Факторы повышения эффективности производства
Определяющая роль производства состоит в удовлетворении потребностей общества в высококачественных средствах производства, предметах потребления и других экономических благах жизнеобеспечения.
Нормально развивающееся производство должно получать достаточную прибыль, повышать материальное благополучие работников.
Социальная роль производства в обществе выражается через предложение на рынке. Можно выделить следующие наиболее типичные причины, приводящие к уменьшению или увеличению совокупного предложения, которое, в свою очередь, влияет на предложение, а следовательно и производство отдельной фирмы:
- изменение количества продавцов на рынке;
- изменение технологии производства товара. Например, новая технология, позволяющая при прежнем уровне затрат вырастить большее количество тюльпанов, приведет к тому, что будет предлагаться большее количество тюльпанов по существующей цене;
- изменение цен на ресурсы, используемые при производстве товара или услуги. Например, удорожание пломбировочного материала сделает оказание зубоврачебных услуг для некоторых стоматологов убыточным при существующих ценах на эти услуги. В результате при том же уровне цены будет предлагаться меньше услуг такого рода;
- изменение налогов и дотаций. Так, увеличение акциза на продажу ликероводочных изделий приведет, при прочих равных условиях, к уменьшению их предложения;
- ожидания продавцов, касающиеся каких-либо перемен. Например, ожидание исхода президентских выборов может заставить продавцов уже сегодня продавать больше или меньше товаров по существующей цене. Предложение также может по-разному реагировать на изменение цены.