наше исследование является весьма актуальным.

Объект исследования – процесс формирования коммуникативных умений на занятиях физической культурой у старших дошкольников.

Предмет исследования – педагогические условия формирования коммуникативных умений на занятиях физической культурой у старших дошкольников.

Цель исследования – определить механизм формирования коммуникативных умений на занятиях физической культурой старших дошкольников.

 Для достижения поставленной цели в работе ставились и решались следующие задачи:

  • Изучить учебную, методическую и научную литературу по проблеме исследования;
  • Определить роль средств физической культуры в формировании коммуникативных умений старших дошкольников на занятиях физической культурой;
  • Подобрать диагностические  методики, позволяющие выявить 1) уровень сформированности навыков культуры общения у старших дошкольников; 2) особенности коммуникативных умений детей; 3) особенности общения воспитателя по физической культуре с детьми; 4) особенности стиля педагогического общения  воспитателя по физической культуре  к детям;
  • с помощью подготовленных методик изучить указанные аспекты;
  • Разработать программу развития коммуникативных умений в процессе физического воспитания старших дошкольников.

Гипотеза исследования: эффективность развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста может быть достигнута  при использовании  средств физической культуры, если будут соблюдаться следующие условия:

  • создание эмоционально–комфортного состояния старших дошкольников на занятиях физической культурой;
  •  организация физкультурной деятельности детей на занятиях на основе  диалога   воспитателя с детьми;
  • применение специального комплекса игровых приемов, направленных на формирование коммуникативных умений у детей.

Научная новизна исследования заключается в том, что

– разработана комплексная методика диагностики коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурной деятельности;

– разработан комплекс подвижных досуговых игр и мероприятий для формирования коммуникативных навыков у детей  старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что  полученный материал дополняет содержание теории физической культуры разделом по воспитания навыков общения  у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс игр и мероприятий может быть использован  в работе инструкторов по физическому воспитанию  в ДОУ.

База исследования: МДОУ  № 27 г. Магнитогорска, дети старшей группы (5–6 лет)  в количестве 19 человек, инструктор по физкультуре  ДОУ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В старшем дошкольном возрасте  активно развиваются навыки общении со взрослыми и со сверстниками.  Развивается внеситуативно–личностная форма общения со взрослыми, которая представля­ет собой высокий уровень коммуникативной дея­тельности. У детей наблюдается  стремлением квзаимопониманию и сопережива­нию со взрослыми. В общении со сверстниками к старшему дошкольному возрасту развивается внеситуативно–деловая форма общения. Наблюдается большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий  их диапазон,  чрезвычайно яркая  эмоциональная  насыщенность общения со сверстниками.

2. Используя разнообразные формы физкультурно–оздоровительной работы в режиме дня,  формы активного отдыха, самостоятельную двигательную активность как средство формирования коммуникативной способности у детей,  инструктор по физическому воспитанию в ДОУ способен помочь ребенку уста­новить контакт с окружающим ми­ром, а также со сверстниками и  взрослыми, побудить детей к сближению друг с другом и с  педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, при­чем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и ра­достным, веселым событиям.

3. В процессе физкультурной деятельности, особенно в коллективных  играх  у детей формируются умения, необходимые для доброжелательного отношения друг к другу, воспитывается вежливость в общении, манера поведения.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение,  педагогическое наблюдение, тестирование,  эксперимент.

Структура исследования. Работа состоит из  введения, теоретической и экспериментальной глав, выводов по главам, заключения,  списка литературы, приложения.

 

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!