Философия в отношении к другим формам мировоззрения

Содержание
Стр.
Введение             3
Г. Гегель «Отношение философии к другим областям»    4
Выводы            10
Литература            11
Приложение           12

Введение

Что же такое философия? Над этим вопросом размышляют ровно столько, сколько существует философия. И ответов на него давалось и дается по существу столько же, сколько мыслителей, ученых или просто любознательных людей пыталось и пытается его разрешить. Вот почему, кого бы мы из философов ни читали, какую бы философскую проблему ни изучали, мы всегда, в конечном счете, получаем ответ на вопрос о том, что такое философия. Вернее - разные версии ответа на этот вопрос. В данной контрольной работе я рассмотрю особенности взаимоотношений философии и других областей человеческого знания в трактовке знаменитого немецкого философа – Георга Гегеля. Но сначала скажу несколько слов о его жизни и общих особенностях его философской концепции.
Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Родился в семье чиновника. В 1788-93 учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1793-1801 домашний преподаватель в Берне и Франкфурте-на-Майне. С 1801 жил в Иене, занимаясь научным и литературным трудом, в 1807 редактировал газету в Бамберге. С 1808 по 1816 директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 до конца жизни профессор философии в университетах Гейдельберга (1816-18) и Берлина (с 1818).
Мировоззрение Гегеля формировалось под влиянием идей и событий Великой французской революции и отразило в себе основные противоречия буржуазного прогресса. Осуществление буржуазно-демократических требований мыслилось Гегелем в форме компромисса с сословно-феодальным строем, в рамках конституционной монархии. Эта обусловленная экономической и политической отсталостью Германии тенденция в воззрениях Гегеля повлияла и на способ разработки им специально философских проблем, в частности проблем диалектики, придав последней черты терпимости к отжившим формам жизни и мышления и тем самым ослабив ее революционно-критический характер.
Историю Гегель рассматривает в целом как «прогресс духа в сознании свободы», причём этот прогресс развёртывается через «дух» отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе по мере выполнения своей миссии. Идея объективной закономерности, прокладывающей себе дорогу независимо от желаний отдельных лиц, нашла своё превратное отражение в гегелевском учении о «хитрости мирового разума», пользующегося индивидуальными интересами и страстями для достижения своих целей.
В лекциях по истории философии Гегель впервые изобразил историко-философский процесс как поступательное движение к абсолютной истине, а каждую отдельную философскую систему – как определённую ступень в этом процессе.

Г. Гегель «Отношение философии к другим областям»

По мнению Гегеля, философия тесно связана с историей и религией. Этой идее он посвятил практически всю вторую часть введения к лекциям по истории философии. Гегель рассматривает сначала связь философствования с историей, затем – с религией.
По мнению Гегеля, философия возникает только тогда, когда народ готов к философствованию, то есть, создана определенная экономическая основа для развития общества, поскольку «философию можно поэтому назвать чем-то вроде роскоши постольку, поскольку именно «роскошь» обозначает те удовольствия и занятия, которые не входят в область внешней необходимости как таковой. Философия в этом отношении кажется во всяком случае чем-то, без чего можно обойтись, но весь вопрос в том, что мы называем необходимым. Со стороны духа мы можем философию признать как раз более всего необходимой» (2, с. 109).
Таким образом, Гегель связывает начало философии с определенным историческим этапом, а также развитием абсолютной идеи. По мнению философа, именно в античности зародилась философия, именно в это время абсолютная идея начала свое собственное познание. Гегель пишет: «Философия выступает, следовательно, в эпоху, когда дух народа уже освободился как от состояния безразличного прозябания первобытной естественной жизни, так и от точки зрения страстной заинтересованности, так что эта направленность на единичное изжила себя. Но подобно тому как дух выходит за пределы своего природного образа, так он переходит и от своей реальной нравственности и силы жизни к рефлектированию и пониманию. Следствием такого перехода является то, что он подвергает нападкам этот субстанциальный способ существования, эту нравственность, эту веру и расшатывает ее, благодаря чему наступает период порчи нравов. Дальнейший ход развития состоит в том, что мысль сосредоточивается в себе» (2, с. 109).
Кроме того, Гегель связывает развитие философии с разделение общества на классы и появлением неравенства. По мнению философа, общественное разделение приносит вред человечеству, однако появление именно философии приводит к тому, что это напряжение в обществе снимается.
По мнению Гегеля, философия – мир мыслей и она не может вмешиваться в развитие общества и государства, поскольку мысли и жизнь – совершенно разные вещи. Возникновение философии связывается также Гегелем с падение какого-либо общества, то есть философская система свидетельствует о скором крушении породившей ее социальной системы: «…ионийская философия появилась одновременно с падением ионийских государств в Малой Азии. Сократ и Платон уже не находили удовольствия в афинской государственной жизни, которая переживает в их время процесс разложения. Платон стремился создать лучшее государство у Дионисия; таким образом, в Афинах вместе с падением афинского народа наступает время пробуждения философии. В Риме философия распространилась лишь после гибели подлинно римской жизни, республики, под деспотизмом римских императоров; она распространилась в эпоху бедствия мира и гибели политической жизни, когда прежняя религиозная жизнь зашаталась и все разлагалось, было охвачено стремлением к новому. С гибелью Римской империи, которая была такой великой, богатой и великолепной, но внутренне мёртвой, связана высочайшая ступень развития древней философии, достигнутая в лице неоплатоновских философов в Александрии» (2, с. 111)
Соответственно, по Гегелю, философия отражает дух своей эпохи, она черпает мысли из современного ей времени. По своей форме она выше своего времени – поскольку является как бы квинтэссенцией всех мыслей эпохи, но по содержанию, она тождественна времени. В связи с этим философия тесно связана с искусством и религией, однако она им не тождественна. Гегель говорит, что рассмотрение философии в связи с искусством проблематично в том плане, что тогда от философии будет очень трудно отличить философемы мифологии, то есть зачатков философии.
Философ отмечает, что философия – венец мысли и знания, а мифология, религия, наука – ее зачатки. «Формы мысли и, далее, точки зрения и основоположения, обладающие значимостью в науках и составляющие последнюю опору их остального содержания, не являются, однако, их своеобразным достоянием, а вообще общи им с духовной культурой данной эпохи и данного народа. Духовная культура состоит вообще в всеобщих представлениях и целях, в совокупности определенных духовных сил, управляющих сознанием и жизнью» (2, с. 113). Выражением этой духовной культуры является именно философия, а не наука. Наука слишком предметна и конкретна, а философия дает знание обо всем. Тем не менее, наука и философия схожи тем, что они полностью самостоятельны в познании.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!