Философия вариант 12

1. «..Для мифического сознания все явлено и чувственно ощутимо. Мифология всегда оперирует образами, невозможна без них» (Лосев А.Ф.) Как Вы понимаете образность мифологии. Раскройте значение мифа сейчас и в истории человечества.

 

В настоящее время миф является фактором социализа­ции человека через систему табу (запретов); является социально-психологической потребностью человека, ибо выполняет компенсаторную функцию (миф о светлом» будущем). Миф присущ и науке, и религии (вера в их могущество); присущ он и политике, представители ко­торой наивно полагают, что могут все. Миф имеет место и в обыденном сознании обывателя, который считает, что все знает, ибо миф позволяет свести сложное к простому, понятному и удобному для чувственного вос­приятия.

Образность мифа заключается в том, что миф характеризуется сплавом чувственного и логи­ческого, рационального и иррационального.

Появление письменности означало закат культуры мифа. Как отмечает А. А. Леонтьев в книге «Возник­новение и первоначальное развитие языка» (М., 1963), вначале звук был регулятором и только позже стано­вится определенным знаком. Знак тяготеет к символу. А символ - это предвестник гибели мифа. В дальнейшем последовала трансформация культу­ры мифа в эпос, народный фольклор, а мифология как мировоззрение передает эстафету одновременно и рели­гии, и философии.

2. «Чем совершеннее Бог, тем несовершеннее человек. Человек проецирует лучшее, что у него имеется, на Бога и тем самым обедняет себя.» (Э. Фромм). Покажите причины возникновения религии и зависимость понимания сути Бога от развития человека.

Религия возникает в условиях сложившейся пись­менности. В обществе появляются предпосылки форми­рования частной собственности, а стало быть, формиру­ется основание индивидуальности.

Отличие религиозного мировоззрения от мифологи­ческого состоит в том, что отношения человека и Бога строятся не по принципу сродности (родства), а на осно­ве господства и подчинения.

Если в мифологии все находится во взаимосвязи, имеет характер целостной системы, где жизнь человека и общества тождественны, то в религии компоненты ее структуры относительно самостоятельны. Через церковь, как особый институт общества, религия осуществляет свою деятельность в рамках особых, религиозных отно­шений. Эта деятельность направлена на формирование у человека особого мировоззрения. Но последнее может и не сложиться, потому что над человеком уже не довлеет культура мифа, растворяющая его в обществе через следование определенным ритуалам. Отныне чело­век обретает право на индивидуальность и самопроекти­рование. Он может принять и адаптировать религиозное мировоззрение, а может отдать предпочтение филосо­фии; формироваться стихийно или сознательно.

Если в рамках мифологического мировоззрения от­правной точкой отсчета является культура мифа, то в границах религиозного мировоззрения такой точкой отсчета является диалог индивидуального человеческо­го духа с Абсолютным мировым духом, в результате чего возникают религиозные идеи. Эти идеи приводят к возникновению особых чувств и настроений. Все это завершается оформлением религиозной культуры инди­вида и общества, где своеобразно переплетаются религи­озные идеи и настроения.

Если мифологическое мировоззрение начинается с культуры ритуала, то религиозное мировоззрение за­вершается и закрепляется культурой особого единства идей и чувств, имя которой - догмат.

Становление религии составляет значительный пе­риод развития человечества. Эволюция религии шла от политеизма к монотеизму (вере в существование одного Бога). Богу приписывалось творение мира и человека, а стало быть, неограниченная власть над ними. Рели­гия, своеобразно отразив и выразив естественное нера­венство людей, закрепила господство человека над че­ловеком.

Поскольку религия принимает у мифологии в каче­стве «эстафеты» охранительную функцию, обеспечива­ющую определенный консерватизм общественного уст­ройства, то естественно, что религия заимствовала у мифологии и ряд основополагающих идей. Считалось, что эти идеи Боги передали людям через пророков хри­стианства, буддизма, ислама. Благодаря письменности «слово Божие» заносилось в священные книги. Наибо­лее известными среди этих книг являются Библия, Веды, Коран. Это не только религиозные воззрения и верова­ния, но и общечеловеческие заповеди, исторические события. Поэтому эти памятники культуры пользова­лись и пользуются заслуженной популярностью, ибо в них в основном идет речь об определении меры челове­ческого в человеке.

Если мифологическое мировоззрение выполнило фун­кцию социализации человека, упорядочивая его биоло­гическую природу через определенную систему запретов, то религиозное мировоззрение обеспечило и продолжает обеспечивать формирование человеческого (святого) в че­ловеке, осуждая распущенность и произвол, жестокость и вседозволенность, утверждая принципы любви к ближ­нему.

 

3. «Философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть научной» (Бердяев Н.Н.). Покажите основные черты философии.

Философия выступает как ценностное знание, раци­онально сформулированное и обоснованное. В качестве общей теории развития философия предстает как онто­логия (учение о бытии); как гносеология (учение о познании); как аксиология (учение о ценностях); как праксиология (учение о практике); как социология (уче­ние об обществе); как антропология (учение о человеке); как методология (учение о принципах, формах и мето­дах познания).

Как мировоззрение философия выступает в качестве особой формы сознания общества и человека. В этом статусе она является не столько общей теорией разви­тия, сколько системой знаний, формирующих целост­ное и ценностное представление о мире и о месте в нем человека.

Как мировоззрение философия вырабатывает иде­альные модели развития общества и человека, а также пути их осуществления. Она раскрывает смысл челове­ческого бытия, очерчивает ценностные параметры поли­тического, правового, нравственного, эстетического и научного отношения человека к миру.

Философское знание как мировоззрение отличается от научного знания. В философском мировоззрении сли­ты ценности и информация о мире и о человеке. Фило­софское знание ориентирует человека на познание и самопознание через преодоление сомнения и освобожде­ние от догм.

4. «Современный человек никогда не достигнет того, чтобы определить, что такое материя» (Вайл И.) Покажите эволюцию взглядов на материю.

 

«Материя» - одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалисти­ческой философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отри­цает ее объективность. Так, выдающийся древнегрече­ский философ Платон рассматривает материю как про­екцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ни­что. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.

Уже древние философы (китайские, индийские, гре­ческие) в качестве материи рассматривали какое-либо наиболее распространенное чувственно-конкретное веще­ство, которое они считали первоосновой всего существу­ющего в мире. Такой подход к определению материи может быть назван субстанциональным, ибо его суть составляла поиск основы (субстанции) мира. Так, напри­мер, древнегреческий философ Фалес из Милета (середина VI в. до н. э.) считал, что все произошло из воды. Даже земля, по его мнению, плавает на воде подобно куску дерева.

У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превраща­ется в действительность только в результате соединения ее с какой-либо формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.

У Г. Гегеля материя появляется в результате дея­тельности абсолютной идеи, абсолютного духа. Именно абсолютный дух, идея порождают материю.

В субъективно-идеалистической философии Дж. Берк­ли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее ни­кто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то этого никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писал, что можно употреблять понятие «ма­терия», если уж очень хочется, но только как синоним слова «ничто». Для Беркли существовать - это быть потенциально воспринимаемым. На вопрос о том, суще­ствовала ли природа до человека, Беркли ответил бы - да, в сознании Бога. Другие представители субъектив­ного идеализма (Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не отрицают существование материи, но сводят ее к «со­вокупности (комплексам) ощущений». Материя, вещь, предмет, по их мнению, - это комплекс ощущений че­ловека. Именно ощущения человека создают, констру­ируют их.

В материалистической философии также существуют разные представления о материи. Правда, для всех фи­лософов-материалистов характерно признание за материей ее объективного, независимого от сознания (ощущений) существования.

В конце XIX и начале XX века в естествознании, осо­бенно в физике был сделан ряд выдающихся открытий, которые опровергали сложившиеся прежде представле­ния о материи и ее свойствах. Были открыты рентгенов­ские лучи, радиоактивное излучение урана (А. Беккель, П. Кюри, М. Складовская-Кюри), электрон (Д. Томсон). М. Планком была создана теория квантов, энергии микрообъектов, А. Эйнштейн вскрыл количест­венную связь между массой тел и энергией связи их атомов.

Все это привело к коренному пересмотру прежних устоявшихся представлений о строении материи. Рухнуло основное положение атомистического материализма о неделимости, неизменности и о неуничтожимости атомов, что послужило поводом для опровержения матери­ализма в свете новейших выводов естествознания. Так, например, известный французский физик Анри Пуанка­ре писал, что «великий революционер радий» подорвал принцип сохранения энергии, а электронная теория све­рла на нет принцип сохранения массы. В результате он приходит к выводу, что все старые принципы физики разгромлены, поэтому ее положения не соответствуют действительности, а являются лишь продуктами человеческого сознания.

Тезис о том, что в связи с новыми открытиями физики материя исчезла, был правомерно оспорен В. И. Лениным, защищавшим философский материализм. Харак­теризуя подлинный смысл выражения «материя исчезла», В. И. Ленин показывает, что исчезает не материя, а тот предел, до которого мы знали материю, что то исчезновение материи, о котором говорят некоторые ученые и философы, не имеет отношения к философскому представлению о материи, ибо нельзя смешивать фи­лософское понятие (термин) материя с естественнона­учными представлениями о материальном мире. С раз­витием естествознания происходит смена одного научно­го представления о мире (материи) другим, более глубоким и основательным. Однако такая смена конкрет­ных научных представлений не может опровергнуть смысл и значение философского понятия (категории) «материя», которая служит для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях и су­ществующей независимо от них.

Таким образом, понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом развитии. Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представле­ния. В ранних древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.) в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее счи­талось модификацией этих стихий (а не верно ли, в известном отно­шении, что все существующее ныне на Земле, в том числе и человечество, человек, из огня, если принять, что планета Земля произошла из газовораскаленной, огненной туманности).

Второй этап - этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комп­лексом их свойств, в том числе свойством неделимости. Наибольшего развития такое физикалистское (сциентистское) понимание материи достигло в трудах французских материалистов XVIII столетия Ламетри, Гельвеция, Гольбаха.

Третий этап — философско-гносеологическое представление о ма­терии. Сформировавшись в условиях кризиса вещественно-субстрат­ного понимания материи в начале XX столетия, оно развивалось в русле марксистского мировоззрения в разных странах и прежде всего в СССР.

Четвертый этап - этап философского субстанциально-аксиологического представления о материи. Зародившись примерно в середине этого столетия как реакция на сведение понятия материи лишь к одному ее свойству - "объективной реальности" (как это утверждалось гносеологистами) данное представление увидело в материи систему многих атрибутов. Истоки такой концепции можно обнаружить еще в филосо­фии Спинозы и потому ее можно было бы квалифицировать как неоспинозизм. Кстати, у Спинозы материи были присущи такие вечные свойства, как протяженность и мышление ("мышление", т.е. сознание, вечно). Однако, разнообразие атрибутов, их трактовка, а главное, аксиологизм современной концепции отличают ее от спинозизма, хотя глубокая преемственность несомненна.

 

5. « Сосуществование двух взаимно противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения» (Маркс К.) Покажите единство и борьбу противоположностей.

 

Этот закон - ядро диалектики. И это не случайно, ибо он указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей предполагает развитие всех явлений в мире, осуществляемое через борьбу противоположностей, взаимодействующих и исключающих друг друга.

Диалектическое мышление исходит из того, что всем объектам внутренне присущи тождество и различие. Так, при всех изменениях, происходящих на нашей планете, Земля остается Землей, занимает определенное место в Солнечной системе, имеет конкретные параметры, совершает закономерное движение. Любой предмет, явление при всех изменениях какое-то время остается самим собой. На относительную устойчивость предметов, явлений, процессов и указывает понятие «тождество».

Тождество - это такой специфический вид отношений вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью.

Различают абстрактное тождество и конкретное. Абстрактное тождество может существовать лишь в нашей голове и то в ограниченных пределах, как результат отвлечения от реальных процессов. Оно не предполагает различий, отвлекается от них. Истинное, конкретное тождество содержит в себе различие, изменение. Итак, вещь тождественна самой себе и не тождественна одновременно. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.

Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предметов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг друга. Такое отношение составляет содержание противоположности: различия в явлениях, процессах, предметах, сторонах или элементах явлений, процессов, предметов, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга. Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе - процессы ассимиляции и диссимиляции, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение и т. д., в общественной жизни - эксплуатация и сотворчество.

 

6. «Истина - дочь времени». (Бэкон Ф.) Раскройте объективность истины. Перечислите концепции истинности.

 

Под объективной истиной понимается такое содержа­ние наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Скажем, утверждения «ядра атомов состоят из протонов и нейтронов» или «Земля вращается вокруг Солнца», «труд создал человека» и др. являются объективно истинными. Быть материалистом - значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств и разумом.

Как же познается объективная истина? Это есть вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины.

Диалектико-материалистический принцип развития от­носится и к истине, которая не возникает сразу, без вся­кого отношения к предшествующим взглядам, а развива­ется постепенно, ибо развиваются и объект познания, и способности, и средства субъекта познавать объект.

Истина – классическая концепция - центральным понятием классической концепции истины является понятие соответствия мыслей действительности: то, что утверждается мыслью, действительно имеет место. Поэтому часто классическая концепция называется корреспондентной (от фр. correspondance – соответствие, сходство). Другое важное понятие классической концепции – понятие действительности или реальности.

Истина – конвенциональная концепция – существует в более общих рамках конвенционализма (от лат. conventio – договор, соглашение), философской концепции, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными.  Один из видных представителей конвенционализма французский математик А.Пуанкаре (1854 – 1912) полагал, что законы науки не относятся к реальному миру, а представляют собой произвольные соглашения (конвенции), которые должны служить наиболее удобному и полезному описанию соответствующих явлений.

Истина – прагматическая концепция – концепция истины, развиваемая в рамках прагматизма (от греч. pragma – дело, действие), субъективно-идеалистического направления в гносеологии. Основатели – Ч.Пирс (1839 – 1914) и У.Джемс (1842 – 1910). В центре философии прагматизма находится так называемый «принцип прагматизма», определяющий содержание знания его практическими последствиями. Важнейшей чертой философии прагматизма является тяготение к эмпиризму, который рассматривается как альтернатива рационалистической созерцательности. В прагматизме истина есть то, «что лучше «работает» на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта». Познание есть совокупность субъективных истин, а под практической полезностью понимается то, что удовлетворяет субъективные интересы индивида.

 

7. «Наука есть реакция самосохранения человека, потерянного в темном лесу мировой жизни». (Бердяев Н.А.) Покажите особенности научного познания и раскройте причины формирования науки.

 

Научное знание, как и все формы духовного производства, в конечном счете необходимо для того, чтобы направлять и регулировать практику.

Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляют одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека.

Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Из этого, конечно, не следует, что личностные моменты и ценностные ориентации ученого не играют роли в научном творчестве и не влияют на его результаты.

Научное познание отражает объекты природы не в форме созерцания, а в форме практики. Процесс же этого отражения обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера.

Наука возникла как ответ на усложнение человеческой деятельности, общества. С развитием общества становилось очевидным, что сугубо эмпирическая основа практической деятельности слишком узка и ограниченна для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь, как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.

8. «Человек - это прямоходящая, живущая на Земле обезьяна, без шерстяного покрова, с увеличенной головой и мозгом...» (Дарвин Ч.) Покажите взаимодействие биологического и социального в человеке.

 

В истории философии сложились два противостоящих друг другу подхода. Один из них состоит в абсолютизации биологической природы человека и недооценке или игнори­ровании его социальных, формирующихся в процессе взаи­модействия с обществом, качеств. К числу таких биологизаторских теорий можно отнести, в частности, так называемый антропологический материализм, рассматривающий челове­ка как своеобразную антропологическую конструкцию, для выяснения сущности которой наибольшую значимость име­ют объем и структура мозга, строение черепа, особенности конституции, составляющие в своей совокупности комплекс качеств, характеризующих человека как телесно-чувствующее существо.

В противовес биологизации, социологизаторские теории, напротив, недооценивают или откровенно игнорируют био­логическую природу человека. Представители односторон­него социологизма уподобляют человека чистой доске, на которой история и общество пишут свои письмена. Другой не менее колоритный образ - глыба мрамора, постепенно оживающая под резцом скульптора.

Признавая, что действительная сущность человека состоит не в его родовых, а в социальных качествах, формирующихся в обществе в процессе совместной жизни и деятельности людей, современная наука вместе с тем предостерегает от игнорирования его биологической природы. Человек есть единство биологического и социального. Это единство про­является уже в антропогенезе. Человек имеет две истории: естественную, которую можно назвать предысторией, и об­щественную, являющуюся историей в собственном смысле слова. В индивидуальной жизни человек является сложной живой системой, представляющей единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и при­обретенного. Он подчиняется как биологическим, так и соци­альным закономерностям.

На уровне своей сознательной деятельности он кристал­лизует все, что накоплено в человеческой истории. Эта кри­сталлизация осуществляется через культуру и усвоение со­циального опыта. Разум, трудовая, орудийная деятельность, развитая членораздельная речь, составляющая вторую сиг­нальную систему, многообразные формы человеческого об­щения - таковы основные, наиболее существенные призна­ки, совокупность которых характеризует понятие «человек». На их основе формируются социальные качества человека: индивидуальность, ответственность или безответственность, долг, совесть, представления о достоинстве, чести или бесче­стии, а также эмоционально-психологические и интеллекту­альные качества личности.

Биологическая природа создает предпосылки формирова­ния социальных качеств. В свою очередь, биологические ха­рактеристики, черты и особенности приобретают в человеке социально обусловленный характер, зависят от объективных исторических условий, в которых живет и действует человек.

  

Список  литературы

  1. Введение в философию. Ч. II. – М.: Политиздат, 1989.
  2. Давидович В., Аболина Р. Кто ты человечество. – М., 1975.
  3. Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. Т. 2.
  4. Современная философия: словарь и хрестоматия. / Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2006.
  5. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Флинта, 2007.
  6. Философия: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 2003.
  7. Философия: курс лекций / Под ред. В. П. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 2005.
  8. Философия: Учебник. / Под ред. К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 2001.

 

(15.8 KiB, 60 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!