Философия Фрейда

Содержание

Введение

1. Сущность массовой души.

2. Характер отношений внутри коллектива.

3. Жизнь отдельного человеческого «Я».

Литература.

Введение

На фоне ситуации, сложившейся в науке конца XIX в., особняком стояла одна из наиболее важных и влиятельных фигур в истории психиатрии, а пожалуй, и вообще в истории западной цивилизации — Зигмунд Фрейд. Невозможно переоценить вклад Фрейда в науку о природе человека. Еще в начале своей карьеры он сделал вывод, что для лечения психического заболевания необходимо понять его природу, а для того, чтобы разобраться в отдельном феномене, необходимо наблюдать и исследовать его систематически. Это привело к открытию жизненно важного принципа психоанализа как действенного метода исследования. В результате Фрейду удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он как бы сблизил понятия лечения и исследования. Его выводы и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях.

1. Сущность массовой души.

Фрейд вполне отдавал себе отчет в том, что развитие человеческой личности следует рассматривать под углом зрения превалирующих общественных стандартов и ценностей, влияющих на эту личность. Фактически те социологи и психологи, которые считали себя передовыми благодаря своей «культурной ориентации в противоположность прошловековой «биологической ориентации» Фрейда, сумели добавить к этому основному, базисному тезису лишь очень немногое. Фрейд не проводил сравнительного анализа развития личности в контексте различных культур. Такого рода исследования стали возможны лишь тогда, когда психоаналитическая мысль глубоко проникла в общественные науки, в особенности в социальную антропологию. Однако основные принципы формирующего влияния общества на развитие личности заложены Фрейдом.

В работе «Цивилизация и ее неудовлетворенность» Фрейд сосредоточивает внимание на агрессивных и враждебных импульсах человека. Чтобы стать членом организованной общественной структуры, человек должен отказаться от бесконтрольного выражения своих индивидуальных влечений. Это ограничение — та цена, которую он платит за ощущение большей безопасности, обеспеченной благодаря взаимодействию с другими членами общества. Фрейд ясно утверждает здесь то, что он всегда подразумевал, а именно: что эдипов комплекс изначально подавляется из-за кровосмесительной его подоплеки. Сексуальное влечение к одному из членов семьи (женщине) вызывает вместе с тем враждебное чувство к отцу, но подавляется в этом случае именно импульс разрушения, и подавляет его внутренний родительский образ, или «Сверх-Я». Это подавление должно быть усилено внешним влиянием общественных институтов, среди которых основным фактором является социальная справедливость. Только при условии, что каждый откажется от своих асоциальных импульсов, общество может сохранить эту сдерживающую силу; если же разрешить нарушение принятых правил, это само по себе может привести в действие подавленные асоциальные импульсы. Попытка устраниться от открытого выражения асоциальных импульсов не облегчает чувства вины, ибо это чувство вызывается не только действиями, но и бессознательными влечениями: чувство вины может быть вызвано не только криминальными действиями, но и криминальными мыслями. Эта социальная вина является, по Фрейду, источником всеобщей неудовлетворенности, что он считает неизбежным фактором общественной жизни.

Столь пессимистичный взгляд, по существу, совпадает с теорией общества Хоббса. Хоббс полагал, что человеческое общество состоит из враждующих между собою людей и что человек по сути своей есть дикое животное, которое лишь сильный тиран должен и может заставить жить мирно. Закон, по сути, есть закон сильного репрессивного лидера; при отсутствии такого сильного тиранического руководства люди в конечном итоге уничтожат друг друга. К теории Хоббса Фрейд добавил идею о внутреннем тиране, «Сверх-Я», представляющем собой образ первичного внешнего лидера, то есть отца. Эта общественная теория, основанная на предположении, что базовый разрушительный инстинкт есть неотъемлемая часть человеческой природы, вызвала возражение многих постфрейдовских теоретиков, не разделявших столь мрачного взгляда на сущность человека.

Понятие о «Сверх-Я» было выведено из наблюдений за невротиками, у которых оно существует как отдельная инстанция, часть личности, не полностью ассимилированная с «Я». Это некая инородная сущность, пребывающая в борьбе с «Я». Основной чертой невротика является неспособность без внутреннего конфликта внедрить в свое «Я» приобретенные социальные ценности. При нормальном развитии эти ценности интегрируются в собственном «Я» так же, как чужеродный белок преобразуется в организме в собственный. В личности же невротика «Я» и «Сверх-Я» находятся в постоянной борьбе. Цель психотерапии - превратить эту борьбу в гармоничный союз. Поскольку никто в природе не может быть совершенным, можно предположить, что в глубинных пластах психики даже здоровой, не невротической, личности действуют некие остаточные асоциальные импульсы. У здоровой личности это проявляется в основном в виде сновидений и не выражается открыто в поведении. Даже если агрессивные импульсы представляются неотъемлемой составной частью человеческой натуры, они могут быть направлены на конструктивные цели. Можно представить, что в обществе, состоящем из зрелых индивидов, людям не требуется внешнее давление со стороны властей или внутреннее подавление жестокого «Сверх-Я», чтобы действовать гармонично.

Теоретические открытия Фрейда по времени совпали с ухудшением состояния его здоровья, которое началось у него года за два до появления первых признаков рака ротовой полости. В 1921 г. он писал: «13 марта этого года я вдруг сделал шаг к настоящей старости. С тех пор мысль о смерти не покидает меня, и иногда мне кажется, что по крайней мере семь моих внутренних органов борются за честь стать причиной моей кончины. Для этого, пожалуй, нет повода, если не считать, что Оливер [его сын] сказал мне «прощай» перед отъездом в Румынию. И все-таки я не поддался ипохондрии, а просто бесстрастно изучаю все это, как если бы проводил исследования к книге "За пределами принципа удовольствия"». Особенно примечательно, что его интеллектуальные возможности отнюдь не обнаружили в то время спада, напротив, его поздние работы в чем-то даже превзошли достижения прежних лет. Эрнст Джонс рисует очень яркую картину моральной стойкости, которую проявлял Фрейд до самой смерти, несмотря на все физические напасти и социальные перипетии. Столь геройски переносить все это мог лишь человек, полностью поглощенный своей работой, бессмертие которой было к этому моменту обеспечено. Он чувствовал, что достиг единственной формы бессмертия, доступной человеку, — бессмертия его творений.

2. Характер отношений внутри коллектива.

Идеи Фрейда относительно групповой психологии оказали серьезное влияние на развитие превентивной и социальной психиатрии, особенно в той ее части, которая касается роли культурного фактора в образовании неврозов. Его первый значительный вклад в теорию общества был сделан в работе «Тотем и табу» (1913), где он приложил выводы своих психологических теорий к обществу в целом. За этой работой последовали две другие — «Групповая психология и анализ "Я"» (1920) и «Цивилизация и ее неудовлетворенность» (1927). По иронии судьбы в этих работах содержится большая часть основных социологических идей, которые неофрейдисты вобрали в свои теории и которые они же отрицали как классически фрейдистские.

В «Тотеме и табу» Фрейд руководствовался предположением Чарльза Дарвина о том, что доисторическое человеческое общество представляло собой орды братьев, ведомые сильным отцом. Под влиянием универсального и самого центрального из человеческих конфликтов — эдипова комплекса — сыновья восстали и убили вожака; с той поры орды превратились в дезорганизованную братскую общину, лишенную лидера. Но потребность в лидере в конечном итоге привела к тотемизму, а затем к религии — и тотем, и божество олицетворяли убитого отца. Фрейд был убежден, что человеку присуща глубинная эмоциональная потребность в сильной власти, и это убеждение является краеугольным камнем всех его социологических постулатов. Фрейд в принципе не доверял демократическим институтам.

Сущность фрейдовской теории общества в том, что устойчивое человеческое общество может существовать лишь в том случае, если будут преодолены универсальные отцеубийственные тенденции, с тем чтобы сохранялась семья — «клетка общества». Отсюда табу на инцест, представляющий собой компонент эдипова комплекса, поощрение брака за пределами семьи; разные семьи объединяются в кланы, племена и в конечном счете нации. Таким образом, психологическим ядром культурного развития, согласно этой теории, является преодоление эди-пова влечения.

Фрейд подкрепил свою концепцию обширным антропологическим материалом, большую часть которого он взял из книги «Золотой лук» (1890) Джеймса Джорджа Фрейзера. Работа Фрейзера подтверждала его мысль об универсальности как табу на инцест, так и табу на убийство священного (тотемного) животного, которое символизирует отца племени. Эта социологическая теория вызвала в среде антропологов много возражений, однако она была первым психодинамическим обоснованием распространенных брачных законов, запрещающих различные формы инцеста, а также того широкого разнообразия религиозных табу, которое существует в примитивных обществах.

В «Групповой психологии и анализе "Я"» Фрейд обращается к книге французского врача и социопсихолога Гюстава Ле Бона (1841 — 1931) «Психология толпы» (1895). Ле Бон утверждает, что, когда человек становится частью группы, он регрессирует к примитивному психическому состоянию. Действуя как индивид, он может быть разумным и развитым; действуя в группе, он может вести себя как варвар, склонен к насилию и лишается критического отношения к своим действиям, руководствуясь эмоциями и теряя нравственные ориентиры и ограничения. Его исключительные, индивидуальные черты исчезают, начинает преобладать неосознаваемое психическое наследие предков. Фрейд объяснял описанные Ле Боном регрессивные черты психологии толпы с точки зрения природы человеческой совести. Сущность совести составляет «социальная тревога», страх перед общественным мнением; социальная тревога, естественно, уменьшается у членов толпы. Поскольку голос индивидуальной совести в группе молчит, все, что подавлено, что противоречит критериям совести, свободно выходит наружу, ничем не ограниченное.

Фрейд следует за Ле Боном в своем утверждении, что поведение членов группы сродни поведению человека в состоянии высокой внушаемости, например под воздействием гипноза, но он идет дальше и задает вопрос, который не обсуждался Ле Боном: кто же гипнотизер? Фрейд утверждает, что лидер группы повергает ее членов в гипнотическое состояние, а их отношение к лидеру объясняет и их отношения между собой. Вожак становится для каждого индивида воплощением «Я-идеала», которому он передает все свои способности к критическому осмыслению своих действий, в точности как загипнотизированный человек полностью вверяет себя воле гипнотизера. Этот общий «Я-идеал», которым каждый из членов группы связан с лидером, обусловливает и их внутреннюю связь между собой, ибо через свою общую привязанность к лидеру они солидаризируются друг с другом.

Объясняя природу привязанности группы к лидеру, Фрейд пользуется концепцией «либидо поставленной цели», или десексуализированного либидо. Члены группы связаны с лидером либидозными узами, но лидер не связан эмоциональными привязанностями ни с кем, кроме самого себя. Кстати, именно этот нарциссизм и делает его лидером. «Он не любит никого, кроме себя и тех людей, которые могут быть ему полезны». Он обладает властной натурой, уверен в себе и независим. Таким образом, он воплощает в себе те черты, которых отдельные члены группы не способны достичь, и именно поэтому он становится их «Я-идеалом».

Предложив идею либидо, связывающего членов группы с лидером, Фрейд смог отбросить термин Троттера «стадный инстинкт» в качестве силы, ответственной за сплочение группы. Толкование Фрейда объясняло и взаимоотношения между членами первичной социальной группы - семьи. Взаимные привязанности членов семьи проявляются как либидозные связи и не требуют открытия некоего нового особого инстинкта. Один и тот же принцип может быть применен для объяснения как внутрисемейных связей, так и связей внутри более широкого образования — социальной группы.

В теории Фрейда недостает полного описания эмоциональных связей членов группы с лидером: по современной психоаналитической теории, это эмоциональное воздействие может быть определено как возврат к младенческому состоянию зависимости от родителей. Регрессивная -природа группового поведения в этом случае достаточно удовлетворительно объясняется духовной зависимостью членов группы от лидера, под влиянием которого они отказываются от сокровенных родительских образов (то есть их собственной совести) и регрессируют до той фазы, во время которой они слепо следовали воле родителей. По всей видимости, большинство людей сохраняют достаточную степень остаточной младенческой зависимости и неуверенности, чтобы быть восприимчивыми к такой эмоциональной регрессии. Недаром вечным мотивом искусства и философии является блаженная безопасность садов Эдема.

Теория Фрейда помогла раскрыть динамику группового поведения. Концепция зависимости от лидера решает ту внешне противоречивую загадку, когда группа может быть не только свирепой и разрушительной, но способна также на самопожертвование и преданность. Очевидно, что поведение группы зависит от природы и идеалов самого лидера, который может повести эту группу в любом направлении. Более того, именно зависимостью группы от лидера можно объяснить такое явление, как паника. В момент опасности опора группы на лидера усиливается. Стоит лидеру проявить слабость, как членов группы охватывает парализующий страх, ибо нет уже сильной руки, в которой они нуждаются, и они испытывают нечто сродни ощущению беззащитного ребенка, брошенного родителями. Так, в период опасности демократическое общество готово поступиться частью своих свобод, чтобы придать правительству больше веса.

В своей новаторской работе Фрейд сделал лишь первые робкие шаги к пониманию принципов социальной организации, и его психологические наблюдения применимы в основном лишь к психологии толпы. Проблема совести, скажем, остается несколько неопределенной. Социальная группа может воспитать человека вполне нравственным, и в то же время, если находится сильный лидер, социальная группа допускает утрату индивидуального морального критерия. Что же такое несет в себе социальная группа, что может снизить силу персональной совести? Фрейд считал, что природа *Сверх-Я» зародилась в социальной организации, ибо родительские ценности, переносимые на ребенка, — это именно те ценности, которые преобладают в обществе. Фрейд попытался применить открытые им основные принципы для понимания эмоциональной структуры жестко организованных групп — церкви и армии.

Выбор моделей оказался неудачным: и в церкви, и в армии центральная власть является первостепенной; члены обеих групп сохраняют зависимость и подчиненность в отношении лидера; образ центральной персоны (представителя более высокого ранга) выступает в качестве отцовской фигуры. Но на этом и кончается сходство случайно образовавшейся группы с сильным руководством. Демократические общества отличаются от данной структуры тем, что они состоят из более независимых, самостоятельных индивидов, которые поддерживают со своими руководителями отношения взаимозависимости и суверенитета. В таком обществе члены его с успехом могут сохранять свои собственные, сокровенные ценности. Способность лидера загипнотизировать некую группу из такого общества значительно меньше, по существу незначительна. В противоположность этой ситуации — когда действие индивидуальной совести не ограничено, а, напротив, поощряется и когда поворот к стадному поведению означает действительно «регрессию» к младенческой зависимости от гипнотического лидера — в структурах церкви и армии эта зависимость «заложена».

3. Жизнь отдельного человеческого «Я».

Более тридцати лет воздерживался Фрейд от выработки всеобъемлющей теории личности, хотя сделал за это время много важных и подробных наблюдений в своей работе с пациентами. Он подходил к проблеме как ученый (и таковым считал себя), а не как философ, двигаясь от наблюдения к обобщению. Он не хотел начинать с рассуждений. Наконец в 1920 г. он опубликовал первую из серии систематизированных теоретических работ «По ту сторону принципа удовольствия», за которой последовала замечательная серия брошюр, изданных в 1933 г. под общим названием «Продолжение лекций по введению в психоанализ». В этой работе он попытался пересмотреть свой ранний взгляд на внешние проявления инстинктов — любви и ненависти, вины и раскаяния, горя и зависти. До того, как он начал размышлять над глубинной природой этих базисных явлений, он определял их с позиций логики чувств (психологическая каузальность). Таким образом, история психоанализа прошла тот же путь, что и теоретическая физика: природа явления была понята позже, чем установлены законы его проявления.

В самом начале исследований Фрейд был поражен конфликтом между инстинктом самосохранения и инстинктом продолжения рода (сохранения расы), то есть между эгоистическими интересами индивида и его сексуальными влечениями. Соответственно, он различал и влечение «Я» и сексуальное либидо. Проявления ненависти, разрушительных намерений считались принадлежащими к влечениям «Я»; в то же время чувство любви, стремление к продолжению рода, другие половые влечения он относил к сексуальным инстинктам. Явление садизма, однако, не вписывалось в эту дуалистическую картину, ибо садизм, ярко выраженный импульс получения удовольствия от причинения боли другому, принадлежащий к инстинктам «Я», одновременно является источником сексуального возбуждения и, таким образом, примитивным, прегенитальным проявлением либидо и инстинкта «Я». С углублением анализа так называемых инстинктов «Я» — то есть различных проявлений эгоистических стремлений — Фрейду открылись и другие данные, противоречившие простой и ясной дуалистической теории инстинктов. Например, любовь, в том числе и сексуальная, может быть направлена на самое себя, как в случае нарциссизма. Более того, многие из прегенитальных сексуальных ощущений связаны с функциями, носящими откровенный характер самосохранения, — например, прием пищи и выделение. Все эти противоречия заставили Фрейда пересмотреть свои выводы, и он предложил другую схему, основанную на мысли, что существует два исходных инстинкта — инстинкт жизни, который он назвал «эрос», и инстинкт смерти, названным им «танатосом». В его новой теории либидо самосохранение и сохранение рода (расы) есть не проявление двух различных инстинктов, но, напротив, свидетельство одного и того же инстинктивного влечения — любви, или «эроса». В самосохранении объект «эроса» есть сам индивид, в сохранении рода «эрос» действует как сила, объединяющая два разных пола и создающая нового индивида. Разрушительный инстинкт смерти, «танатос», старается разъединить, разорвать биологические связи. Он стремится свести сложный живой материал к его компонентам, в конечном счете достигая своей цели в акте смерти. Он противостоит созидательной силе «эроса». Биологическая жизнь есть постоянное взаимодействие этих двух сил: всеобщий процесс метаболизма, например, состоит из конструктивной фазы — анаболизма, и редуктивной — катаболизма. Духовная жизнь тоже включает в себя постоянную взаимосвязь

Альфред Адлер обратил внимание Фрейда на агрессивный инстинкт (инстинкт нападения), который Фрейд в своих работах начала 20-х годов отнес к инстинкту смерти. эротических и разрушительных сил, которые проявляются в сознании в различных сочетаниях. Наиболее яркими примерами психологического дуализма являются случаи садизма и мазохизма, где сексуальные импульсы смешаны с разрушительными стремлениями. Любовь и ненависть тем не менее полярны, и ни одно из этих состояний нельзя свести к другому.

Если работа «По ту сторону принципа удовольствия» была попыткой переосмыслить и систематизировать свои прежние взгляды на инстинкты, то «"Я" и "Оно"» (1923) можно считать первым вкладом Фрейда в развитие теории личности. Еще раньше, в 1924 г., вышла в свет его книга «О нарциссизме». В этих трудах главное внимание уделено не душевной патологии, но структуре и функционированию нормального человеческого сознания. Фрейд всегда подчеркивал, что человеческое сознание неоднородно, поскольку вытеснение неприемлемого душевного содержания создает некую границу между сознательным и бессознательным в человеческой личности.

Как утверждается в работе «"Я" и "Оно"», человек рождается с хаотическим набором противоречивых инстинктивных влечений, не обязательно гармонирующих друг с другом или с окружающими обстоятельствами. Этот резервуар инстинктивных влечений, каждое из которых стремится к удовлетворению независимо от других или от реальных возможностей такого удовлетворения, составляет психическую инстанцию «Оно» ("Ид"). Юно» подчинено исключительно тому, что Фрейд назвал «принципом удовольствия», то есть стремится к немедленному удовлетворению своих влечений, не принимая в расчет даже своего организма и, кроме того, стремясь избежать боли. С развитием ребенка «принцип удовольствия» постепенно уступает место «принципу реальности»; то есть душевный аппарат вынужден идти на компромисс с окружающей реальностью и приспосабливать инстинктивные стремления «Оно» к тем возможностям удовлетворения влечений, которые дает данная ситуация. В процессе развития ребенок должен научиться оценивать относительную важность различных и часто противоречивых инстинктивных желаний, чтобы, отказавшись или отсрочив удовлетворение одних, добиться исполнения других, более важных. «Я» — это та часть личности, которая выполняет координирующую функцию в попытке примирить требования окружающей среды с влечениями инстинктов. «Я» собирает в себе все жестокие факты жизни; одновременно оно служит требованиям «Оно», ибо его главная цель — это удовлетворение возможно большего числа глубинных влечений, достижение равновесия, какое только возможно в каждом конкретном случае.

«Сверх-Я», развивающееся следом за «Я», — это внутренний представитель тех принципов, которые регулируют взаимоотношения ребенка, а затем и взрослого с окружающими людьми, особенно с родителями и сиблингами (родными братьями и сестрами). «Сверх-Я» есть продукт обучения и развивается через посредство отождествления с родителями: их требования, их жизненная позиция запечатлеваются в личности ребенка и «Сверх-Я» становится их полномочным представителем. Душевный мир, таким образом, представляет собой бесконечное взаимодействие между изначальными инстинктивными влечениями («Оно»), окружающей средой и внутренними представителями внешней среды — «Я» и «Сверх-Я». Фрейд объяснял, что этого внутреннего представителя родительского влияния нельзя отождествлять с совестью, ибо функция «Сверх-Я» осуществляется в большой степени бессознательно: это нечто вроде неосознаваемой совести. Фрейд считал, что «Сверх-Я» появляется как одно из последствий разрешения эдипова комплекса, поскольку, стремясь к разрешению этого конфликта, ребенок отождествляет себя с образом родителя того же пола. В результате родитель, с которым ребенок соперничает, становится существенной частью личности ребенка и внешний конфликт с родителем превращается во внутренний конфликт между «Сверх-Я» и требованиями инстинктов «Оно».

В теоретическом исследовании «Торможение, симптом и страх» (1925), еще одной работе по структуре личности, Фрейд отбросил прежний взгляд на страх как продукт фрустрации сексуального либидо. Он описал страх как сигнал приближающейся опасности, сигнал, мобилизующий защитные силы «Я». Если опасность идет извне, сигнал называется страхом. Но «Я» также реагирует на опасность прорыва вытесненных импульсов, подавленных некогда из-за того, что их выражение в прошлом причинило страдание. Реакция на эту внутреннюю опасность называется тревогой. Следовательно, страх есть сигнал внешней опасности, а тревога сигнализирует о внутренней опасности.

Согласно такой формулировке, тревога должна служить центральным моментом в теории неврозов. Когда активизируются импульсы «Оно», «Сверх-Я» реагирует на них наказующими мерами. Эта реакция воспринимается инстанцией «Я» как чувство вины. Таким образом, чувство вины состоит из страха перед «Сверх-Я», внутреннего представителя родителей, первоначально пресекавших неприемлемые импульсы, а тревога определяется как страх перед совестью.

Эта новая концепция личности неизбежно повлияла на процедуру лечения; однако влияние ее больше сказалось на теории лечения, нежели на непосредственной практике. В своих работах 1912 - 1916 гг. Фрейд подчеркивал, что одной из основных функций врача является анализ противодействия пациента бессознательному материалу, ибо, только снизив порог этого противодействия, можно бессознательное вывести в область сознания. Эти позднейшие теоретические выкладки подразумевали, что реконструкция бессознательных импульсов — то есть анализ инстанции «Оно» — не является главной функцией врача. Задача врача, напротив, состоит в том, чтобы преодолеть сопротивление «Я», то есть в анализе «Я». Цель оставалась той же — распространить сферу сознания на доселе не осознаваемые глубины личности. Чтобы достичь этого, нужно расширить способность пациента осознавать свои бессознательные намерения. Иными словами, это требует изменений внутри «Я»; но каким образом это достигается, как это ни странно, не было понято ни тогда, ни даже сейчас.

Литература

1. Краткий очерк истории философии. – М.: Мысль, 1981.

2. Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. Т. 2.

3. Словарь: этика и эстетика. – М.: БЭС, 2001.

4. Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского В.П. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.

5. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М., 1988.

6. Философия: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 1997.

7. Философия: курс лекций / Под ред. В. П. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 1998.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(17.6 KiB, 55 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!