Философия рабовладельческого общества 6 - Часть 2

Буддизм стал ведущим этико-философским учением Древней Индии. Центром его внимания стала тема преодоления человеком страданий, вызванных его существованием в окружающем мире. Основной тезис буддизма гласит, что жизнь человека есть страдание, и это является законом бытия. Любая жизнь - страдания, и нет счастливых жизней. Страдания обусловлены желаниями и страстями людей, привязанностью к мирской жизни. Каждый человек страдает ещё и оттого, что обречен на неизбежную старость и смерть. В общем, страдания являются выражением извечного противоречия между устремлениями человека и несовершенством мироздания. Единственным способом их преодоления может быть лишь избавление от угнетающей власти внешнего мира.
Кроме темы страданий, в буддизме были затронуты и иные важные мировоззренческие вопросы. Так, подчеркивалась мысль о том, что в мироздании все причинно взаимосвязано и ничто не происходит случайно. Высказывалась также идея изменчивости всего сущего: кажущееся вечным на самом деле исчезает, высокое снижается, где есть встреча - там будет и разлука, рожденное со временем умрет. Душа человека - это сплошной поток сознания, постоянное становление, а сам индивид чем-то напоминает движущуюся колесницу.
К числу ортодоксальных (религиозно-идеалистических) школ в древнеиндийской философии принято относить также мимансу и веданту. Для них идеи ведической литературы считались безусловным и непогрешимым авторитетом.
Наряду с религиозно-идеалистическими, в философии Древней Индии существовали и материалистические (неортодоксальные) школы. Наибольшую известность и вес среди них имела школа чарвака-локаята («учение, направленное на мир»). Сторонники этой школы были критиками религиозной ведической литературы, они не верили в существование души после смерти. «Когда тело обратится в прах, разве может оно возродиться вновь?»; «Если то, что покидает тело, уходит в иной мир, почему же не возвращается оно опять, влекомое к своим близким?» - вопрошали они.
В начале нашей эры в Индии существовала школа йога, которая сделала акцент на изучении психологических состояний человека и практике психотерапии. Йога - это и философия, и практика одновременно. Она дает систему правил для освобождения от страданий: самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешних влияний, концентрация (медитация) мыслей и др. Практика йоги есть как бы индивидуальный путь спасения посредством обуздания своих страстей, достижения контроля над духовным миром и психическими состояниями человека.

3. Античная философия, её основные черты (милетская школа, пифагорийская, линия Демокрита и Платона, зарождение диалектики).

Первые философы древности были наивными материалистами и стихийными диалектиками. Развитие философии происходило в тесной связи с математикой, астрономией и другими естественнонаучными знаниями, а ее достижения были всегда связаны с конкретными философами. Этот период обычно называют досократовским, а философов - досократиками. К нему относятся милетская школа, Гераклит, элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты - Левкипп и Демокрит (VI - V вв. до н. э.).
Первая наивно-материалистическая и стихийно-диалектическая школа древнегреческой философии - это милетская школа, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом. Название она получила по имени г. Милета в Ионии (западное побережье Малой Азии), цветущего в VI в. до н. э. экономического центра [1, c. 61].
Все милетские философы были стихийными материалистами. По их мнению, «первоначало» всех предметов и явлений природы заключается в чем-то определенно-телесном. Для Фалеса таким «первоначалом» является вода, для Анаксимандра - апейрон (неопределенное и беспредельное первовещество), для Анаксимена - воздух. И хотя в их взглядах о первоначале и закономерностях сущего сказываются пережитки мифологических представлений, доминирующим все же постепенно становится собственно-теоретическое мышление. Милетские материалисты поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели первоначало сущего, которое не возникает и не уничтожается, а сохраняется навеки.
Для милетских философов мир - это прекрасный и стройный порядок (космос), живое целое, которое человек созерцает, постигая силой своего мышления его сущность, общую закономерность, создавая единую картину мира [1, c. 84].
В отличие от своих предшественников Гераклит ставил и решал собственно философские проблемы. Поэтому его материализм носил более обобщенный характер. Материальным первоначалом всего сущего он считал первоогонь, стихию, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, легкой и подвижной. Путем сгущения из огня появляются все вещи, а путем разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь, по Гераклиту, «мерами вспыхивает и мерами потухает», периодически охватывая весь мир. Мир не создан никем из богов или людей.
Гераклит - диалектик. Диалектика у него есть концепция непрерывного изменения, которое мыслится им в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий - огня, воздуха, воды и земли. Все течет, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая.
Диалектике Гераклита присущи идеи становления, единства и борьбы противоположностей, совпадения абсолютного и относительного. Обращая внимание на источник изменения и развития, Гераклит по-прежнему оставлял в тени проблему поступательности развития. Его мысль была сосредоточена в основном на повторяемости и круговороте. Он еще не ставит проблемы скачкообразности процесса развития вещей и явлений, перехода одного качества в другое, в свою противоположность.
Философы элейской школы - Парменид, Зенон, Мелисс Самосский впервые противопоставили мышление чувственному восприятию, мысленное бытие - чувственно-воспринимаемому, подметили неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и чувственного бытия. Они отводили главную роль в познании мышлению. Философы этого течения впервые попытались выработать понятие единого бытия и сделали его основой философствования. Единое бытие понимается у них как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присущее в каждом мельчайшем элементе действительности.
Отрицая существование отдельных вещей и отвергая возможность движения, элейская школа впервые продемонстрировала тупик, в который попадает мысль, оторванная от практики, выходящая из-под контроля опытного знания.
Основная философская направленность пифагорейцев состояла в философии числа. Этим они резко отличались от других школ. Пифагорейцы обращали основное внимание не на предметы и явления, а на их оформление, арифметически-геометрическую структуру, которую они тут же соединяли с акустикой и астрономией, делая в этих областях открытия, и подчиняли музыке даже грамматику. Это величайший вклад в сокровищницу мировой науки и философии, потому что возникновение математического естествознания в Новое время философски было связано с идеями Пифагора.
Вершиной античного материализма стала атомистическая концепция Левкиппа и Демокрита (460 - 370 гг. до н. э.). Они являются основоположниками концепции о космических вихрях, порождающих бесчисленные миры. Демокрит утверждал, что все существующее состоит из атомов и пустоты. Пустота столь же реальна, как и атомы, и является необходимым условием их движения. Большое место в учении Демокрита занимали этические и социальные проблемы. Наилучшей формой государственного устройства Демокрит считал демократический полис. Необходимым условием сохранения демократии являются нравственные качества граждан, прививаемые в результате воспитания и обучения. Целью жизни Демокрит считал хорошее расположение духа, которое не тождественно с чувственным наслаждением и означает безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен действию страстей и страха. Наивысшая доблесть, по Демокриту, - безмятежная мудрость.
Второй период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Сократа, Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого явились вершиной античной философии.
Критически относясь к философии своих предшественников, Сократ обратился к анализу человеческого сознания и мыслительной деятельности. Сократ - объективный идеалист. Смысл его философского учения состоял в признании действия родовых сущностей в окружающей действительности, реальности универсального разума, разума вообще.
Основным для Сократа было стремление к непосредственному созерцанию закономерностей природы и жизни, высвобождению философии от мистицизма. Он признавал роль общего разума в практических целях - для объяснения наглядно видимой целесообразности, необъяснимой ссылки на случайность.
Нравственные позиции Сократа были далеки от старинного благочестия. Он считал, что добродетель есть знание или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, поступающий же по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра. Конечно, случаи аморального поведения были известны и Сократу (расхождение правильного знания и плохого поведения), но он не допускал противоречия между разумом и поведением, доказывая цельность человеческой личности [8].
Идеи Сократа получили свое дальнейшее развитие в философии Платона, которого считают родоначальником последовательной философской системы объективного идеализма. Из его учения следует, что лишь мир идей представляет собой истинное бытие. Конкретные же вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Последние же истолковываются Платоном как идеальные образы, образцы для чувственно воспринимаемого мира вещей. «Отделив» идеи от их носителя - человеческого разума, мозга реальных людей, Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Когда он попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, она «вспоминает» о мире идей. Поэтому и познание у Платона есть воспоминание душой своего земного существования [3, c. 72].
Соотношение между мышлением и бытием представлено в философии Платона перевернутым с ног на голову. Естественно, что из такого ложного соотношения и понимания действительности ему оставалось вывести только идеалистическую трактовку процесса познания. Поэтому Платон и считал, что чувства обманывают человека, советовал для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши» и довериться вспоминающей о своем божественном прошлом душе.
Платон соединяет объективный идеализм с диалектическим методом философских рассуждений: диалектикой единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя. Для философии природы Платона характерна ее связь с числовой символикой. А последняя трактуется как управительница мира чувственных данных. Разрабатываемая Платоном диалектика понятий, несмотря на ее идеалистический характер, имела неоценимое значение для последующего развития диалектической логики, теории познания.
Крупнейшим представителем древнегреческой философии был Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). В своих смелых, широких обобщениях он объединил весь научный опыт Греции того времени. Аристотель был величайшим мыслителем и энциклопедистом древности. Он занимался вопросами естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, литературы.
Аристотель первым дал развернутую критику платоновского учения об идеях. (Именно ему и приписывают изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!») Он показал несостоятельность платоновского учения о мире идей, определяющего якобы мир вещей. Однако Аристотель не создал последовательной философии. Для его философских взглядов характерно колебание между материализмом и идеализмом, диалектикой и метафизикой. Он считал, что материя существует вечно, что она несотворима и неуничтожима. Природа находится в постоянном движении. Движение всегда было и будет во всякое время. В ряде случаев он обращал внимание на единство движения и покоя, возникновения и уничтожения, роста и качественного изменения [3].
Вместе с тем он не отбрасывал, а развивал идеалистические и метафизические положения, полагая, что материя содержит в себе лишь возможность бытия. Чтобы эта возможность превратилась в действительность, она должна соединиться с формой, которая имеет своей первопричиной мировой разум - Бога. Материя, таким образом, у Аристотеля выступает как пассивный материал.
Третий период в развитии античной философии (конец IV - II вв. до н. э.) эллинистический. В отличие от классического периода он заметен появлением множества школ и философских систем: перипатетическая и эпикурейская школы, скептицизм. Выдающимися мыслителями этого периода признаны Теофраст, Карнеад и особенно Эпикур. Перипатетическая школа создана учениками и последователями Аристотеля и была призвана развивать основные тенденции его учения.
Эпикурейская школа - это прежде всего материалистическая, атомистическое учение, школа Древней Греции. Эпикур придавал знанию самостоятельные ценности. А цель философии усматривал в обеспечении безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и явлениями природы. Источником знания он считал чувственные восприятия. Все заблуждения, по его мнению, возникают вследствие ошибок нашей мысли.
Эпикур воспринял атомистическое учение Демокрита, но дополнил его гипотезой о самопроизвольном отклонении атомов в их движении, благодаря чему и образовываются различные тела. Он признавал существование бесконечного числа миров в безграничном пространстве, миров, состоящих из бесконечного числа не возникающих и не исчезающих атомов.
Душа, по Эпикуру, тоже состоит из тонких и рассеянных по всему телу атомов и похожа на ветер. Любые возникшие тела со временем разлагаются, человеческое тело тоже, а вместе с ним и его душа. Но «смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, но нас уже нет» [1, c. 43].
Скептицизм - это гносеологическая позиция, в основе которой лежат недоверие к любым определенным взглядам и представлениям и сомнение в существовании истины и возможности ее критерия. Крайняя форма скептицизма граничит с агностицизмом, т. е. отрицанием познаваемости предметов, явлений и процессов реальности.
Вместе с тем, преувеличивая роль относительности наших знаний, процесса познания, скептицизм играет положительную роль в преодолении различных форм догматизма и в постановке ряда познавательных проблем, хотя и не в состоянии их разрешить.
Заключение

Родившись, философия прошла в своем развитии длительный путь. Она явила миру огромное многообразие мыслящих личностей, их идей и учений, различных школ, течений и направлений.
Философия стала неотъемлемой составляющей духовной культуры общества, неся в себе опыт осмысления окружающего мира и бытия человека, мудрость многочисленных поколений людей.
Основной школой в философии Древнего Китая считается конфуцианство. Кун-Фу-цзы (по-русски - Конфуций) в возрасте 50 лет создал свою школу и имел много учеников. По его мнению, верховной силой является Небо, которое следит за порядком вещей и справедливостью в мире.
В философской мысли Древней Индии большую роль играл мифологический компонент. Как и вообще в мифологии, философии того времени было свойственно наделять явления окружающего мира человеческими свойствами. Индийская философия содержала в себе призыв к человеку обрести свободу от слепой власти внешнего мира, раскрыть богатство и возможности своей духовности.
Философия древних, и особенно греков, имела и имеет большое значение для всей последующей философской мысли, ибо в ее многообразных формах содержались истоки почти всех позднейших философских школ и направлений.
Именно это позволяет нам сказать, что древние философы и сегодня остаются нашими учителями.

Список литературы

1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Просвещение, 1976.
2. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 т. Т.1. – М.: Политиздат, 1989.
3. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Волкова. – М.: ПРИОР, 2007.
4. Краткий очерк истории философии. – М.: Мысль, 2001.
5. Лосев А.Ф. История античной философии. – М.: Просвещение, 2004.
6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: Центр, 2001.
7. Философия: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 2007.
8. Чанышев А.Н. Начало философии. – М.: Мысль, 1999.

(19.1 KiB, 48 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!