Факторы незаконной миграции на региональном уровне

Известный юрист А. И. Долгова отмечает, что криминология изучает преступность, виды преступности, преступления; их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимаемых мер по борьбе с преступностью. При этом среди различных проявлений преступности, отмеченных указанным криминологом, следует выделить такие, как отдельные виды преступности, а также преступность в различных регионах. До настоящего времени криминологи спорят по поводу характера, пределов, предмета и методов этой науки. Профессор   В. А. Номоконов, например, достаточно аргументированно обосновывает необходимость формирования нового направления – международной (мировой) криминологии на стыке с международным уголовным правом. С нашей точки зрения, большой интерес может представлять анализ в рамках последнего направления состояния, динамики и причин преступности, связанной с незаконной миграцией в России, в частности, в Республике Башкортостан.

Исследуя причины этого явления, следует отметить, что последние десятилетия истекшего и первые годы нового столетия продемонстрировали бурный скачок научно-технической революции, способствовавшей интеграции экономик многих стран мира, развитию научных, культурных и иных связей. Данное обстоятельство способствовало упрощению и ускорению пересечения людьми национальных границ значительного количества государств.

Вместе с тем в последнее время расширяются масштабы незаконной миграции по всему миру. Остановимся на некоторых причинах, способствующих этому. По мнению М. И. Баранник, эти причины подразделяются на социально-политические, социально-экономические, социально-демографические и на причины, характеризующие состояние правовых и организационных мер. Согласно приведенному разделению существующих причин незаконной миграции охарактеризуем их применительно к нашему региону – Республике Башкортостан.

К факторам, влияющим на миграционные процессы, в том числе на рост или снижение незаконной миграции, следует отнести, во-первых, социально-политические. Среди них – характеристика режима того или иного государства. В числе горячих точек, которые оказывают серьезное влияние на данный процесс, можно выделить Афганистан, Израиль, а также Индийско-Пакистанский регион. Серьезное негативное воздействие имеет милитаризация КНДР.

В Республике Башкортостан проводится значительная работа по регулированию миграционных процессов. На заседании Правительства республики 29 марта 2007 года был рассмотрен вопрос «О миграционной ситуации в Республике Башкортостан» и принято решение, в котором руководителям министерств и ведомств поручено принять меры, направленные на стабилизацию демографической ситуации, повышение миграционной привлекательности республики, улучшение уровня жизни населения.

В результате принятых мер по итогам одиннадцати месяцев2008 года за счет миграционного прироста отмечена общая прибыль населения республики:

- общая прибыль составила + 4264чел. (АППГ[1]  +901), в том числе:

- естественная убыль составила  -1250чел. (АППГ -3864);

- миграционный прирост составил  +5514 чел. (АППГ +4765)[2].

Другая группа факторов связана с социально-экономическим положением. В их числе бедность, безработица, инфляция. В последние годы, особенно после развала социалистического лагеря, резко наметился разрыв между уровнем экономического развития и связанного с этим прожиточного минимума в таких странах, как США, Австралия, Япония и Республика Корея, с одной стороны, и страны СНГ, ряд государств Юго-Восточной и Центральной Азии (Вьетнам, Лаос, Мьянма и т. п.) – с другой. Во многих развивающихся странах у людей появляется отчужденность, отсутствие надежды на будущее.

Это побуждает людей искать работу за пределами своих государств в более развитых в экономическом отношении странах, где работодатели заинтересованы в использовании дешевой и, по своей сути, бесправной рабочей силы. Этим пользуются организованные преступные группы, создающие свои «филиалы» в наиболее развитых странах. По этой причине Башкортостан стал не только транзитным пунктом нелегальной миграции, но и пристанищем для граждан Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, а также граждан Турции, Вьетнама и Афганистана.

Все это облегчает транснациональным преступным организациям вербовку людей для их последующей криминальной эксплуатации.

Республика Башкортостан – один из основных потребителей иностранной рабочей силы в Приволжском федеральном округе. Так, за последние 7 лет количество разрешений на работу, выданных иностранным работникам, возросло более чем в десять раз с 2305 в 2001 г. до 29661 в 2008 г.

В 2008 г. (с учетом ранее выданных  разрешений в 2007 году) в республике осуществлял трудовую деятельность 38181 иностранный гражданин, прибывший из 49 иностранных государств.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.12.2006 г. № 798 «Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы» от работодателей поступило 17451 уведомление о привлечении и использовании иностранных работников. Это означает, что только 68,5 % (из 25481) трудовых мигрантов нашли себе законопослушных работодателей. Остальные же, получив разрешение на работу, используются у физических лиц без постановки на учет в миграционной службе и службе занятости населения. В свою очередь, работодатели не прониклись ответственностью по исполнению требований миграционного законодательства.

За последние годы выделился ряд стран, наиболее активно поставляющих работников на республиканский рынок труда (не менее 1000 чел. в год). Всего насчитывается 7 таких государств (Узбекистан, Вьетнам, Таджикистан, Турция, Азербайджан, Армения, Кыргызстан).

В 2008 г. на долю вышеуказанных семигосударств приходится более ¾ всей иностранной рабочей силы, осуществляющей легальную трудовую деятельность в Республике Башкортостан (36621 чел., или 95,9 %).

Основные виды экономической деятельности, в которых заня­ты иностранные граждане, – строительство (19481 чел., или 51,0 %), коммерческая деятельность (7680 чел., или 20,1 %), сельское хозяй­ство (5663 чел., или 14,8 %), промышленность (1656 чел., или 4,3 %), транспорт и связь (868 чел., или 2,3 %).

Как показывает практика, мигранты занимают рабочие места, которые в основном не пользуются спросом у жителей республики из-за низкого уровня оплаты и тяжелых условий труда, а также рабочие места, которые не могут быть заполнены в связи с дефицитом кадров по определенным профессиям, специальностям. Таким образом, привлечение на законном основании иностранных работ­ников в целом по Республике Башкортостан не оказывает негатив­ного влияния на республиканский рынок труда.

Следует отметить, что не прослеживается четкой зависимости между уровнем общей безработицы и объемами привлечения ино­странной рабочей силы. На фоне увеличения численности привле­ченных на законном основании в Республику Башкортостан в 2006 году иностранных работников в 2,7 раз общая численность безра­ботных в Республике Башкортостан не только не возросла, но даже сократилась на 13,5 тыс. человек, т. е. с 143 тыс. человек до 129,5 тыс. человек.

Не менее важное значение имеют социально-демографические факторы. По прогнозам отдела демографической статистики и переписи населения Башкортостана к 2011 г. небольшое снижение населения в трудоспособном возрасте – на 5,4 тыс. человек, возможно, будет компенсировать за счет внутренних ресурсов безработных или существующего уровня официальной внешней трудовой миграции. К началу 2016 г. снижение численности населения в трудоспособном возрасте в сравнении с 2005 г. может достигнуть 184 тыс. человек (7 % к 2005 г.), а к 2026 г. – 400 тыс. человек (16 %)[3]. Прогнозы численности населения позволяют сделать вывод, что как большинство регионов России, Республика Башкортостан не сможет обеспечить стабилизацию численности своего трудоспособного населения, используя только внутренние демографические ресурсы. Республике Башкортостан, как и всем регионам России, необходимы, будут иммиграционные ресурсы.

В республике разработана программа «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Башкортостан соотече­ственников, проживающих за рубежом» на 2007–2012 годы. Ее реализация позволит в определенной степени также компенсировать естественную убыль населения, а также трудовых ресурсов в республике в целом и ее отдельных территориях за счет привлечения соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Республику Башкортостан. Программа разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественни­ков, проживающих за рубежом».

В декабре 2008 г. в Правительстве Республики Башкортостан состоялось совещание по вопросу доработки проекта данной Программы, где было принято решение о приостановлении доработки Программы вследствие различных событий, в том числе вызванных мировым экономическим кризисом. Правительством Республики Башкортостан в адрес Минрегиона России было направлено письмо с обоснованием данного решения. В Республике Башкортостан определены две территории вселения соотечественников (г. Сибай и Благоварский район). Числен­ность переселенцев программы, планируемых к принятию на территорию г. Сибай, составляет 1500 чел. (в т. ч. 375 – участники программы), в Благоварский район – 1376 чел. (344 участника про­граммы). Привлечение соотечественников-участников программы на выбранные территории вселения обусловлено наличием инвестиционных проектов, требующих привлечения дополнительных квалифицированных специалистов и рабочей силы.Деятельность Управления Федеральной миграционной служ­бы России по Республике Башкортостан направлена на стабилиза­цию демографической ситуации, обеспечение усиления контроля над пребыванием в республике иностранных граждан и лиц без граж­данства и противодействия нелегальной миграции, а также получе­ние от внешней трудовой иммиграции позитивного экономического и социального эффекта.

Наконец, к самостоятельной группе можно отнести факторы, характеризующие состояние правовых и организационных мер. К примеру, для Российской Федерации характерно наличие «прозрачных» границ со странами СНГ, а также открытие границ дальневосточных субъектов Российской Федерации в 1990-х годах для развития безвизового туризма с Китаем. До настоящего времени в России отсутствует система межведомственного контроля за пребыванием в стране иностранцев, чему не способствуют постоянные структурные перестройки контролирующих органов. Нередко в средствах массовой информации появляются публикации о том, что государство достаточным образом не финансирует пограничные войска, не контролирует занятость иностранцев на территории страны, их передвижение, не следит за депортацией при окончании срока визы. В результате этого растут нарушения режима въезда-выезда, правил пребывания и перемещения иностранцев.

Многие иностранные граждане въезжают в Российскую Федерацию легально, но в период пребывания на ее территории нарушают положения действующих законодательных актов и пытаются самостоятельно, изменив статус своего пребывания в России, заниматься незаконной трудовой деятельностью. Таким образом, они становятся незаконными мигрантами. Значительная часть иностранцев прибывает на территорию России для решения личных коммерческих дел, незаконно устраивается на временное местожительство, тем самым создавая предпосылки для совершения преступлений в отношении них.

Основными факторами, оказывающими влияние на развитие этого явления, стали уменьшение по всему миру жесткости пограничного контроля, доступность технологий для подделки документов, удостоверяющих личность, и виз, увеличение количества потенциальных мигрантов, стремящихся в Россию и другие развитые страны, ужесточение условий для легальной миграции.

По мнению В. Н. Громова, на миграцию в России влияют следующие факторы: 1) затянувшийся процесс разгосударствления промышленных предприятий, «заказные» банкротства и недобросовестная приватизация; 2) провалы в сельском хозяйстве и обеспечении населения сельскохозяйственной продукцией; 3) криминализация экономики; 4) снижение уровня правосознания населения; 4) политическая нестабильность в стране; 5) кризис в идеологии; 6) несостоятельность государства в вопросах защиты населения, особенно малоимущих слоев; 7) возникновение существенных перекосов в представлении функций и задач, стоящих перед правоохранительной системой; 8) невиданный размах организованной и транснациональной преступности. По количеству мигрантов в России наша страна занимает второе место в мире (после США). Рост миграционных процессов во всем мире, в том числе и в России, закономерен и объективен. Он обусловлен, прежде всего, экономической составляющей развития разных стран. Страны с более развитой экономикой, культурой, более высоким уровнем жизни населения становятся своего рода «магнитом» для проживающих по соседству наций и народнос­тей, которые, не сумев найти удачного применения своим способностям на родине, легально и нелегально стремятся приобщиться к благам цивилизации.

Россия после распада Советского Союза стала более притягательной для народов других республик, входивших в состав СССР. Обладая суверенитетом, эти небогатые и экономически зависимые республики не в состоянии обеспечить своих граждан работой, дать им возможность получить образование, а подчас и просто изыскать средства для существования.

По данным экспертов, в Москве насчиты­вается более 1 млн мигрантов из 121 страны, причем большинство из них – выходцы из стран ближнего зарубежья. По сведениям миграционной службы Республики Башкортостан, за период 1993–2006 годов прирост за счет потоков из стран ближнего зарубежья составил более 120 тысяч человек. Так как миграционных процессов нельзя избежать, их следует надлежащим путем уре­гулировать, ввиду того, что существующее за­конодательство не в полной мере отвечает складывающимся в обществе отношениям.

По оценкам экспертов, субъекты Россий­ской Федерации нуждаются примерно в 1 млн рабочих ежегодно, так как местные жители не хотят работать дорожными строителями, каменщиками, разнорабочими, води­телями общественного транспорта и т. д. В 2001 г. официально в Россию прибыло око­ло 500 тыс. мигрантов, в 2002 году – около 700 тыс., а в 2003 г. – только 230 тыс. Очевидно, что необходимость в относительно дешевой рабочей силе за столь короткий промежуток времени так резко снизиться не могла, следовательно, ряды рабочих были наверняка пополнены за счет нелегальных мигрантов[4].

Одновременно с увеличением числа неле­гальных мигрантов возникло большое коли­чество организаций, которые за определенную плату готовы оказать содействие в оформлении регистрационных документов.

На фоне относительной стабилизации уровня преступности мигрантов в 1998 и 1999 гг. можно было бы говорить о неко­тором ослаблении влияния на преступность в Российской Федерации миграционных про­цессов, однако с 2000 года снова начали про­являться негативные тенденции преступно­сти, связанной с миграцией, и ее влияние на криминальную ситуацию в стране усили­лось.

Сохраняются наметившиеся в последние годы тенденции вовлечения мигрантов в эко­номическую преступность. В большинстве ре­гионов России наблюдается рост числа заре­гистрированных преступлений по видам дея­тельности, требующим выхода на международный уровень и сотрудничества преступных объединений различных стран, в частности, наркобизнес, незаконный оборот оружия, преступления в экономике и кредитно-финан­совой сфере.

Отличительной чертой современной рос­сийской организованной преступности явля­ется ее этносоциальность: не менее половины выявленных организованных преступных групп имеет в качестве лидеров или актив­ных участников представителей закавказских государств и северокавказских республик России.

Организованные преступные группы, объе­диненные по этническому признаку, действу­ют в настоящее время практически во всех субъектах Российской Федерации. Этничес­кие формирования создают неконтролируе­мый рынок товаров и услуг, уклоняются от уплаты налогов, ведут противоправную дея­тельность, и в первую очередь в отношении своих соотечественников, часть которых пре­бывает в России незаконно[5].

Указанные обстоятельства, и мы согласны с мнением В. Г. Громова, оказывают весьма значительное вли­яние на миграционные процессы в Россий­ской Федерации и, безусловно, подлежат всестороннему учету при разработке меро­приятий по оказанию воздействия на неза­конную миграцию и предупреждение пре­ступности мигрантов.

Эффективная политика противодействия незаконной миграции должна исходить из понимания как последствий этого феномена, так и его фак­торов и предпосылок.

Объективные факторы и обстоятельства глобального характера, связанные, в частности, с демографическим и ресурсным дисбалансом между развитыми и развивающимися странами, с асинхронностью про­цессов модернизации в странах мира и т. д., требуют международных решений и усилий, а мы попытаемся остановиться на факторах, решение которых возможно на национальном уровне.

По мнению Г. С. Витковской, основные факторы и предпосылки незаконной миграции в России можно подразделить с некоторой степенью условности на две группы: 1) факторы, связанные с объективной ситуацией в России; 2) недостатки законодательства и правоприменительной практики[6].

Прежде всего, рост незаконной миграции в России предопределяется ее географическим расположением между Европой и Азией, между развитыми и развивающимися странами, что делает ее естественной транзитной территорией для нелегальных мигрантов из Юго-Восточной Азии, Афганистана, Ирана, Пакистана и др., стремящихся в страны Запада. Центральноазиатские государства СНГ и Дальний Восток России стали основными регионами входа нелегальных мигрантов. Белоруссия, Украина, Молдова и Северо-Западный регион России рассматриваются нелегалами в качестве основных территорий выхода на Запад. Связующее положение России между местами входа и выхода сделало ее каналом транзита незаконной миграции в страны Западной Европы.

Важной причиной распространения незаконной миграции в стране является тяжелая социально-экономическая ситуация в ряде стран СНГ: кризис в экономике, безработица и обнищание населения. Это заставляет людей перемещаться в другие страны, и, прежде всего, в близлежащую Россию в поисках заработков, преимущественно в сфере нелегальной, а зачастую и криминальной занятости. Например, для многих возможность перевозки или перепродажи наркотиков является наиболее доступным способом заработать на жизнь.

Огромное демографическое давление со стороны Китая на приграничные регионы России, где плотность населения в несколько раз меньше, несоответствие между численностью населения и естественно-ресурсным потенциалом Китая, а главное высокий уровень безра­ботицы в КНР объективно обусловливают значительные потоки незаконных трудовых мигрантов из этой страны.

Важнейшей предпосылкой роста незаконной миграции является ситуация в сфере занятости в самой России, чрезвычайно широкое рас­пространение как экономических, так и неэкономических теневых отношений в российском обществе. Теневая экономика, включающая и криминальную составляющую, предъявляет все возрастающий спрос нанезаконных мигрантов.

Другая причина распространения незаконной миграции в России — отсутствие полноценной пограничной инфраструктуры, сла­бый контроль отдельных участков государственной границы, ухудшение технической оснащенности и кадрового обеспечения ее важных внеш­них участков, в частности, на Дальнем Востоке, правовая неурегулированность и «прозрачность» межгосударственных границ между государ­ствами-участниками СНГ. Указанный ряд причин относится главным образом к российско-украинской и российско-казахстанской границам. Так, гра­ница России с Казахстаном протяженностью 7600 км оказалась после распада СССР без сколько-нибудь серьезного пограничного контроля. В результате именно через нее идет основной поток (до 90 %) незаконных мигрантов в Российскую Федерацию.

Вторая группа факторов и предпосылок включает недостатки за­конодательства и правоприменительной практики, предопределяющие неготовность российской политики к вызовам феномена незаконной ми­грации.

Прежде всего, это недостатки регулирования рынков труда. Во-первых, это несовершенство законодательной базы, регулирующей занятость иностранных граждан. Во-вторых, отсутствие серьезной институциональной и правовой базы, способной обеспечить контроль над теневым сектором экономики, а также действенных экономических санкций к работодателям за незаконное использование иностранной рабочей силы.

Серьезным препятствием для эффективного противодействия не­законной миграции является отсутствие четкой иммиграционной кон­цепции, несовершенство существующего миграционного законодатель­ства и отсутствие некоторых необходимых законов.

Российское миграционное законодательствосильно отстает от развития ситуации. До сих пор не принят закон об иммиграции, требуют изменений и дополнений другие законодательные акты, регулирующие миграционные вопросы, в связи с меняющейся миграционной обстановкой в стране. Многие субъекты Федерации, испытывающие большую иммиграционную нагрузку, вынуждены были принять собственные нормативные акты, регулирующие пребыва­ние иностранцев на их территории (например, в Краснодарском крае, Ставропольском крае и в Ростовской области).

Эксперты отмечают, что неразработанность и несовершенство ми­грационного законодательства в России необоснованно сужают леги­тимное миграционное пространство и, соответственно, расширяют сфе­ру неправовых отношений. В особенности это касается таких потоков, как нелегальная трудовая миграция; незарегистрированные беженцы и лица, находящиеся в ситуации, схожей с ситуацией беженцев; лица без гражданства; мигранты, следующие транзитом и не имеющие документов, и т. д.

Содержание дефиниции «незаконный мигрант», имеющей исклю­чительно правовой характер, оказывается не вполне определенным и может по-разному трактоваться разными государственными структурами, в том числе региональными. Одной из самых важных задач в облас­ти миграционного законодательства является не только принятие новых законов, но и выработка практических механизмов реализации имеющегося законодательства. Отсутствие или несовершенство таких механизмов приводят к невыполнению принятых законов и к нескоординированным действиям государственных структур. Например, не реализуются законодательные положения о выдворении и депортации. В результате число реально депортированных во много раз меньше числа лиц, по которым вынесено решение о депортации. Именно несовершенство или отсутствие необходимой правовой и институциональной базы является одной из важнейших причин низкой эффективности борьбы с нелегальной миграцией.

Значительную долю ответственности за рост незаконной миграции и многие ее негативные последствия, в частности, рост ксенофобии и усиление коррупции, несет ограничительный акцент в законодательстве и правоприменительной практике,особенно на региональном уровне.

Все вышеперечисленные факторы нами уже рассматривались, но по отдельности и применительно к Республике Башкортостан. Здесь же эти факторы включены в одну группу объективных предпосылок незаконной миграции в России и во вторую группу предпосылок, содержащих недостатки законодательства и правоприменительной практики. Исследование разными учеными влияния указанных факторов на состояние незаконной миграции в стране в целом и в регионах, в частности, подтверждает необходимость их решения при выработке комплекса мер борьбы с незаконной миграцией на всех уровнях.

Все принимающие страны мира столкнулись в свое время с тем, что возводимые законодательные и бюрократические барьеры ведут лишь к сокращению легитимного пространства для миграции и занятости и, соответственно, к увеличению числа нелегальных мигрантов, к росту теневой занятости и в итоге – к возникновению реальной угрозы потери контроля над ситуацией.

Но самым печальным следствием проводимой региональными властями политики неприятия является рост нетерпимости в самом при­нимающем обществе.

Социологическое исследование «Мигранты в вашем населенном пункте», проведенное в 2007 году по заказу РОО «Общество беженцев и вынужденных переселенцев» Республики Башкортостан, показало, что 27,8 % опрошенных к мигрантам относятся отрицательно, каждый четвертый (25,8 %), безразлично. К этой категории можно отнести и тех, кто «об этом не

задумывался». Только 15,1 % респондентов к мигрантам относится с сочувствием[7].

Как показывают многие обследования, большая часть населения руководствуется в своем отношении к мигрантам не личным опытом, а сложившимися в данном обществе стереотипами, формируемыми политикой властей и выступлениями СМИ. Например, по данным вышеназванного исследования, проведенного в 2007 году в Республике Башкортостан, обращает на себя внимание то, что только 20,7 % опрошенных не встречали в СМИ информацию, подчеркивающую национальность мигрантов. Если же к такой категории добавить затрудняющихся с ответом, то показатель составит 30,4 %. Каждый третий (32,4 %) из опрошенных респондентов считает, что такая информация разжигает национальную вражду[8].

И, наконец, еще один неизбежный результат применения жестких административных ограничений –  рост коррупции.

В свою очередь, высокий уровень коррупции в стране, который яв­ляется одновременно и предпосылкой и следствием незаконной мигра­ции, вносит значительную лепту в сохранение и развитие этого феноме­на. Как и работодатели в сфере теневой занятости, правоохранительные органы некоторых наиболее принимающих регионов России заинтересованы в наличии большого числа мигрантов, не имеющих легального статуса, и рассматривают их как источник дополнительного дохода.

Пополнению рядов незаконных мигрантов способствует и бюрократизация правоприменительной практики в сфере миграции. Например, для получения разрешения на легальное трудоустройство необходимо предоставить в миграционную службу более полутора десятков бумаг и документов.

Сложности в получении регистрации по месту пребывания в РФ, бюрократия и коррупция порождают у мигрантов стойкое нежелание или боязнь обратиться в соответствующие государственные структуры для легализации.

Свою роль в сужении легального миграционного пространства играет и нетранспарентность практической миграционной политики.Пилотное обследование незаконных мигрантов показало чрезвычайно низкий уровень их информированности, полное незнание ими действующего законодательства РФ и правил въезда и пребывания на ее территории, процедур легализации[9].

Процесс незаконной миграции в России имеет тенденцию к нарастанию, что предопределяется как объективными обстоятельствами, так и недос­татками российского законодательства и правоприменительной практики на региональном уровне. Это порождает ряд негативных последствий и серьезных угроз для принимающего общества.

Обобщая исследование факторов, детерминирующих незаконную миграцию, мы можем сделать вывод, что к основным региональным факторам, способствующим росту незаконной миграции в Республике Башкортостан, следует отнести:

1. Объективный демографический спад;

2. Отсутствие ясной протекционистской политики (включая недостаток защитительных правовых мер) государства в отношении приоритетного трудоустройства своих граждан;

3. Экономическую (прежде всего налоговую) нецелесообразность использования дорогой рабочей силы;

4. Распространенность коррупции среди части сотрудников миграционной службы, налоговой инспекции, лицензирующих органов и милиции общественной безопасности;

5. Чрезмерная жесткость миграционного законодательства и правоприменительной практики, провоцирующая ксенофобские настроения в обществе.

И мы полностью согласны с предлагаемыми Г. С. Витковской важнейшими мерами предотвращения незаконной миграции и ее негативных последствий, которыми названы:

– проведение мониторинговых исследований с целью получения дос­таточно надежной информации о незаконной миграции в России для принятия адекватных управленческих решений.

– правовое урегулирование и укрепление границ, повышение их ос­нащенности.

– развитие институциональной базы управления в сфере миграции и борьбы с ее незаконной составляющей, в том числе улучшение координации деятельности соответствующих государственных органов; создание иммиграционной инспекции, действующей внутри страны (так как большинство нелегалов въезжают легально).

– развитие правовой базы регулирования миграции и непосредствен­но в сфере противодействия незаконной миграции, в том числе совершенствование существующего законодательства; скорейшее принятие законов об иммиграции; изменение и дополнение норм, обеспечивающих ответственность за использование труда незаконных мигрантов и за все действия по их переправке.

– усиление контроля над теневыми секторами экономики, борьба с коррупцией.

– расширение поля законной миграции, в том числе посредством мер по легализации отдельных групп мигрантов, по снижению уровня бюрократизма в правоприменительной практике.

– разработка и реализация программ добровольного возвращения.

– объединения усилий по противодействию незаконной миграции со странами СНГ, с другими заинтересованными странами, с международными организациями. Развитие информационных систем и налаживание обмена информацией с соседними странами.

– повышение информированности населения и мигрантов, в том числе обеспечение транспарентности российской миграционной политики на всех уровнях; проведение специальных информационных кампаний с привлечением потенциала общественных организаций.

– обеспечение гуманного подхода и защиты прав человека при обра­щении с незаконными мигрантами, в первую очередь – с лицами, ищущими убежища.

– обеспечение медицинского освидетельствования отдельных групп-мигрантов и контроля товарного рынка, особенно продовольственных продуктов[10].

       [1] АППГ (сокр.) – аналогичный период прошлого года.

[2] См.: Официальный сайт Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан // http://www.fmsrb.ru

[3] См.: Ганиев А. Н., Утяшева И. Б. Современные миграционные процессы в Республике Башкортостан // Миграционные процессы в Республике Башкортостан. – Уфа, 2007. – С. 24–38.

[4] См.: Громов В. Г. Факторы, влияющие на миграцию в России // Современное право. – 2004. – № 12. – С. 36.

[5] См.: Евланова О. Взаимосвязь миграционных процессов и организованной преступности в России // Организованная преступность, миграция, политика. – М., 2002. – С. 30.

[6] См.: Витковская Г. С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия // Международная миграция населения: Россия и современный мир. – Вып. 9: Нелегальная иммиграция / Гл. ред. В. А. Ионцев. – М., 2002. – С. 26.

[7] См.: Общественно-консультативный Совет при Управлении Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан // pogorelsky@brobs.ru

[8] См.: Там же.

[9] См.: Витковская Г. С. Указ. соч. С. 32.

[10] См.: Витковская Г. С. Указ. соч. С. 33–34.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!