Федеральное казначейство

Содержание
Введение
1. Структура органов федерального казначейства в России.
2. Особенности функционирования казначейства на современном этапе.
3. Перспективы развития казначейства в России.
Заключение
Список литературы

Введение

Переход России к рыночным отношениям и отказ от единой государственной формы собственности уже в начале 90-х годов поставил государство перед необходимостью защиты своих финансовых интересов. Кассовое исполнение бюджетов всех уровней через Центральный банк России и коммерческие банки оказалось без должного контроля со стороны государства. Банковская система претерпевала кардинальные изменения и перестала быть только государственной, более того, для ее развития отвлекались и использовались финансовые средства государства. Чрезвычайно актуальным стало обеспечение учета, подконтрольное™, защищенности и управляемости финансовыми ресурсами государства. Объективно сложилась необходимость создания органов исполнительной власти, способных обеспечить реализацию требований государства по управлению финансами бюджетной системы страны. История развития экономических отношений в России имеет пример такой системы учреждений. С 1821 года до 1917 года «главное счетоводство всех приходов и расходов» осуществлялось Департаментом Государственного казначейства. Все развитые страны осуществляют исполнение государственных бюджетов через систему казначейств: Швеция, США, Израиль, Австралия, Германия и т.д. В 1992 году и в России начался процесс формирования такой системы органов исполнительной власти федерального уровня - территориальных органов федерального казначейства. Правовой основой их создания и деятельности явились Указ Президента Российской Федерации и «Положение о федеральном казначействе».
В данном реферате мы рассмотрим структуру органов федерального казначейства в Российской Федерации, принципы их функционирования, а также наметим перспективы развития этой системы в ближайшем будущем.

1. Структура органов федерального казначейства в России.

Органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов Российской Федерации. Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой:
I уровень - Главное управление федерального казначейства (ГУФК) возглавляется начальником в ранге заместителя Министра финансов. Осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства; информирует высшие исполнительные и законодательные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.
II уровень - управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу (руководитель назначается на должность и освобождается от нее начальником ГУФК) обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходованию средств федерального бюджета.
III уровень - отделения федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и районам в городах, кроме городов районного подчинения (руководитель назначается и освобождается от должности начальником УФК) осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет операций по движению средств на счетах казначейства в банках и лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах казначейства, и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов федерального бюджета на территории (8, с. 233).
Все органы федерального казначейства являются юридическими лицами, относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативными документами, утвержденными Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ (или по согласованию с ним). Документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета руководящими для органов федерального казначейства не являются.
Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах) или в уполномоченных коммерческих банках по согласованию с Министерством финансов РФ.
Территориальным органам федерального казначейства открываются лицевые счета в банках на балансовых счетах второго порядка:
• №40101 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства»;
• № 40102 «Доходы федерального бюджета»;
• № 40103 «Доходы федерального бюджета, перечисляемые на финансирование расходов»;
• № 40105 «Средства федерального бюджета».
Если орган федерального казначейства по соглашению с органами исполнительной власти на территории осуществляют функции по исполнению бюджетов других уровней, кроме федерального, им открываются лицевые счета для каждого уровня бюджета по доходам и расходам на других балансовых счетах (8, с. 235).
Исполнение бюджетов органами федерального казначейства происходит на основании закона о федеральном (или иного уровня) бюджете на соответствующий год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам.
Доходная часть бюджета любого уровня исполняется на основе поступления налоговых и неналоговых платежей, уплачиваемых юридическими и физическими лицами в соответствии с действующим налоговым законодательством, а также пени, штрафов и безвозмездных поступлений. В процессе формирования доходов бюджета задействованы три группы участников: налогоплательщики, банки, органы федерального казначейства. Порядок их взаимодействия представлен на рисунке 1.
Налогоплательщики в установленном порядке оформляют и представляют в банк платежные документы на перечисление налогов и платежей. Коммерческие банки, где открыты счета налогоплательщиков, и учреждения Центрального банка России, где открыты корреспондентские счета коммерческих банков, осуществляют безналичные расчеты между плательщиком и получателем налогов и платежей. Органы федерального казначейства на территории выступают получателем доходов.

ОФК осуществляют учет поступивших по каждому платежному документу сумм налогов и платежей по кодам согласно Бюджетной классификации РФ, а затем формируют, и представляют в УФК ежедневный отчет о суммах поступивших доходов в федеральный бюджет. Законом о федеральном бюджете на соответствующий год и налоговым законодательством РФ определен перечень налогов, которые должны быть распределены между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Если органы казначейства исполняют кроме федерального еще бюджет субъекта РФ или местный бюджет, то перечень распределяемых налогов определяется их бюджетами. Все поступившие в казначейство налоги должны быть распределены согласно утвержденным нормативам.
Итогом распределения за каждый день являются суммы, предназначенные к перечислению в бюджеты различных уровней. ОФК готовит платежные поручения, в которых плательщиком средств выступает казначейство, а получателем средств является финансовый орган от лица исполняемого бюджета. Органы казначейства обязаны представить платежные поручения на перечисление доходов по уровням бюджетов не позднее дня, следующего за днем получения выписки на зачисление распределяемых налогов и платежей. ОФК при исполнении федерального бюджета по доходам ежедневно передают территориальной налоговой инспекции сводный реестр и копии платежных документов по поступившим налогам и платежам (9, с. 128).
Доходы, собранные на территориях, с лицевых счетов ОФК, которые являются транзитными, поступают на лицевой счет УФК и далее в ТУФК. Таким образом, учет исполнения федерального бюджета по доходам осуществляется ежедневно в течение всего финансового года. Приказом Министерства финансов РФ и Центрального банка России устанавливается дата завершения финансового года, это, как правило, 4-5 января. В порядке заключительных оборотов все лицевые счета доходов органов федерального казначейства «обнуляются», а все доходы аккумулируются на едином счете ГУФК и будут использованы для операций в следующем финансовом году.
Исполнение федерального бюджета по расходам также осуществляется на основе закона о федеральном бюджете и полностью зависит от объемов доходов. Процесс исполнения федерального бюджета по расходам представлен на рисунке 2.

Если доходы собираются в запланированном федеральным бюджетом объеме, то расходы федерального бюджета можно осуществлять в утвержденных бюджетом суммах, если доходная часть ниже утвержденной в бюджете, необходимо принимать решения о секвестре, т.е. сокращении расходов. После принятия соответствующих решений Министерство финансов РФ и ГУФК осуществляют роспись федерального бюджета по главным распорядителям.
Главным распорядителем средств федерального бюджета выступает орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям в соответствии с ведомственной классификацией расходов. Распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Бюджетополучатель - это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на текущий финансовый год (4, с. 21).
Получив информацию от главных распорядителей, ГУФК формирует реестры лимитов финансирования по распорядителям и бюджетополучателям и направляет их в УФК по территориям субъектов Российской Федерации. УФК ведут списки распорядителей на своей территории и информируют их о поступившем финансировании. Распорядители обязаны представить в УФК распределение лимитов финансирования по подведомственной сети своих учреждений и организаций, расположенных как на данной территории, так и на территориях других субъектов Российской Федерации. УФК формируют реестры финансирования по бюджетополучателям и направляют их для исполнения в ОФК на своей территории и в УФК на территории других субъектов РФ. Все средства федерального бюджета по реестрам ГУФК должны быть распределены по бюджетополучателям на территориях УФК и ОФК и подтверждены соответствующими реестрами.
Полученный органами казначейства реестр еще не означает факта финансирования. Лимиты, указанные в реестрах, необходимо обеспечить денежными средствами, зачисленными на лицевые счета расходов органов федерального казначейства. Достичь этого можно двумя путями. Во-первых, за счет доходов на территории. Для лучшего усвоения материала отдельные понятия, положения, термины в учебнике повторяются в смысловом контексте определенной главы; во-вторых, с единого счета ГУФК.
Для осуществления расходов бюджетополучатель оформляет расчетно-платежные документы, где реквизиты плательщика заполняются от имени казначейства: идентификационный номер (ИНН), банк плательщика, номер лицевого счета. Реквизиты получателя, сумму и назначение платежа с обязательным указанием статьи расходов по экономической классификации, определяет бюджетное учреждение и указывает их в установленном порядке в платежном документе. Все оформленные документы представляются в ОФК.
ОФК осуществляет текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета бюджетополучателями. В этом состоит особенность казначейской системы исполнения бюджета: банки осуществляют операции по расчетно-денежным документам клиента в пределах остатка средств на лицевом счете и не контролируют назначение платежа, а органы федерального казначейства - в пределах остатка средств по статье экономической классификации с контролем назначения платежа. Все принятые к исполнению в ОФК платежные документы бюджетополучателей представляются в банк от имени ОФК и списываются с его лицевого счета расходов (4, с. 22).
Особый порядок предусмотрен для получения бюджетными учреждениями наличных денежных средств, выдачей которых казначейства не занимаются. Орган казначейства в установленном порядке оформляет денежный чек на доверенное лицо бюджетного учреждения, которое получает денежную наличность в банке с лицевого счета органа казначейства. Операции прихода и расхода по лицевому счету органа федерального казначейства отражаются в выписке, которую банк ежедневно выдает ОФК. В свою очередь органы казначейства оформляют по каждому лицевому счету бюджетополучателя выписку с приложением копий платежных документов, подтверждающих факт списания и зачисления средств по их счету. По описанной схеме осуществляется исполнение расходной части федерального бюджета в течение всего финансового года. Дата и процедура завершения финансового года по расходам ежегодно определяется приказом Министерства финансов РФ и Центрального банка России. Например, 1998 финансовый год был завершен по расходам в марте 1999 года. Органы федерального казначейства представляют в вышестоящие органы отчеты по исполнению федерального бюджета по доходам и расходам по утвержденным формам и в установленные сроки.
Неотъемлемой частью работы органов казначейства является контрольная деятельность. Проверкам со стороны казначейства подвергаются все банки, осуществляющие операции с доходами и средствами федерального бюджета, которые должны соблюдать сроки списания, перечисления и зачисления платежей. В случае нарушений банкам начисляются штрафные санкции и могут быть внесены представления в ЦБ России о лишении банка лицензии на право осуществления банковских операций. Кроме того, казначейство осуществляет контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета у всех бюджетополучателей.

2. Особенности функционирования казначейства на современном этапе.

Функционирование системы органов федерального казначейства в условиях использования единого казначейского счета (ЕКС) является качественно новой технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальным является следующее:
• централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытом Главному управлению федерального казначейства Минфина РФ (ГУФК);
• централизация операций по доходам бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации на одном банковском счете, открытом УФК по субъекту Федерации для учета налогов и сборов, уплачиваемых в бюджетную систему; распределение доходов от их уплаты между разными уровнями бюджетов бюджетной системы и проведение операций по расходам федерального бюджета на уровне УФК;
• ежедневное отражение в Главной книге федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета.
При функционировании ЕКС налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы на счет УФК по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, открытый в учреждении Банка России. Ежедневно УФК распределяет в соответствии с законодательством доходы, поступившие за предыдущий период на счет по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства по разным уровням соответствующих бюджетов и перечисляет доходы на счета по учету средств бюджета субъекта Федерации, муниципальных бюджетов, на счет государственных внебюджетных фондов, а в части федерального бюджета - на ЕКС, открытый ГУФК в учреждениях Банка России, а также осуществляет возврат налогоплательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов в пределах доходов соответствующих бюджетов и остатка средств на счете (4, с. 21).
УФК ежедневно передают отделениям федерального казначейства по городу, району (ОФК) информацию о поступивших налогах и сборах по электронным каналам связи для последующей передачи территориальным налоговым и финансовым органам необходимой им информации о поступивших налогах и сборах.
При наличии соответствующих технических возможностей информация о поступивших налогах и сборах передается УФК непосредственно в управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам субъекта Федерации для последующего доведения до территориальных налоговых органов.
Учет доходов от уплаты налогов и сборов, поступающих во все уровни бюджетной системы РФ, осуществляемой органом федерального казначейства, позволит органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и налоговым органам оперативно получать адекватную информацию о поступивших на территории соответствующего административно-территориального образования налогах и сборах.
Перечисление средств на проведение расходов федерального бюджета осуществляется ГУФК в пределах остатка средств на ЕКС на основе заявок УФК в объеме, необходимом на операционный день для проведения расходов федерального бюджета. Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета УФК.
ГУФК производит перевод средств федерального бюджета с ЕКС в течение операционного дня в учреждения Банка России, а их зачисление на счет УФК производится в обязательном порядке в начале следующего операционного дня.
В целях управления платежами из федерального бюджета в пределах его реальных возможностей финансирование бюджетных учреждений осуществляется распорядителями бюджетных средств через органы федерального казначейства и отражается на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах федерального казначейства.
При этом бюджетные учреждения и организации не должны иметь отдельных счетов для учета средств федерального бюджета ни в учреждениях Банка России, ни в кредитных организациях. Вместе с тем, это не ограничивает самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений в рамках предоставленных им полномочий по использованию выделенных им бюджетных средств.
УФК осуществляет оплату расходов федерального бюджета получателей бюджетных средств в течение операционного дня в пределах имеющихся средств на счете и весь неиспользованный остаток в конце операционного дня учреждение Банка России перечисляет на ЕКС (2, с. 174).
Для выдачи бюджетным учреждениям и организациям, лицевые счета которых открыты в ОФК, наличных денежных средств на выплату заработной платы и другие установленные законодательством Российской Федерации расходы ОФК открывает счет в учреждении Банка России или кредитной организации.
На ЕКС поступают доходы федерального бюджета и остатки неиспользованных средств федерального бюджета, перечисляемые со счетов УФК. ГУФК ежедневно осуществляет перечисление средств с ЕКС региональным УФК. Учет ежедневных поступлений в федеральный бюджет доходов и расходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации Российской Федерации в разрезе субъектов Федерации нарастающим итогом с начала года осуществляется ГУФК в Главной книге федерального казначейства, которая является основным учетным регистром.
Концепция функционирования единого счета федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета разработана Минфином России совместно с Центробанком и одобрена распоряжением Правительства РФ от 23 января 2000 г. № 107-р.
ОФК ежедневно перечисляет остатки неиспользованных средств на счет УФК. Расходные операции по перечислению средств со счета по учету средств федерального бюджета ОФК после перечисления остатков не производятся.
Сложность задачи, стоящей перед Российской Федерацией по обеспечению управляемости и подконтрольности государственных финансовых ресурсов заключается в особенностях географического положения страны: большая протяженность и множество часовых поясов, а также федеративное устройство системы государственной власти. Поэтому решение поставленной задачи возможно только посредством создания компьютерных технологий и обязательных для исполнения всеми участниками бюджетного процесса процедур и правил, регламентирующих порядок исполнения федерального бюджета.
Значение концепции функционирования ЕКС для эффективного функционирования казначейской системы в России определяется следующим:
• ускоряется доступность доходов федерального бюджета для их использования;
• информация об объемах поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации становится актуальной, поскольку резко увеличивается скорость ее получения;
• ежедневно становится доступной информация об объеме налогов и сборов, поступающих на территориях субъектов Федерации, а также о соответствии сумм зачисления регулирующих налогов в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации по нормативам их распределения, установленных законодательством РФ;
В целях создания условий для внедрения ЕКС МНС России совместно с Минфином России и ГТК России разработаны и утверждены приказом от 01.10.2001 г. "Правила указания информации в полях «Плательщик» и «Получатель» расчетных документов на перечисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также взыскание недоимок, пеней и штрафов".
В рамках реализации Концепции функционирования единого счета федерального казначейства в 2000 и 2001 гг. Минфин России была проведена работа по установлению нового порядка движения и учета средств федерального бюджета. По состоянию на 31 декабря 2001г. в 57-ми Управлениях федерального казначейства внедрены элементы единого счета, в 50-ти - по учету доходов федерального бюджета, в 21-ом - по учету доходов, распределяемых органами федерального казначейства, в 16-ти - по учету расходов федерального бюджета (7, с. 31).
Банком России совместно с Минфином России и МНС России разработаны нормативные документы по закрытию транзитных счетов органов федерального казначейства по учету доходов федерального бюджета. В декабре 2001 г. транзитные счета были закрыты.
В 2001 г. изменен порядок прохождения средств федерального бюджета на финансирование расходов, что позволило путем централизации поступивших за день доходов федерального бюджета на счет ГУФК ускорить их использование на пять операционных дней.
В ноябре 2001 г. в четырех субъектах Федерации (Чувашия, Ульяновская, Саратовская и Камчатская области) был проведен эксперимент по ежедневному перечислению доходов федерального бюджета, поступивших на данных территориях, на счет Главного управления федерального казначейства (ГУФК).
Кроме того, в 2001 г. была проведена работа по включению управлений федерального казначейства в состав участников обмена электронными документами при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России. По результатам данной работы все, за исключением девяти УФК по субъектам Федерации подключены к системе электронного документооборота с учреждениями Банка России.
В ушедшем году Главным управлением федерального казначейства были закрыты 65 счетов по учету доходов федерального бюджета, открытых ранее в ОПЕРУ-1 Банка России.
В рамках реализации Концепции функционирования ЕКС в 2002 г. Минфином России запланированы следующие мероприятия:
• завершение централизации учета операций по исполнению доходной части федерального бюджета на уровне УФК, обеспечив закрытие в ОФК банковских счетов по учету доходов федерального бюджета
• продолжение централизации осуществления операций по исполнению федерального бюджета на уровне УФК, обеспечив, исходя из качества заполнения платежных документов по перечислению налогов и сборов, постепенное закрытие в соответствующих ОФК банковских счетов по учету налогов распределяемых органами федерального казначейства, а также проведение безналичных операций со средствами федерального бюджета через платежную систему Банка России через счета УФК;
• завершение работы по установлению электронного документооборота между УФК и Главными управлениями Банка России по субъектам Федерации, а также с управлениями МНС России по субъектам Федерации.
• продолжение работы по установлению электронного документооборота между УФК и ОФК.

3. Перспективы развития казначейства в России.

Хотя система федерального казначейства - молодая финансовая структура, однако темпы ее развития весьма высоки, а эффективность выполняемых операций растет с каждым годом. Одновременно расширяется перечень функций органов федерального казначейства по учету государственных финансов. Так, в 1998-2001 гг. получили развитие следующие направления: учет доходов федерального бюджета и их регулирование по уровням бюджетной системы; учет отдельных видов федеральных, региональных и местных налогов, неналоговых доходов; кассовое исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В числе важных направлений - контроль за соблюдением органами исполнительной власти субъектов РФ бюджетной дисциплины; оформление бюджетных ссуд; перечисление федеральных доходов на территории на финансирование расходов и трансферта субъекту Федерации; представление интересов казны в судебных органах и др. (1, с. 28)
Органы казначейства, организованные в виде трехзвенной структуры, способствуют реализации принципов бюджетного федерализма. Через систему этих органов обеспечивается вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов бюджетов, они имеют полный набор средств и методов для перераспределения средств между соответствующими бюджетами. Казначейства в состоянии обеспечить и претворение в жизнь принципа фактического равноправия всех элементов бюджетной системы в межбюджетных отношениях при условии выработки определенных правил и процедур. Не случайно в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О бюджетной политике на 2002 год" большое внимание уделено развитию казначейской системы и совершенствованию казначейских технологий.
Вместе с тем необходимо отметить, что возможности казначейской системы исполнения бюджетов используются не в полной мере. В настоящее время органы федерального казначейства должны рассматриваться прежде всего в качестве ведущего института, на базе которого могут быть сконцентрированы все направления управления бюджетными потоками государства. В ближайшем будущем возрастает роль, которая отведена казначейской системе исполнения бюджетов. Так, в соответствии с Программой развития бюджетного федерализма' к 2005 году должен быть в основном завершен переход региональных и местных бюджетов на казначейское исполнение. Таким образом, три уровня бюджетной системы РФ будут охвачены казначейским контролем.
В этих условиях необходимо, чтобы наряду с учетно-платежной, казначейство взяло на себя функцию государственного финансового управления. Обеспечивая комплексный подход к учету государственных финансов, эти функции должны быть полностью сосредоточены в системе органов федерального казначейства. Они должны контролировать не только бюджетные средства, но и внебюджетные фонды, все внебюджетные средства государственных организаций и учреждений, таможенные платежи и средства целевых государственных бюджетных фондов.
Приоритетное положение федерального казначейства в системе финансовых органов страны требует создания нормативно-правовой основы для его эффективного функционирования. Однако анализ практики применения действовавших до последнего времени казначейских методов исполнения федерального бюджета позволяют сделать вывод о том, что созданные учреждения федерального казначейства не используют в своей деятельности категорию и понятие "казны", зафиксированные в Гражданском кодексе РФ.
Поэтому представляется уместным к существующим задачам казначейства добавить следующие: ведение казенного баланса по имуществу (достоянию) казны, а также создание нормативно-методологической базы для ведения казенного учета в учреждениях, содержащихся за счет соответствующих бюджетов. Реализация этих задач коренным образом изменит отношение к государственному имуществу и позволит ввести государственное регулирование условий его обращения.
Казначейский метод исполнения бюджета должен обеспечить осуществление планового финансирования бюджетных расходов по системе бухгалтерско-казначейских межотраслевых (или отраслевых) подразделений. Для внедрения казначейского метода исполнения бюджета необходимо ввести в действие систему оперативного отслеживания движения имущественного компонента казны в бюджетной сети и порядок распоряжения вновь создаваемой (за счет бюджетных средств) собственностью а также проработать правовые вопросы управления натуральной составляющей бюджетных ресурсов и нематериальными активами (1, с. 30).
Обновлению казначейской системы должно сопутствовать наделение ее соответствующими полномочиями в области регулирования исполнения бюджета и управления государственными финансами. Это предполагает принятие федерального Закона о казначействе, согласованного с существующим законодательством, в частности, с Бюджетным кодексом.
Казначейство, таким образом, должно стать основным распорядителем государственных финансовых средств, что предполагает его право осуществлять все государственные операции, независимо от того, в какой валюте они проводятся - национальной или иностранной.
Минфин России в лице ГУФК, должен стать единственным заемщиком средств от имени государства и единственной инстанцией, утверждающей государственные гарантии по отношению к третьим сторонам. Его полномочия по привлечению кредитов должны ограничиваться общим лимитом по заимствованиям и лимитом по гарантиям, которые устанавливаются законом о бюджете. Соответственно казначейство также будет обязано вести весь учет в этой области.
Государственный учет приобретет более комплексный характер при включении операций бюджетных единиц, находящихся в подчинении бюджетных министерств. Тогда казначейство будет отвечать за ведение счетов этих организаций. Оно должно будет отвечать и за контроль финансового состояния всех государственных учреждений.
Закон о казначействе должен оговаривать взаимоотношения ГУФК с другими управлениями Минфина, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом, министерствами, а также региональными и местными государственными органами.
К числу перспективных задач, наряду с упорядочением правовой основы деятельности федерального казначейства, относятся следующие:
• совершенствование механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов;
• развитие организационного, материального и технического обеспечения федерального казначейства;
• развитие, внедрение и организация эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов казначейства с учетом обеспечения безопасности информации.
Для достижения эффективности управления необходимо, чтобы информационная финансовая система казначейства была интегрированной. Принятие совершенно новой функциональной структуры, более адекватно отражающей направление деятельности и роль ведомства, представляет собой трудную комплексную задачу, в ходе технической реструктуризации. Однако в будущем это обещает повышение эффективности и результативности работы, направленной на выполнение задач и достижение целей организации.
Отметим, что основной причиной возникновения внебюджетных фондов представляется желание обеспечить низкий (по сравнению с бюджетом) уровень рисков. Поэтому, учитывая их особую социальную значимость, в оптимальном варианте внебюджетные фонды целесообразно перевести на казначейскую систему. Это позволило бы Минфину России контролировать исполнение бюджетов фондов. Кроме того, появится возможность использовать избыточные денежные ресурсы этих фондов, помещаемые на Едином казначейском счете. Ни одна из перечисленных особенностей системы не ущемляет автономии фондов при исполнении их собственных бюджетов. Фонды выиграют, так как они смогут воспользоваться механизмами бухгалтерского учета и отчетности, имеющимися в рамках информационной системы казначейства. Разумеется, качество услуг по перечислению платежей, которые будет предоставлять казначейство, должно быть не хуже качества услуг, предоставляемых банками. Кроме того, можно предусмотреть введение сопоставимых процентных ставок на текущие остатки, депонированные в казначействе.
На наш взгляд, ответственность за решения всех вопросов, связанных с государственным долгом и финансовыми активами, следует возложить на ГУФК. Оно должно отвечать за финансирование органов государственного управления со стороны банковской системы и из внешних источников. Казначейство также должно заниматься эмиссией государственных ценных бумаг и управлением финансовых активов, находящихся по контролем Минфина России, и отвечать за регистрацию всех государственных гарантий по обязательствам перед третьими сторонами. Причем казначейство должно не только рассматривать вопрос о предоставлении таких гарантий, но и иметь полномочия для их утверждения.
В связи с перманентным несовершенством взаимодействия казначейских органов и кредитных учреждений напрашивается вывод о настоятельной необходимости создания бюджетного казначейского банка, что позволит решить проблему аккумуляции всех бюджетных средств на Едином счете органов федерального казначейства.
Решение вопросов, связанных с регулированием бюджетных и финансовых потоков, зависит, прежде всего, от условий формирования доходных и расходных статей бюджетов, в числе которых — соотношение закрепленных и регулирующих налогов, масштабы дотирования и субсидирования бюджетов, принципы определения и утверждения нормативов отчислений от регулирующих налогов, порядок расчета минимального бюджета, подходы к формированию федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Оптимальным было бы решение, в соответствии с которым гарантией эффективного мсжбюджетного регулирования стало бы кассовое обслуживание бюджетов через органы казначейства.
Учет государственных финансовых ресурсов. Для максимально полного учета государственных финансов необходимо перейти к новой стратегии построения бюджета, подразумевающей изменение подхода к определению ответственности государства (федерального бюджета) за исполнение объявленных и принятых на себя государством обязательств.
Бухгалтерский учет должен вестись в централизованной Главной книге федерального казначейства, содержащей основные государственные счета. Это позволит получать достоверную и своевременную информацию о состоянии государственного сектора.
В связи с намеченными Программой развития бюджетного федерализма мерами большая роль должна быть отведена региональным казначейским управлениям, на которые должна быть возложена обязанность осуществлять контроля над всеми платежами и поступлениями во все виды бюджетов. Эволюцию региональных казначейских управлений можно представить в четыре этапа: региональные центры обработки дачных; центры автоматизированного учета; региональные казначейские управления; отраслевые казначейские управления.
Таким образом, развитие казначейской системы исполнения бюджетов будет сопровождаться двумя тесно переплетающимися процессами: увеличением количества выполняемых функций с одновременным возрастанием требований к качеству их исполнения, а также усилением роли региональных казначейских управлений с параллельным сокращением их местных отделений.

Заключение

Итак, подведем некоторые итоги.
Органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов Российской Федерации. Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой: 1) Главное управление федерального казначейства (ГУФК) возглавляется начальником в ранге заместителя Министра финансов; 2) управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ; 3) отделения федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и районам в городах.
Функционирование системы органов федерального казначейства в условиях использования единого казначейского счета (ЕКС) является качественно новой технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальным является следующее: централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС;  централизация операций по доходам бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации на одном банковском счете; ежедневное отражение в Главной книге федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета.
в 1998-2001 гг. получили развитие следующие направления: учет доходов федерального бюджета и их регулирование по уровням бюджетной системы; учет отдельных видов федеральных, региональных и местных налогов, неналоговых доходов; кассовое исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В числе важных направлений - контроль за соблюдением органами исполнительной власти субъектов РФ бюджетной дисциплины; оформление бюджетных ссуд; перечисление федеральных доходов на территории на финансирование расходов и трансферта субъекту Федерации; представление интересов казны в судебных органах и др.
Список литературы

1. Гусев С.И. Федеральное казначейство: взгляд на перспективы развития // Финансы. – 2002. - №2. – С. 28 - 30.
2. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1999.
3. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы и статистика, 2000.
4. Клюкова И.Н. Взаимодействие казначейских и налоговых органов в реализации единого казначейского счета // Финансы. – 2002. - №2. – С. 20 – 33..
5. Линьков С.А. Финансы и кредит. – М.: Логос, 2001.
6. Маклева Г.И. Бюджетный чет и отчетность в Российской Федерации и его совершенствование // Финансы. – 2002. - №2. – С. 22 – 28.
7. Мурзаков А.П. Практика казначейского исполнения бюджета // Финансы. - 2002. - №3. – С. 31 - 33.
8. Романовский М.В. Финансы. – М.: Перспектива, 2000.
9. Финансы: Учебник / В. М. Родионова, Ю. А. Вавилов, Л. И. Гончаренко и др.; Под ред. В. М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1994.
10. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. - М.: Проспект, 1999.
11. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. - 3-е изд. -М.: Финансы и статистика. 1999.
12. Хори Ван Э. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 1996.

(76.3 KiB, 64 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Комментарии к записи "Федеральное казначейство"
Оставить комментарий
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!