Философия эпохи Возрождения (контрольная в МИК) - Часть 2

В произведении даже искусство не обойдено стороной: «Но обратимся к  наукам  и  искусствам. Что, кроме жажды  славы,  могло подстрекнуть умы смертных к изобретению и увековечению в потомстве стольких, по   общему  мнению,  превосходных наук?   Воистину  глупы  донельзя  люди, полагающие,  что  какая-то никчемная, ничего  не стоящая  известность может вознаградить  их за бдения и труды.  Да,  именно  Глупости обязаны вы  столь многими и  столь важными жизненными  удобствами, и - что всего слаще -  вы пользуетесь плодами чужого безумия» (7, с. 72).
Особо следует отметить пацифизм Эразма, не раз выражавшего свое отвращение к войне. В «Похвале Глупости» война представлена как одно из наиболее тяжких и всемогущих проявлений Глупости. «Не война ли – рассадник и источник всех достохвальных деяний? А между тем, что может быть глупее, чем вступать по каким бы то ни было причинам в состязание, во время которого каждая из сторон обязательно испытывает гораздо больше неудобств, нежели приобретает выгод?… А вообще-то война, столь всеми прославляемая, ведется дармоедами, сводниками, ворами, убийцами, тупыми мужланами, нерасплатившимися должниками и тому подобными подонками общества, но отнюдь не просвещенными философами» (7, с. 55).
Как философ, Эразм прежде всего критиковал схоластику, в особенности современные ему проявления этого философского течения. Оно и немудрено - схоласты и гуманисты находились в прямой оппозиции друг к другу. Следует отметить и бунт против формализма, укоренившегося в течение многовекового господства догматов религиозной идеологии, обоснованию которых служила схоластическая философия. С точки зрения гуманистов, да и по своему существу, обосновываемое схоластикой католическое благочестие доходит до практического абсурда, когда иконы  и статуи почитаются больше святых, которых они изображают. Констатируя этот факт, Эразм выдвинул весьма дерзкую формулу, согласно которой вся христианская вера рассматривалась как определенный вид глупости: «Но разве просят люди у всех этих святых чего-нибудь, не имеющего отношения к глупости?…» (7, с. 39).
Антицерковный протест поражает своей силой. В средние века таких слов допускать было нельзя: «А  верховные первосвященники,  которые заступают место самого  Христа? Если бы они  попробовали  подражать  его жизни,  а именно бедности,  трудам, учительству, крестной  смерти, презрению к  жизни, если бы задумались над значением своих титулов - "папы", иначе  говоря,  отца и "святейшества", - чья  участь  в целом свете оказалась бы  печальнее? Кто стал бы добиваться этого  места любой  ценою или, однажды добившись, решился бы  отстаивать его посредством меча, яда и всяческого  насилия? Сколь многих выгод лишился  бы папский  престол, если  б  на него хоть  раз вступила  Мудрость? Мудрость, сказала я? Пусть  не мудрость даже,  а  хотя бы крупица той соли, о которой говорил Христос. Что осталось  бы  тогда от всех этих богатств, почестей, владычества, побед, должностей, диспенсаций, сборов, индульгенций, коней, мулов,  телохранителей,  наслаждений?» (7, с. 89).
Интересно, что Эразм Роттердамский обнаруживает в своем произведении даже нотки пантеизма и многобожия. В его работе упоминается не только Христос, но и античные боги, о которых так часто вспоминали во время Возрождения: ««Но что говорить  о смертных? Обыщите  все небо,  и пусть  имя мое будет покрыто позором, если  вы найдете  хоть одного порядочного и приятного бога, который    обходился   бы   без    моего   содействия? Почему, например, Вакх  вечно юн и кудряв?  Да  потому,  что он  кутила и пьяница, проводит жизнь свою в пирах, плясках, пении и играх и никогда не связывается с Палладой.  До  того  чужды  ему всякие  помыслы о  славе  мудреца,  что он радуется, когда ему  служат со смехом и  шутками. Ему не  в обиду пословица, которая  нарекла  его болваном  или,  точнее  говоря,  огородным  чучелом. А чучелом  его прозвали  за  то, что, когда он  сидит у  ворот  своего  храма, земледельцы для потехи обмазывают  ему  лицо спелыми смоквами  и виноградным соком. Каких только шуток не  отпускает  на его счет  древняя комедия!  Вот, говорят, дурацкий бог  - недаром  из бедра на свет вышел. И, однако, кто не предпочел  бы  участь этого болвана и  дурня,  вечно  веселого, вечно юного, всюду влекущего» (7, с. 84)».
Прихотью Глупости, лики которой бесчисленны (а едва ли не ярким проявлением Глупости служит человеческое самодовольство - filautia), так или иначе руководствуются все люди, все сословия и прослойки, все нации, ибо Глупость богата и коллективными проявлениями. Самое же печальное из них - война, которая может быть привлекательной лишь для тех, кто ее не изведал. Все это еще раз доказывает, что глупости подвержены все люди, какое бы положение они ни занимали, включая королей с их придворными и пап с их кардиналами. Автор не останавливается даже перед тем, чтобы распространить сферу действия Глупости на деятельность апостолов и самого Иисуса Христа: «Отнюдь не случайно дураки столь угодны Богу» (7, с. 110).
Почему глупость могущественнее мудрости? Ответ автора «Похвалы...» в целом сводится к тому, что сфера чувственности, связанная со всем телом человека, намного шире и сложнее сферы его разума, сконцентрированной в его голове (и даже части ее). В силу этого люди вынуждены «играть комедию жизни» (глава XXIX), исполняя самые различные роли. Могущество чувственности необоримо, и бессмысленно воображать моральность, полностью освобожденную от нее, как об этом нередко ханжески твердят схоластизированные сторонники официального благочестия (т. е. псевдоблагочестия).
Глупость, без которой люди не в силах обойтись в своем общении, в сущности, выражает иррациональность жизни. Человеческое счастье состоит вовсе не в том, чтобы ни в чем не заблуждаться, как полагают многие, а именно в том, чтобы заблуждаться, примешивая к крупицам мудрости значительную дозу глупости. Счастье зависит не столько от самих вещей, сколько от людского мнения о них. Поэтому-то «в жизни человеческой все так неясно и так сложно, что здесь ничего нельзя знать наверное» (7, с. 88).
Для выявления и изживания нередко универсальных притязаний Глупости огромную роль играет природа. «Мудрость природы» (XXII) Эразм весьма настоятельно подчеркивает в самых разных ее проявлениях (их примеры по большей части связаны с жизнью животных). Поскольку «природа никогда не заблуждается» (XXXIII) (7, с. 51), она способна излечить людей от любых благоглупостей, в которые они непрерывно впадают. Немаловажно отметить, что, говоря о природе, автор «Похвалы...» как бы забывает о Боге, без понятия которого совершенно невозможна его морализирующая «философия Христа». Он высмеивает и многочисленные «чудеса» (в том числе и связанные с молитвами), в которые столь рьяно верит подавляющее большинство людей. Чудом следует считать лишь саму природу во всей се целостности и со всеми ее законами, ибо в этом решающем своем аспекте она так же непознаваема, как и сам Господь-Бог.
Книга заканчивается серьезным заключением, что истинная религия является разновидностью Глупости. На протяжении всей книги Эразм говорит о двух видах Глупости – одном, восхваляемом иронически, и другом, восхваляемом серьезно; тот вид Глупости, который восхваляется серьезно, раскрывается в христианской простоте. Это восхваление находится в полном соответствии с тем отвращением, которое Эразм питает к схоластической философии и ученым докторам, не знавшим классической латыни.

Заключение
Итак, подведем некоторые итоги. Эпоха Возрождения XV - XVIII вв. - период зарождения буржуазных отношений. Термин «Возрождение» употребляется для того, чтобы обозначить стремление ведущих деятелей этого времени возродить ценности и идеалы античности.
Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, а в средние века - религиозная жизнь - проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Гелиоцентрическая теория Коперника перевернула не только представление о Вселенной, но и господствующую точку зрения на познание мира, которая состояла в отождествлении видимого и действительного. Идеи Николая Кузанского и Коперника развил и углубил Джордано Бруно. Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость - таковы исходные посылки философии итальянского мыслителя.
Эразм Роттердамский - нидерландский писатель, филолог, богослов, гуманист эпохи Возрождения (глава "северных гуманистов"). Родился Эразм Роттердамский 28 октября 1469 в Роттердаме. Известнейшее его произведение «Похвала глупости», в которой обличаются все обличия человеческой глупости. Конечно, многие идеи, содержащиеся в книге, в настоящее время полностью устарели, однако, это не значит, что глупость как таковая исчезла – глупость процветает даже в эпоху НТР. Знать и уметь различать проявления глупости – вот свойство подлинно думающего человека.
Список литературы

1. Горбачев В.Г. История философии. – Брянск: Курсив, 2000.
2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения: Учеб. пособие для философских факультетов и отд. ун-тов. - М.: Высшая школа, 1980.
3. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Волкова. – М.: ПРИОР, 1997.
4. Краткий очерк истории философии. – М.: Мысль, 1972.
5. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1978.
6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: Центр, 1996.
7. Роттердамский Э. Похвала глупости. – М.: Просвещение, 1960.
8. Соколов В. В. Европейская философия XV - XVII веков: Учеб. пособие для философских факультетов. - М.: Высшая школа, 1984.

Приложение

БОГ - сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством
ВЕРА - глубинная общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающий в себя такие аспекты, как гносеологический (принятие в качестве истинного тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого), психологический (осознание и переживание содержания данного тезиса в качестве ценности, решимость придерживаться его вопреки жизненным обстоятельствам и сомнениям, выступающая глубоким мотивационным фактором личной жизненной стратегии - вплоть до самоотречения: "верю" как "верую") и религиозный (при отнесении содержания объекта веры к сфере сверхъестественного).
ВОЗРОЖДЕНИЕ (или Ренессанс) - термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологические границы эпохи В. - 14-16 вв.
ГАРМОНИЯ (греч. armonia - связанность и соразмерность частей) - установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности.
ГУМАНИЗМ (лат. humanitas - человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса).
ИСКУССТВО - термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире - эстетически-выразительных форм.
СХОЛАСТИКА (греч. schola - ученая беседа, школа и лат. scholaslica - ученый) - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения.

(17.8 KiB, 54 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!