Философия эпохи Возрождения 2

Содержание:

1. Характерные черты эпохи и их отражение в философской мысли.
2. Основные черты философии Возрождения (антропоцентризм, гуманизм, гелиоцентризм и учение о бесконечной Вселенной Коперника, Галиллея, Дж. Бруно).

Выводы по работе

Список используемой литературы.

1. Характерные черты эпохи и их отражение в философской мысли.

Культура Возрождения в Европе охватывает период от 40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в. В разных странах она зарождалась и достигала расцвета в разное время. Раньше всего она сложилась в Италии. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. В XIV - XV вв. наиболее полно раскрылись возможности феодализма, что было связано прежде всего с широким распространением товарно-денежных отношений. Зарождались раннекапиталистические элементы. Италия одной из первых вступила на этот путь, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.
Хотя ведущие позиции в политической жизни большинства итальянских государств принадлежали нобилитету и верхушке пополанства, высокую социальную активность проявляли средние слои пополанства и городские низы. Богатый, процветающий итальянский город стал основой формирования культуры Возрождения, светской по своей общей направленности, отвечавшей потребностям общественного развития. Крупное купечество, верхушка пополанства и городская знать сосредоточивали в своих руках огромные богатства. Часть этих средств щедро тратилась на строительство дворцов с пышным внутренним убранством, на сооружение семейной капеллы в старинной церкви, на устройство празднеств по случаю фамильных торжеств и, конечно, на образование детей, создание домашних библиотек. Это увеличивало потребность в архитекторах, художниках, музыкантах, квалифицированных учителях.
Успех на государственной службе во многом определялся тогда совершенным знанием латинского языка (в XIV—XV вв. он оставался официальным языком науки, внутренней и внешней политики), блеском ораторского искусства. Не только для городской верхушки, но и для пополанской среды в целом был характерен сравнительно высокий уровень грамотности, что объясняется распространением начального образования в школах, содержавшихся на средства городской коммуны, а также профессионального обучения в лавках ремесленников и торговцев.
Интенсивная жизнь итальянского города давала мощные импульсы развитию светской культуры Возрождения, решительно отходившей от церковно-схоластической традиции средневековья, оплотом которой оставались монастырские школы и университеты. Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев, особенно пополанства и зарождавшейся в его недрах ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой к богатству, неразборчивостью в средствах. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая «честное обогащение», радости мирской жизни, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Рост светских настроений, интерес к земным деяниям человека - важный идейный фактор, оказавший влияние на возникновение и дальнейшее формирование культуры Возрождения.
Этот процесс имел наряду с собственно историческими и историко-культурные предпосылки. Исторической задачей деятелей новой культуры стало восстановление преемственной связи с высокоразвитой культурой античности, во многом утраченной в VI - XI вв. и лишь частично возрождавшейся в XII - XIII вв. Достижения древних ученых, философов, поэтов, архитекторов, скульпторов послужили образцом, точкой отсчета для творцов культуры Возрождения, которые стремились не только подражать своим предшественникам, но и превзойти их. У культуры Возрождения были и средневековые корни - светские традиции городской, народной, рыцарской культуры.
Термин «Возрождение» (итал. Rinascimento, во французской форме - «Ренессанс») в XV - XVI вв. означал духовное обновление, подъем культуры после ее «тысячелетнего упадка». Отношение деятелей новой культуры к «средневековому варварству» было подчеркнуто негативным.
По своей сущности культура Возрождения была культурой переходной эпохи от феодального строя к капиталистическому, сложной по своей социальной основе, но во многом отразившей устремления наиболее передовых слоев феодального общества. Творцами ренессансной культуры были выходцы из самых разных социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, литературе, искусстве, архитектуре стали достоянием всего общества, хотя в большей мере - образованной и состоятельной его части. К новой культуре проявляли интерес и материально стимулировали ее развитие представители крупного купечества, феодальной знати, городского патрициата, правители итальянских, а с конца XV в. и других европейских государств, наконец, папский двор и часть духовенства. Однако далеко не во всех случаях высшие слои привлекала идейная сторона Возрождения, несравненно большее значение имели для них высокий уровень образования, художественные достоинства литературы и искусства, новые формы архитектуры, даже мода.
Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм, светски-рационалистическое по своей главной направленности мировоззрение. Оно лишь частично отражало интересы и настроения социальной верхушки, будучи по содержанию мировоззрением демократическим, антифеодальным, ибо освобождало сознание человека от сословных, корпоративных, церковно-схоластических пут, способствовало раскрытию его творческих потенций, активной, деятельной жизни.
Философия достигает своего расцвета именно в эпоху итальянского Возрождения и приобретает новые своеобразные черты. Она расширяет круг античных источников, и наряду с учениями Пифагора и Платона, материалистов-натурфилософов и первых диалектиков, этическими концепциями эпикурейской школы и стоицизма, идеями неоплатонизма, ею используются наследие Аристотеля и его последователей, очищенное от схоластическо-школьной интерпретации. Философия этого периода обращается к идеям арабской философии, богатой материалистическими традициями и знаниями в области естественных наук, а также к средневековой ереси и мистике.
Происходит дальнейшая, хотя и не окончательная, секуляризация философии: ограничивалось влияние религиозного сознания на сознание философское. Философы этого периода не теряют оптимизма в трактовке возможностей человеческой личности, утверждают принципы антропоцентризма, в основе которого находится жизнь во всех ее проявлениях. Вместе с тем они пытаются осмыслить те трагические противоречия, к которым приводит абсолютизация человеческой свободы, приводящая к крайним формам индивидуализма, нередко воспевая индивидуализм.
Одной из характернейших особенностей философии середины XV века является органицизм. Рассматривая природу по аналогии с человеческой жизнью, многие мыслители представляли ее единым огромным организмом.) Глубокий интерес к природе, стремление к ее пониманию и усилению власти над ней привело к возникновению натурфилософских идей. В области естественных наук центральное место занимало математическое знание. Именно математика явилась фундаментом для формулировки интересных диалектических положений. Характерной чертой итальянской философии эпохи расцвета был пантеистический взгляд на мир, выраженный подчас в мистической форме.

2. Основные черты философии Возрождения (антропоцентризм, гуманизм, гелиоцентризм и учение о бесконечной Вселенной Коперника, Галиллея, Дж. Бруно).

Среди мыслителей Возрождения видное место занимают Николай Кузанский, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галиллей.
Н. Коперник (1473 - 1543) - польский священник безупречной, как он сам считал, веры, - посвящая свой досуг астрономии, пришёл к убеждению, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Страх перед церковной цензурой и возможным преследованием заставил его отложить публикацию основной своей работы «Об обращении небесных сфер». Опубликованная после смерти автора, она не подверглась вначале официальному осуждению. Возможно, сыграла здесь свою роль оговорка в предисловии, что новый взгляд на мироздание - всего лишь гипотеза, или то обстоятельство, что книга была посвящена не кому-нибудь, а папе Павлу III.
Во всяком случае, церковь не сразу поняла грозную опасность учения Коперника. Занятая борьбой с реформаторами-протестантами, она не обратила внимания на малодоступную по языку и изложению книгу. Только в начале XVII в. учение, ставшее достаточно известным и нашедшее сторонников, было запрещено Римом как «глупое, философски ложное, решительно противоречащее Священному писанию и прямо еретическое». Книга была сожжена рукой палача и включена в «Индекс» - список официально запрещенных церковью книг, как было сказано, впредь до исправления ошибок. Лишь в 1835 г. запрет был снят.
Главное в концепции И. Коперника - развенчание представления о Земле как центре Вселенной, низведение ее до положения обычной планеты. Трудно представить себе что-либо более противоречащее христианскому вероучению, подрывающее идеальную, в представлении церковников, картину мира.
Б. Рассел справедливо заметил по этому поводу: если Солнце, Луна, планеты и неподвижные звезды обращаются вокруг Земли, легко предположить, что они существуют исключительно для нас, а мы представляем предмет особого интереса для Творца. Но после того, как Коперник и его последователи убедили мир, что вращаемся-то на самом деле мы, а звезды и не замечают нашей Земли; когда оказалось, что Земля очень мала в сравнении с некоторыми планетами, а те малы в сравнении с Солнцем; когда с помощью вычислений и телескопа были установлены размеры Солнечной системы. Галактики и, наконец, Вселенной, состоящей из бесконечного числа галактик, - тогда очень трудно стало верить... Самые простые соображения приводили к мысли, что мы, видимо, не являемся целью Вселенной; пошатнувшееся достоинство нашептывало, что если не мы - цель Вселенной, то у нее, скорее всего, вовсе нет цели.
Католический Рим был взбешен. Мало что значило то обстоятельство, что сам Коперник считал свою теорию не противоречащей Библии. Однозначно негативной была и позиция протестантов. Когда М. Лютера ознакомили с взглядами Коперника, он открыто высказывал своё возмущение: «Люди слушают выскочку-астролога, который тщится доказать, что вращается Земля, а не небеса или небесный свод. Солнце и Луна... Этот дурак хочет перевернуть всю астрономию, но Священное писание говорит нам, что Иисус приказал остановиться Солнцу, а не Земле». Подобным же образом, т.е. текстом из Библии, опровергал польского мыслителя и Кальвин, восклицая при этом: «Кто осмелится поставить авторитет Коперника выше авторитета святого духа?»
Н. Коперник не дал исчерпывающих доказательств в пользу гелиоцентрической системы, того взгляда на мир, что Земля - лишь одна из планет, вращающихся вокруг Солнца. Первым известным мыслителем, который попытался это сделать, приняв идеи Коперника, был Д. Бруно. Он активно пропагандировал новый взгляд на мир.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!