Фондовый рынок в России

Содержание

Введение
1. Факторы, определяющие становление рынка ценных бумаг в России.
2. Особенности российского фондового рынка.
3. Развитие структуры рынка ценных бумаг в России.
4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России.
Заключение
Список литературы.

Введение

Фондовый рынок является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики. Его развитость, степень регулирования со стороны государства являются важнейшими индикаторами уровня зрелости экономического развития страны. Функционирование фондового рынка в рыночной экономике имеет чрезвычайно важное значение в саморегулировании экономики и осуществлении функций: мобилизации сбережений в экономике и направления их в инвестиции, перелива капитала из одних сфер экономики в другие, формирования гибкой институциональной структуры экономики, повышения уровня ликвидности финансов предприятий, а также служит чутким барометром конъюнктуры в экономике.
В данной работе мы подробным образом остановимся на особенностях становления и развития отечественного рынка ценных бумаг, охарактеризуем способы и правовые основы государственного регулирования фондовым рынком, а также ряд других моментов.
Естественно, что данная работа не претендует на новое слово в исследовании особенностей формирования рыночных структур в России, это возможно только в работе иного уровня.

1. Факторы, определяющие становление фондового рынка в России.

В современных условиях российский фондовый рынок еще недостаточно развит, но представлен всеми основными его сегментами, характерными для стран с развитой рыночной экономикой. В то же время следует заметить, что интенсивность их развития еще не соответствует экономике развитых стран.
Основными факторами, определяющими развитие фондового рынка в реформируемый период, были:
а) быстрое нарастание выпуска государственных долговых обязательств по сверхдоходной ставке, что создало конъюнктуру на рынке ценных бумаг в пользу государственных ценных бумаг и способствовало вытеснению с рынка корпоративных ценных бумаг;
б) масштабная приватизация и связанные с ней: на начальном этапе выпуск приватизационных чеков как свободно обращающихся предъявительских ценных бумаг; выпуск в обращение акций приватизированных предприятий;
в) кризис неплатежей и появление в связи с дефицитом в обращении финансовых ресурсов специфических финансовых инструментов - казначейских обязательств, налоговых освобождений и векселей;
г) выпуск ценных бумаг и их суррогатов новыми коммерческими структурами, включая нелицензированные финансовые компании;
д) постепенное открытие доступа эмитируемым в Российской Федерации ценным бумагам на международные рынки капиталов.
В целом можно выделить следующие особенности развития российского фондового рынка, которые в основном могут быть охарактеризованы общей формулой. Начиная с момента своего появления и вплоть до 1997 года фондовый рынок России не выполнял тех функций в экономике, которые он выполняет в развитых странах, почти не работал на ее развитие и обеспечение экономического роста.
2. Особенности российского фондового рынка.

Первая особенность российского фондового рынка состоит в том, что за годы экономических реформ фондовый рынок России имел стремительное развитие и масштабное увеличение оборотов по продаже ценных бумаг. Это, с одной стороны, объясняется крайне слабым его развитием в предшествующий период. Практически начали с «нуля». С другой стороны, галопирующая инфляция, имевшая место и стране почти на протяжении всего рассматриваемого периода, способствовала быстрому росту фондового рынка, прежде всего по номинальным оборотам, но в то же время делала весьма выгодными операции с ценными бумагами, особенно с государственными долговыми обязательствами. Между тем по мере сокращения инфляционной составляющей на фондовый рынок все больше стали воздействовать факторы, оказывающие влияние на реальные обороты. Это стало сказываться на снижении темпов наращивания оборотов по продаже ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг делится на биржевой рынок и внебиржевой рынок. Наиболее полная статистика представлена по деятельности фондовых бирж России. По итогам 1996 года отчет представили 53 биржи, имеющие лицензии Минфина РФ на право биржевой деятельности на рынке ценных бумаг. Из общего числа бирж, действовавших на фондовом рынке, 18 бирж, которые специализировались на работе с фондовыми ценностями, и 35 бирж (универсальные» товарные, валютные и др.) имели только фондовые отделы. По сравнению с 1993 годом число бирж, представивших отчеты, сократилось с 62 до 53. Часть бирж не удержались на рынке ценных бумаг.
Число сделок, заключенных по всем видам фондовых ценностей, возросло в 1996 году по сравнению с 1993 годом почти в 21 раз и составило 1934,6 тыс. сделок. За этот же период оборот бирж по продаже всех видов фондовых ценностей увеличился в 508,3 раза и достиг в 1996 году 1037 трлн. руб. Причем почти полностью за счет продажи ценных бумаг.
Вторая особенность российского фондового рынка состоит в том, что в его обороте по продаже ценных бумаг подавляющее большинство составляют долговые обязательства - облигации органов государственной власти и управления. Их удельный вес в обороте ценных бумаг на биржах: в 1993 году - 47,6%, в 1994 году - 94,5, в 1995 году - 99,1 и в 1996 году - 99,7%. Все другие виды ценных бумаг занимали минимальную долю и не имели решающего влияния. Между тем с развитием фондового рынка сегменты, которые занимают в обороте отдельные виды ценных бумаг, будут меняться.
Основные сегменты рынка ценных бумаг России представлены следующими ценными бумагами: федеральные государственные долговые обязательства, главным образом ГКО (государственные казначейские облигации) и ОФЗ (облигации федерального займа); муниципальные ценные бумаги; акции и облигации приватизированных промышленных и других предприятий; акции коммерческих банков и других финансовых институтов; краткосрочные ценные бумаги предприятий и коммерческих банков. В начальный период обращались также приватизационные чеки - ваучеры.
В 1993 году, на который пришелся пик чековой приватизации, приватизационные чеки составляли некоторую конкуренцию государственным облигациям. В этом году на долю государственных облигаций в обороте рынка приходилось 283,1 млрд. руб., или 47,6%, а на долю приватизационных чеков - 270,4 млрд. руб., или 45,4%. В следующем, 1994 году оборот приватизационных чеков возрос по абсолютной величине в 4,9 раза, однако их удельный вес в обороте по продаже ценных бумаг сократился до 4,6%, а доля государственных ценных бумаг достигла 94,5%. В 1994 году приватизационные чеки не обращались на фондовом рынке.
Таким образом, государственные ценные бумаги практически вытеснили на фондовом рынке все другие виды ценных бумаг. Государственная бюджетная политика, использующая государственные долговые обязательства для покрытия дефицита бюджета, преследовала сугубо фискальные цели. Устанавливая высокие доходные ставки по государственным облигациям, правительство практически шло на подавление рынка корпоративных ценных бумаг и тем самым ставило жесткий барьер для притока инвестиций в реальный сектор экономики, стимулируя их отток из этого сектора.
Третья особенность российского фондового рынка заключается в том, что за истекший период он в основном работал не на реальные инвестиции, обеспечение возрождения или роста экономики, а главным образом на усиление банковского и в целом финансового капитала. Главную выгоду - приращение капитала - имел банковский сектор, который использовал с выгодой для себя как инфляционный лаг, так и высокие доходные ставки по государственным долговым обязательствам, поскольку государство вынуждено было для их размещения использовать ставки, превышающие инфляционный темп. К этому следует добавить, что полученные дополнительные доходы по ценным бумагам, главным образом государственным долговым обязательствам, обращались не на реальное развитие экономики: правительством - на покрытие дефицита бюджета, банками - на построение финансовых пирамид, перекачку денег за рубеж.
Четвертая особенность - фондовый рынок пока не насыщен так называемыми корпоративными ценными бумагами. В структуре оборотов фондового рынка развитых стран наибольший удельный вес занимают корпоративные ценные бумаги - акции и облигации. На российском фондовом рынке акции, облигации акционерных обществ, предприятий и организаций, а также другие ценные бумаги занимают в обороте незначительный удельный вес. Причем нужно иметь в виду, что в обороте по продажам акций на биржах главенствующую роль играло сравнительно небольшое число крупнейших корпораций, так называемые «голубые фишки», такие, как РАО «Газпром», РАО «ЕЭС» и его АО - ведущие энергосистемы, нефтяные концерны типа «ЛУКОЙЛ», единичные металлургические предприятия вроде РАО «Никель», машиностроительные предприятия АО «ГАЗ», АО «ЗИЛ» и некоторые другие,
Пятая особенность - рынок ценных бумаг до настоящего времени не оказал заметного положительного воздействия на повышение ликвидности финансов предприятий и организаций, государственных финансов, решение проблемы платежеспособности в российской экономике.

3. Развитие структуры рынка ценных бумаг в России.

За период экономических реформ, начиная с 1992 года, высокими темпами развивались все типы посредников на рынке ценных бумаг. В результате в количественном отношении и по уровню специализации структур фондового рынка в России сложились в основном все структуры фондового рынка, сопоставимые со странами с развитыми рынками капиталов.
Сформировались фондовые биржи и фондовые отделы на многих биржах, на которых представлены профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Основными группами профессиональных участников рынка ценных бумаг являются: коммерческие банки; брокерские фирмы;  инвестиционные фонды различных типов; инфраструктурные организации (регистраторы, депозитарии и расчетно-клиринговые организации, фондовые биржи и другие торговые системы).
Профессиональными участниками фондового рынка являются юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей. Они осуществляют следующие виды деятельности: брокерские и дилерские операции, управление ценными бумагами, определение взаимных обязательств (клиринг), оказание депозитарных услуг, ведение реестра владельцев ценных бумаг, организация торговли на рынке ценных бумаг. Для профессиональных участников рынка ценных бумаг предусмотрены также некоторые ограничения по совмещению деятельности (в частности, нельзя совмещать ведение реестра с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг). Другие ограничения устанавливаются Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Фондовой биржей может быть признан только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной и по определению взаимных обязательств.
Фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства. Она организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи.
Фондовые брокеры являются посредниками в обеспечении связи между инвесторами и рынками. Брокеры исполняют приказы либо через члена биржи, работающего в операционном зале, либо через специалиста внебиржевого рынка. Универсальные брокеры предоставляют дополнительные услуги в виде консультаций, предоставления информации.
В процессе развития фондового рынка в России необходимо решить следующие задачи: укрупнение и повышение уровня капитализации практически всех структур фондового рынка, включая и банковский сектор; повышение стандартов профессиональной деятельности; повышение уровня компетентности специалистов на рынке ценных бумаг; развитие и ужесточение системы регулирования и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе на основе саморегулирования; развитие системы мобилизации и раскрытия информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг; повышение конкурентоспособности российских профессиональных участников рынка ценных бумаг по сравнению с зарубежными финансовыми институтами.
Важную роль для развития фондового рынка сыграло создание основного организованного рынка акций - Российской торговой системы (РТС), которую иногда называют организованным внебиржевым рынком или новым видом фондовой биржи. РТС представляет собой электронную систему торговли корпоративными ценными бумагами на вторичном рынке, в которой торги ведутся между юридическими лицами - профессиональными участниками рынка ценных бумаг. В техническом отношении РТС представляет двустороннюю компьютерную связь между пользователями, находящимися в своих офисах, и центральным сервером. Связь между ними осуществляется по телефонным линиям аналогично доступу в Internet. В создании РТС значительную роль сыграли иностранные инвесторы и их российские клиенты.

4.  Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России.

Объективная необходимость государственного регулирования рынка ценных бумаг обусловлена рядом обстоятельств: необходимостью нормативно-правового регулирования рынка ценных бумаг, с тем, чтобы обеспечить принцип его единства, а также единства режима и методов регулирования рынка на всей территории России; обеспечением жесткого контроля за соблюдением правовых норм деятельности на фондовом рынке и неукоснительной ответственности участников рынка в случае их нарушения; требованием защиты интересов всех участников рынка ценных бумаг; обеспечением равенства всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование; соблюдением принципа гласности в области нормотворчества и обязательного участия профессиональных участников рынка в создании его нормативной правовой базы; стимулированием государством конкуренции на рынке ценных бумаг посредством недопустимости преференций или каких-либо льгот для отдельных его участников.
В Российской Федерации фондовый рынок регулируется рядом законодательных актов, указов Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, к важнейшим из которых относятся: Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «О рынке ценных бумаг» (1996 год), Закон РФ «Об акционерных обществах» (1995).
В целом эти законы считаются вполне соответствующими международным нормам права, регулирующим деятельность фондовых рынков и обращение ценных бумаг.
Государственная политика Правительства РФ на рынке ценных бумаг изложена в «Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года за № 1008.
Государство выполняет системообразующую функцию на рынке ценных бумаг, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами обеспечения национальных интересов. Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. В целом эта система должна развиваться в направлении большей детализации и ужесточения государственного контроля за деятельностью фондового рынка.
При этом нужно иметь в виду, что государство выступает в качестве крупнейшего заемщика на рынке ценных бумаг и в силу этого оказывает прямое воздействие на его количественные и качественные параметры. Одновременно государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.
Основы государственного регулирования рынка ценных бумаг. Принципиальные основы государственного регулирования рынка ценных бумаг определены в разделе V «Регулирование рынка ценных бумаг» Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года. Закон статьей 38 определяет, что государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем: установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.
Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании  специального разрешения — лицензии, выдаваемой Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг или уполномоченными ею органами на основании генеральной лицензии.

Заключение

В современных условиях российский фондовый рынок получил однобокое развитие, но представлен всеми основными его сегментами, характерными для стран с развитой рыночной экономикой. В то же время интенсивность их развития еще недостаточна и имеет большой потенциал.
На фондовом рынке представлены все основные виды ценных бумаг: государственные долговые обязательства, акции и облигации корпоративных ценных бумаг, бумаги, осуществляющие заем денежных средств у населения, и другие.
Сложились структуры фондового рынка: фондовые биржи, система профессиональных участников фондового рынка.
Объективная  необходимость  государственного  регулирования рынка ценных бумаг обусловлена рядом обстоятельств: необходимостью нормативно-правового регулирования рынка ценных бумаг, обеспечением жесткого контроля за соблюдением правовых норм деятельности на фондовом рынке и неукоснительной ответственности участников рынка в случае их нарушения; требованием защиты интересов всех участников рынка ценных бумаг; обеспечением равенства всех участников рынка, соблюдением принципа гласности, стимулированием государством конкуренции на рынке ценных бумаг.

Список литературы.

1. Гришин А. Состояние рынка ценных бумаг //Вопросы экономики. –1993, №5.
2. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика: Курс лекций. – М., 1998.
3. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – М., 1997.
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. –М., 1998.
5. Современная экономика: Многоуровневое учебное пособие /Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону, 1998.
6. Фельдман А. Российский рынок ценных бумаг //Экономист. – 1993, №7.
7. Экономика: Учебник / Под ред. С. Булатова. – М., 1997.

(12.8 KiB, 79 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!