Философское мировоззрение и его структурные компоненты
Достаточно часто философию определяют как систему воззрений, которая должна найти себе подтверждение в жизненном опыте и проявить себя в реальных науках. И действительно, именно в том, что философия есть рациональное, научно обоснованное мировоззрение, усматривают ее сущность многие исследователи. Но если суть философии в том, что она есть мировоззрение, то как следует понимать последнее?
Мировоззрение традиционно понимается как система взглядов на мир в целом. При этом понятие «мир в целом» включает в себя мир сущего и должного, И Землю, и Вселенную, и известные из физики микро-, макро- и мегамиры. Освальд Шпенглер, например, предлагает взглянуть на «мир - как- историю». Его противоположность составляет «мир - как - природа». Можно еще увидеть «мир - как - действительность», который включает в себя «Я - как - возможность».
«Мир в целом» не мыслится как нечто завершенное, в котором все давно уже известно и пережито; если бы это было так, то к чему же тогда мои желания и стремления, да и я сам, готовый начать все сызнова? Мир - это вечно длящаяся, становящаяся и изменяющаяся бесконечность, открытая и неравновесная система.
Взгляды или воззрения на мир в целом, которые в приведенном определении выступают в роли ключевого понятия, по их смысловой нагруженное™ есть нечто большее, нежели просто; информация, нейтральная осведомленность либо безличные сведения. Это и видение, и понимание, и отношение, и оценка - т.е. некий синтез, включающий в себя обобщенный образ реальности, помноженный на знание и позицию личности. При их формировании осуществляется некий отбор представлений, приоритетов и предпочтений. КогдаВзгляды сформированы под воздействием сложившихся норм, эталонов и стереотипов, нивелирующих своеобразие индивидуального видения мира, такая «система взглядов» предстает как казенное или официально-идеологическое образование, весьма далекое от мироощущения индивида. В нем личностный элемент оттеснен на второй план, хотя по логике вещей мировоззрение связано именно с личностно значимым способом мировосприятия.
Следует заметить, что мировоззрение бывает не только философским, но и религиозным, мифологическим, обыденным, научным, прогрессивным или регрессивным. В чем же специфика собственно философского мировоззрения, т.е. мировоззрения, понятого в самом широком смысле слова? Хотелось бы думать, что философское мировоззрение представлено стройной, научно обоснованной совокупностью воззрений, определяющих жизненные позиции, программы поведения действия людей. От религиозной формы оноот-личается тем, что строит общую картину мира посредством поня-" тий, теорий, логических аргументов и доказательств, в то время как для религии характерен примат веры над разумом, логическая недоказуемость «догматов».
Одним из наиболее важных структурных компонентов философского мировоззрениястановится устойчивая научная картина мира. Она ответственна за достоверность предлагаемых знаний о закономерностях развития мира, задает ориентиры научных изысканий. В нее-вписываются основные результаты научных исследований.
Но именно потому, что философия есть нечто большее, чем знание причин и отражение закономерностей развития, а сам мир - это не лишенный смысла анонимный процесс, а арена нашей жизнедеятельности, сфера, где субъект может жить и творить, преследуя свои цели, сугубо важен деятельностный аспект мировоззрения. По утверждению М.Хайдеггера, именно потому, что слово «мировоззрение» легко перетолковать в том смысле, будто речь идет о бездеятельном разглядывании мира, уже в XIX в. начали справедливо подчеркивать, что мировоззренческая позиция означает в первую очередь жизненную позицию. Слово «мировоззрение» предполагает появление человека среди сущего в качестве субъекта, который поднял свою жизнь до командного положения, всеобщей точки отсчета, который распознает меру и предписывает норму. Одновременно он вовлечен в жизненный процесс, соотнесен с ним и переживает его.
Не следует сбрасывать со счетов историчность мировоззрения, подчеркивающую конкретно-историческое видение мира и связанную с тем, что каждый человек рождается и бытийствует в определенное историческое время в определенном историческом месте. Он помещен в лоно культурно-исторической традиции и во многом обусловлен приоритетами своей эпохи. Внимательный взор может прочитать в поступке и поведенческих реакциях каждого человека автограф духовной атмосферы своего века.
Философское мировоззрение включает в себя и характерологические особенности этноса. Жизнь любого народа сопряжена с определенными идеалами и специфическими для его национальных предпочтений ориентациями. Названия «греческая философия», «немецкая философия» или «русская философия» не преследуют сугубо географической цели. Они свидетельствуют об особенностях интеллектуального освоения мира, о стараниях национальной мысли овладеть измерениями универсума. Поэтому мировоззрение правомерно определять как проекцию человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени.
К структурным компонентам мировоззрения помимо устойчивой картины мира относится также оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов, и целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Понимаемый таким образом мир, состоящий как бы из трех царств - действительности, ценности и смысла, - и есть основание философского мировоззрения.
В мировоззрении следует различать его интеллектуальную и эмоциональную составляющие. Интеллектуальная компонента мировоззрения охватывается понятием миропонимание. Последнее достаточно устойчиво, так как включает в себя систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы.
Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена понятиями «мироощущение» и «мировосприятие». Мироощущение является самым первоначальным элементом, соединяющим субъект (человека) и объект (мир). Мироощущение свидетельствует о непосредственно чувственном контакте человека и мира. Оно представляет собой как бы превращение «энергия внешнего раздражителя в факт сознания». Это тот мостик, благодаря кот9рому данности окружающего мира проникают в человеческую субъективность. Мироощущение достаточно динамично, представлено многообразием и перепадом чувств и настроений.
Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций, событий в виде наглядных образов и представлений. Оно обеспечивает чувственную ориентировку человека в окружающем мире и очень зависимо от мотивационной сферы. Мировосприятие может наполнять себя из разных источников: это впечатления от природы, произведений искусства, сферы общения, языковой среды, непосредственной жизнедеятельности. Мировосприятие имеет аффектную эмоциональную окраску и может быть в той или иной степени пристрастным.
В отличие от миропонимания мироощущение и мировосприятие достаточно подвижные образования. Чувства тревоги, неуверенности и подавленности при достижении поставленной цели могут достаточно быстро перейти в ощущения радостного и оптимистичного настроя. Многочисленные вариации в мироощущении и мировосприятии возможны вследствие того, что в этих структурах отражается качественное многообразие мира, помноженное на своеобразие и уникальность субъекта восприятия. Так, мировосприятие молодого человека иное, чем у старого. У больного оно весьма отлично от восприятия здорового. Одно и то же событие принимает тот или иной вид в зависимости от многих обстоятельств: от особенностей индивидуальной психики, темперамента» склада характера, обычаев, нравов, предрассудков. Меланхолик видит трагедию там, гдесангвиник усматривает просто происшествие, а флегматик - ничего не значащий эпизод. На мировосприятие оказывает свое влияние также тип национальной культуры, особенности этноса и социокуль-
турные различия.
Результативной составляющей мировоззрения является комплекс убеждений, а затем поступков и действий субъекта. Мировоззрение оказывается фоном и. основой человека и человечества. Оно дает о себе знать не только в духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности. У И.Канта есть понятие «гражданин мира». Однако оно означает отнюдь не единомыслие, а причастность ко всеобщему порядку мироздания, возможность объединения и узнавания себя в другом. Оно выступает определенной гарантией постоянства собственного Я, его самоидентификации.
Мировоззрение можно представить как многоуровневое образование, в котором наличествует житейское, обыденное мировоззрение с его рационально-иррациональными элементами, рассудком и предрассудками, мифологическое, религиозное, художественное, политическое, "научное мировоззрения и пр. Однако вход один и логика миропостижения напоминает собой не широкую лестницу с табличками на каждом этаже, а скорее запутанный лабиринт мироориентаций.
И если теоретический уровень мировоззрения тесно связан с научной картиной мира и предполагает освоение определенной системы законов, знаний и принципов, то на практическом, как правило, стихийно формирующемся уровне мировоззрения огромную роль играет обобщение наиболее типичных представлений о жизни в повседневных ситуациях, впитывание свойственных данной среде навыков, форм взаимодействий и привычек. Носительобыденного мировоззрения, обобщая наиболее типичные для своей среды стереотипы мироотношения, кодирует их в определенную рецептуру действий и сплав убеждений, изменить которые нелегко. Однако не всегда следует трактовать обыденное и повседневное мировоззрение как ущербное. Еще Платон в диалоге «Теэтет» показывал, как справедливо молодая служанка посмеялась над мудрым философом Фа-лесом, который засмотрелся на небесные светила и упал в колодец.
Таким образом, обыденное мировоззрение, мировоззрение повседневности, хотя и представляет собой наиболее элементарный способ мироотношения, не лишено достаточной меры здравомыслия. Вместе с тем оно весьма прогнозируемо, так как инерционно и трудно Манипулируемо в русле эклектичной «постмодернистской чувствительности». Селянин в своих взглядах на жизнь всегда будет отличаться от урбаниста-горожанина, а работник сферы торговли - от представителя духовенства. Каждодневный способ их поведения и самореализации будет насквозь пронизан мировоззренческими ориентациями и стереотипами, свойственными данной общности. Хуже, когда человек не поднимается до осознания своего мировоззрения, а живет, ориентируясь на мимолетность Настроений, в потоке, в массе, в толпе. Великий гуманист А-Швейцер, упрекая нашего современника в его резко ослабленной потребности мыслить, не без Горечи замечает: «... Современный человек - явление патологическое. ...Подобно безродным и никогда не трезвеющим наемникам, мы бредем без мировоззрения во все более ощущающемся мраке жизни, готовые одинаково преданно служить и возвышенному и низкому». Пагубность безмировоззренческого состояния велика. Когда нет определенных планов на будущее, принципов действия в настоящем и идеалов, пронизывающих ткань прошлого и грядущего, человек находится в состоянии бездумия, а на место мировоззрения приходят неосознанные импульсы, непредсказуемые порывы и действия. Основной смысл подлинного мировоззрения состоит в переходе от неосмысленного бытия к осмысленному, в нахождении той степени разумности, которая освещает жизнь и мир жизнеутверждающим светом.
Поскольку философия претендует на выражение фундаментальных принципов бытия и мышления, она является духовной основой всех форм осмысления мира. Можно сказать, что современная систематическая философия - это высший теоретический уровень мировоззрения.