Факторы взаимодействия субъектов предприятия

Предприятие как сложная социально-экономическая система в процессе своего функционирования осуществляет многоуровневое вза­имодействие: предприятие — внешняя среда; подразделение — подраз­деление; группа — группа; работник — предприятие, подразделение, группа; и совсем не последнее по значимости: наемный работник — соб­ственник капитала (владелец ггредприятия). Характер взаимодействия сторон определяет, в конечном итоге, уровень жизнеспособности и кон­курентоспособности предприятия. Важное значение в организации эффективного взаимодействия приобретает структура предприятия, посредством которой оно реализуется.

В соответствии с теорией и практикой управления сложилось представление, что взаимодействие на уровне «предприятие — вне­шняя среда» может осуществляться, используя механистические или органические подходы; на уровне «подразделение — подразделе­ние» или «группа — группа» взаимодействие реализуется в границах организационных структур.

Механистический подход в организации взаимодействия характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений и жесткой иерархией вла­сти. С такими характеристиками предприятие может эффективно функционировать в условиях использования рутинной технологии, несложного и нединамичного внешнего окружения.

Органический подход отличается умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, расширением зоны ответствен­ности, стремлением к реализации интересов взаимодействующих субъектов, гибкостью структуры власти. Эффективное использо­вание органического подхода в организации взаимодействия в условиях использования инновационных технологий и высокой динамики внешней среды.

Практика свидетельствует, что эффективность взаимодействия оп­ределяется степенью соответствия приоритетов взаимодействующих сторон. Базовыми приоритетными факторами в организации вза­имодействия являются технология, квалификация, интересы, от­ветственность, связи, отношения и другие ценностные факторы, определяющие эффективность этого взаимодействия.

В общем понимании взаимодействие, по В. И. Данилову-Данильяну, рассматривается как обмен веществом, энергией и информа­цией между двумя или более объектами, имеющий регулярный (в естественных системах) или нерегулярный, но целенаправленный (в искусственных образованиях) характер. Регулярный обмен, фор­мируясь под воздействием каких-либо причин, в ходе своего ста­новления становится фактором, преобразующим хотя бы один из участвующих в таком взаимодействии объектов. На предприятиях взаимодействие проектируется и организуется. При этом нередко не учитывается преобразующее воздействие обмена, которое мо­жет оказаться весьма существенным. Следует иметь в виду, что по­добное пренебрежение скрывается при организационном и соци­альном проектировании, когда функционирование спроектирован­ной системы, подчиняясь неучтенным «естественным» законам и направляясь хотя бы отчасти прогнозированными локальными интересами, сопровождается возникновением и развитием непре­дусмотренных взаимодействий, которые замещают необходимые, препятствуют их осуществлению или деформируют их. Типичным примером такого ряда может служить развитие «теневой» эконо­мики, формирование так называемого «ведомственного» интереса у структуры управления и т. д.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!