Философия Возрождения 4

ПЛАН

1. Характерные черты эпохи и их отражение в философской мысли.
2. Основные черты философии Возрождения (антропоцентризм, гуманизм, гелиоцентризм и учение о бесконечной Вселенной Коперника, Галиллея, Дж. Бруно).
Список литературы.

1. Характерные черты эпохи и их отражение в философской мысли.

Возрождение началось в XIV в. в Италии, к концу XV столетия распространилось на другие европейские страны, а в XVI в. охватило часть Восточной Европы. Главными действующими идеологическими силами оставались религия и схоластика, которые по-прежнему господствовали в европейских университетах. Однако гуманистическая мысль вступила с ними в ожесточенное сражение. Гуманистика опиралась на античный материал и находилась в тесной связи с многообразными явлениями городской буржуазной культуры. В новых условиях авторитет Священного Писания не мог ограничить стремление мышления к постижению истины. Культуре Возрождения была свойственна веротерпимость. Характерным стало и то, что критика религии проводилась с рационалистических позиций. Происходило расшатывание авторитарного мышления. Оспаривалась идея бессмертия души. Внимание обращалось на то, что религиозное братство отнюдь не едино, а раздираемо распрями и раздорами. Падение авторитета церкви сделало в конечном итоге возможной прямую оппозицию ей. Складывается иной тип мировоззрения.
Как писал один из его ярких выразителей Пико делла Мирандола: «Человек создан богом, но, обладая свободой воли, он может снизойти до животного или возвыситься до богоподобного существа. Он может стать своим скульптором и творцом». К этому и зовут идеологи эпохи. Они — в постоянном поиске.
Религия, правда, еще сидела в умах, и довольно глубоко. Вспомните сюжеты знаменитых картин и фресок Микеланджело - в основе их религиозный сюжет. Или повороты в судьбе Боккаччо. Он смеется в своем «Декамероне» над суевериями и церковью; он же в конечном итоге склоняется перед церковью, осуждая собственное творение.
Поистине, все сместилось, перемешалось. Еще один только факт. Не кто-нибудь, а глава римско-католической церкви, папа Николай V, прославился тем, что раздавал папские должности философам и ученым, которых он ценил за глубокие познания, оставляя нередко в стороне соображения религии. Так, апостольским секретарем был назначен Лоренцо Балла, эпикуреец, критиковавший религиозные догмы и обвинивший в ереси не кого-нибудь, а одного из самых авторитетных «отцов церкви» - св. Августина.
Возрождение связывалось в головах людей с античностью и искало аргументы в своей оппозиции церкви... в прошлом. В полной мере это относится к философии. Эпоха не дала миру ни одного крупного и оригинального мыслителя в данной области. И здесь на первом плане оказалось благоговение перед авторитетом, правда, не божественным, а вполне мирским, перед авторитетом античных авторов, подражание им.
Но Возрождение ознаменовано изумительным раскрепощением человеческого гения в литературе и искусстве. Именно в их рамках происходило разрушение догм, сбрасывалась с еще не преодоленным до конца страхом, но и с ликованием своего рода смирительная рубашка, наброшенная Средневековьем на мысли и чувства.
Гуманистические идеи ярко проявились вначале на итальянской почве. На первых порах их высказывали и разделяли немногие. Из наиболее известных имен обычно называют Петрарку (говорили, что его собрание классических античных текстов было поистине уникальным). Но в течение XV столетия эти идеи в той или иной степени проникли в сознание значительной части образованных, культурных итальянцев. Правда, по-настоящему грамотных было мало: ученые, художники, литераторы, представители других свободных профессий и те, кто им покровительствовал. Отсюда - более чем своеобразная ситуация: гуманисты - большие по масштабам того времени вольнодумцы - считают необходимым резко критиковать порок во всех его проявлениях. Их нападки на церковь, в частности, обусловлены ни чем иным, как осознанием ханжества, лживости, неестественности норм, по которым живут священнослужители. Достается и не церковникам. Но те же гуманисты могут и оправдывать порок, властолюбие, жестокость, предательство власть имущих, от которых они зависят. (Да и эпоха по жестокости мало чем уступала Средневековью). Может быть, ярче всего это проявляется в творчестве выдающегося итальянского мыслителя Н. Макиавелли (1467 - 1527). Его имя многие связывают с полнейшей беспринципностью, вспоминая знаменитую фразу «Цель оправдывает средства и истолковывая ее не без основания в том смысле, что для достижения цели все средства хороши.
Но мог ли Макиавелли мыслить иначе? Его взгляды - следствие той конкретной исторической ситуации, в которой оказался мыслитель. Его взгляды не могли появиться раньше, да и позже им трудно было бы появиться. Н. Макиавелли откровенен. Он ставит в своих сочинениях совершенно конкретную задачу - показать, как можно достичь высот политической власти, укрепить эту власть, анализирует, используя факты, почерпнутые из итальянской действительности, причины, приводящие к ее потере.
То, что Макиавелли мало интересует, хороши или плохи предлагаемые им пути и средства, не должно удивлять. В тогдашней Италии редкий правитель мог похвастаться законностью своей власти. Мало кого ужасали жестокости и предательства. Они были настолько распространены, что стали почти нормой.
Нельзя не учесть и другого. Италия в это время страдала от раздробленности, междоусобных войн, могучих соседних государств, постоянно вмешивавшихся во внутриитальянские дела. Нужна была сильная рука, политический деятель, способный объединить страну. Н. Макиавелли размышляет над тем, кто и как это мог бы сделать, будучи убеждён, однако, что без насилия решить проблему воссоединения страны (Невозможно.
Мыслителю было около 30 лет, когда в его родной Флоренции владычествовал религиозный фанатик, один из тех, кто подготовил будущую реформацию католической церкви, Савонарола. Самое известное творение Н. Макиавелли — «Князь» («Государь»), посвященное небезызвестному Ч. Борджиа. Именно ему расточает автор величайшие похвалы, изображая Борджиа чуть ли не как образец правителя.
В «Князе» откровенно отвергаются привычные нам нормы морали. Утверждается: правитель погибнет, если будет милостивым. Он должен быть хитрым, как лиса, и свирепым, как лев. Одна из глав имеет многоговорящее название «Как князья должны держать свое слово». Мы узнаем здесь, что слово следует держать только в том случае, если это выгодно. Но, если необходимо, князь может и даже должен быть вероломным. Нужно лишь хорошо скрыть в себе это, быть великим притворщиком и лицемером. Кто обманывает, всегда найдет такого, кто даст себя обмануть.
Новое воззрение на мир не осталось чисто итальянским. Довольно быстро оно распространилось во всей Западной Европе: Франции, Англии, Германии, а также Испании. Так называемое Северное Возрождение, расцвет которого приходится на начало XVI столетия, совпадало с итальянским Возрождением по основной направленности. В то же время они существенно различались.
Гуманисты и на севере Европы стремились отойти от религии и церкви, подвергнув их критике; они воздали должное Человеку, творили и даже страдали ради его счастья. Но при всем радикализме своих взглядов они едва ли смогли бы сказать, как Н. Макиавелли: цель оправдывает средства. Важно также то, что Северное Возрождение, возникнув как мировоззрение немногих, едва ли не одиночек, стремилось стать шире, насколько это было возможно. Немаловажно и то, что оно оказалось гораздо ближе к науке.

2. Основные черты философии Возрождения (антропоцентризм, гуманизм, гелиоцентризм и учение о бесконечной Вселенной Коперника, Галиллея, Дж. Бруно).

Основной принцип возрожденческой философии - это антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических построений.
В эпоху Возрождения человеческая личность по преимуществу является творческой, она как бы перенимает на себя творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек олицетворяет собой творческое начало, будь это искусство, политика, религия и даже техническое изобретение. Человек могуществен подобно Богу, считает Фичино. Если так, то он способен реализовать предел всякой разумности и красоты. Но как? Каким образом добиться этого?
Свои творения человек реализует в телесном. Здесь возрожденцы возобновляют античную тенденцию рассмотрения в единстве духовного и телесного. Причем имеется в виду, что творение является максимально совершенным. Но совершенное есть красота. Человек эпохи Ренессанса - это не просто творец, а творец и художник одновременно. Он и художник в искусствоведческом смысле, т.е. живописец, музыкант, и творец в эстетическом смысле вообще, т.е. технический работник. Довольно часто многие таланты присущи одному и тому же человеку. Так, Леонардо да Винчи был живописцем и изобретателем, Микеланджело — живописцем и поэтом. И оба они внесли существенный вклад в развитие философии.
Эстетическое — доминирующий аспект философии Возрождения. И это, конечно же, в противовес не знавшей предела средневековой моралистике, где подозрительно относились к телесно-природному, способному, вроде бы, умалить достоинство божественного: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядах, то внимание от божественного, мол, будет отвлечено. Возрожденческое мировоззрение выдвигает прекрасное на первый план. Причем таким образом, что первым ставится не столько подражание природе - как это имело место в античности,— сколько творчество художника. Объектом этого творчества является человеческое тело, безмерное любование его красотой. Как видим, торжествует антропоцентризм в его личностно-материальном значении, но без утраты духовного.
Антропоцентризм, да еще в таком артистическом виде, в каком он существовал в эпоху Ренессанса, конечно же, не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было противостояние схоластике, которая подвергалась критике и осмеянию. Спор шел принципиальный — о новом нравственном идеале и путях его воплощения в жизнь. Традиционная христианская этика видела вершину нравственного совершенства в сопричастности Богу, во имя чего превозносится аскетический подвиг подавления природных устремлений человека.
Согласно итальянским гуманистам, природа человека достойна всемерной реабилитации, она даже становится высшим критерием для оценки человеческих страстей. Гуманисты возрождают идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Этот вопрос поставил еще Данте. Благородство человека заключается не в чужой славе, даже если этой славой является слава Бога, не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы, каждый не меньше, чем сыновья царей и императоров, дело состоит лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства, будь то в науке, искусстве или производственной деятельности.
Многие гуманисты отстаивают идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой. До крайностей утилитаризма возрожденческие гуманисты доходят редко. Они ищут пути согласования личного интереса с интересами других. Люди должны, считают гуманисты, быть друг для друга источником радости, а это невозможно без того, чтобы основу человеческих отношений составляли любовь и дружба.
Таким образом, гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и соответственно справедливое устроение общественно-государственной жизни. Последнее чаще всего предполагалось достигать на демократических началах, в рамках республиканского строя.
Для философии Возрождения характерна пантеистическая тенденция; именно проповедь безличного начала и является тем, что привело цветущий Ренессанс к падению.
Имена некоторых учёных-философов следует выделить особо. Это - Коперник, Галилей, Ньютон, Бруно. И. Коперник (1473 - 1543) - польский священник безупречной, как он сам считал, веры, - посвящая свой досуг астрономии, пришёл к убеждению, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Страх перед церковной цензурой и возможным преследованием заставил его отложить публикацию основной своей работы «Об обращении небесных сфер». Опубликованная после смерти автора, она не подверглась вначале официальному осуждению. Возможно, сыграла здесь свою роль оговорка в предисловии, что новый взгляд на мироздание - всего лишь гипотеза, или то обстоятельство, что книга была посвящена не кому-нибудь, а папе Павлу III.
Во всяком случае, церковь не сразу поняла грозную опасность учения Коперника. Занятая борьбой с реформаторами-протестантами, она не обратила внимания на малодоступную по языку и изложению книгу. Только в начале XVII в. учение, ставшее достаточно известным и нашедшее сторонников, было запрещено Римом как «глупое, философски ложное, решительно противоречащее Священному писанию и прямо еретическое». Книга была сожжена рукой палача и включена в «Индекс» - список официально запрещенных церковью книг, как было сказано, впредь до исправления ошибок. Лишь в 1835 г. запрет был снят.
Главное в концепции Н. Коперника - развенчание представления о Земле как центре Вселенной, низведение ее до положения обычной планеты.
Трудно представить себе что-либо более противоречащее христианскому вероучению, подрывающее идеальную, в представлении церковников, картину мира.
Б. Рассел справедливо заметил по этому поводу: если Солнце, Луна, планеты и неподвижные звезды обращаются вокруг Земли, легко предположить, что они существуют исключительно для нас, а мы представляем предмет особого интереса для Творца. Но после того, как Коперник и его последователи убедили мир, что вращаемся-то на самом деле мы, а звезды и не замечают нашей Земли; когда оказалось, что Земля очень мала в сравнении с некоторыми планетами, а те малы в сравнении с Солнцем; когда с помощью вычислений и телескопа были установлены размеры Солнечной системы. Галактики и, наконец. Вселенной, состоящей из бесконечного числа галактик, — тогда очень трудно стало верить... Самые простые соображения приводили к мысли, что мы, видимо, не являемся целью Вселенной; пошатнувшееся достоинство нашептывало, что если не мы - цель Вселенной, то у нее, скорее всего, вовсе нет цели.
Католический Рим был взбешен. Мало что значило то обстоятельство, что сам Коперник считал свою теорию не противоречащей Библии. Однозначно негативной была и позиция протестантов. Когда М. Лютера ознакомили с взглядами Коперника, он открыто высказывал своё возмущение: «Люди слушают выскочку-астролога, который тщится доказать, что вращается Земля, а не небеса или небесный свод. Солнце и Луна... Этот дурак хочет перевернуть всю астрономию, но Священное писание говорит нам, что Иисус приказал остановиться Солнцу, а не Земле». Подобным же образом, т.е. текстом из Библии, опровергал польского мыслителя и Кальвин, восклицая при этом: «Кто осмелится поставить авторитет Коперника выше авторитета Св. духа?»
Н. Коперник не дал исчерпывающих доказательств в пользу гелиоцентрической системы, того взгляда на мир, что Земля - лишь одна из планет, вращающихся вокруг Солнца. Первым известным мыслителем, который попытался это сделать, приняв идеи Коперника, был Д. Бруно. Он активно пропагандировал новый взгляд на мир.
Небезынтересно, что Бруно был монахом того же монастыря, куда за три века до него удалился Ф. Аквинский, но даже там не отличался особой набожностью. В 1575 г. ему предъявляют грозное по тем временам обвинение в ереси. Д. Бруно сбрасывает монашескую рясу и отправляется странствовать по Европе. В 1592 г. он попадает-таки в хитро расставленные инквизицией сети.
Сохранился донос, на основании которого был схвачен Д. Бруно. Вот его основное содержание: «Я, Джованни Мочениго... доношу по долгу совести... духовнику о том, что много слышал от Джордано Бруно... когда беседовал с ним в своём доме, что... ему не нравится никакая религия, что Христос был обманщиком и совершал обманы для совращения народа, и потому легко мог предвидеть, что будет повешен... что мир вечен и существуют бесконечные миры; что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духу сделать то же самое и даже гораздо больше, чём они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; ...что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир... что все они – ослы, что все наши мнения являются учением ослов... что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим то, чего не желаешь себе самому... Он сообщил, что уже раньше был обвинен инквизицией в Риме и, если бы не скрылся, был бы схвачен».
Подвергнув Дж. Бруно пыткам и издевательствам, инквизиция передала его в руки светских властей. Они должны были привести приговор в исполнение. А приговор содержал обычную, но одновременно полную издевательства формулировку: «Поступить с ним по возможности кротко и без пролития крови», иначе говоря: сжечь живьем... Мыслитель ответил на приговор гордыми словами: «Вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю». В момент казни Бруно отвернулся от распятия, которое ему протянули сквозь пламя.
Подобная расправа была далеко не единичным фактом. Через 19 лет после сожжения на костре Дж. Бруно инквизиция безжалостно расправилась с другим вольнодумцем - Лючилио Ванини. Ему вырвали язык, затем повесили, сожгли и прах развеяли по ветру. Но всё было тщетно. Костры апостолов мракобесия уже не могли остановить ищущую мысль, науку и философию.
Известный поэт Э. Верхарн писал в этой связи:
О, сколько времени низверглось в бездну лет,
И сколько здесь тревог и упований было,
Каких умов огонь усталость погасила,
Чтобы забрезжить мог уверенности свет!
А заблужденья, а темницы веры,
Куда был доступ знанью прегражден,
И на горе, вверху, победы возглас первый,
Что ропотом толпы мгновенно заглушен!
Вот жар костров, орудия позора,
Распятий лес, костей на дыбе хруст, -
С бескровных лиц глядят безумья взоры,
Но слово истины летит с кровавых уст!
То высится науки здание,
Стремящейся сквозь факты в даль познанья.

Идеи Коперника и Дж. Бруно в той части, которая касалась астрономии, подхватил И. Кеплер. Первым из крупных и авторитетных ученых он признал гелиоцентрическую систему, развил её. Но подлинными родоначальниками современной науки, заложившими её краеугольные камни, считаются Г. Галилей (1564 - 1642) и И. Ньютон (1643-1727).
Галилей - не только выдающийся астроном, который горячо отстаивал гелиоцентрическую систему. Пытаясь глубже проникнуть в тайны мироздания, он, услышав, что какой-то голландец изобрел телескоп, сам сделал телескоп и обнаружил, благодаря ему, ряд неизвестных явлений: новые звезды, спутники Юпитера, кольца Сатурна, кратеры на поверхности Луны.
Насколько все это было ново, можно судить по тому, что не только церковники, но и многие, относившие себя к ученым, поносили телескоп, отказывались смотреть в него, утверждая, что все, обнаруживаемое с его помощью, не более чем иллюзия. А что оставалось делать? Ведь те же подобные земным кратеры на поверхности Луны подрывали освященную церковью устоявшуюся точку зрения, что Луна в силу ее божественного происхождения обладает идеально гладкой поверхностью.
Г. Галилею принадлежит заслуга открытия и формулирования начал термодинамики. Он первым совершил истинное святотатство: применил земные законы динамики к объяснению движения небесных тел.
Мыслитель стал ненавистен церкви. Инквизиция преследовала его, осудив вначале секретно, а затем, поскольку Галилео Галилей не прекращал поисков и пропаганды своих взглядов, публично - в 1633 г. Подвергнутый «спасительному покаянию», он, стоя на коленях, произнес длинную формулу отречения, сочиненную инквизиторами: «Я отрекаюсь, проклиная, и отвращаюсь от ошибок и ересей... и клянусь, что никогда более не буду произносить или утверждать ничего, что бы - на словах или в письменной форме - могло навлечь на меня подозрение в чем-либо подобном». Имелось в виду, понятно, то, чему учил Галилеи.
Церковники торжествовали победу. Им было важно добиться именно покаяния вольнодумца; действительного или мнимого, значения не имело. Судьба ученого должна была предостеречь других.
Предотвратить своё будущее поражение церковь, однако, была уже не в состоянии, теряя одну позицию за другой. Уходил в прошлое старый стиль мышления.
В год смерти Г. Галилея в Англии родился И. Ньютон. Именно ему суждено было стать провозвестником полной и окончательной победы разума над мракобесием. Единственное, для чего, например, Ньютону нужен Бог, - это чтобы объяснить, как мир начал развиваться, откуда-то же вечное движение планет. Предположив, что Бог «толкнул» мир, Ньютон пытается объяснить его дальнейшее развитие, все процессы, в нем происходящие, естественными причинами, механическими по преимуществу. Механика и математика были, благодаря великому английскому ученому, подняты на небывалую ранее высоту. И в других областях знания наблюдался заметный прогресс. Достаточно назвать здесь имена учёных XVI - XVII вв.: Торричелли, Гарвей, Левенгук, Бойль.
Торжество науки возродило человеческую гордость, что нашло отражение в искусстве и собственно философии. Во Франции творят М. Монтень и Ф. Рабле. В Испании появляются романы бессмертного Сервантеса, в Англии обретают известность пьесы В. Шекспира. Начинается Новое время.

Список литературы

1. Вальяно М.В. Основы философии. – М.: Дело и сервис, 1999.
2. Введение в философию. Ч.I. – М.: Политиздат, 1989.
3. Краткий очерк истории философии. – М.: Мысль, 1972.
4. Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций - М.: ИНФРА-М, 2000.
5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: Центр, 1996.
6. Философия: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 1997.

(16.6 KiB, 64 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!