Философское учение о материи 2

Содержание

Ведение            3
1. Материя как философская категория, ее историческое значение  4
2. Развитие представлений о материи       6
3. Современная наука о строении и свойствах материи. Социальная материя 10
Заключение           15
Список литературы          16

Введение

Понятие материи не дастся человеку a priori, но с него, как понятия, начинается формирование мировоззрения человека и далеко не в каждом индивидуальном мировоззрении оно, между прочим, имеется.
Вопрос о сущности понятия "материя" затрагивает основы любого более или менее развитого, а тем более философского мировоззрения, и его обсуждение не может не инициировать при множественности индивидуальных воззрений на мир и множественность трактовок ма¬терии, их своеобразие, порой полярность и альтернативность. Но философский плюрализм не исключает единства по каким-то важней¬шим параметрам. Эта общезначимость основания формируется и ук¬репляется прежде всего ориентацией на общечеловеческий опыт, на принцип научности при его ассимиляции. С этой позиции можно было бы избежать как излишней релятивизации понятия "материя", так и полной его унификации, стандартизации.
И по проблеме материи необходимо постепенное, но систематиче¬ское наращивание моментов взаимопонимания среди философов, при¬чем как между сторонниками материалистической ориентации, так и между представителями материализма и идеализма.

1. Материя как философская категория, ее историческое значение

Понятие «материя» - это наиболее общее понятие, которое образуется так же, как и другие, т. е. отражает то, что объединяет отдельные предметы, явления, процессы. «Материя как таковая - это чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим. Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую и свести качественные различия к чисто количественным различиям, образуемым сочетаниями тождественных мельчайших частиц, то оно поступает таким же образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец и т. д. - млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, камень как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое». Или: «... Материя есть не что иное, как совокупность веществ, из которых абстрагировано это понятие» и далее: «такие слова, как «материя» и «движение», суть не более как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (7).
Задолго до новых открытий в физике Ф. Энгельс высказал мысль о том, что «атомы отнюдь не являются чем-то простым, не являются вообще мельчайшими известными нам частицами вещества». Развитие науки полностью подтвердило это замечательное предвидение.
В ходе развития науки, естествознания перед философией встала необходимость уточнения содержания понятия материи. Актуальность задачи возросла в конце XIX - начале XX в., когда в связи с развитием глубочайшего кризиса в естествознании усилились нападки на диалектический материализм и марксизм в целом. Возникла необходимость проанализировать и обобщить достижения физики того времени и философски осмыслить их значение для теории и практики, общественной жизни. Это сделал В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (7, с. 184).
На основании анализа кризиса в физике В. И. Ленин дал новое, более полное определение материи. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Там же).
Это краткое и емкое определение содержит характеристику первой и второй сторон основного вопроса философии и его решение с позиций философского материализма.
Мировоззренческое и методологическое значение диалектико-материалистического понимания материи особенно ярко проявилось тогда, когда стало ясно, что атом не является абсолютно неделимым и неизменным, как думали прежде, и его структурные элементы - электроны, обладают «диковинными» свойствами, во многом отличными от свойств обычного вещества. Идеалисты истолковали открытие физиков иначе. Они объявили, что «материя исчезла», будто она заменяется электричеством и материализм потерпел полнейший крах. Дело, однако, объяснялось тем, что многие естествоиспытатели придерживались представлений старого метафизического материализма, связывали понятие материи с такими физическими характеристиками, как неделимость, непроницаемость, неизменность массы при движении и т. п., приписываемые атомам. Вместе с тем открытие электронной структуры атома и его распада в радиоактивных процессах показало, что в действительности атомы такими свойствами не обладают. Это и дало идеалистам повод провозгласить «атомы дематериализующимися», развернуть атаку на позиции материализма и с торжеством заявить о своей победе над ним. Значительная часть естествоиспытателей была дезориентирована в поисках выхода из серьезных теоретических трудностей, которые в силу сказанного возникли на пути развития науки.
Аналогичной была ситуация в физике в 30-е гг. XX в., когда было открыто поразительное явление: две противоположно заряженные частицы - электрон и позитрон - при взаимодействии друг с другом «аннигилируют» (исчезают), а вместо них появляются фотоны (кванты света). А к этому времени уже стало общепризнанно, что электрон и позитрон являются частицами материи. О чем же говорит их исчезновение.
Современные физические идеалисты фактически повторили то, что говорили их предшественники по поводу открытия электрона - «материя исчезла», другими словами, произошла «аннигиляция материи», что буквально означало превращение материи в ничто.
На самом же деле исчезла не материя, а тот предел, до которого мы знали окружающий нас мир. Наука пошла дальше, и ей не по пути с идеализмом, что стало еще более очевидно для самих естествоиспытателей.

2. Развитие представлений о материи.

В истории философии, пожалуй, не найти такой философской системы, в которой бы не давалось свое понимание категории «материя». При этом для идеалистов общим являлось то, что они или совсем отрицали существование материи, или не признавали ее объективность, т. е. существование, независимое от какой бы то ни было духовной силы. Например, представитель субъективного идеализма английский философ Дж. Беркли заявлял о том, что материи нет, что ее никто никогда не видел, что, если мы изгоним понятие о ней, его исчезновения никто не заметит, ибо оно ничего не обозначает. «Вы можете, - писал он, обращаясь к материалистам, - если это так уже вам хочется, употреблять слово «материя» в том смысле, в котором другие люди употребляют слово «ничто».
Мир для Беркли - это комплекс наших ощущений. Другие представители субъективного идеализма, хотя открыто и не отрицали существования материи, но сводили ее к «совокупности ощущений» (Э. Мах) или к «постоянной возможности ощущений» (Пуанкаре).
В отличие от субъективных идеалистов представители объективного идеализма, хотя и считают, что материя существует вне и независимо от человеческого сознания, человеческих ощущений, в конечном счете ставят ее существование в зависимость от некоего неземного сознания, мирового разума, духа.
Так, у Платона материя обладает лишь «возможным существованием». Для того чтобы она превратилась в реальность, с ней должна соединиться какая-нибудь идея, т. е. реальность материи придает духовная сила (1, с. 5).
У Гегеля материя появляется в результате деятельности «абсолютной идеи», которая на определенной стадии своего развития порождает материю (свое инобытие) и начинает существовать в виде материальных вещей.
Воззрения материалистов на материю также самые различные, но все они признают за ней объективное существование, т. е. существование, независимое от какого бы то ни было сознания или духа.
Известно, что древнекитайские, древнеиндийские, вавилонские и первые древнегреческие философы-материалисты в качестве материи выдвигали то или иное чувственно-конкретное тело, наиболее распространенное вещество, которое они считали первоначалом всего сущего. Лишь в философии Анаксимандра материя не сводилась к конкретной вещественной форме, а понималась как бесконечная и постоянно меняющаяся субстанция - апейрон. Но апейрон у него тоже нечто среднее между водой и воздухом.
У Фалеса, например, в роли материи выступала вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита - огонь и т. д. Эмпедокл выдвигал четыре первоначала - воду, воздух, огонь и землю. Анаксагор считал, что «семян вещей», выступающих в роли материи, бесконечное множество.
Древние атомисты - Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар - в качестве материи (первоначала) выдвигали бесчисленное множество атомов. Вечные, разнообразные по величине и форме, они, стихийно соединяясь в различном числе и порядке, образуют окружающие нас предметы и мировые тела.
Таким образом, под материей древнегреческие философы, по словам Аристотеля, понимали «то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете разрушаются, причем основное существо пребывает, а по свойствам своим меняется - это они считали элементом и это началом вещей».
Развитию атомистических воззрений долгое время препятствовал непогрешимый авторитет Аристотеля, учение которого католическая церковь объявила божественным. Аристотель же не признавал существования атомов и относился к взглядам атомистов отрицательно. Поэтому атомизм был долгое время под запретом. В 1626 г. Парижский парламент издал специальный указ, угрожающий сторонникам атомистической гипотезы смертной казнью, однако ничто не смогло остановить поступательного развития познания (3, с. 96).
С атомистическими воззрениями выступил французский философ-материалист и ученый, возродивший античный эпикуризм, П. Гассенди (1592 - 1655), Он считал атомы первоэлементами, которым свойственна плотность и непроницаемость, сводил различие атомов к величине, форме и виду.
Атомистическая гипотеза получила дальнейшее развитие в трудах выдающихся английских ученых И. Ньютона, Р. Бойля, а также в работах замечательного русского ученого-естествоиспытателя М. Ломоносова. В этот период философия и естествознание отделяются друг от друга и начинают развиваться относительно самостоятельно. Философия занимается вопросами мировоззрения, естественные науки - законами движения тел, превращения веществ. Связи между философскими идеями материалистов и учеными естественных наук продолжают сохраняться.
Философы-материалисты XVII - XVIII вв. вместо категории «материя» применяли понятие «субстанция», означающее первооснову всего сущего. Так, голландский философ Б. Спиноза дал материалистическое толкование понятия «субстанция», доказывая, что природа для своего существования не нуждается ни в какой сверхъестественной силе.
Французские материалисты (П. Гольбах, Д. Дидро, Ж. Ламетри и др.) придерживались тех же представлений о материи и ее строении, что и Гассенди. Атомы они считали неделимыми, неразрушимыми, непроницаемыми частицами, сочетания которых образуют бесконечное множество окружающих нас вещей природы, т. е. их рассуждения носили метафизический характер.
Философы-материалисты XVIII в. - и в этом их огромная заслуга - отказались от неправильных выводов Ньютона и некоторых других естествоиспытателей о том, что материя является косной, инертной, неподвижной.
Английский материалист Дж. Толанд, а также французы П. Гольбах и Д. Дидро опровергли положение Ньютона о первотолчке, служившее подтверждением существования Бога. Толанд первым высказал мысль о самодвижении материи. Эти мыслители учили, что материя активна, деятельна, способна к самопроизвольному движению и не нуждается ни в каких внешних силах.
В целом же домарксистские материалисты в своих взглядах на материю не избежали метафизической ограниченности. Она выражалась в отождествлении материи с ее конкретными формами проявления или отдельными структурными элементами вещества (молекулами, атомами).
Домарксистские материалисты не сумели последовательно применить к материи принцип изменения, развития. Они стремились свести неисчерпаемое богатство бесконечно разнообразных конкретных видов материи к неизменным «сущностям», последним «кирпичикам», из которых механически «строилась» вся Вселенная.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!