Факторы, влияющие на стиль руководства

Следует предостеречь от неоправданного оптимизма относительно легкости совершенствования стиля руковод­ства, уже сложившегося в том или ином коллективе.

Во-первых, на всех уровнях, на всех этажах руковод­ства существует еще немало руководителей с парализо­ванной инициативой, действующих лишь по прямому распоряжению «сверху», а собственную активность про­являют лишь для блокирования инициативы, исходящей «снизу».

Во-вторых, на руководящих постах имеются принци­пиальные, «идейные» автократы, которые по своим убеж­дениям и по психологическому типу личности приемлют только такой стиль руководства, не умеют и не желают руководить иначе.

В этом деле нужна позиция не только руководителей, но и подчиненных. Прежде всего каждый руководитель сам, в свою очередь, является подчиненным, и, таким образом, его представления относительно стиля руковод­ства передаются не только «вниз», но и «вверх», по всей административной пирамиде. Поэтому руководитель, действующий в авторитарном стиле по отношению к сво­им подчиненным, обычно с пониманием принимает по­добное обращение и по отношению к самому себе со сторо­ны вышестоящего начальства.

Но есть и другой общий вопрос: традиции нашей сис­темы управления воспитали определенный тип подчи­ненного, который привык к авторитарному стилю ру­ководства. Он зачастую не может и не хочет работать в другом режиме, в иных условиях. Отсюда возник тип ра­ботников, склонных больше к исполнительству, нежели к собственной инициативе, привыкших делать работу «от сих до сих». Этот работник-исполнитель лишь реализу­ет получаемые сверху задания и указания, но не считает себя лично ответственным за общее положение дел даже на своем непосредственном участке работы. Перестройка сознания нужна этим людям не меньше, чем авторитар­ным руководителям.

Какие качества и в каком объеме нужны для того, что­бы начать путь в высшей управленческой работе?

Хорошие администраторы должны обладать нужны­ми знаниями, чтобы понимать бизнес, уметь делать его прибыльным и видеть перспективу. Лучшим из них свой­ственны ценные личные качества и, кроме того, широта мировоззрения, что позволяет им связывать конечные задачи отдельного предприятия с устремлениями всего общества.

Заняв высокий пост, вы захотите стать одним из луч­ших. Для этого необходимы определенные личные каче­ства. Не имеет значения, в какой степени они развиты у вас в начале карьеры: по мере продвижения по службе вы будете приобретать все новые качества и развивать их. Но, начиная карьеру, вы обязательно должны в какой-то мере обладать следующими качествами:

-  быть реалистом;

-   уметь все схватывать на лету и увязывать вновь приобретенные знания со старыми;

-   уметь руководить и организовать работу коллекти­ва, быть готовым выполнять работу самому и руко­водить ее выполнением;

-   быть достаточно энергичным и напористым, чтобы объединить первые три качества для достижения своих целей.

Ваше отношение к людям может многое сказать о ва­ших возможностях как руководителя. Судите ли вы о лю­дях по тому, какими они кажутся, или относитесь к ним в соответствии с их действительными достоинствами? По вашему ответу можно судить, насколько вы уважаете ос­новные права людей.

Взаимное уважение между начальником и подчинен­ным является необходимым условием хороших взаимоотношений. Уважение вызывает ответное уважение. Если вы уважаете своих подчиненных, они будут уважать вас. Если же они не уважают вас, ваша власть будет носить лишь номинальный характер.

Вы сами нанесете поражение своим замыслам, если будете поступать несправедливо в отношении своих со­служивцев, имеющих лучшие способности. Вы потеряете уважение других, столь необходимое для успешной дея­тельности.

Если вы сталкиваетесь с другим менеджером, обла­дающим большими способностями, чем вы, — сделайте его своим союзником. Учитесь у него. Право на совершен­ствование включает обязанность подражать, следовать примеру лучшего.

Чтобы добиться от людей выполнения работы, необхо­димо сначала понять, почему люди нуждаются в руковод­стве и почему они терпят это руководство, хотя последнее не всегда им приятно.

Что вам необходимо, чтобы люди могли работать под вашим руководством? Это не просто вопрос вежливости и обходительности. Не многие руководители умеют так обращаться с людьми, как это делают профессиональные дипломаты. Чтобы быть хорошим руководителем и заво­евать уважение людей, работающих под вашим руковод­ством, не обязательно обладать какими-то необыкновен­ными личными качествами. Конечно, чем больше у вас положительных качеств, тем вам будет легче, но вы долж­ны иметь два обязательных качества:

  • терпимость к слабостям людей, не мешающим на работе (ведь люди имеют право отличаться друг от друга);
  • нетерпимость ко всему, что неблагоприятно отра­жается на работе: как руководитель вы имеете пра­во требовать надлежащего выполнения работы.

Большинство людей, находящихся под вашим руко­водством, кем бы они ни работали, сами считают необхо­димым отработать свою зарплату. Но они готовы к тому, что вы будете приказывать им работать и работать хоро­шо. Они знают, что следить за тем, чтобы они работали, это ваша обязанность. Если кто-то начинает увиливать от работы, другие будут считать, что вы в этом будете вино­ваты так же (а может быть и больше), как и нерадивый работник. «Почему я должен лезть из кожи, если на про­ступок какого-то разгильдяя начальник смотрит сквозь пальцы?» — подобное рассуждение может привести к тому, что и остальные начнут работать все хуже и хуже, и вскоре все станут бездельниками.

Чтобы заставить людей снова работать, вам необхо­димо принять решительные меры и добиться должного понимания своих обязанностей. Работники теряют к вам уважение, если вы выполняете свои обязанности так же плохо, как и они.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!