Философия эпохи Возрождения 3 - Часть 2

Одним из характерных представителей философии эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401 - 1464). Как и большинство философов его времени, он ориентировался на традицию неоплатоников. Однако он не слепо следовал этой традиции, а внес в нее существенные изменения. Как мы уже отмечали, центральное понятие неоплатонизма - понятие «Единого». У платоников единое характеризуется через свою противоположность «иному», неединому.
Николай Кузанский отвергает античный дуализм и заявляет, что единому ничто не противоположно — Единое есть все. Это философская установка служит основой для пантеистического мировоззрения. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное — это то, больше чего ничего быть не может. Поэтому Кузанский называет его максимумом, единое же — это минимум.
Центральным пунктом философии Николая Кузанского является учение о совпадении противоположностей - абсолютного максимума и абсолютного минимума. Абсолютный максимум единствен, потому что он есть все, в нем все есть, потому, что он - высший предел. Так как ему ничто не противостоит, то с ним в то же время совпадает минимум, а максимум тем самым находится во всем. А так как он абсолютен, то воздействует в действительности на все возможное, не испытывая сам никакого ограничения, но ограничивает все. Этот абсолютный максимум, по Кузанскому, есть Бог. Бог заключает в себе все в том смысле, что все в нем, он является развитием всего в том, что сам есть во всем. Если рассматривать Бога без вещей, то получается, что он существует, а вещи не существуют. Отстранить Бога от творений и останется небытие, ничто, - писал Николай Кузанский в своем знаменитом сочинении «Об ученом незнании».
Пантеистическое приближение бесконечного Бога к природе привело к новому истолкованию происхождения Вселенной и устройству Космоса. Не выступая открыто против идеи креационизма, Кузанский фактически устраняет принцип творения мира Богом. Он представляет отношения мира и Бога как отношения целого и части. Бог, с точки зрения итальянского философа, - это «бесконечный максимум», а бесконечный мир, Вселенная - это «ограниченный максимум». Ограниченный максимум произошел от абсолютного максимума не вследствие сверхъестественного творения, а посредством ограничения, поскольку все конечные или ограниченные вещи находят свое место где-то между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом. Развивая это воззрение в генетическом плане, Кузанский прибегает к понятию свертывания и развертывания мира. Объявляя божественное существо как бы «свертывающим» в себе все вещи и представляя природу как результат «развертывания» ее из божественных глубин, он, в сущности, возобновляет неоплатонический принцип эманации (истечения). В связи с этим, Николай Кузанский вводит неоплатоническое понятие «Душа мира», «Дух вселенной». Душа мира должна рассматриваться как универсальная форма, заключающая в себе все формы, что есть в действительности.
Осуществленное Николаем Кузанским отождествление единого с беспредельным абсолютным максимумом разрушает ту картину Космоса, на которую опиралось античное и средневековое мировоззрение. Античная и средневековая космология исходила из признания центра мира и тем самым из его конечности. Согласно взглядам Николая Кузанского, центр и окружность Космоса - это Бог, потому мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, в которых он был бы замкнут. Таким образом, вводится идея отсутствия у мира стабильного центра, каким в средневековой космологии считалась Земля. Так Николай Кузанский подготавливает коперниковскую революцию в астрономии, устранившую геоцентрическую систему строения мира.
Во времена Возрождения в Италии сложилась социальная группа людей, называвшихся гуманистами. Основным устремлением своей жизни они сделали занятия философией, литературой, древними языками, отысканием и изучением произведений античных авторов, филологическими исследованиями. Гуманистов нельзя считать интеллигентами в современном смысле слова; они представляли эзотерическую элитарную группу, которая своими занятиями и образом жизни утверждала новую систему духовных ценностей. Главным в этой новой системе ценностных координат было утверждение примата личных достоинств и личного благородства над происхождением, т.е. сословным благородством по крови. Ученость возвышает человека больше, чем происхождение, богатство или власть. Критерием личного благородства и достоинства выступает у гуманистов духовная культура. Сущность возрожденческого гуманизма и заключалась в концепции индивидуального совершенствования и путем приобщения к культуре. Меняются мировоззренческие ориентиры: цель человеческой жизни усматривается теперь в творчестве, познании, служении людям, обществу. Возрожденческое мироощущение стремится, таким образом, перенести абсолют в естественную плоскость и одновременно к космическому возвышению человеческого естества, земной жизни.
Культурноцентрический гуманистический индивидуализм Возрождения находит своеобразное дополнение и обоснование в фундаментальном мировоззренческом перевороте во взглядах на мироздание, совершенном Николаем Коперником (1473-1543 гг.). Его труд "О вращениях небесных сфер" (1543 г.) возродил и обосновал в качестве научной истины древнюю идею гелиоцентризма. "Сдвинув" Землю с центра мироздания, Коперник нанес сокрушительный удар теологическим представлениям о Вселенной и месте человека в ней, открыл новые пути для развития физики и астрономии, всего естествознания. Гелиоцентрическая теория перевернула не только представление о Вселенной, но и господствующую точку зрения на познание мира, которая состояла в отождествлении видимого и действительного. Отныне утверждается противоположная установка — видимое еще не есть достоверное, оно лишь "перевернутое" отражение скрытой за явлением действительности. Несовпадение сущности и явления, так убедительно продемонстрированное гелиоцентрической системой, сделало основной задачей зарождавшейся философии Нового времени поиски и обоснование адекватного метода познания действительности.
Идеи Николая Кузанского и Коперника развил и углубил Джордано Бруно (1548 - 1600 гг.). Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость - таковы исходные посылки философии итальянского мыслителя. На этом базируется его космологическое представление. Бруно открыто порывает с геоцентрической концепцией устройства мироздания. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля - лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни центра, ни границы. Понятия «верх», «низ» и им подобные применимы лишь к отдельным, ограниченным и временным системам, но не к Космосу, вечному и бесконечному. «В безмерном лоне бесконечной Вселенной возникают, развиваются, уничтожаются и снова рождаются бесчисленные миры. Наша Солнечная система - лишь одна из бесчисленного множества других, подобных систем». «Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь планет кружатся вокруг нашего Солнца», - писал Д. Бруно в книге «О бесконечности, вселенной и мирах».
Джордано объявляет Вселенную равной Богу. От исключает Бога-творца, внешнего и высшего по отношению к ней. Бог заключен у него в самом материальном мире, Он его деятельное и внутреннее начало. Таким образом, Бруно предстает перед нами как пантеист, восставший против Бога как сверхприродной силы. Этого Церковь не могла ему простить. Казнь Бруно была назначена на 17 февраля 1600 года на площади с нежным названием «Поле цветов». Святые отцы разных религиозных орденов увещевали его покаяться. Однако ничто не поколебало Бруно. Язык в тисках, цепь вокруг тела, медленно разгорающийся хворост, книги, тоже обреченные на сожжение. Но разве мысль человеческую этим остановишь? «Умственная сила никогда не успокоится, - учил он, - никогда не остановится на познанной истине, но все время будет идти, вперед и дальше...».
Наследником эпохи Возрождения, продолжившим ее традиции, содействовавшие развитию нового естествознания, опирающегося на экспериментально-математические методы, был Галилео Галилей (1564 - 1642), профессор математики Пизанского, а позднее Падуанского университетов. В работе «О движении» Галилей подверг критике аристотелевское учение о падении тел (Аристотель полагал, что тяжелые тела падают быстрее, чем легкие). Он интересовался различными техническими проблемами: описал пропорциональный циркуль, изобрел усовершенствованную водоподъемную машину, сконструировал подзорную трубу и первым направил ее на небо, превратив в телескоп. И что же он увидел? Луна оказалась похожей на Землю (с горами и «морями»). На Солнце ученый увидел пятна и то, что оно вращается вокруг своей оси. Галилей открыл фазы Венеры и четыре спутника Юпитера. Он обнаружил, что Млечный Путь - это не «туманность», как утверждал Аристотель, не светлая дорога в рай, как говорилось в Священном Писании, а скопление многих звезд. Свои открытия Галилей описал в «Звездном вестнике».
В 1632 г. Галилей создал «Диалог о двух важнейших системах мира, птолемеевской и коперниковской», за что был объявлен «узником инквизиции» и подвергнут «спасительному покаянию». В 1638 г. увидели свет его «Беседы и математические доказательства», касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению. Галилей исследовал сопротивление твердых тел изгибу и излому, а также явления упругости. Тем самым он основал науку о сопротивлении материалов. Но особенно велико значение его работ в области динамики и одного из ее разделов, связанного с законами падения тел, что обессмертило его имя.
Значение творчества Галилея проявилось еще и в том, что он разработал метод научного исследования, который, по его мнению, складывается из четырех этапов: 1) наблюдение (чувственный опыт); 2) создание рабочей гипотезы (аксиомы); 3) вывод законов природы (математическое развитие); 4) опытная проверка сделанного открытия, как высший критерий правильности вывода.
Благодаря тому, что Галилей в XVII в. создал метод исследования, в который необходимой частью входит математика, он считается основоположником научного естествознания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведем некоторые итоги.
Эпоха Возрождения XV - XVIII вв. - период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин «Возрождение» употребляется для того, чтобы обозначить стремление ведущих деятелей этого времени возродить ценности и идеалы античности.
Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, а в средние века - религиозная жизнь - проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Гелиоцентрическая теория Коперника перевернула не только представление о Вселенной, но и господствующую точку зрения на познание мира, которая состояла в отождествлении видимого и действительного. Идеи Николая Кузанского и Коперника развил и углубил Джордано Бруно. Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость - таковы исходные посылки философии итальянского мыслителя. Наследником эпохи Возрождения, продолжившим ее традиции, содействовавшие развитию нового естествознания, опирающегося на экспериментально-математические методы, был Галилео Галилей

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 т. Т.2. – М.: Политиздат, 1989.
2. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Волкова. – М.: ПРИОР, 1997.
3. Канке А. В. Философия. – М.: Наука, 1996.
4. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 1998.
5. Рассел Б. История западной философии. – М.: МИФ, 1993.
6. Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует о нас. – М.: Наука, 1991.
7. Философия: курс лекций. / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 1998.
8. Философия: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

(15.4 KiB, 55 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!