Философия вариант 4

Тема 1. «Что в понятие материи надо включить и мысли, это путаница, ибо при таком включении теряет смысл гносеологическое противопоставление материи духу, материализма идеализму» (Ленин В.И.).

1. В чем именно смысл гносеологического противопоставления материи и духа?

По моему мнению, данное противопоставление говорит о том, как тот или иной философ решает вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, материи к сознанию. От характера его реше­ния зависит деление всех философов на два лагеря, две школы, представляющие противоположные направления в философии, - идеализм и материализм.

Те философы, которые утверждали, что дух существо­вал прежде природы, и которые в конечном счете так или иначе признали сотворение мира, составили идеалисти­ческий лагерь. Те же, кто основой всего считал природу, образовали различные школы материализма.

Расходясь в самой своей основе, представители этих на­правлений ведут борьбу друг с другом. Вся история филосо­фии - это не только история открытия наиболее общих за­конов природы, общества и человеческой мысли, но и исто­рия борьбы философского материализма против идеализма.

2. В каком смысле материя и дух не противостоят друг другу?

В том смысле, что материя является основой для развития духа. В целостном Мироздании Материя и Дух не противостоят друг другу, не являются продуктом друг друга, а сливаются в естественном единстве.

3. Возможно ли преодоление альтернативности философских учений материализма и идеализма?

b) невозможно в принципе;

Тема 5. «Не вещи (тела), а цвета, звуки, давления, пространства, времена (то, что мы называем обыкновенно ощущениями) суть настоящие элементы мира...» (Мах Э.).

1. Определите философско-методологическую позицию автора.

Из данного высказывания видно, что автор наличие пространственно-временного континуума выводит в зависимости от ощущений человека. Таким образом, автор высказывания является субъективным идеалистом в его крайнем проявлении, то есть релятивистом.

2. Сравните это утверждение с идеей В.И.Ленина о том, что материя как объективная реальность дана нам в ощущениях.

Данные высказывания противоречат друг другу в корне. Если Мах говорит нам, что вне ощущений физического мира просто нет, то есть для него физический и психический мир одно и тоже. То для В.И.Ленина реальность объективна и ощущения человека ее отражают, но не подменяют.

3. Субъективный идеализм является:

a) монистической философии;

Тема 9. «Сосуществование двух взаимно противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения» (Маркс К).

1. Объясните смысл отношений противоположностей - единство и борьба.

Отношения противоположностей - один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания. Исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие - борьба (взаимодействие) противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении.

Борьба является сущностью диалектического движения: синтез может быть достигнут только через внутреннюю борьбу. Всем объектам и процессам материальной и духовной сферы бытия присущи противоречивые стороны, тенденции. Они од­новременно находятся в единстве и взаимоисключении (борь­бе). Борьба сторон объекта может происходить потому, что противоположности находятся в единстве, отчего объекты не разрушаются. Нарушение меры (гармонии) между единством и взаимоисключением противоположностей может давать им­пульсы к самодвижению, саморазвитию. Это приводит к ис­чезновению старого и рождению нового качества.

2. Возможно ли существование противоположностей вне взаимосвязи друг с другом?

Нет, не возможно. Поскольку противоположность осознается и формируется только при наличии двух полюсов.

3. Альтернативой диалектики выступает:

c) метафизика.

 

Тема 13. «Человеческое понятие причины и следствия всегда несколько упрощает объективную связь явлений природы, лишь приблизительно отражая ее искусственно изолируя те или иные стороны единого мирового процесса" (Ленин В.И.).

1. Означает ли признание «приблизительности» отражения причинно-следственной связи ограниченность ее познания в принципе?

Нет, не означает, поскольку здесь следует уподобить человеческое понимание причины и следствия в явлениях природы модели. Модель всегда проще самого явления, однако она может отражать все свойства системы. Кроме того, понимание человеком природы всегда расширяется и стремится к абсолютности, которая является по своей сути идеалом, ведь знание человека относительно.

2. Возможно ли полное и исчерпывающее знание причинно-следственной связи?

Нет не возможно также как и достижение абсолютной истины. Человек не может узнать все причины для возникновения следствия, он может узнать только основные причины, а дальше будут уже догадки. Человеческое знание причинно-следственной связи будет относительным.

3. Причинно-следственная связь явлений природы по сути:

b) генетическая;

Тема 17. «Понятия получают свою истинность не благодаря тому, что они являются отображением существующих в себе реальностей, а потому, что они выражают идеальные порядки, устанавливающие и гарантирующие связь опытов» (Кассирер Э).

1. Каков источник формирования понятий?             

Этот источник – практическая деятельность человека. В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления, в ходе их использования и преобразования, в процес­се создания и изменения общественных отношений человечест­во приобретает многообразные знания об отношениях. Выявля­ются отношения между различными типами и видами матери­альных объектов и процессов, между различными свойствами объектов и т. д. Отношения вещей, явлений, процессов много­образны, и соответственно многоразличны знания об отноше­ниях. Это могут быть, например, знания об отношениях между свойствами железа, из которого делается топор, и дерева, кото­рое топор может разрубить. Но это могут быть и более сложные знания отношений между массой и ускорением тела, отноше­ний между элементарными частицами внутри атома и т. п.

Поскольку знание направлено на выявление отношений ме­жду свойствами предметов, между самими предметами и про­цессами, в которые они включены, данные отношения стано­вятся объектами познания.

2. Согласны ли вы с признанием идеального критерия истинности понятий?

Нет, не могу согласиться. Именно опыт является наиболее надежным критерием истинности, а не теоретические соображения, как бы правдоподобно они ни выглядели.

3. В рамках какого направления в философии признается практика как источник формирования понятий:

b) диалектический материализм;

Тема 21. «Идеи являются всего-навсего предметами, рассматриваемыми в определенном отношении, и, наоборот, вещи, взятые с точки зрения их познания, представляют собой идеи» (У. Перри).

1. Докажите или опровергните идею автора о том, что идеи и предметы тождественны.

Идея является обобщенным отражением предмета в мозгу человека. Отражение не обладает свойствами предмета физического мира, поскольку является идеальным отражением предмета. Кроме того, у каждого человека идеи имеют разное содержание и зависят от индивидуального миропонимания человека.

2. Как связаны идеи и предметы? Идея есть идеальное отражение предмета. Мы умственно созерцаем или воображаем в себе идею предмета, единую и неизменную, отвечающую на вопрос, что есть этот предмет. Выражением этого сущностного познания служит "некоторый постоянный образ предмета в нашем умственном существе

3. В рамках какого направления утверждается первичность идеи по отношению к предмету?

a) идеализм;

Тема 25. «И в зависимости от того, на что мы напираем, получаются совсем различные формулировки истины. Действительность нема, она ничего не говорит о себе. Мы говорим за нее» (Джемс У.).

1. В зависимости от чего изменяется содержание истины? Содержание истины изменяется в зависимости от того как проходит процесс ее проверки на соответствие действительности. Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

2. Истина объективна или субъективна? В структуре знания можно выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной органи­зации человека, особенностей его нервной системы, органов вос­приятия, мозга, способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу. Главным в совокупности вопросов, воз­никающих в этом свете, является вопрос: можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, не зависящее ни от индивидуаль­ного человека, ни от человечества, и если можем, то каким обра­зом, как определить меру соответствия этого содержания объектив­ной реальности? Этот вопрос является основным в проблеме истин­ности знания.

Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества, называют объективной истиной.

Истина всегда субъективна, поскольку она является отражением предмета познания. Однако для каждого человека есть своя субъективная истина.

  1. Какое    направление   в   философии   рассматривает   истины   только   как относительные?

c)  релятивизм.

Тема 29. «Только существование для смерти придает существованию цель и толкает его к конечности» (Хайдеггер М.).

1. Согласны ли вы с идеей о том, что человек живет, чтобы умереть? Нет, не согласна. Смерть – объективная реальность, это плата природе за усложнение организма и здесь не о чем разговаривать. Каждый сам находит смысл своего существования, кто в детях, кто в работе, учебе, творчестве, войне и т.д., однако смерть не заставляет человека находить смысл жизни, если бы смерти не было, то смысл жизни все равно пришлось бы каждому определять для себя.

2. Имеет ли человек право на добровольное решение о смерти? Да, имеет. Человек сам творец своей судьбы, и если он думает, что смысла жить нет, то это его личное право. Даже если бы на свете был бог, то он, как говорит церковь, дал человеку ключи от его судьбы в руки, соответственно, человек опять таким волен сам выбирать: жить ему или нет.

3. Религиозная философия средневековья признавала смысл жизни человека:

c) как непознаваемое явление.

 

Список литературы

  1. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 т. Т.2. – М.: Политиздат, 1989.
  2. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Волкова. – М.: ПРИОР, 2007.
  3. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М.: Просвещение, 1999.
  4. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 2005.
  5. Философия: курс лекций. / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 2006.
  6. Философия: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  7. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М.: Просвещение, 1991.

 

(10.8 KiB, 47 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!