Философское учение Георга Гегеля

Содержание

 1. Философская система Гегеля. Объективный идеализм. 3

2. Диалектический метод Гегелевской философии. 11

Выводы 17

Список литературы 18

1. Философская система Гегеля. Объективный идеализм.

Философская система Гегеля вобрала в себя основные положения диалектики Гераклита; философские системы таких корифеев, как Платон, Аристотель и Кант; рационализм Декарта, Спинозы и Лейбница; взгляды непосредственных предшественников и современников: Руссо, Фихте, Шеллинга. При всем разнообразии источников, питавших гегельянство (объективный и субъективный идеализм, дуализм, материалистические воззрения, диалектика и метафизика), философская система Гегеля отличается цельностью своих основных теоретических и методологических принципов объективного идеализма.

Как и Платон, деливший сущее на потусторонний сверхчувственный умопостигаемый мир идей (эйдосов), который признавался первичным, и нереальный земной мир вещей или теней - вторичный, так и Гегель первоосновой всех предметов, явлений и процессов считал нечто идеальное, духовное, точнее абсолютную идею.

И тут можно задаться вопросом, что она собой представляет? Ф. Энгельс считал, что абсолютной ее можно считать лишь постольку, поскольку Гегель абсолютно ничего не мог сказать о ней. Сам Гегель характеризовал ее так: «Единство субъективной и объективной идеи есть понятие идеи, для которого идея, как таковая, есть предмет, для которого она есть объект - объект, объемлющий собою все определения».

По Гегелю, абсолютная идея - это мировой дух, чистая сущность, душа, взятая сама по себе, абстрактная мысль, мыслящая самое себя в самопознании - на той стадии, когда объект и субъект совпадают. Природа и общество служат инобытием, различными формами развития абсолютной идеи. Именно вследствие этого идея и материальный мир по своей сущности не отличаются друг от друга. У них единое содержание, они тождественны. Разрабатывая концепцию абсолютной идеи, Гегель пришел, таким образом, к определению исходного пункта всей своей философии - тождества бытия и мышления. Предмет мысли и есть сама мысль) На разных стадиях развития мышление выступает как собственно мысль или как предмет мысли.

Абсолютная идея развивается путем обнаружения и разрешения противоречий в понятиях. Она рассматривается как логическая процедура выведения одного понятия из другого. Диалектика понятий выступает как логика, их саморазвитие. В качестве основы всего сущего, первичного духовного начала абсолютная идея в снятом виде содержит все предшествующие этапы развития. В гегелевской трактовке она воплощает также единство теоретической и практической деятельности. При этом под последней подразумевалась не предметно-материальная, а исключительно духовная деятельность, само творчество идеи, духа.

Как мне кажется, учение об абсолютной идее несет на себе и отпечаток религиозности Гегеля, увлечения им мифологией и мистикой, а также полученного им образования в Тюбингенской богословской семинарии. Так, видный философ и общественный деятель князь С. Н. Трубецкой отмечал, что гегелевская философия имеет «богочеловеческий характер».

По Гегелю, дух и материя противопоставлены друг другу по своей сущности (у материи сущность - тяжесть, у духа - свобода), по цели (у материи цель вовне, дух имеет цель в себе), по отношению к прогрессу (в природе никакого прогресса нет, существует лишь прогресс разума; прогресс - наше собственное понятие и стремление). Развитие абсолютной идеи снимает эти противоречия, чтобы на иной стадии восстановить их на новом уровне.

Гегелевская абсолютная идея в своем развитии проходит три основных этапа, первый из которых - логический. Именно здесь обнаруживается, что в мире ничего, кроме логики, не существует. Логическая мысль проявляет себя не только как абсолютное начало всего сущего, но и в том отношении, что кроме нее другого бытия нет. Последнее логикой поглощается и разрешается.

На первом этапе развития абсолютной идеи - логическом (Тезис) - она познает свою собственную сущность, проходя три ступени: бытие, сущность, понятие. Каждая из этих ступеней также триадична. Для бытия это качество, количество и мера. У сущности своя «троица»: сущность как основание существования, явление и действительность. Понятие выступает как субъективное понятие, объект и идея. Каждая последующая ступень в снятом виде представляет итог развития предшествующей ступени: снятое качество есть количество, снятое количество есть мера, снятая мера есть сущность и т. д.

«Снятие» означает, что ранние ступени развития абсолютной идеи не замещаются полностью, удерживается их положительное содержание («конструктив»), благодаря чему пройденные ступени становятся моментами последующего целого. Следовательно, постижение истины невозможно без прохождения всех элементов триад, оно достигается на новой ступени целостности, т. е. в результате бесконечного троичного движения логических категорий - от простых к сложным (менее, более, сверхсложным) и т.д. В триаде последняя ступень отрицает предшествующую (вторую) ступень, выступая как антитезис, и одновременно служит синтезом первой и второй ступеней.

Абсолютная идея в процессе саморазвития на втором этапе (Антитезис), по Гегелю, решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве природы. Самопознание идеи на этом этапе также происходит по закону триадичности: механика, физика, органика. В свою очередь механика включает в себя пространство и время (1), материю и движение (2), абсолютную механику (3). Физика обнимает собой физику всеобъемлющей индивидуальности (1), физику особенной индивидуальности (2), физику целостной индивидуальности (3), а органика - геологическую природу (1), растительный организм (2) и животный организм (3). Соответственно, снятые пространство и время есть материя и движение, снятые материя и движение есть абсолютная механика и т. д.

Природа для абсолютной идеи - более высокий этап ее саморазвития и самопознания, чем логика, однако и здесь она не достигает своей конечной идеи. Стремясь к ней, абсолютная идея выходит из своего природного инобытия, сбрасывает с себя физическую оболочку и, отрицая ее, вновь возвращается к своему духовному «первородству», но уже на более высокой ступени развития. Так абсолютная идея становится духом на третьем этапе (Синтез) своего движения по пути самопознания. Триада духа: субъективный дух (1), объективный дух (2), абсолютный дух (3). Субъективный дух, последовательно усложняясь и конкретизируясь, воплощается в антропологии, феноменологии духа, психологии. Объективный дух проходит такие ступени развития, как право, мораль, нравственность. Абсолютный дух реализует себя в искусстве, религии и философии. И на данном этапе происходят процессы отрицания отрицания, синтезирования предшествующих ступеней развития духа. Кроме того, третий этап выступает как обобщение и завершение развития абсолютной идеи в целом, как венец и торжество всей гегелевской философской системы.

Включив Логику (развитие идеи самой в себе), Философию природы (воплощение идеи в природу) и Философию духа (воплощение идеи в человека и общество), она выражает себя посредством множества категорий. В их числе бытие (чистое бытие, наличное бытие), ничто, количество, качество, мера, отрицание, становление, противоречие и др. Взятые в совокупности эти категории и понятия составляют каркас до предела умозрительного и вымышленного; искусственного и метафизического в своей основе здания самой крупной и детально разработанной в истории философской системы.

Поражает способность Гегеля измысливать самые фантастические абстракции, например, чистое абсолютное начало, которое «ничего не должно предполагать, ничем не должно быть опосредствовано, не должно также иметь никакого основания; оно наоборот само должно быть основанием всей науки». Это начало - чистое бытие, равное некоему ничто: неопределенная простая непосредственность, чистая мысль; что-то, лишенное всяких определений, пустое и бессодержательное.

Чистое бытие и ничто, однако, хотя и тождественны, но не абсолютно идентичны; они взаимодействуют и переходят друг в друга. Такой взаимный переход, по Гегелю, есть становление, т. е. движение непосредственного исчезновения одного в другом. Категория «становления» содержит в себе глубокую мысль о диалектике понятий, их движении и изменении, а значит, движении и изменении природного и социального мира.

Преодолев логический этап в своем развитии, абсолютная идея продолжает свое бытие в природе, где она становится окаменелым духом. Взгляды Гегеля на природу местами довольно архаичны. Он исходил из того, что мир «сотворен, сотворяется теперь и был вечно сотворен; эта вечность выступает перед нами в форме сохранения мира». Природа, по его мнению, не обладает единой внутренней субстанцией и не способна развиваться во времени, она «есть лишь порождение в лоне внутренней идеи, составляющей основу природы».

По Гегелю, материя, пространство и время - одни из абстрактных определений абсолютной идеи. Движение сводилось к механическому перемещению предметов. Гегель полагал, что при всем бесконечном многообразии изменений, совершающихся в природе, в них «обнаруживается лишь круговращение, которое вечно повторяется; в природе ничто не ново под луной... Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое». Гегель не принял волновую и корпускулярную теории света, магнетизм рассматривал как проявление умозаключений в природе. Он выступил против представлений, об атомистическом строении материи, в электричестве видел «бушевание тепла». Как отмечал С. Н. Трубецкой, естественнонаучные познания Гегеля, его представления о природе оказались «ребяческими в сравнении с колоссальными успехами науки».

Природная оболочка абсолютной идеи неспособна обеспечить ей полное самопознание и натурная форма сбрасывается. Абсолютная идея вновь возвращается к себе самой, в сферу духа, но уже обогащенная предшествующими этапами саморазвития, чтобы и здесь пройти триаду субъективного, объективного и абсолютного духа.

Следуя избранной методологии, Гегель развитие субъективного духа членит таким образом, что он выступает последовательно в качестве антропологии (душа человека), феноменологии (бестелесный дух) и психологии (дух, овладевший внешним миром). Антропология Гегеля служит объектом традиционной критики за деление народов на «высшие» и «низшие» расы и возвеличивание немецкого национального характера и германского духа, своей нации в целом. Научный интерес представляет гегелевская феноменология, в которой развитие духа показано в форме сознания, опять-таки по трем ступеням: предметное сознание, (объект познания - внешний предмет), самопознание (познание собственного Я) и разум, где Я и внешний предмет обнаруживают присущее им родство, т. е. тождество субъекта и объекта, мышления и бытия. На стадии психологии дух полагает себя через определенные психические состояния личности: восприятие, представление, мышление, волю и др.

Особенностью гегелевской концепции объективного духа является то, что он, включая право, мораль и нравственность, совершает процесс самопознания непосредственно в обществе. Этот процесс Гегель рассматривал как в «Философии духа», так и в таких работах, как «Философия истории» и «Философия права». Социально-исторические, социально-философские и правовые вопросы, разработанные Гегелем - это относительно самостоятельные разделы созданной им философской системы. Они требуют специального профессионального анализа. Отметим лишь некоторые моменты, характерные для социальных взглядов Гегеля.

Первая ступень, которую проходит в процессе своего самопознания объективный дух - право. Гегель рассматривал его в узком смысле как регулятор отношений между людьми по поводу владения вещами и в широком смысле, поскольку право лежит в основе всех отношений, включая государственно-политические. Государству Гегель уделял особое внимание. Свой известный постулат, что «разум господствует в мире, так что следовательно и всемирно-исторический процесс совершался разумно», Гегель применял и к государству, прежде всего германскому.

Принципиальным для теории и практики является вопрос о том, насколько государство в реальной жизни соблюдает права и свободы людей, содействует ли их благополучию, удовлетворению материальных и духовных потребностей, создает ли условия для самореализации личности. Б. Рассел формулировал эту проблему так: «Существуют ли граждане ради государства или государство ради граждан». По его мнению, либеральная философия утверждает второе, а Гегель - первое.

Е. Соловьев также считал, что для гегельянства характерно пренебрежение личности. Все нужно, полезно и хорошо потому, что служит самосознанию разума, а не человеческому счастью. Он отмечал, что в гегелевской философии не видно ни наций, ни людей; люди - средство, разум пользуется ими для своих целей и эксплуатирует их страдания.

Гегель придавал особое значение выдающимся личностям цезаристского типа, героям, считая их «доверенными лицами всемирного духа» (в Германии это Барбаросса, Лютер, Карл Великий). Что же касается простых индивидов, то поскольку государство есть объективный дух, они сами объективны, истинны и нравственны, постольку являются членами государства. Их взаимоотношения должны находиться в таких правовых рамках, которые обеспечивали бы им свободу частной собственности, свободу выбора занятий, юридическое равноправие, а также их взаимное уважение (будь лицом и уважай других в качестве лиц).

По Гегелю, становясь тождественными, государство и личность выступают как единый феномен. Личность в государстве деперсонифицируется, как бы «растворяется», превращается в средство решения государственных проблем, задач и функций. Это выражается не только в том, что нравственным признается лишь то, что служит государству, его целям, но и в полном подчинении ему самой судьбы человека. «Поэтому, если государство требует жизни, то индивидуум должен отдать ее...».

Учение Гегеля об объективном духе завершается рассмотрением проблематики всемирной истории. Гегель ввел понятие «всемирная философская история», сформулировал некоторые важные принципы развития мировой истории. Главные из них: разумность того, что в истории необходимо и закономерно; поиск человечеством конечной цели мирового развития - свободы; взаимосвязь целей и средств исторического процесса; вариативность движения истории; сдвиг мировой истории с Востока на Запад (Доистория, Древний Восток, Греческий мир. Римский мир, Германский мир); особая роль государства в человеческой истории (этими вопросами помимо философии истории призвана заниматься философия права).

Устанавливая законы и принципы всемирно-исторического процесса, Гегель полагал, что данный процесс имеет своим источником дух, абсолютную идею; история - инобытие абсолютной идеи. Тем не менее, ценным является то, что история трактуется Гегелем как закономерный процесс (а не околица случайных, хаотичных событий) со своими периодами развития, поступательностью, преемственностью, собственными критериями и т. п.

Продолжение и завершение самопознания абсолютной идеей происходит на том историческом этапе, когда она воплощается в абсолютном духе; в искусстве, религии и философии. Как видно, подразумеваются формы общественного сознания, которые, по Гегелю, отражают содержание абсолютного духа в соответствии со своей спецификой: в форме образов, представлений, понятий. При этом искусство, религия и философия рассматриваются с позиции историзма. Так, выделяются древневосточное, античное и современное искусство; различные исторические стадии религиозных представлений и философских взглядов.

Гегель определял философию как современную ей эпоху, постигнутую в мышлении. Одновременно он изучал связи исторически развивавшегося философского мышления не только с искусством и религией, но и с государством, наукой, традициями. В развитии философии Гегель особо выделял собственную философскую систему, в которой завершается развитие абсолютной идеи, процесс ее самопознания и достижения абсолютной истины. У Гегеля его философская система выступает как высшая ступень развития человеческого знания, синтез всего того, что было создано здесь ранее.

2. Диалектический метод Гегелевской философии.

Гегель не принял учения Шеллинга об интеллектуальной интуиции как высшей форме философского постижения, И напротив, пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой - понятие. Но это - рациональное познание особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим мотором ее является противоречие. Гегель сознательно и недвусмысленно отверг аристотелевский закон непротиворечия - акт, на который никогда не решался Фихте. Гегель требует переосмыслить природу понятия. В понятии до сих пор, говорит Гегель, видели некоторое субъективное образование, тогда как в действительности «абсолютное понятием есть абсолютное тождество субъекта и объекта - то самое тождество, которое, согласно Фихте, является никогда не осуществимым, хотя и всегда желанным идеалом.

Логика совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития «чистого понятия» составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления. В отличие от Канта, разделившего сферы природы и духа (свободы), Гегель рассматривает их как разные стадии развития одного начала - субстанции-субъекта.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования», и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. Последняя (диалектика вещей) есть, по Гегелю, лишь отраженная, «отчужденная» форма подлинной диалектики, присущей только «жизни понятия», или, иначе говоря, жизни Логоса, как он существует сам по себе, как бы в мышлении бога. Но и сам бог мыслится Гегелем при этом пантеистически - не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе - через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление. Это развертывание тоже подчинено необходимости. Только у Гегеля это не есть необходимость причинно-следственных связей, как она имеет место в природе и изучается естествознанием, а необходимость скорее телеологического свойства, ибо весь вселенский диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели - достижению точки зрения абсолютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и «погашены» противоположности.

В «Логике» Гегель ставит своей задачей показать самодвижение понятия. Надо, говорит он, занять такую позицию но отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача — только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. При этом наблюдатель-философ замечает, что у каждого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При этом существенно иметь в виду, что каждое из понятий оказывается односторонним именно в том отношении, в каком и обнаруживается его сущность; точнее, его сущность и есть эта самая его односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия - своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена «абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея», которую Гегель вслед за Аристотелем называет «мышлением мышления» и достигнув которой «Логика» завершается.

Весь процесс самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии «отрицательность», которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех нор каждая из ступеней его развития дает только относительную, но не окончательную, не полную истину. Гегелевский диалектический метод, таким образом, носит революционный характер, тогда как система Гегеля, предполагающая достижение абсолютной истины, оказывается консервативной.

Несомненный научный интерес представляет такая категория философии, разработанная Гегелем, как «снятие» (aufheben). Оно двойственно по самой своей природе означая «сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец». И в этом случае мы имеем дело с плодотворной идеей диалектического отрицания, занимающего в философии Гегеля важнейшее место. Снятие чистого бытия и ничто имеет своим результатом нечто или наличное бытие, качество - «некое совершенно простое, непосредственное».

Качество определяется Гегелем как внутренняя определенность бытия, а количество как внешняя определенность. Последняя безразлична к границам бытия, но до некоторого времени. Взаимный (двойной) переход количества и качества свидетельствует об их относительном единстве, которое находит свое выражение в мере - соотношении определенного количества и определенного качества. Как считал Гегель, мера «есть в своей непосредственности некоторое обычное качество, обладающее определенной, принадлежащей ему величиной».

Изменение «специфической величины» ведет к нарушению известного предела, и количественные изменения путем скачка (перерыва постепенного движения) порождают новое качество. Критикуя метафизическую концепцию, согласно которой в природе не бывает скачков, Гегель формулирует закон взаимного перехода количества и качества: «Вообще изменения бытия суть не только переход одной величины в другую, но и переход качественного в количественное и наоборот, становление иным, представляющее собою перерыв постепенности и качественно другое по сравнению с предшествующим существованием». По мнению Ф. Энгельса, раскрыв данный закон, Гегель совершил подвиг всемирно-исторического значения.

Трактовка закона единства и борьбы противоположностей содержится в учении Гегеля о сущности. Философ подчеркивал, что бытие и сущность тождественны. Но это тождество не абсолютное, оно содержит в себе различие, перерастающее в противоположность. Противоположные стороны отражаются (рефлектируются) друге в друге, связаны между собой, взаимно полагают и исключают друг друга. Данное единство взаимообусловливающих и взаимоисключающих друг друга противоположностей определяется как противоречие или источник движения, точнее самодвижения — «корень всякого движения и жизненности; лишь постольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».

Так в противоречиях мышления, в развитии абсолютной идеи Гегель обнаружил источник движения. В реальной действительности противоречия присущи всем природным вещам, предметам и процессам, развитию социума, что позволило сделать фундаментальный вывод о противоречивости и внутренних источниках движения.

Отмеченные три закона диалектики Гегель считал только законами мышления, не выводя их из природы и истории. Тем не менее, значение этих законов (с поправкой на их мистифицированный характер) невозможно переоценить, ибо они раскрывают источник всякого движения, механизм взаимоперехода количественных и качественных изменений, общую картину мирового развития.

На мой взгляд, следует также отметить, что диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута.

Выводы

Итак, подведем некоторые итоги.

Источником всяческого развития Гегель признавал не природу, а дух, абсолютную идею. Она у Гегеля и есть настоящая действительность. Мир, природа - это снимок, отражение, инобытие абсолютной природы. Абсолютная идея проходила своем развитии три периода: 1) становление и развитие («Наука логики»); 2) она переходит в свое инобытие, т. е. в мир природы («Философия природы»); 3) развитие идеи завершается полным совпадением «мирового разума» с сотворенной им природой и обществом, тождеством идеи и мира, по терминологии Гегеля, «абсолютным знанием» («Философия духа»).

Смысл философии, по Гегелю, и состоит в раскрытии исторического пути самодвижения «абсолютного разума» как единственной активной, реально существующей силы.

Исследовав развитие совокупной человеческой мысли («Феноменология духа»), Гегель пришел к выводу, что развитие индивидуального сознания человека на различных ступенях истории есть сокращенное воспроизводство ступеней, исторически пройденных человеческой мыслью.

Он полагал, что всякое развитие совершается в силу внутренней борьбы противоположностей, заключенных в понятиях. Объяснить переход объективного мира в свою противоположность можно духовной деятельностью, активностью и историческим развитием сознания.

Идеалистическая диалектика - метод Гегеля - носит прогрессивный характер. Учение о развитии - суть этого «рационального зерна». Система Гегеля консервативна, догматична. Он хотел осчастливить человечество абсолютной, законченной истиной, которая бы уже не требовала своего дальнейшего развития. Гегель заканчивает развитие путем возвращения абсолютной идеи к себе. Система похоронила его метод.

Список литературы

1. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 т. Т.1. – М.: Политиздат, 1989.

2. История диалектики. – М.: Просвещение, 1978.

3. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Волкова. – М.: ПРИОР, 1997.

4. Краткий очерк истории философии. – М.: Прогресс, 1981.

5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М.: Высшая школа, 1989.

6. Овсянников М. Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1971.

7. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 1998.

8. Трельч Э. Диалектика Гегеля / В кн.: Трельч Э. Историзм и его проблемы. – М.: Юрист, 1994.

9. Философия: курс лекций. / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 1998.

10. Философия: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(18.5 KiB, 47 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!