Еврейская народность - Часть 2

4. Особенности религиозных верований.

Еврейская религия, или иудаизм, представляет собой остаток глубокой старины. Ее особенности напоминают об очень ранних стадиях развития религиозных верований и культа. Своими корнями иудаизм восходит частью к скотоводческим культам древнееврейских племен, когда они еще кочевали в пустынных степях Аравии; частью к земледельческим культам ханаанского населения Палестины. Наиболее характерным для еврейской религии являлось обилие мелких предписаний, запретов, ограничений. По подсчету талмудистов, есть 613 религиозных предписаний, обязательных для всякого еврея. В числе их есть ограничения и запреты (их 365), касающиеся пищи, некоторых занятий и т. д., есть и положительные предписания (их 248). Каждый верующий еврей должен знать и выполнять эти предписания. Все они основаны на Талмуде, который состоит из чрезвычайно обширных комментариев на библейские тексты. Так как это огромное многотомное сочинение мало доступно для простых смертных, то из него был еще в XVI в. составлен краткий свод религиозных правил - «Шулхан Арух». Этот своего рода ритуальный справочник стал настольной книгой для всякого верующего еврея: в «Шулхан Арухе» даются указания на все случаи жизни, от мелочей повседневного быта, правил относительно пищи, одежды, омовений и до принципов этики и семейной жизни. Но жизнь, понятно, всегда выдвигала ряд случаев, которые не подходили под эти предписания и запреты. Этим и определялась крупная роль толкователей законов - раввинов. Они могли толковать и разрешать все трудные случаи, касавшиеся поведения верующего еврея.
Обрядовые предписания иудейской религии можно разделить на повседневные и такие, которые приурочены к определенным моментам, праздникам или событиям в человеческой жизни. К числу первых относились молитвы, правила относительно омовения, пищи и одежды.
Молитвой должен был сопровождаться каждый шаг верующего еврея. Едва проснувшись утром, он должен был произнести краткую благодарственную молитву. Определенные молитвенные формулы произносились и при одевании, принятии пищи и пр. Более длинные и торжественные молитвы читались в синагоге, куда верующий еврей отправлялся по нескольку раз в день. Омовения тоже совершались постоянно, притом непременно по определенным правилам: омовение начиналось с троекратного поливания сжатых кулаков водой из кружки. Кроме повседневных домашних омовений, еврейская религия предписывает еще особые периодические омовения в так называемой «микве» - особом бассейне, который имеется при синагоге в каждой еврейской общине. Посещение миквы в особенности считалось обязательным для женщин в определенные моменты их жизни, когда требовалось обрядовое очищение. Омовение в микве опять-таки совершалось по определенным правилам, в совершенно обнаженном виде, с троекратным погружением в воду, которая должна покрыть и голову до кончика волос.
Ношение одежды было подчинено для верующего еврея тоже определенным правилам. Голова всегда, даже во время сна, должна была быть покрыта. Во время же молитвы поверх головного убора надевалось особое ритуальное покрывало «талес» (талет). Брить бороду верующий еврей не должен был, а на висках он отращивал длинные пряди волос, пейсы. Одежда должна была быть длинной и изготовляться из однородной ткани, без смешения шерсти с льном или хлопком. Одежда подпоясывалась поясом, что означало, что верхняя половина человека принадлежит богу; карманы с деньгами в них, как вещь сугубо мирская, должны быть ниже пояса. Под верхней одеждой мужчина должен был носить малый талес, разновидность настоящего талеса.
Особенно обильны предписания и запреты, связанные с употреблением пищи: в этом отношении едва ли какая другая религия может сравняться с иудаизмом. Верующий еврей не мог, прежде всего, употреблять в пищу мясо «нечистых» животных, а также их молоко, яйца, икру. «Нечистыми» животными назывались такие, как свинья, заяц, большая часть диких птиц, рыбы, лишенные чешуи, все земноводные, пресмыкающиеся, часть насекомых. Другая группа запретов касалась крови, которая связана с «душой» (нефеш) животного и не может употребляться в пищу. Поэтому разрешалось есть только такое мясо, которое было своевременно обескровлено. С этим связывался определенный, предписанный строгим ритуалом способ убоя животных с обязательным выпусканием крови. Это мог делать только особый сведущий в таких делах специалист - резник (шойхет). Только мясо, получаемое таким способом, считалось «кошерным», т. е. дозволенным к употреблению, всякое иное есть «треф» - нечистое. Далее, некоторые виды пищи, сами по себе разрешенные, не должны были смешиваться между собой. Так, ни в каком случае нельзя было варить вместе мясную и молочную пищу, а также мясо и рыбу; посуда для приготовления этих разных видов пищи не должна была соприкасаться. Нарушение этого правила делало посуду «трефной» - нечистой.
Из обрядов, приуроченных к определенным моментам в жизни человека, характерны; родильные обряды, обрезание, выкуп сына-первенца, введение в «хедер» (начальную школу), совершеннолетие, свадьба, погребение. Все эти события сопровождаются обязательными религиозными обрядами.
Наиболее специфично для иудаизма обрезание. Операция эта совершается над новорожденными мальчиками на 8-й день от рождения. Происхождение обычая обрезания восходит к древним инициациям молодежи, которые сопровождали переход мальчиков в группу взрослых полноправных членов племени. До сих пор обычай обрезания юношей как часть посвятительного ритуала сохраняется у многих народов - в Австралии, Океании, Африке. Кроме иудаистов, обычай обрезания соблюдается, как известно, также у мусульман, только в более позднем возрасте.
Обряд совершеннолетия приурочен к достижению мальчиком 13-летнего возраста. С этого времени он считается полноправным членом еврейской религиозной общины. Вся сложная система религиозных предписаний и запретов в руках раввинской верхушки населения играла роль орудия, при помощи которого масса еврейского населения держалась в рамках узаконенного порядка кагальной общественной системы.

5. Основные праздники.

Характерная особенность общественного быта евреев - строго соблюдаемые праздники. Связанные с ними обряды и предписания восходят к глубочайшей древности и, конечно, давно потеряли первоначальный смысл.
Прежде всего должна была благочестиво соблюдаться каждая суббота. Почитание «святой субботы», предписанное еще Моисеевым пятикнижием, вероятно, коренится в древнем культе луны. Главными предписаниями в отношении субботы являлись: запрет делать какую бы то ни было работу, вплоть до приготовления пищи (ее приготовляют накануне), зажигания огня, иметь дело с деньгами или с какими-либо мирскими занятиями; в субботу следует читать священную тору, заниматься благотворительностью. Каждый бедняк должен был иметь в субботу хлеб и другую пищу: верующий еврей в субботу ел за двоих, ибо считалось, что в этот день бог посылает каждому еврею вторую душу.
Из годовых праздников на первом месте стоит Пасха - весенний праздник (14-го нисана по древнееврейскому календарю, после первого весеннего новолуния). По происхождению это - древний скотоводческий праздник принесения в жертву первого приплода (пасхальный «агнец»), позже слившийся с земледельческим весенним праздником, в ней есть и следы культа предков; эта еврейская Пасха легла в основу и христианской Пасхи. В традиционном иудаистском ритуале Пасха отмечалась употреблением в пищу исключительно пресного хлеба («маппа»), особой обрядовой трапезой, особыми молитвами.
На 50-й день после Пасхи справлялся «Шебуот» - древний праздник жатвы. Далее одним из важнейших праздников являлся день Нового года (Рош-Гашана), приходившийся на осень. Обрядовая трапеза в этот день включала в себя пшеничный хлеб, фрукты, сладкие блюда. Выполнялся обряд «ташлих» (очищения), причем верующие евреи отрясали свою одежду, вытряхивали карманы и пр. Через 10 дней после Нового года справлялся «Йомкипур» - день прощения. Далее характерен весенний праздник «Суккот» (праздник «кущей»), когда полагалось в память скитания древних евреев в пустыне строить себе где-нибудь на дворе шалаш. Любопытен также праздник «Ханукка» (память Маккавеев), когда зажигались свечи, устраивались обрядовые игры. На март месяц приходился праздник «Нурим» (в память библейской истории oб Эсфири и Мардохее), когда принято было дарить друг другу разные вещи, готовить обрядовое печенье «бменташ», устраивать выступления ряженых.
Праздники связаны с постами. Иудаистский ритуал знает до 30 постов в году. В дополнение к ним особо благочестивые люди соблюдали добровольно еще и другие постные дни. При этом читались особые покаянные молитвы.
Сухой и мелочной формализм еврейской религии тяжело давил на плечи многих евреев и нередко вызывал недовольство. Последнее было особенно сильно у еврейского населения Украины и Бессарабии, жившего мелкими рассеянными группами, частью в деревнях; оно тяготилось обязанностью нести платежи в пользу городской синагоги и ездить туда для выполнения обрядов. На почве этого недовольства возникло своеобразное реформаторское движение в иудаизме - так называемый «хасидизм».
Хасидизм зародился в юго-западном крае в 70-х годах XVIII в. Основателем его считается некто Баал-Шем-Тов, чаще называемый Израилем Бешт. Это был фанатик и мистик, выступавший против раввинской «учености», против книжной религии. Он считал главным в религии экстаз и непосредственное общение с богом. Но к такому общению способны только избранные праведники - «цадики», которые могут своим благословением очищать от грехов и простых верующих. Сам Бешт лечил народ амулетами, заклинаниями и прочими довольно шарлатанскими средствами. Движение хасидов широко распространилось среди более отсталых и забитых слоев еврейской бедноты юго-западного края, к югу от Бердичева. К концу XIX в. хасидов считалось до 250 тысяч. Евреи-раввинисты, и особенно сами раввины, относились к хасидам резко враждебно, преследовали их.
Еврейский костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов, а также религиозных норм. Универсальные черты традиционного мужского костюма: шерстяные черно-белые или бело-голубые молитвенные шали с кистями (талит, талес, арбаканфес), длинные халаты, кафтаны, плащи; обязательно покрытие головы спец. шапочкой (кипа, ермолка) на улице и в помещении. Традиционный ашкеназский мужской костюм включал в себя туникообразную рубаху, чёрные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), чёрную ермолку или шляпу, отороченную мехом (штраймл). Замужние женщины покрывали голову париком.
Характер пищи определяется местными традициями и религиозными табу (кашрут, кошерная пища): запрещается смешение молочных и мясных продуктов; из белковой пищи разрешается есть рыбу, только покрытую чешуей, и мясо жвачных парнокопытных и домашней птицы, зарезанной специальным резником (шойхетом).
Основу пищи составляют мучные изделия, каши, разнообразные печенья (леках, земелах, кихелах), клецки, лапша (локшн), пудинги (кугл). Популярны рыбные блюда, в частности фаршированная рыба (гефилте фиш), жаркое (кисло-сладкое мясо), рулеты, паштеты, форшмаки. Разнообразна ритуальная пища: субботние плетеные булки (хала), пресные пасхальные лепёшки (маца), треугольные пирожки с маком (гоменташн) и др.
Культурное развитие евреев в разных странах шло в течение веков как бы в двух направлениях: во-первых, в направлении развития национальных еврейских черт культуры, во-вторых - в сторону сближения с культурой других народов и участия в ее развитии.
Уровень музыкальной культуры евреев вообще высок. Помимо древней культовой музыки, существует и светская еврейская музыка: бытовые, семейные, колыбельные песни, трудовые песни ремесленников, извозчиков и др. Народные еврейские песни начали собираться и изучаться с 1900 г. по почину Ю. Д. Энгеля, композитора и музыковеда. Еврейская национальная музыка отличается мелодической выразительностью,   эмоциональной насыщенностью, резко подчеркнутым ритмом, различными звуковыми украшениями.
Еврейская литература отнюдь не представляет собой единого целого, а, напротив, очень раздроблена - и по странам, и по языкам, и по самому духу. Часть еврейских писателей еще со средних веков издавала свои произведения на господствующих языках тех стран, где они жили; другая часть писала - в государстве Израиль - и продолжает писать на древнееврейском языке; наконец, часть писала и пишет на разговорном еврейском языке - идиш («жаргоне»).
С конца XVIII в. все более усиливалось в еврейской литературе светское, антицерковное течение буржуазных реформистов-просветителей - так называемая «Гаскала» в России это течение существовало с начала XIX в. (И. Б. Левинзон, И. Аксендфельд и др.). К концу XIX века на смену ему приходит демократическое литературное течение, представители которого правдиво рисовали страдания еврейской бедноты и мелкой буржуазии: главными из них были Менделе Мойхер-Сфорим (Абрамович), Шолом-Алейхем (Ш. Рабинович), А. И. Свирский. Но одновременно, особенно с 1880-х годов, "усиливалось и буржуазно-националистическое течение в еврейской литературе, проповедовавшее идеи реакционного сионизма и палестинофильства, противопоставлявшее евреев всем другим народом; представители этого течения - Шелом Аш, X. Бялик и другие.
Но часть прогрессивных культурных сил еврейства участвовала в создании культуры той страны, в которой она жила. Евреи России внесли немалый вклад в русскую культуру. Достаточно назвать таких видных деятелей русской музыки, как братья Антон и Николай Рубинштейны, таких художников живописи и скульптуры, как Левитан, Антокольский и др. Эти выдающиеся деятели искусств создавали произведения, которые вошли в сокровищницу русской, а также и мировой культуры. Ведь мало произведений классической живописи, в которых с таким мастерством была бы изображена русская природа, как например в изумительных пейзажах Левитана. В чисто научной области надо вспомнить этнографов П. В. Шейна, Л. Я. Штернберга, В. Г. Богораза, В. И. Иохельсона и других.

Список литературы

1. Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. – М.: Академия,2000.
2. Воронель А. Евреи: миф и судьба // Новое время. – 1998. - №52. – С. 27 – 29.
3. Гачев Г. Национальные образы мира. – М.: Академия, 1998.
4. Джонсонс Пол. Популярная история евреев. – М.: Вече, 2001.
5. Маркова О.Л. Этнология. – М.: МГУ,1998.
6. Материалы по истории еврейского народа. – М.: Владос, 1999..
7. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. – М.: Теис, 1999.
8. Народы России: энциклопедия / Гл.ред. В.А. Тишков. – М.: Большая российская энциклопедия,1994.
9. Носенко Е.Э. Еврейские осенние праздники // Этнографическое обозрение. – 1996. - №6. – С. 116 – 120.
10. Носенко Е.Э. Роль культа умерших в древнееврейской традиции и его эволюция // Восток. – 1999. - №4. – С. 107 – 115.
11. Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. – М.: Изд-во МГУ,1958.

(22.4 KiB, 47 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!