Философия вариант 6

План

Введение           3
1. Происхождение науки. Специфика науки и рост научного знания 4
2. Культура и ее функции. Типология культур     8
3. Должна ли наука избегать случайностей? Как вы понимаете выражение «Наука - враг случайностей»? Согласны ли вы с ним?    17
Заключение           19
Список литературы         20

Введение

Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете, сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека.
Дать краткий ответ на вопрос что такое наука также чрезвычайно трудно. Явление это сложное. Наука многолика. Она выступает в разных качествах: как всеобщий духовный продукт общественного развития, как форма общественного сознания, как духовный потенциал материального производства, как орудие господства человека над природой, как обобщенный опыт всего человечества, как основа мировоззрения, как результат деятельности ученых, как развивающаяся система знаний и т. д. Но даже такое перечисление ипостасей науки мало, что дает для ее понимания.
Научное знание не есть наука, точно так же, как человек знающий, образованный еще не есть ученый. Только создавая новое знание, человек приобщается к миру науки. Там, где наука удовлетворяется однажды познанным, там она перестает быть самой собой. Знание — это продукт науки и ее, так сказать, сырой материал, вновь вовлекаемый в научную деятельность подобно продукту и сырому материалу производства вещественных ценностей. Поэтому знание можно рассматривать как элемент науки, ее часть, но ставить знак равенства между ними равносильно отождествлению товарного производства с товаром, поскольку в большей степени наука – активная деятельность человека.

1. Происхождение науки. Специфика науки и рост научного знания.

Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания. Начатки науки появились еще в Древнем Китае и Древней Индии. Почти все естественные науки вышли из мифологии. Прежде чем родилась астрономия, существовала астрология, объектом изучения которой было расположение звезд. Древние астрологи обожествляли планеты и небесные тела. Уже во времена вавилонской астрологии были открыты некоторые закономерности в движении звезд, которые потом вошли в астрономию.
С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний, происходивших в XVI-XVII вв., создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира, и началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т.е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института (1, с. 265).
Подготовительный этап первой научной революции приходится на эпоху Возрождения (1448-1540). В этот период происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится посюсторонний мир, а автономным, универсальным и самодостаточным - индивид. В протестантизме происходит разделение знания и веры, ограничение сферы применения человеческого разума миром "земных вещей", под которым понимается практически ориентированное познание природы.
Современная наука возникла в Европе в период XVI - XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно человеку относиться к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение па мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.
Однако не всякие практические науки и не любые знания можно назвать наукой. Наука - не просто перечень наблюдений над природой; она возникает только тогда, когда осознаются универсальные связи между явлениями природы. Наука как область культуры родилась, по мнению многих философов, в античной Греции. Что же отличает науку как особый тип постижения реальности от других его типов? Особенность науки заключается прежде всего в том, что человек стал задумываться над общими вопросами мироздания, далеко не всегда полезными в повседневной жизни (4, с. 190).
Представление о науке как о знании унаследовано по традиции от того исторического периода, когда она не была еще опытной, экспериментальной, а являлась чисто умозрительной и когда ее задача состояла в идеальном конструировании мира, а не в его преобразовании. Возникает вопрос: мыслима ли современная наука без эксперимента, являющегося одной из важнейших форм практической деятельности людей? Наука без эксперимента - это все равно, что искусство без творчества, симфония без исполнения. Мало того, симфония оказывается и без композитора, ибо, ограничивая науку только знаниями, мы исключаем из нее ее творцов - ученых. За борт науки выбрасывается ее исток, ее суть - сам творческий процесс исследовательской деятельности, т. е. процесс производства знаний.
Следовательно, наука - это не только и не столько наличные знания сами по себе, но и деятельность общества по их производству. Ее взаимоотношение с материальным производством и общественной практикой выступает как отношение одной формы общественного производства с другой (1, с. 205).
Таким образом, наука - это система исследовательской деятельности общества, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.
Современная наука не ограничивается тем, что несет человечеству Прометеев огонь познания. Она становится все более важным фактором практического преобразования мира. В течение жизни одного-двух поколений из «кабинетной затворницы», какой еще оставалась, по существу, до начала XX в., она превратилась в «подлинную работницу», сумела поразить воображение не только открытиями, мало согласующимися с доводами так называемого «здравого смысла» и обыден - то мышления, но и невиданной мощью своих практических применений. Об этом хорошо сказал Б. Рассел, выдающийся математик и философ, в одной из своих лекций, сравнив престиж науки с тем престижем, которым когда-то пользовалась религия. Сила молитвы имела общепризнанные границы - было бы богохульством просить слишком многого. А власть науки не знает границ. Говорили, что вера может сдвинуть горы, но никто не верил в это. Теперь говорят, что атомная энергия может сдвинуть горы, и все верят этому (1).
Наука стала фактором производственного процесса, который, в свою очередь, был и сферой приложения науки. В этом факте и выражается суть новой целевой ориентации науки, нового исторического этапа в ее развитии. Развивающаяся индустрия раздвинула перед наукой горизонты и породила могучие стимулы движения вперед. Техника становилась опредмеченной силой знания и все больше зависела от успехов научных исследований.
Однако в середине XX в. в науке все более явно начали обнаруживаться процессы, свидетельствующие о «кризисе роста» науки, о ее переходе в новое качество. В ходе научно-технической революции появляется все больше признаков начинающегося фронтального поворота науки в сторону человека. Что это за признаки?
Во-первых, автоматизация - пусть медленно и противоречиво - вырывает человека из технологического подчинения машине. В результате этого сама ориентация науки на технику теряет свой негуманный оттенок и самодовлеющее значение.
Во-вторых, современная техника и технология требуют от работника не просто опыта, квалификации, умения и сноровки, а определенной системы научных знаний, высокой общеобразовательной подготовки, которая позволяет свободно ориентироваться во всем производстве, удовлетворять требованию растущей профессиональной мобильности, быстро осваивать технические новшества и научные открытия.
В-третьих, экономисты в развитых странах во второй половине XX в. с удивлением обнаружили, что расходы на образование, традиционно считавшиеся балластом для национального бюджета, не только окупаются, но и приносят обществу доходы более значительные, чем вложения в иные формы деятельности (норма эффективности от 8 до 10 %, причем она продолжает увеличиваться).
В-четвертых, последние десятилетия научные знания воплощаются не только в самом производстве и в человеке-работнике, но и в управлении социально-экономическими процессами, организации труда и производства.
Достижения современной научно-технической революции свидетельствуют о том, что именно научные исследования открывают новые горизонты творческому преобразованию действительности. Социальные потребности в приращении знания актуализируют исследование самого процесса познания как общественной сферы деятельности, как специфического отношения человека к окружающему миру (7, с. 93).
Процесс познания, наука не существуют иначе как в форме познавательного действия или системы действий. Рассмотрим основные моменты познавательного действия как конкретного акта научной деятельности (6).
Познавательное действие включает в себя не все атрибуты науки. Оно связано лишь с самым существенным в ней - с производством новых знаний. Поэтому познавательное действие может быть определено как момент (поведенческий акт, операция, процедура) в духовной деятельности субъекта, направленной на объект познания с целью получения достоверных сведений.
Научное знание отличается прежде всего своей концептуальностью и системностью, что позволяет объяснять реальные факты и предсказывать возможные изменения явлений действительности.
Выводы
Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое.

2. Культура и ее функции. Типология культур.

Принято различать материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее развития тесно связаны и определяются производственными отношениями, господствующими в данном обществе. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.
К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура отлагается в «вещной» форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом (3, с. 166).
Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.
Культура не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для социального прогресса. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Овладение вещественной и духовной культурой заключается в усвоении приемов оперирования вещами, словами и мыслями.
Культура - это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления.
Культура - это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют особый смысл, освященный обычаями, религией, искусством и вообще «лучами культуры».
Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете, от одного поколения другому. История культуры представлялась бы колоссальной нелепостью, если бы каждое следующее поколение начисто отметало достижения предыдущего. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит будущему, от того, что уже отошло в прошлое.
Социальная функция культуры в каждый конкретный исторический отрезок времени и состоит в том, чтобы привести индивидуальное бытие человека в соответствие с его общественным бытием, согласовать, сочетать между собой личное и общественное, индивидуальное и всеобщее. Другими словами, главная социальная функция культуры заключается в таком развитии человеческой индивидуальности, которое бы соответствовало масштабам и результатам достигнутого в данный момент общественного развития. Это значит, что культурное бытие человека неотделимо от конкретного природного и общественного бытия, совпадает с развертыванием самого исторического процесса. Чем шире, богаче, разностороннее связи человека с окружающим миром и другими людьми, тем большими возможностями он располагает в развитии своей личности, тем более универсальной предстает сфера его культурной жизни. Ведь культура есть главный показатель не какого-то особого, а именно общественного развития человека, а следовательно, и развития всей совокупности его общественных связей.
В любую историческую эпоху сосуществует множество различных культур. Их уровень и направленность развития во многом формируют жизненную позицию человека, его мировоззрение и миропонимание.
Существуют различные подходы к проблеме типологии культур. В западной философии и социологии имеется по крайней мере три альтернативные теории культуры. Это теория однолинейной эволюции (XIX в.), утверждающая, что все общества проходят одни и те же циклы культурного развития; теория культурного релятивизма, основывающаяся на том, что пути развития отдельных культур уникальны, неповторимы, а следовательно, надо изучать их индивидуальные черты; теория многолинейной эволюции, допускающая, что, хотя некоторые типы культур могут развиваться в сходных условиях близкими путями, регулярная последовательность всех известных культур устанавливается лишь в очень незначительной степени и только для ограниченного множества культурных компонентов (6).
Исследования западных культурологов содержат немало интересных наблюдений, фактов, гипотез, проблем, которые возникают при исследовании тех путей, по которым различные общества шли к высшей ступени развития своей культуры. Однако они не дают ответа на самый главный вопрос - каковы же закономерности возникновения основной модели культуры той или иной конкретной исторической эпохи. Без ответа остается и вопрос о причинах долговременности модели культуры, смены стадий в ее развитии. Закономерности развития культуры отходят на второй план (1).
Ряд исследователей (Ф. Нортрон, П. Сорокин и др.) предприняли попытки установить закономерности, лежащие в основе возникновения и развития тех или иных типов культуры, а также вскрыть главный элемент, который определяет данный тип независимо от того, является ли он уникальным или же в той или иной степени присущ различным культурам. Так, Ф. Нортрон за основу взял методологический принцип, базирующийся на формах и способах познания. По его мнению, именно они диктуют всю организацию опыта, норм, идеалов и идей, доминирующих в данном обществе. Это позволило ему различить два типа культур - восточные и западные. Первые характеризуются интуитивным, эмоциональным, непосредственным восприятием мира, вторые - интеллектуализмом, познанием в форме теоретических концепций (8, с. 541).
Первый тип культуры создает нетехнические цивилизации с их описательными науками и импрессионистским искусством. Время в таких цивилизациях воспринимается как нечто конкретное, конечное, как замкнутый цикл, в который включаются и природа, и качественно не отличающаяся от нее история. Поэтому-то в восточных культурах, например, популярны концепции «переселения душ» и «высшего блага» как слияния с природой. Поскольку в подходе к объяснению социальных явлений лежит семейственность (индивид в семье, и последняя возвышается над индивидом), семейные отношения переносятся и на общество в целом. В результате этого складывается иерархия социальных статусов, которую венчает обожествляемая личность монарха, императора, деспота.
Второй тип культур создает технические цивилизации с их концепциями равенства людей, равных возможностей, одинаковых норм, с развитой этикой и демократией. Искусство технических цивилизаций основано на геометрических формах и перспективе. Базу для их развития заложили древние греки, открывшие логическую дедукцию как новый метод познания, а также европейцы Нового времени, начиная с Галилея и Ньютона. В их рассуждениях есть меткие наблюдения отдельных особенностей развития культуры. Интересно то, что чем дальше в прошлое будет обращать свой взор исследователь, тем больше у него будет верных замечаний. Но и здесь основные вопросы останутся без ответа. Чем вызваны к жизни различные формы и способы познания мира? Какова роль материального производства и складывающихся на его основе социальных организаций восточных и западных обществ? Какие конкретные типы культур можно выделить в истории общества?

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!