Философия эпохи Возрождения 3

ПЛАН

1.ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.
2.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, ГУМАНИЗМ, ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ И УЧЕНИЕ О БЕСКОНЕЧНОЙ ВСЕЛЕННОЙ КОПЕРНИКА, ГАЛИЛЕЯ, ДЖ. БРУНО)
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Эпоха Возрождения XV - XVIII вв. - период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин «Возрождение» употребляется для того, чтобы обозначить стремление ведущих деятелей этого времени возродить ценности и идеалы античности. Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Возрождение на деле означало поиск нового, а не реставрацию старого. В истории невозможно повернуть назад, возвратиться в какую-либо прошлую эпоху. Пережитое, накопленный опыт и культурный потенциал, не выбросишь и не преодолеешь. Он все равно будет оказывать свое воздействие, поскольку именно этот капитал является той экономической и культурной средой, в которой приходится действовать людям, ориентированным на его преодоление.
Таким капиталом, наследием для мыслителей и деятелей Возрождения было средневековье. Хотя, Возрождение и противопоставляет себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе отпечаток многих ее черт. Объективно эпоху Возрождения следовало бы характеризовать как эпоху перехода, потому, что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего, в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и гуманизма.
Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, а в средние века - религиозная жизнь - проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог, а человек Бог - начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами передового человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дали миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.
Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы». Основная ставка делается не на помощь Божию - «благодать», а на собственные силы человека. Оптимизм, вера и безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи.
Эпоха возрождения безоговорочно оценивается как высочайший взлет в развитии искусства, в особенности живописи и поэзии. Новая картина мира начинает складываться с нового понимания человека. В истолковании человека мировоззренческие открытия искусства не менее значимы, чем теоретические построения науки и философии. Первым человеком "нового мира", придавшим гуманистическую направленность вновь складывающемуся мировоззрению, по справедливости считается Петрарка (1304-1374 гг.). В своей поэзии он отошел от изображения как символического или аллегорического выражения высшего, божественного содержания. Петрарка открывает мир живого человеческого чувства и осознает его величайшую ценность. Человеческая природа, его телесность, естественные чувства впервые после тысячелетней традиции осознаются не как носители греховности, а как высшая ценность и онтологически подлинная реальность.
Словесному миру религии и схоластики в эпоху Возрождения противопоставляется мир в его непосредственности и чувственном богатстве. Например, в живописи предметы изображались так, как они естественно воспринимаются человеческим зрением. Не случайно рисунок стал основным языком новой науки. Если в мире существуют только индивидуальные вещи, то и средством постижения должно стать живое изображение. Живопись Возрождения стремится преодолеть разрыв между духовным и материальным, преодолеть запредельность мысли, сделать ее конкретно-зримой, пластичной.
Методологическая установка Возрождения состояла в том, чтобы от мертвых абстракций и комментирования сочинений древних авторов (библейских пророков, отцов церкви) перейти к живому наблюдению вещей. В науке это сразу дало громадное приращение нового материала и новых сведений. В немалой степени этому способствовала живопись. Потребность изображения человеческого тела не в символическом смысле, а в естественном виде дала толчок к изучению анатомии человека, вызвала интерес к проблемам оптики. Это в свою очередь привело к объяснению действия хрусталика человеческого глаза, изобретению камеры обскуры, лупы, микроскопа и зрительной трубы. Зримый, чувственно воспринимаемый мир резко раздвинул свои горизонты и вглубь, и вширь.
Мировоззренческая установка Возрождения состояла в открытии самоценности человеческой личности, в гуманистической направленности познания. Эта эпоха создала тип культурного индивидуализма, который имеет общечеловеческое назначение. Позднейший буржуазный индивидуализм, хотя и получил первоначальный толчок от возрожденческого гуманистического индивидуализма, формируется уже в других социально-экономических условиях и имеет иную мировоззренческую окраску. Гуманистический индивидуализм эпохи Возрождения ориентирован не на практическую экономическую деятельность, но на духовную культуру.
Важным элементом мировоззрения является культ творческой деятельности. В эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков физический труд и даже искусство ценились невысоко. Господствовал элитарный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания - размышления и созерцания, потому, что именно они приобщали человека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то время как материальная деятельность погружает в переходящий мир мнений. Христианство высшей формой деятельности считало ту, которая ведет к «спасению» души - молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Священного писания. В целом, все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания.
В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого себя. Именно тогда появляется в философии идея прометеизма - человек как сотворец мира, сотрудник Бога. В мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек - это телесное существо. И тело - это не «оковы души», которые тянут ее вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространенный в эпоху Возрождения культ Красоты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело. Таковы, на мой взгляд, общие характеристики мировоззрения человека эпохи Возрождения.

2. СНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, ГУМАНИЗМ, ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ И УЧЕНИЕ О БЕСКОНЕЧНОЙ ВСЕЛЕННОЙ КОПЕРНИКА, ГАЛИЛЕЯ, ДЖ. БРУНО)

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Изобретения книгопечатания, компаса, самопрялки, парохода, доменно-металлургического процесса, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания - все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло власть человека над природой. Изменяется средневековая картина мира. Математическое обоснование гелиоцентрической системы мира, данное польским ученым Н. Коперником, нанесло существенный удар средневековой геоцентрической системе. Открытие Коперника, опровергшее представление об исключительном характере Земли и человечества, позволяли предложить существование бесконечного количества других небесных тел, подобных Земле и Солнцу.
Итак, философия в эпоху Возрождения воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. На первый взгляд, может показаться, что происходит возврат к античному космоцентризму эпохи «физиков», «досократиков». Однако философия природы эпохи Возрождения в большей мере связана со средневековой философией. Для нее центральным остается трактовка вопроса о взаимоотношении Бога и мира. Но в этой трактовке, да и во всей методологии, философия эпохи Возрождения имеет свою специфику. Характерной для нее является антисхоластическая, а, следовательно, и антиаристотелевская направленность. Происходит возврат к идеям платонизма и неоплатонизма. Взаимоотношения Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем»). Христианский Бог здесь утрачивает трансцендентный, надприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!