Философия Зигмунда Фрейда

Содержание

1.Сущность массовой души.

2.Характер отношений внутри коллектива.

3.Жизнь отдельного человеческого «Я».

4.Литература.

1. Сущность массовой души.

Механизмы образования толпы, иррациональное и часто деструктивное поведение человека в действующей толпе всегда интересовали ученых. Некоторые теоретики определили поведение толпы (особенно действующей) как продукт групповой «инфекции», в результате которой индивиды во многом теряют свою самоидентификацию и даже самоконтроль. Впервые системную версию этой теории предложил в 1895 году французский ученый Густав Лебон.

Взгляды Лебона на проблему массового поведения логично связаны с его методологическими позициями в вопросе о человеке и обществе. Человек, по его мнению, «наиболее руководствуется в жизни представлениями двух родов: представлениями врожденными, т. е. биологически унаследованными от предков или возникшими под влиянием чувств, и представлениями, приобретенными или умственными». Первые - это наследство расы, воспринимаемое и применяемое бессознательно, вторые не играют серьезной роли в поведении человека и становятся действенными лишь после того, как переходят через ряд поколений в сферу бессознательного. Понятие личности как сознательного человека — носителя определенных общественных ценностей, идеалов и убеждений - у Лебона отсутствует, поскольку человек является, по его мнению лишь частью толпы, которая руководствуется инстинктами и выступает как носитель «духа расы». Именно толпа, несмотря на свою иррациональность, обычно понимает и выражает интересы общества.

Идеи Лебона о роли иррационального, бессознательного в поведении толпы привели особое внимание 3. Фрейда и оказали на него значительное влияние. Правда Фрейд считал, что анализ Лебоном бессознательного имеет недостатки и нуждается в дальнейшем развитии с позиций психоаналитической теории, что и было сделано в книге «Групповая психология и анализ эго», написанной в 1921 г.

Как известно, вся система общественных отношений объяснялась Фрейдом с позиции теории либидо, составлявшей энергетическое начало, в поведении людей. Побуждающая энергия либидо направляется и регулируется системой бессознательных механизмов психики, которые трансформируют общественно неприемлемые влечения в социально принятые формы их реализации. Иными словами, это означало, что все отношения между людьми и отношения в обществе в целом носят в своей глубоко скрытой основе либидонозный характер, а на поверхности трансформированные механизмами рационализации, переноса и проекции выступают как политические, социальные, национальные и т. п. отношения. Большую роль играют здесь также концепции нарциссизма и группового нарциссизма, но у нас нет возможности остановиться на них подробнее.

Главное заключается в том, что понятия либидонозых отношений и нарциссизма использованы Фрейдом также и для объяснения механизмов поведения толпы. По его мнению, решающую роль играет лидер толпы, на которого направлены бессознательные либидонозные чувства людей. Лидер для них выступает в роли «отца». Этим обусловливается единство толпы. Механизм идентификации участников толпы с ее лидером означает, что они отказываются от собственного супер-эго, которое обычно осуществляет контроль над их отношениями с обществом, и передают его функции лидеру. Тем самым они оказываются в полной зависимости от его решений и выполняют любое его указание. Этим объясняется и «уравнивание» индивидов, и «однородность» толпы, и способность людей совершать действия, которые индивидуально для каждого из них были бы невозможны. Важно подчеркнуть при этом, что понятие «лидер» Фрейд наполнял очень широким содержанием. В роли «лидера» может выступать, по его мнению, не только конкретный реальный человек, но и такие символические фигуры, как, например, Христос. В этом же качестве может оказаться просто лозунг, призывающий к чему-то. Поэтому толпа способна действовать и в отсутствие реального лидера.

2. Характер отношений внутри коллектива.

Сущность фрейдовской теории общества в том, что устойчивое человеческое общество может существовать лишь в том случае, если будут преодолены универсальные отцеубийственные тенденции, с тем чтобы сохранялась семья — «клетка общества». Отсюда табу на инцест, представляющий собой компонент эдипова комплекса, поощрение брака за пределами семьи; разные семьи объединяются в кланы, племена и в конечном счете нации. Таким образом, психологическим ядром культурного развития, согласно этой теории, является преодоление эди-пова влечения.

Фрейд подкрепил свою концепцию обширным антропологическим материалом, большую часть которого он взял из книги «Золотой лук» (1890) Джеймса Джорджа Фрейзера. Работа Фрейзера подтверждала его мысль об универсальности как табу на инцест, так и табу на убийство священного (тотемного) животного, которое символизирует отца племени. Эта социологическая теория вызвала в среде антропологов много возражений, однако она была первым психодинамическим обоснованием распространенных брачных законов, запрещающих различные формы инцеста, а также того широкого разнообразия религиозных табу, которое существует в примитивных обществах.

Фрейд утверждает, что поведение членов группы сродни поведению человека в состоянии высокой внушаемости, например под воздействием гипноза, но он идет дальше и задает вопрос, который не обсуждался Ле Боном: кто же гипнотизер? Фрейд утверждает, что лидер группы повергает ее членов в гипнотическое состояние, а их отношение к лидеру объясняет и их отношения между собой. Вожак становится для каждого индивида воплощением «Я-идеала», которому он передает все свои способности к критическому осмыслению своих действий, в точности как загипнотизированный человек полностью вверяет себя воле гипнотизера. Этот общий «Я-идеал», которым каждый из членов группы связан с лидером, обусловливает и их внутреннюю связь между собой, ибо через свою общую привязанность к лидеру они солидаризируются друг с другом.

Объясняя природу привязанности группы к лидеру, Фрейд пользуется концепцией «либидо поставленной цели», или десексуализированного либидо. Члены группы связаны с лидером либидозными узами, но лидер не связан эмоциональными привязанностями ни с кем, кроме самого себя. Кстати, именно этот нарциссизм и делает его лидером. «Он не любит никого, кроме себя и тех людей, которые могут быть ему полезны». Он обладает властной натурой, уверен в себе и независим. Таким образом, он воплощает в себе те черты, которых отдельные члены группы не способны достичь, и именно поэтому он становится их «Я-идеалом».

Предложив идею либидо, связывающего членов группы с лидером, Фрейд смог отбросить термин Троттера «стадный инстинкт» в качестве силы, ответственной за сплочение группы. Толкование Фрейда объясняло и взаимоотношения между членами первичной социальной группы - семьи. Взаимные привязанности членов семьи проявляются как либидозные связи и не требуют открытия некоего нового особого инстинкта. Один и тот же принцип может быть применен для объяснения как внутрисемейных связей, так и связей внутри более широкого образования — социальной группы.

В теории Фрейда недостает полного описания эмоциональных связей членов группы с лидером: по современной психоаналитической теории, это эмоциональное воздействие может быть определено как возврат к младенческому состоянию зависимости от родителей. Регрессивная -природа группового поведения в этом случае достаточно удовлетворительно объясняется духовной зависимостью членов группы от лидера, под влиянием которого они отказываются от сокровенных родительских образов (то есть их собственной совести) и регрессируют до той фазы, во время которой они слепо следовали воле родителей. По всей видимости, большинство людей сохраняют достаточную степень остаточной младенческой зависимости и неуверенности, чтобы быть восприимчивыми к такой эмоциональной регрессии. Недаром вечным мотивом искусства и философии является блаженная безопасность садов Эдема.

Теория Фрейда помогла раскрыть динамику группового поведения. Концепция зависимости от лидера решает ту внешне противоречивую загадку, когда группа может быть не только свирепой и разрушительной, но способна также на самопожертвование и преданность. Очевидно, что поведение группы зависит от природы и идеалов самого лидера, который может повести эту группу в любом направлении. Более того, именно зависимостью группы от лидера можно объяснить такое явление, как паника. В момент опасности опора группы на лидера усиливается. Стоит лидеру проявить слабость, как членов группы охватывает парализующий страх, ибо нет уже сильной руки, в которой они нуждаются, и они испытывают нечто сродни ощущению беззащитного ребенка, брошенного родителями. Так, в период опасности демократическое общество готово поступиться частью своих свобод, чтобы придать правительству больше веса.

В своей новаторской работе Фрейд сделал лишь первые робкие шаги к пониманию принципов социальной организации, и его психологические наблюдения применимы в основном лишь к психологии толпы. Проблема совести, скажем, остается несколько неопределенной. Социальная группа может воспитать человека вполне нравственным, и в то же время, если находится сильный лидер, социальная группа допускает утрату индивидуального морального критерия. Что же такое несет в себе социальная группа, что может снизить силу персональной совести? Фрейд считал, что природа «Сверх-Я» зародилась в социальной организации, ибо родительские ценности, переносимые на ребенка, — это именно те ценности, которые преобладают в обществе. Фрейд попытался применить открытые им основные принципы для понимания эмоциональной структуры жестко организованных групп — церкви и армии.

Выбор моделей оказался неудачным: и в церкви, и в армии центральная власть является первостепенной; члены обеих групп сохраняют зависимость и подчиненность в отношении лидера; образ центральной персоны (представителя более высокого ранга) выступает в качестве отцовской фигуры. Но на этом и кончается сходство случайно образовавшейся группы с сильным руководством. Демократические общества отличаются от данной структуры тем, что они состоят из более независимых, самостоятельных индивидов, которые поддерживают со своими руководителями отношения взаимозависимости и суверенитета. В таком обществе члены его с успехом могут сохранять свои собственные, сокровенные ценности. Способность лидера загипнотизировать некую группу из такого общества значительно меньше, по существу незначительна. В противоположность этой ситуации — когда действие индивидуальной совести не ограничено, а, напротив, поощряется и когда поворот к стадному поведению означает действительно «регрессию» к младенческой зависимости от гипнотического лидера — в структурах церкви и армии эта зависимость «заложена».

3. Жизнь отдельного человеческого «Я».

По Фрейду, человеческая личность состоит из трех основных систем: ид, эго и суперэго. Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить их относительный вклад в человеческое поведение. Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других.

Ид. Ид есть изначальная система личности: это матрица, в которой впоследствии дифференцируются эго и суперэго. Ид включает все то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Ид - резервуар психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем. Ид тесно связан с телесными процессами, откуда черпает свою энергию. Фрейд назвал ид «истинной психической реальностью», поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.

Когда энергия нарастает, ид не может этого выдерживать, что переживается как дискомфортное состояние напряжения. Следовательно, когда уровень напряжения организма повышается - либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения — ид действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует ид, называется принципом удовольствия.

Эго. Эго появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. Голодный человек должен искать, найти и съесть пищу прежде, чем будет снижено напряжение голода, Это означает, что человек должен научиться различать образ пищи, существующий в памяти, и актуальную перцепцию пищи, существующей во внешнем мире. Когда эта дифференциация осуществлена, необходимо преобразовать образ в перцепцию, что осуществляется как определение местонахождения пищи в среде. Иными словами, человек соотносит существующий в памяти образ пищи с видом или запахом пищи, приходящими через органы чувств. Основное различие между ид и эго заключается в том, что ид знает только субъективную реальность, в то время как эго различает внутреннее и внешнее.

Говорят, что эго подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности - предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя в конечном счете при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения «обслуживается» именно принцип удовольствия. Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта — то есть обладает ли он внешним существованием,— в то время как принцип удовольствия заинтересован лишь в том, приносит ли опыт страдание или наоборот.

Вторичный процесс — это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса эго формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке — как правило, некоторым действием,— чтобы выяснить, срабатывает ли он. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, эго контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс.

Эго называют исполнительным органом личности, так как оно открывает двери действию, отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены. Осуществляя эти чрезвычайно важные исполнительские функции, эго вынуждено стараться интегрировать часто противоречивые команды, исходящие от ид, су-пер-эго и внешнего мира. Это непростая задача, часто держащая эго в напряжении.

Однако следует иметь в виду, что эго — эта организованная часть ид — появляется для того, чтобы следовать целям ид и не фрустрировать их и что вся его сила черпается из ид. Эго не обладает существованием, отдельным от ид, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль — быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель — поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.

Суперэго. Третья и последняя развивающаяся система личности — суперэго. Это - внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Суперэго - это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача - оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

Суперэго как сопровождающий человека интернализированный моральный арбитр развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть — одну из подсистем суперэго. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его эго-идеал — другую подсистему суперэго. Механизм обоих процессов называется интроекция. Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, эго-идеал награждает его, наполняя гордостью. С формированием суперэго на место родительского контроля встает самоконтроль.

Основные функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам ид, в частности, импульсам сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) «уговорить» эго сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство. Таким образом, суперэго находится в оппозиции к ид и к эго и пытается строить мир по своему образу. Однако суперэго подобно ид в своей иррациональности и подобно эго в стремлении контролировать инстинкты. В отличие от эго суперэго не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей, оно их постоянно блокирует.

В заключение этого краткого рассмотрения следует сказать, что ид, эго и суперэго не следует рассматривать как неких человечков, управляющих нашей личностью. Это не более чем наименования для различных психических процессов, подчиняющихся системным принципам. В обычных обстоятельствах эти принципы не противоречат друг другу и не перечеркивают друг друга. Напротив, они работают как единая команда под руководством эго. Личность в норме функционирует как единое целое, а не как нечто трехчастное.

Литература.

1. Буржуазная философия. XX век. – М., 1974.

2. Краткий очерк истории философии. – М.: Мысль, 1981.

3. Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. Т. 2.

4. Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.

5. Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского В.П. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.

6. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М., 1988.

7. Философия: курс лекций / Под ред. В. П. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 1998.

8. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «ОНО». – Тбилиси, 1991.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(13.7 KiB, 54 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!