Философия вариант 13

1. «Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел... Это есть сама жизнь» (Лосев А.Ф.).

Раскройте особенности мифологического мировоззрения, причины его появления и функционирования в обществе.

 

А.Ф. Лосев совершенно верно указал на важнейшую черту мифологического мировоззрения – выражение в мифе самой жизни. Ми­фология возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобаль­ные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии состав­ляли космологические мифы, посвященные устройству при­роды. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти всевозможным испытаниям, которые подстерегают че­ловека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывания огня, изобретении реме­сел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Известный английский этнограф Б. Малиновский от­мечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность которой живут.

Таким образом, миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое об­разное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.

В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, ре­лигиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоци­ональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощуще­ния, чувственного сопереживания.

Для первобытного человека как было невозможно за­фиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном созна­нии мыслимое должно совпадать с переживаемым, действу­ющее с тем, что действует. В мифологии человек растворя­ется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по по­воду первоначала мира, происхождения природных и обще­ственных явлений сводились к рассказу о том, кто кого поро­дил.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахро­нический (рассказ о прошлом) и синхронический (объясне­ние настоящего и будущего). Таким образом, с помощью ми­фа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало ду­ховную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслу­живающим абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определен­ные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпыва­ется стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию меж­ду миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее со­гласие человеческой жизни.

 

2. «..Религиозные учения, они все - иллюзии, доказательства им нет, нельзя заставить считать их истинными, верить в них» (Фрейд З.).

Раскройте указанные черты религии: иллюзорность, бездоказательность. Покажите роль веры в религии.

 

Иллюзорность и бездоказательность – наиболее слабые места в религии. Нельзя доказать недоказуемое. Религия апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чув­ства - любви, веры, надежды, благоговения перед жиз­нью, бытием, мирозданием). Ре­лигия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противополож­ных полюса. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается че­ловеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет веч­ная жизнь и встреча с Богом.

Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия, поэтому проблема научных доказательств положений культа в ней не стоит. Верующий человек - субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления. Важ­нейшими атрибутами религии являются вера и культ. А. Ф. Ло­сев считал также таковыми таинства. Религия не рефлексивный тип мировоззрения.

Вера - это способ осознания мира религиозным сознани­ем, особые состояния религиозного сознания субъекта. В куль­те, системе ритуалов и догматов является внешняя форма про­явления веры.

 

3. « Философом нужно быть не на словах, а на деле. Философия учит делать, а не говорить» (Сенека).

Покажите основные особенности философского мировоззрения.

 

Сенека хотел показать, что философия дает мировоззренческую основу всей деятельности человека.

Философия - это теоретический уровень миро­воззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сбли­жает философию и науку. Как отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия - мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые прин­ципы и положения.

Конкретные науки изучают специфические законы, свойственные той или иной области действительности, философия же изучает мир в целом, изучает всеобщие закономерности, действующие во всех областях объективного мира, во всех явлениях. Но всеобщие закономерности проявляются не отдельно от специфических, а через них в виде определенных сторон конкретных законов. Чтобы проследить ту или иную философскую закономерность, нужно использовать материал конкретных наук, проанализировать обнаруживаемые ими специфические законы и выделить в них то, что является всеобщим. В силу этого философия органически связана с конкретными науками, с добываемыми ими научными данными, черпает свое содержание из этих данных и может успешно развиваться только на основе их обобщения.

Поскольку философия претендует на выражение фундамен­тальных принципов бытия и мышления, она является духовной основой всех форм осмысления мира. Можно сказать, что совре­менная систематическая философия - это высший теоретический уровень мировоззрения.

Философия, понимаемая как «форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека», выполняет мировоззренческую и методологическую функции, которые не берут на себя отдельные специальные науки.

 

 

4. «Что в понятие материи нужно включить и мысли, это путаница...» (Ленин В.И.) Раскройте противопоставление материи и сознания.

 

Нельзя соединить несоединимое, на это и указал Ленин. Мир сознания и мир материи - могут характеризоваться понятием бытия, но способы их существования различны. Физический, материальный, природный мир (как мир) существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как эти два способа бытия, два вида реально связаны между собой является одним из основных вопросов философии.

Можно задаться вопросом: в чем же состоит абсолютная противоположность материи и сознания?

Во-первых, в гносеологических (чувственных и понятийных) образах нет самих материальных предметов, нет ни грана вещественности от этих объектов, хотя имеется или может быть получена необходимая для познания информация о них; гносеологические образы отвлечены не только от нейродинамических кодов, лежащих в их основе и заключенных в структурах головного мозга, но и от отражаемых в них материальных объектов; они самостоятельны; это - особый мир, субъективная реальность.

Во-вторых, на основе репродуктивных образов в сознании формируются конструкты, подлежащее опредмечиванию; благодаря творческой природе сознания создаются идеальные образы, не имеющие прямых прототипов в материальной действительности (способные, однако, обрести впоследствии материальный статус).

В-третьих, имеется в виду также зависимость индивидуального сознания от материального бытия, понимается его реальная конечность, смертность, в этом отношении его враждебность материальному бытию, непримиримость с конечностью конкретно-сущего.

 

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!