Философия и наука

Частый ответ на этот вопрос, как правило, – «да». Но почему «да»? Как заметил один из крупнейших философов Нового времени Гегель, философия – это схваченная мыслью эпоха. Характерной чертой современной эпохи является господство научного типа мировоззрения над другими способами восприятия и понимания мира. Разработанность научных методов, наличие огромного числа людей, воспитанных на идеалах и нормах науки, сциентизация всех сторон общественной жизни – все это открывает большие возможности для развития философии как науки. В современном обществе совпадают и способы производства и функционирования философского и научного знаний: подготовка специалистов, формы оценки и стимулирования работы профессионалов, организация исследований, способы тиражирования полученного знания – в этом философия и наука практически не отличаются друг от друга. И у них еще много общего: обе являются формами производства знания, подчиняются общим законам развития духовной культуры, используют языки, отличающиеся от обыденного; философы часто пользуются  принятыми в науке нормами и способами обоснования, а наука нередко решает вопросы философского характера. Некоторые работы известных физиков Н. Бора, Р. Карнапа, А. Эйнштейна больше похожи на философские трактаты, а известных философов Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Рассела можно одновременно называть и крупными математиками. Тем не менее, вопрос «Является ли философия наукой?»  поднимается во всех серьезных исследованиях о природе философского знания. Почему?

Можно ли назвать наукой религиозную философию, представляющую собой часть религии? Разве религия является философией? А работы известных философов – А. Камю, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра в большей мере являются художественными произведениями, чем философскими. Например, Камю не написал ни одной научной статьи, а вся его философия изложена в виде эссе и романов. Основатели философии жизни и экзистенциализма считали, что философия должна заниматься совершенно другими вопросами, нежели наука, и решать эти вопросы другими – вненаучными – средствами. Именно по этой причине М. Хайдеггер – один из авторитетных философов XX века – считал, что «философия выступает и выглядит как наука, не будучи таковой»[1].

Обобщая многочисленные споры на эту тему, можно сказать, что понятия «философия» и «наука» находятся в логическом отношении перекрещивания, т. е. их объемы частично совпадают. Совокупное философское знание состоит из различных, нередко даже противоположных течений. Некоторые из философских учений неотличимы от науки, полностью ориентируются на ее стандарты и отвечают всем критериям научности. Таковой, например, является философия логического позитивизма. А другие (религиозная философия, философия жизни, экзистенциализм и др.) считают, что философия и по предмету, и по методам представляет собой отличный от науки феномен. Понятно, что имеется взаимосвязь между любыми философскими и научными течениями: существуя в одном духовном пространстве, они не могут не влиять друг на друга. Не касаясь проблемы взаимоотношения науки и вненаучных форм философии, рассмотрим более подробно взаимосвязь науки и научно-философского знания.

Если рассматривать философию как науку, то сразу возникает вопрос об объекте философского исследования. Известно, что каждая наука имеет свой определенный «участок» реальности для исследования и объяснения. Каким же «участком» занимается философия?

Вот как в образной форме ответил на этот вопрос известный популяризатор науки А. Азимов: «Наука очень скоро стала походить на огромный сад, в разных уголках которого трудятся группы людей – каждая на своих делянках. В сад приходят все новые и новые работники, он разрастается и вместе с тем делянки становятся все меньше и меньше. Каждый садовод льнет к своему кустику, исследует его до последнего листочка, однако, ползая по клочку земли, он теряет возможность увидеть и понять то, что делают его соседи, не говоря уже о том, чтобы обозреть весь сад. Вот тут и приходит на помощь философия. Она представляет собой как бы вид с высоты. Она позволяет составить целостное представление о мире, о его закономерностях и взаимосвязях»[2].

Предложенный Азимовым образ философии позволяет представить ее в виде обобщающего результаты других наук знания, куда сведены наиболее значимые идеи всего научного познания. Предметом исследования философии в таком случае является мир в целом, мир как целое. Так понимал предмет философии русский философ М. Н. Ершов: «Каждая отдельная наука изучает мировую действительность в одном каком-либо разрезе, измерении. Философия имеет объектом размышлений мир как целое»[3].

Действительно, ни одна из существующих наук не претендует на создание общей картины мира, в которой были бы представлены все фундаментальные знания человечества. Этим весьма сложным делом занимается только философия, ориентированная на идеалы науки. Правда, создать стройную, непротиворечивую картину мира ей до сих пор не удалось. Но вины философов в этом нет: ведь им приходится конструировать картину мира из «полуфабрикатов». Дело в том, что еще ни одна наука до конца не разобралась в своем объекте исследования. И вряд ли когда-либо разберется, если исходить из постулата бесконечности и неисчерпаемости объектов, их свойств и отношений. Известный философ М. К. Мамардашвили объяснял невозможность создания законченной картины мира тем, что и философ, создающий ее, и сам мир, который он пытается понять, постоянно меняются. По этим причинам требовать от философов завершенной системы знаний о мире или каком-то его фрагменте может только человек, плохо знающий специфику научного познания. Тем не менее, философия, рассматриваемая в качестве науки, – это учение о мире в целом, учение, которое формирует у людей общую картину мира, не детализируя ее отдельные части.

Все науки условно можно разделить на три группы по степени обобщенности представленного в них знания: прикладные науки, фундаментальные науки и философия, рассматриваемая в этой системе как наиболее общая наука. Самую многочисленную группу в этой классификации образуют прикладные науки и научные дисциплины – их несколько тысяч. К ним, например, относятся агрономия, товароведение, хирургия. Знания, полученные при их изучении, можно сразу прикладывать к жизни, применять на практике. Поэтому многим они нравятся из-за их конкретности. Но этих знаний не всегда бывает достаточно для успеха в определенной сфере деятельности. К примеру, человек, работающий в области педагогики, неизбежно приходит к вопросам психологического и этического характера, к общей теории личности. Специалисту в области финансов и кредита трудно добиться полного понимания закономерностей развития своей сферы деятельности без знания общей экономической теории. Потребность в знаниях более общего характера вызвана необходимостью решения задач, не разрешимых средствами прикладных наук из-за ограниченности последних узкими рамками исследования.

Наиболее заметным носителем общетеоретических знаний являются фундаментальные науки. Их немного: математика, физика, астрономия, химия, биология, психология, социология и др. Любая из них включает в себя знания, которые применимы в соответствующей сфере исследования целой группы прикладных наук. Например, идеи общей психологии применяются и в инженерной, и дошкольной, и юридической психологии. Студенты-юристы изучают курс теории государства и права для того, чтобы при необходимости иметь возможность применить эти общеправовые знания при анализе проблем, возникающих в сфере уголовного, гражданского или международного права. Таким образом, фундаментальные науки дают прикладным ориентиры, представляя проблемы последних в более широкой системе отношений. Эту функцию фундаментальных наук называют методологической. Любую науку можно представить себе в виде совокупности методов.

Но при исследованиях, проводимых в области фундаментальных наук, неизбежно возникают следующие вопросы: «Насколько верны принципы, аксиомы, алгоритмы исследования, на которые опираются фундаментальные науки?»; «Почему они со временем меняются?»; «Как влияют вненаучные факторы на научные исследования?»; «Какова мера объективности научного знания?». Ни одна из фундаментальных наук специально этими вопросами не занимается. На них пытаются ответить философы-науковеды. В таком случае значительное содержание философии, называющей себя наукой, составляют обработанные ее методами и языком, проблемы фундаментальных наук. В рамках целостной философской системы они обобщаются и приобретают статус философского знания. Так, например, случилось с теорией эволюции Ч. Дарвина, физическим учением о пространстве и времени, идеями структурной лингвистики, психологической теорией интериоризации и т. д.

Приведенная классификация наук может быть изображена в виде конструкции, на вершине которой находится философия (научно-философское знание), основание образуют прикладные науки и дисциплины, а в середине пирамиды находятся фундаментальные науки:

 Обобщающий характер научно-философского знания позволяет выполнять ему методологическую функцию по отношению к фундаментальным наукам.

Специфику методологической функции философии удачно объяснил армянский мыслитель Д. Анахт (V в.). Он говорил, что философия похожа на царя, который общается со своими подданными через своих князей. Под князьями Анахт подразумевал то, что мы называем сейчас фундаментальными науками, а под подданными – прикладные науки. Этот пример показывает, что философия взаимодействует в основном с фундаментальными науками. Поэтому она – прежде всего методология фундаментального научного знания. Методологическую функцию философия может успешно выполнять не только из-за концентрации в себе обобщенной общенаучной информации, но и благодаря насыщенности этой информации мировоззренческими знаниями вненаучного характера. В структуре философского знания проблемы науки соприкасаются с фундаментальными вопросами нравственности, религии, политики, искусства, что помогает более адекватно определить и оценить их место в жизни человека и общества.

Выводы:

1. Философия есть вид мировоззренческого знания. Мировоззрение есть совокупность знаний человека о мире, ставших его убеждениями и основой его действий.

2. Существуют три исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

3. Убеждения человека формируются в течение его жизни, и так как у людей разная жизнь, у них разные убеждения. Это касается и философских взглядов личности. По этой причине философских учений много и они не всегда совпадают.

4. Поскольку философий много (религиозная философия, экзистенциализм, позитивизм, прагматизм и т. д.), то не все они отвечают стандартам научности. Например, религиозная философия не является научной, а позитивизм – является таковой.

5. В сфере научного знания философия выполняет методологическую функцию, является методологией для фундаментальных наук. В то же время фундаментальные науки являются методологией для прикладных наук.

[1] Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие. М., 1993. С. 335.

[2] Азимов А. Вид с высоты. М., 1965. С. 10.

[3] Ершов М. Н. Введение в философию // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990. С. 105.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!