Философия Возрождения

ПЛАН

1.Характерные черты эпохи и их отражение в философской мысли.
2.Основные черты философии Возрождения (антропоцентризм, гуманизм, гелиоцентризм и учение о бесконечной Вселенной Коперника, Галилея, Дж. Бруно)
3.Заключение.
4.Список литературы.

1. Характерные черты эпохи и их отражение в философской мысли.

Как отмечает абсолютное большинство историков, эпоха Ренессанса (Возрождение) означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма. Для философии это время (XV - XVI вв.) стало своеобразным переходным периодом - от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира средствами научного познания. Начался процесс секуляризации как тенденция постепенного освобождения общества от духовного диктата религии и церкви и становления светской культуры. Развитие философии в эпоху Возрождения определялось воздействием ряда факторов. Во-первых, влиянием передовой античной философской мысли (Сократ, Эпикур и др.). Во-вторых, взаимодействием с зарождавшейся в ту эпоху систематической наукой. И, в-третьих, нараставшим влиянием утверждавшегося капиталистического строя на общественное сознание, культуру и мораль общества.
В рамках этой великой эпохи стала очевидной глубокая ломка сложившейся в средние века теологической картины мира (теоцентризма). Наибольший вклад в такой поворот внесла натурфилософия и естествознание Возрождения (Н.Кузанский, Д.Бруно, Н.Коперник). Однако позиции науки тогда еще не окрепли, и религия по-прежнему была весьма влиятельна. Своеобразной формой борьбы и компромисса между ними стал пантеизм («всебожие»), утверждавший идею растворенности Бога в природе и во всех ее вещах. «Бог внутри природы, а не вне ее» - этот тезис стал доминирующим в эпоху Возрождения.
На мой взгляд, наиболее важной чертой новой эпохи был антропоцентризм. Он представляет собой тип философствования, сутью которого является восприятие человека в качестве некоего центра мира, «венца» эволюции природы. Выражением такой мировоззренческой установки стал гуманизм - зародившееся в итальянских городах идейное течение, которое провозгласило человека высшей ценностью и целью общества и сформировавшее понятие личности. Дух гуманистического антропоцентризма пронизывал не только философию, но и всю культуру Возрождения, особенно литературу и изобразительное искусство. По сути дела, это была философско-художественная эпоха, где возобладал культ человека, его духовности и красоты, свободы и величия. Возрождение подчеркивало не только свободу человека, но и идею всестороннего (универсального) развития им своих задатков и способностей (сущностных сил), его творческого призвания в мире.
Зарождение капитализма вызвало большой интерес философии к социально-политической проблематике, к теме государства (Н.Макиавелли и др.). В это время сформировался утопический социализм, выдвинувший идеал нового и справедливого общества (коммунизма), где человек смог бы развиваться свободно, всесторонне и гармонично (Т.Мор, Т.Кампанелла).
Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли, науки и искусства. В это время жили и творили крупные и яркие мыслители. Возрождение провозгласило дух свободы и счастья человека, его высокого призвания в мире - быть творцом и созидателем, соучастником божественного миротворения. Это была, по определению Ф.Энгельса, «эпоха гигантов» - «по силе мысли, страсти и характеру», эпоха величайшего прогрессивного поворота в истории человеческой цивилизации. В своем развитии она прошла ряд периодов: «раннее», «высокое» и «позднее» Возрождение.
Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм, т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности. Известно, что объектом внимания для философии античного мира был прежде всего Космос, а в средние века - Бог. Напротив, эпоха Возрождения свое основное внимание сконцентрировала на Человеке, его сущности и природе, смысле существования и призвания в мире. Неудивительно, что именно в это время в полной мере сформировался гуманизм - идейное течение, сторонники которого заявили о человеке как высшей ценности и цели общества. На вопрос «Велик или же ничтожен человек?» они с уверенностью отвечали: «Не только велик, но и всемогущ». Гуманизм означал возрождение («ренессанс») античной традиции (Сократ, Эпикур и др.), уважительного отношения к человеку, защиту его самоценности, чести и достоинства, права на свободу и счастье.
Гуманизм как течение зародился в Италии («первая капиталистическая страна», по определению Ф.Энгельса) в среде образованных городских слоев. Он формировался в лоне художественной литературы как критическая реакция на догмы религии, на ее учение о греховности и несвободе человека. Итальянские литераторы восстанавливали и пропагандировали творчество тех античных философов и поэтов (Сократ, Эпикур, Вергилий, Гораций), которые отстаивали идеи высокой ценности человека и его свободы. Античная культура представлялась гуманистам как образец совершенства, незаслуженно отвергнутый в эпоху «тысячелетней ночи» (средние века).
Следует заметить, что элементы антропоцентризма уже имели место и в религиозном вероучении средних веков. Так, в Библии подчеркивается особая роль человека среди всех живых существ планеты и его право («от Бога данное») владычествовать над животными. Однако человек здесь рассматривается с позиций геоцентризма, как существо ущербное и греховное, обреченное на монотонный труд и безрадостное аскетическое существование. Вся его жизнь словно тяжкое наказание за грехопадение, за неправильное распоряжение от Бога обретенной свободой воли, В отличие от средневековья, гуманисты Возрождения выдвинули человека на первый план и сделали его предметом пристального внимания и культа (обожествления). К числу важнейших характеристик гуманистического антропоцентризма Возрождения можно отнести следующие положения.
Во-первых, в эпоху Возрождения человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей его природной средой. Он автор, режиссер и актер своей собственной драмы, кузнец своей судьбы («фортуны») и счастья. Человек - это соперник Бога на земле, он титан, т.е. великое и всемогущее существо, богочеловек. Ему присуще естественное (от рождения данное) право на полноту существования и способность устроить свою жизнь именно таким образом.
Во-вторых, в это время стала высоко оцениваться активная деятельность человека как важнейший способ его существования в мире (в отличие от созерцания Космоса в античности и постижения Бога в эпоху средних веков). Деятельность рассматривалась как способ вторжения в природу, преобразования ее по законам самой природы и в соответствии с замыслом человека. Деятельность - это творчество (созидание) нового мира, мира культуры. Приняв из рук Бога эстафету творчества, человек делает окружающий его мир объектом познания и практики.
В-третьих, в эпоху Возрождения имел место культ красоты, и духовности человека, посредством чего также восстанавливалась его самоценность, отвергнутые в средние века честь и достоинство. В период Ренессанса большое развитие получили те виды искусства (живопись, скульптура), посредством которых изображались лицо и тело человека, его неисчерпаемые физические и духовные силы. В своем стремлении постигнуть многогранную природу человека философия и искусство образовали весьма органичный синтез, дополняя друг друга. Излюбленными для художников Возрождения стали возвышенные сюжеты, передающие величие и благородство человека. В недрах философии и искусства сформировалось понятие личности, важнейшим проявлением которой стала считаться свобода выбора жизненного пути, включая и свободомыслие.
Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения имел под собой ряд предпосылок. В их числе и социальные, в частности - наличие городского населения, в среде которого энергично формировалась светская культура с ее духом свободы и раскрепощенности индивида. Зарождение капиталистического способа производства, движущей силой которого является частная собственность и творческая деятельность свободного индивида, явилось экономическими предпосылками. Духовным истоком антропоцентризма стала передовая часть античной культуры, в недрах которой имело место обращение к теме человека как уникальному явлению Космоса и призванному к особой (созидательной, животворящей) миссии в этом мире. Антропоцентризм эпохи Возрождения был не только исторически естественен, но и исторически оправдан. Он восстанавливал Человека в качестве «венца» длительной эволюции форм жизни на планете, носителя Разума и творческой созидательной деятельности.
Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения нашел свое непосредственное выражение и в ряде социально-философских учений того времени. Обращенные к социальным и политическим процессам, они углубили и расширили представления об общественной жизни. В этих учениях подчеркивалась необходимость и возможность преобразования общества в интересах более разумного и гармоничного существования человека. Они возникли и развивались на почве раннего капитализма и неизбежно несли на себе его печать. В их рамках было сформулировано немало идей, оказавших большое влияние на последующую умственную историю человечества.

2. Основные черты философии Возрождения (антропоцентризм, гуманизм, гелиоцентризм и учение о бесконечной Вселенной Коперника, Галилея, Дж. Бруно)

Философию Возрождения можно назвать натурфилософией. Это было обусловлено возникшими в то время очагами индустриального общества и активизацией материального производства в городах. Натурфилософия Возрождения подпитывалась также борьбой с весьма широко еще распространенным религиозным мышлением (схоластика) и соответствующей картиной мира (геоцентризм). Явный поворот к теме природы означал в такой же мере переход от догм геоцентризма и формирование новой картины мира, более рациональной и аргументированной. Для философов эпохи Возрождения Бог - это и есть сама природа, единая и бесконечная, пронизанная высоким началом и одушевленная. Венцом природы они считали человека, существо разумное, деятельное и могущественное. Природа - это Бог в вещах, а человек - это человекобог, призванный к универсальному творчеству.
Как и в целом общественная мысль того времени, натурфилософия Возрождения выразила ситуацию противоборства средневековой религиозной догматики и духа формирующегося научного мышления. Своеобразным символом этого столкновения является творчество Николая Кузанского (1401 - 1464 гг.), крупного немецкого священника и ученого, участника гуманистического движения. В своих произведениях («О сокрытом боге», «О предпосылках», «Об ученом незнании») он выступил активным противником средневековой схоластики, сторонником человеческого разума и знаний. В его творчестве основной была тема Бога и его отношения к миру.
Вообще, понятие Бога в данную историческую эпоху по-прежнему оставалось в центре внимания религии и философии. Оно выполняло, во-первых, мистифицирующую функцию, когда Бог воспринимается как некое таинственное и загадочное существо. Соответственно, человек в таком случае представал слабым и находящимся во власти своего Творца. Во-вторых, понятие Бога выполняло и интеллектуализирующую функцию, в основе которой лежали определенные успехи человека в познании окружающей природы и овладении ее силами. В философии Возрождения эта функция стала обретать все большее значение и вес, выражая собой процесс движения научного знания и постижение с его помощью полноты мира (Бога). Утверждалось, что Бог находится не вне мира, а пребывает внутри его, образуя с ним органичную взаимосвязь.
Кузанский исходил из принципа единства бесконечного Бога и мира конечных вещей. Бог рассматривался им как начало, середина, и конец всех материальных вещей и процессов. В этом тезисе («Бог есть все») и состоит сущность пантеизма как мировоззрения и познавательной установки. Характеризуя Бога, немецкий философ подчеркивал прежде всего его творящие возможности, способность придать всему сущему порядок и соразмерность. Геометрия, арифметика, музыка - все это есть, по убеждению Кузанского, обнаружение творчества Бога как всеобщего архитектора, Природа является результатом творческой деятельности великого мастера, который создавал мир с помощью арифметики, геометрии и музыки. Формы человеческого искусства - это всего лишь подражание природе, в которой присутствует Бог.
Идея Бога у Кузанского выступает, по сути дела, как выражение производственной деятельности человека в мире. Немецкий философ сравнивал творчество Бога с деятельностью скульптора и художника, кузнеца, ткача. Бог есть, по его меткому определению, «чеканщик монет». Но и человек, так же как и Бог, может сделать практически все с помощью своего разума и искусных рук. Он способен привнести в природу геометрию, арифметику, музыку и создать «вторую природу», или мир культуры.
Применяя принципы математики, Кузанский сравнивал Бога с кругом (бесконечный многоугольник). Бог являет собой нечто бесконечное («максимум») и непознаваемое, развертывающее из себя все многообразие вещей и процессов материального мира. Бог - это как бы огромная космическая машина, у которой центр находится везде, а окружность - нигде. Человек тоже является машиной, хотя и ограниченной, не абсолютной. Планету Земля нельзя считать последней границей Космоса, и уж тем более его центром. Она есть «благородная звезда», одна из бесконечного множества других небесных тел. Развивая эти мысли, Кузанский тем самым ставил под сомнение геоцентрическую картину мира античности (Аристотель, Птолемей) с ее представлениями о Земле как неизменном центре космоса.
Бог представлялся Кузанскому как источник целостности, многообразия и динамичности мира. «Сокрытый» Бог содержит в себе в «свернутом» виде все неисчерпаемое содержание природного и человеческого мира. Развитие мира представляет собой непрерывное развертывание из прошлого в настоящее, из простого в сложное, из единого во многое. В таком случае и сам человек предстает как естественный момент вечного рождения и эволюции мира, становления и наполнения в нем. Бог не творит мир из «ничего», он лишь приводит в движение уже существующий мир, придавая ему органическое единство и разнообразие.
Важным моментом творчества Н.Кузанского является его учение о человеке и его месте в мире. Исходной стала идея человека как «микрокосмоса», который как бы вбирает в себя весь большой Космос, единый и бесконечный. Этот тезис продолжал учения передовых античных философов об органическом единстве человека и природы, слитности и взаимодействии всего сущего в мире. Человек - это «малый мир», окружающая его природа являет собой «большой мир», а Бог воплощает в себе «максимальный мир». «Малый мир» есть подобие большого, большой является подобием максимального - так излагал свои представления Кузанский.  Сближая человека («конечно-бесконечное» существо»), мир и Бога, немецкий философ тем самым наделял человека качествами Бога и прежде всего творящими способностями, т.е. творческим началом. По его выражению, человек - это «человеческий Бог», «очеловечившийся Бог». Иисус Христос являет собой личность, которая наиболее полно воплотила в себе свойства Бога, это был как бы второй Бог.
Что касается познания мира человеком, то оно осуществляется, по мнению Кузанского, с помощью таких способностей, как чувство, рассудок и разум. Ощущения выполняют как бы инициативную роль, поскольку они приводят в движение весь последующий мыслительный процесс. В вопросах теории познания Кузанский был реалистом, отмечая роль и ощущений, и деятельности ума. Наиболее достоверным он считал математическое знание, ведь сам мир представлялся философу устроенным на математических принципах. Оно формируется в ходе аналитической и обобщающей деятельности рассудка. Большую роль призвана играть также и логика как искусство размышлять и оперировать понятиями.
Однако деятельность рассудка все же не исчерпывает весь процесс познания. В отличие от животных, у человека особую роль играет разум как теоретическая способность, инструмент для познания оснований и принципов всего сущего. Будучи интеллектуальным фокусом человека, он постигает «всеобщее, нетленное и постоянное», приближаясь тем самым к обнаружению Бога в мире. В познании участвует также и интуиция — некая таинственная творческая сила, присущая человеческому уму по природе его.
Мир, в котором существует «скрытый» Бог, представляет собой нечто целостное и упорядоченное. Он как бы свернут в Боге и постоянно развертывается из него. Этот мир пронизан борьбой противоположных начал. Противоречив и сам человек, являя собой органичное единство телесного и духовного, конечного и бесконечного. И Бог таков же: максимален и минимален, одновременно обнаруживая себя в форме всех отдельных вещей. Мир есть совпадение и слияние противоположных начал: темного и светлого, конечного и бесконечного. То же относится и к познанию, где истину часто сопровождает заблуждение, а знание соседствует с невежеством, как свет и тень. Знание конечных вещей есть одновременно и незнание Бога как бесконечного начала. Истина - это сложный процесс бесконечного углубления познания на пути к Богу как непостижимому и неисчерпаемому началу всего сущего. Каждое отдельное суждение является всего лишь малой частицей многогранной истины.
Значение творчества Н.Кузанского состоит прежде всего в том, что он изложил основы пантеизма как философского мировоззрения компромиссного толка. Во взглядах немецкого мыслителя проявилась борьба двух тенденций: религиозно-мистической и рационалистической. За всем этим стоял дух Возрождения как переходной эпохи, времени острой борьбы между сложившимся в средние века теоцентризмом и формирующейся научной картины мира. В последующем Пантеизм и космологические идеи Н.Кузанского были восприняты и развиты Д.Бруно, Б.Спинозой, Р.Декартом и другими мыслителями.
На формирование европейского научного мышления и естествознания большое влияние оказал польский ученый Николай Коперник (1473 - 1543 гг.), астроном и философ. Его основной труд «Об обращении небесных тел» содержал в себе коренной пересмотр сложившейся в эпоху античности астрономической картины мира. Геоцентрическая система Аристотеля - Птолемея утверждала, что наблюдаемый нами мир конечен, а его центром является неподвижная планета Земля. Считалось также, что земное вещество состоит из четырех стихий (вода, земля» воздух и огонь), а небесное вещество - из эфира. Источником движения и развития мира является якобы божественный перводвигатель. Такая картина мира вполне отвечала и религиозному учению о сотворенности мира, и его конечности в пространстве.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!