Философское учение о материи

Содержание

1. Материя как философская категория, ее историческое значение.
2. Развитие представлений о материи.
3. Современная наука о строении и свойствах материи. Социальная материя.

Список литературы.

1. Материя как философская категория, ее историческое значение.

В философской картине мира значительная роль принадлежит категории материи, которая отражает объективную реальность, данную индивиду в его ощущениях, но существующую независимо от них. Сведение материи как таковой к одному из ее свойств - к массе, химическому весу, пространственному протяжению, непроницаемости - прием достаточно распространенный, но весьма ограниченный. В научном познании подобный прием породил так называемую установку на элементаризм, когда для того, чтобы понять сложное, необходимо было свести его к простому, а целое к элементу.
Ориентируясь на единичное или особенное, на конкретное вещество или свойство, невозможно составить целостное представление о материи. О неспособности дать определение материи на этих основаниях с тревогой писал еще Вольтер: «Мы взвешиваем материю, измеряем ее, разлагаем на составные части, но если мы хотим сделать хоть шаг за пределы сих грубых действий, мы чувствуем собственное бессилие и пропасть».
Во второй половине XIX в. исследованиями Фарадея и Максвелла были установлены законы изменения качественно новой по сравнению с веществом формы материи - электромагнитного поля. Законы электромагнитного поля оказались не сводимыми к законам классической механики. В конце XIX - начале XX в. последовала целая серия открытий: радиоактивности, сложности химических атомов, изменяемости массы в зависимости от скорости движения тел, зависимости пространственно-временных свойств тел от скорости их движения. Эти открытия положили начало новейшей революции в естествознании. Но одновременно в физике возник кризис механистического понимания материи, механистической картины мира. В ситуации отождествления материи с атомом и в связи с последующим углублением в его структуру ряд физиков, в том числе и Э. Мах и А.Пуанкаре (так называемые «физические идеалисты»), пришли к выводу об «исчезновении (аннигиляции) материи». Методологическая несостоятельность этого вывода заключалась в отождествлении материи как философской категории с учением о ее физическом строении.
Однако любые физические представления о строении материи учитывают лишь момент особенного, так как касаются не всей действительности, но лишь отдельных ее сторон, философское понятие материи охватывает собой всю предметную действительность и обладает признаком всеобщности. Оно обозначает всю объективную реальность без ограничений. Философское понимание материи, опирающееся на признак всеобщности, в принципе не может устареть, поскольку выражает неизменную способность человека отражать внешний мир. Физические представления о свойствах, строении и видах материи непрестанно устаревают и изменяются. Отсюда должен последовать вывод о том, что исчезает не материя, а вчерашний предел нашего знания о ней.
Определений понятия материи множество. Можно составить их перечень и в нем окажется, наверное, более сотни таких, которые будут годны для применения в тех или иных познавательных ситуациях. Но сложность в том, какие из них или какое из них взять в качестве исходного.
Многие философы считают, что в качестве исходного определения понятия материи следует взять следующее: материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Высказаны достаточно существенные аргументы, обосновывающие познавательную эффективность этого определения.
Вопрос о сущности понятия «материя» затрагивает основы любого более или менее развитого, а тем более философского мировоззрения, и его обсуждение не может не инициировать (при множественности индивидуальных воззрений на мир) и множественность трактовок материи, их своеобразие, порой полярность и альтернативность. Но философский плюрализм не исключает единства по каким-то важнейшим параметрам. Эта общезначимость основания формируется и укрепляется прежде всего ориентацией на общечеловеческий опыт, на принцип научности при его ассимиляции. С этой позиции можно было бы избежать как излишней релятивизации понятия «материя», так и полной его унификации, стандартизации.
Но, к сожалению, в спорах о сущности материи подчас чувствуется паника: нет единственно верного (директивного, что ли?) определения: то, что было - «рушится»; появилось множество «других», значит, наступил философский «кризис». Не пора ли подать соответствующую команду «сверху»? Директивный режим философствования и в прежние времена (несмотря на жестокие меры его насаждения) слабо прививался среди философов; теперь это и вовсе анахронизм. «Самоочищение» в философии касается прежде всего нас самих, и это единственно возможный путь к недопущению каких-либо «кризисов» в философии.
Многие из специалистов считают, что в качестве основного (первичного) определения материи необходимо взять следующее: материя есть «объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им». Высказаны достаточно существенные аргументы, обосновывающие познавательную эффективность этого определения. Можно дополнить их еще одним аргументом, связанным с подходом к данному понятию через представление о сущности мировоззрения.

2. Развитие представлений о материи.

«Материя» - одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.
У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с какой-либо формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.
У Г. Гегеля материя появляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа. Именно абсолютный дух, идея порождают материю.
В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то этого никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писал, что можно употреблять понятие «материя», если уж очень хочется, но только как синоним слова «ничто». Для Беркли существовать - это быть потенциально воспринимаемым. На вопрос о том, существовала ли природа до человека, Беркли ответил бы - да, в сознании Бога. Другие представители субъективного идеализма (Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не отрицают существование материи, но сводят ее к «совокупности (комплексам) ощущений». Материя, вещь, предмет, по их мнению, - это комплекс ощущений человека. Именно ощущения человека создают, конструируют их.
В материалистической философии также существуют разные представления о материи. Правда, для всех философов-материалистов характерно признание за материей ее объективного, независимого от сознания (ощущений) существования.
Уже древние философы (китайские, индийские, греческие) в качестве материи рассматривали какое-либо наиболее распространенное чувственно-конкретное вещество, которое они считали первоосновой всего существующего в мире. Такой подход к определению материи может быть назван субстанциональным, ибо его суть составляла поиск основы (субстанции) мира. Так, например, древнегреческий философ Фалес из Милета (середина VI в. до н. э.) считал, что все произошло из воды. Даже земля, по его мнению, плавает на воде подобно куску дерева. Представитель той же Милетской школы философ Анаксимен, утверждал, что все вещи происходят из воздуха, за счет его разряжения, или сгущения (воздушные испарения, подымаясь вверх и разряжаясь, превращаются в огненные небесные светила и, наоборот, твердые вещества - земля, камни и т. д. - есть не что иное, как сгустившийся и застывший воздух). Воздух находится в непрестанном движении. Если бы он был недвижим, мы его бы никак не воспринимали, когда он движется, он дает о себе знать в виде ветра, облаков, пламени. Это значит, - учит Анаксимен, что все вещи суть модификации воздуха, и следовательно, воздух есть всеобщий субстрат вещей.
Гераклит из Эфеса, первоосновой всего сущего считал огонь. Кстати, огонь у Гераклита - это и образ вечного движения. «Этот космос, — доказывал он, - один и тот же для всех, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно святым огнем, мерно возгорающимся и мерно угасающим».
Конечно, трудно было представить, что в основе разнообразия вещей и процессов находится что-то одно. Поэтому впоследствии философы стали рассматривать в качестве первоосновы мира (материи) несколько веществ сразу. Так, например, Эмпедокл (V в. до н. э.) говорил о 4-х элементах, как о «конях всех вещей»: огне, воздухе (эфире), воде и земле. Эти корни вечны, неизменны, не могут ни возникать из чего-либо другого, ни переходить друг в друга. Все прочие вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных пропорциях. Другой древнегреческий философ Анаксагор учил, что мир состоит из бесконечного числа «семян» - делимых до бесконечности частиц. В каждой вещи есть частица каждой другой, в белом заключено черное, в черном - белое, в тяжелом - легкое и т. д. Жизнь мира, - подчеркивал Анаксагор, - есть процесс. Оценивая эти взгляды Анаксагора, нельзя не видеть, что его философия практически подготовила атомистический материализм
Атомистический материализм связан с именами древнегреческих философов Левкиппа и Демокрита (IV в. до н. э.). Материя отождествлялась ими с бесструктурными атомами (атом в переводе с греческого означает «неделимый»). По Демокриту, бытие складывается из движущихся в пространстве атомов и пустоты. Атомы геометричны (например, душа состоит из круглых атомов), не подвергаются никакому воздействию извне, неспособны ни к какому изменению, они вечны и неуничтожимы. Они обладают определенным размером, массой, могут сталкиваться, ударяясь друг о друга. Глазу атомы совершенно не видимы,  замечал Демокрит, но, однако, они могут быть вполне видимыми в умственном смысле. Жизнь, с точки зрения Демокрита, - это соединение атомов, смерть - их разложение. Душа тоже смертна, ибо ее атомы могут разлагаться, - учил Демокрит.
Взгляд на материю как на бесчисленное множество атомов, без каких-либо заметных изменений, сохранялся в различных школах философского материализма вплоть почти до начала XX века. Отождествление материи с веществом (и с неделимыми атомами в его основе) был характерен и для французских материалистов 18 века, и для Л. Фейербаха. Интересно, что и Ф. Энгельс, основываясь на позициях атомистического материализма, вместе с тем в ответе на вопрос: существует ли материя как таковая, писал, что реально существует материя лишь в виде конкретных форм, объектов и не существует материи как бесструктурной первоматерии, не изменяемой формы всех форм.
В конце XIX и начале XX века в естествознании, особенно в физике был сделан ряд выдающихся открытий, которые опровергали сложившиеся прежде представления о материи и ее свойствах. Были открыты рентгеновские лучи, радиоактивное излучение урана (А. Беккель, П. Кюри, М. Складовская-Кюри), электрон (Д. Томсон). М. Планком была создана теория квантов, энергии микрообъектов, А. Эйнштейн вскрыл количественную связь между массой тел и энергией связи их атомов.
Все это привело к коренному пересмотру прежних устоявшихся представлений о строении материи. Рухнуло основное положение атомистического материализма о неделимости, неизменности и о неуничтожимости атомов, что послужило поводом для опровержения материализма в свете новейших выводов естествознания. Так, например, известный французский физик Анри Пуанкаре писал, что «великий революционер радий» подорвал принцип сохранения энергии, а электронная теория сверла на нет принцип сохранения массы. В результате он приходит к выводу, что все старые принципы физики разгромлены, поэтому ее положения не соответствуют действительности, а являются лишь продуктами человеческого сознания.
Тезис о том, что в связи с новыми открытиями физики материя исчезла, был правомерно оспорен В. И. Лениным, защищавшим философский материализм. Характеризуя подлинный смысл выражения «материя исчезла», В. И. Ленин показывает, что исчезает не материя, а тот предел, до которого мы знали материю, что то исчезновение материи, о котором говорят некоторые ученые и философы, не имеет отношения к философскому представлению о материи, ибо нельзя смешивать философское понятие (термин) материя с естественнонаучными представлениями о материальном мире. С развитием естествознания происходит смена одного научного представления о мире (материи) другим, более глубоким и основательным. Однако такая смена конкретных научных представлений не может опровергнуть смысл и значение философского понятия (категории) «материя», которая служит для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях и существующей независимо от них.
Рассматривая материю, как философскую категорию, обозначавшую объективную реальность, В. И. Ленин тем самым продолжает материалистическую линию в философии. В его определении нет подведения категории «материя» под более широкое понятие, ибо такого понятия просто не существует. В этом смысле понятия «материя» и «объективная реальность» - синонимы. Материя противопоставляется сознанию, при этом подчеркивается объективность, как независимость ее существования от сознания. Именно это свойство: существовать до, вне и независимо от сознания определяет смысл и значение философско-материалистического представления о материи. Философская трактовка материи обладает признаком всеобщности и обозначает всю объективную реальность. При таком понимании материи нет и не может быть ссылок на физические свойства материи, знание о которых относительно.

3. Современная наука о строении и свойствах материи. Социальная материя.

Какого бы взгляда мыслители ни придерживались относительно строения материи, не подлежит сомнению, что она расчленена на ряд больших, хорошо отграниченных групп. Иными словами, все материальные объекты обладают внутренне упорядоченной, системной организацией. Истоки идеи структурности материи отнесены к античной философии и, в частности, к атомистике Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара. Сама идея оказывала чрезвычайно стимулирующее воздействие на развитие естествознания. В современной философии она оформилась в достаточно объемную и научно обоснованную концепцию системной организации материи. В последней обычно выделяют три структурных уровня материи:
• мегамир - мир космоса (планеты, звездные комплексы, галактики, метагалактики);
• макромир - мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин (куда входят также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов);
• микромир - мир атомов и элементарных частиц, где не применим принцип «состоит из». Трудно установить точную качественную границу уровней. Она не всегда фиксируется наукой. «Электрон так же неисчерпаем, как и атом» (Ленин). Более того, все эксперименты, проводимые в микромире, приводят к удивительным результатам. Можно сказать, что микромир изначально парадоксален. После соударения двух элементарных частиц никаких меньших элементарных частиц не образуется. Возникают частицы того же класса, что и соударяемые, т.е. элементарные. Например, после столкновения двух протонов возникает много других элементарных частиц — в том числе и протонов, мезонов, гиперонов. Феномен «множественного рождения» частиц Гейзенберг объяснил следующим образом. При соударении элементарных частиц большая кинетическая энергия превращается в вещество, в появляющиеся частицы, и мы наблюдаем этакое множественное рождение частиц. Около пятидесяти лет назад было известно всего лишь три типа элементарных частиц (электрон и протон как мельчайшие элементы вещества, а фотон как минимальная порция энергии), сейчас открыто более 200 элементарных частиц. Но если для выявления структуры обычных объектов подходит формула «состоит из» (каких-то меньших элементов), то для характеристики микромира она неприемлема.
Другой парадоксальный эффект микромира связан с двойственной природой микрочастицы, с тем, что она одновременно представляет собой корпускулу и волну. Поэтому такую частицу невозможно локализовать строго однозначно в пространстве и во времени. Эта особенность отражена в принципе соотношения неопределенностей Гейзенберга.
В качестве наиболее распространенных типов материальных систем выделяют: неорганическую, органическую и социальную. При классификации неорганического типа материальной системы в качестве ее составляющих выделяют: элементарные частицы и поля, атомные ядра, атомы, молекулы, макроскопические тела, геологические образования. Органика как тип материальной системы имеет свои специфические уровни организации: доклеточный уровень включает в себя ДНК, РНК, нуклеиновые кислоты, белки. Клеточный - самостоятельно существующие одноклеточные организмы. Многоклеточный - ткани, органы, функциональные системы (нервная, кровеносная), организмы (растения и животные). Выделяют также и надорганизмический уровень, это популяции - сообщества особей одного вида, которые связаны общим генофондом (стая волков в лесу, стая рыб в озере, муравейник или же кустарник). Целостность популяции регулирует поведение и размножение отдельных, входящих в нее организмов. Например, когда биомасса саранчи превышает определенный предел, включаются механизмы, тормозящие программы размножения. Кроме популяций к надорганизменным уровням организации живой материи относят биоценозы. В целостной системе биоценоза популяции связаны так, что продукты жизнедеятельности одних становятся условиями жизни других. Определенным биоценозом является лес: популяции живущих в нем растений, а также животных, грибов, лишайников и микроорганизмов взаимодействуют между собой, образуя целостную систему.
В рамках биосферы начинает развиваться особый тип материальной системы - человеческое общество. Социальная материальная система также включает в себя особые подструктуры - индивид, семья, группа, коллектив, государство, нация. Как особый вид организации материи общество существует лишь благодаря деятельности людей. Поэтому предельной субстанциональной основой общества является его производственная деятельность, благодаря которой общество может удовлетворять свои потребности и воспроизводить себя.
Продолжая классификацию типов материальных систем, можно вспомнить рассуждения Л.Гумилева из его работы «Этногенез и биосфера Земли». Основания его классификации воспринимаются с интуитивной ясностью. «Где вы живете? - спрашивает автор. - На планете Земля. Под одной оболочкой вы ходите - это литосфера. Другая проникает во все клетки вашего организма - это гидросфера. Третьей вы дышите - это атмосфера. А четвертая - биосфера. Это вы сами со всеми живыми растениями, микроорганизмами».
Укрупняя это членение можно подойти к классификации В.Вернадского, который предлагал выделять гео-, биоиноосферы. Естественнонаучные представления о мире (научная картина мира) связаны с достижениями комплекса естественных наук о литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере Земли и внеземного пространства. В философии вырабатывается свое концептуальное представление о единой основе всего существующего. Оно связано с понятием материи. Это понятие освобождается от конкретных форм бытия мира. Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности. Быть материальным - значит существовать объективно, независимо от сознания человека и человечества. В этом смысле и дерево, и атом, и электрон, и фотон, и вакуум, и техника - это материальные образования, разные конкретные формы материи.
Исторически в известном нам мире сложились три крупных типа материальных систем: абиотические системы (неживая природа), биотические системы (живая природа) и социальные системы (человеческое общество). Они характеризуются своими специфическими общими свойствами, атрибутами: своим пространством, своим временем, своим движением, своим отражением, своей структурой.
Способом существования материи, любой материальной системы является движение. Движение — это тоже философская категория для обозначения любого изменения, изменения вообще. Деформация тела, растяжение пружины, подъем столбика ртути в термометре, распад атома, электромагнитные процессы, рост растения, модернизация техники, развитие человека, революции и эволюции в обществе - это все разные виды движения.
Если движение характеризует изменчивость, мобильность, динамичность любой материальной системы, то покой как противоположность движения характеризует устойчивость, стабильность, постоянство системы, ее свойств, ее функций, ее структуры. Любая материальная система всегда находится в этих двух состояниях - в движении и покое, в изменчивости и устойчивости. Только на каждом этапе существования эти состояния могут быть разными по значимости, по доминированию. Можно сказать, что любая система находится в устойчивой изменчивости или изменчивой устойчивости.
Принято выделять не отдельные конкретные виды движения, а крупные типы или формы движения в зависимости от субстрата, от свойств материального носителя движения.
Механическая форма движения связана с пространственно-структурными изменениями. Ее основное противоречие - это противоречие сил притяжения и отталкивания.
Физическая форма движения связана с электромагнитными изменениями тел. Ее основное противоречие - это противоречие электрических и магнитных полюсов.
Химическая форма движения связана с качественными, квантово-механическими преобразованиями веществ. Ее основное противоречие - это противоречие между ассоциацией и диссоциацией ионов;
Биологическая форма движения связана с жизненными функциями и циклами. Ее основное противоречие - это противоречие между процессами ассимиляции и диссимиляции в живом организме.
Социальная форма движения связана с культурно-историческими процессами в обществе. Ее основное противоречие - это противоречие между природой и обществом (внешнее) и противоречие между культурой и антикультурой (внутреннее).
Пространство и время являются основными формами существования материальных систем. Время характеризует длительность существования системы, порядок смены стадий бытия, оно течет в одном направлении - от прошлого к настоящему и будущему, обладает одномерностью, необратимостью, измеряется одной величиной (секунда, минута, час, год).
Пространство характеризует протяженность системы, порядок сосуществования явлений, форму их рядоположенности. Протяженность как собственное внутреннее пространство системы обладает трехмерностью (длина, высота, ширина) и обратимостью. Внешнее пространственное бытие системы определяет отношение сосуществования явлений и выражается такими обыденными понятиями, как выше, ниже, ближе, дальше, рядом, около, над, под и т.п.
Время и пространство кроме различных свойств (одномерность - трехмерность, необратимость - обратимость) обладают и общими: объективность, абсолютность и относительность, прерывность и непрерывность, конечность и бесконечность, связь с материей и движением. Благодаря достижениям теории относительности Эйнштейна и неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана выявлена и доказана глубокая неразрывная связь всех фундаментальных характеристик бытия: материи, движения, пространства и времени.

Заключение

Итак, подведем своеобразный итог. Понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом развитии. Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления. В ранних древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.) в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий.
Второй этап - этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости. Наибольшего развития такое физикалистское (сциентистское) понимание материи достигло в трудах французских материалистов XVIII столетия Ламетри, Гельвеция, Гольбаха.
Третий этап — философско-гносеологическое представление о материи. Сформировавшись в условиях кризиса вещественно-субстратного понимания материи в начале XX столетия, оно развивалось в русле марксистского мировоззрения в разных странах и прежде всего в СССР.
Четвертый этап - этап философского субстанциально-аксиологического представления о материи. Зародившись примерно в середине этого столетия как реакция на сведение понятия материи лишь к одному ее свойству - "объективной реальности" (как это утверждалось гносеологистами) данное представление увидело в материи систему многих атрибутов. Истоки такой концепции можно обнаружить еще в философии Спинозы и потому ее можно было бы квалифицировать как неоспинозизм. Кстати, у Спинозы материи были присущи такие вечные свойства, как протяженность и мышление ("мышление", т.е. сознание, вечно). Однако, разнообразие атрибутов, их трактовка, а главное, аксиологизм современной концепции отличают ее от спинозизма, хотя глубокая преемственность несомненна.

Список литературы

1. Алексеев П.В. Понятие «материя» // Философские науки. – 1990. - №12. – С.3-11.
2. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 т. Т.2. – М.: Политиздат, 1989.
3. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Волкова. – М.: ПРИОР, 1997.
4. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 1998.
5. Философия: курс лекций. / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 1998.
6. Философия: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
7. Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.

(16.9 KiB, 70 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!