Еврейская народность

Содержание
1. Формирование еврейского этноса.
2. Еврейский язык.
3. Исторические особенности быта.
4. Особенности религиозных верований.
5. Праздники и общее развитие культуры.
Список использованной литературы
Приложения

1. Формирование еврейского этноса.

Количество субэтнических групп евреев всегда было достаточно велико, что связано с существованием значительной еврейской диаспоры в разных странах мира. Выделяются евреи-ашкеназы - европейские евреи, сформировавшиеся в Германии и мигрировавшие оттуда в другие страны (среди них до 2-й мировой войны сохранялось деление на этнографические группы: лытваки в Литве и Белоруссии, на юге Псковской области, в западных районах Брянской, Смоленской области; поляки в Польше; украинские евреи на Украине и в Бессарабии; курляндцы в Латвии; галыцианер в Западной Украине и Южной Польше и др.). К потомкам ашкеназов относится большая часть евреев мира, в том числе почти половина евреев Израиля. В России также подавляющее большинство евреев относится к ашкеназам. Кроме них, существуют другие субэтнические группы евреев: сефарды (выходцы из Испании), грузинские евреи (самоназвание эбраэли), среднеазиатские (бухарские) евреи (самоназвания исроил, яхуди), горские евреи (татоязычные иудаисты) и др. евреи говорят главным образом на языках иврит и идиш. Иврит - древнееврейский язык, относящийся к семитской языковой семье; в качестве разговорного языка использовался до первых веков н. э., затем евреи перешли на разговорный арамейский, а иврит на долгие века стал мертвым языком, языком письменности и литургии (на нем написан Ветхий Завет). В течение последних ста лет иврит возродился и стал общим официальным и разговорным языком евреи Израиля с момента образования этого государства. Большинство евреи мира говорят на языке идиш, который сформировался в Х - ХII вв. на базе верхненемецких диалектов области среднего течения Рейна, а в последующие века распространился на территории Польши и всей Восточной Европы. Кроме этих языков евреи употребляют языки окружающих их народов. Общая численность евреев в мире 12,8 млн. чел. Евреи составляют основное население Государства Израиль: в нем проживают 4,6 млн. евреев. Своей столицей израильтяне считают Иерусалим, но этот город в качестве столицы Израиля не был признан Советом Безопасности ООН. Один из самых крупных городов Израиля - Тель-Авив. Евреи живут в США (около 6 млн. чел.), Франции (650 тыс.), на Украине (486 тыс.), в Великобритании (410 тыс.), Аргентине (300 тыс.), Канаде (300 тыс.), Бразилии (150 тыс.), ЮАР (120 тыс.), Белоруссии (111 тыс.) и в целом ряде др. стран, в том числе РФ, Молдавии, Узбекистане, Азербайджане, Латвии, Казахстане, Литве, Грузии, Таджикистане. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., в РФ проживают 536.848 человек евреев (38,9% всех евреев в СССР), из них 8,89% считают родным язык своей национальности, 90,52% - русский язык, 0,59% - другие языки. В РФ существует национальная автономия евреев - Еврейская авт. обл. (8.887 человек евреев, или 0,6%), центр автономии г. Биробиджан. В др. областях РФ евреи проживают дисперсно.
Евреи как этнос сложились в среде семитоязычных племен Передней Азии, обитавших с древности на Аравийском п-ове, в Месопотамии, Сирии, Палестине и Северной Африке. Кочевые племена древних евреев жили в Вавилонии, затем переселились на север - в Арам (Сирию), позднее - в Ханаан (Палестину). Древняя история евреев сохранилась в передаваемых народной традицией преданиях, записанных в виде священных книг - Библии. Согласно этой народной традиции, предком евреев, возглавившим их при переселении в Ханаан, был Авраам. В Ханаане евреи перешли от кочевого образа жизни к земледелию. Из южных районов Ханаана евреи рода Иакова (Израиля) переселились в соседние области Египта, где стали называться «сынами Израиля». Евреи рано приняли монотеизм (веру в единого бога Иегову), чем выделялись из окружавших их языческих народов. В Египте евреи были обращены в рабство; под руководством Моисея они вышли из Египта приблизительно в середине XIII в. до н. э. и несколько десятилетий странствовали по пустыне, затем завоевали Ханаан и в XI в. до н. э. создали свое государство со столицей в Иерусалиме. Первыми царями евреев были Саул (1025 - 1004) и Давид (1004 - 965). Однако в результате смут единое государство евреи распалось на два царства - Израильское и Иудейское, что облегчило их завоевание Ассирией и Вавилоном в VIII - VI вв. до н. э. Значительное число евреев было выведено завоевателями за пределы Израиля и расселялось в др. странах. Центром евреев становится Иудея, куда в кон. VI в. до н. э. часть евреи возвращается из вавилонского плена после завоевания Вавилонии персидским царем Киром. Период персидского владычества (537 - 332) был относительно спокойным для Иудеи, затем начались завоевания Александра Македонского и владычество греков и сирийцев. Освободительные войны евреев под руководством рода Хасмонеев привели к созданию второго древнееврейского царства - Хасмонейского, или Маккавейского (164 - 37 гг. до н. э.). В это время Иудея расширила свои пределы и в еврейский этнос включились некоторые семитские и эллинизированные группы окружающих областей. Завоевание Иудеи римлянами (Помпеем - в 63 г. до н. э.) превратило ее в римскую провинцию, а освободительные движения евреев в I - II вв. н. э. привели к массовому насильственному выселению их из Иудеи. По этой причине диаспора евреев в др. странах значительно расширилась: кроме первоначальной диаспоры в Месопотамии, общины евреев возникли в Египте, странах Малой Азии, в Сирии, Иране, Северной Африке, Западном Средиземноморье, Крыму, на Кавказе, в отдельных районах Средней Азии. Иудея перестала быть центром еврейского этноса после завоевания Палестины арабами в 638 г. В период Багдадского халифата обособляется еврейская секта ананитов, или караимов. В VI - Х вв. главная масса евреев живет еще на востоке - в Вавилонии, Персии, Аравии, Сирии, Палестине и Египте; отдельные поселения евреи существуют на западе, в европейских странах - Италии, Византии, Испании, Франции, Германии, Руси. В XI - XV вв., наоборот, основная часть евреев мигрирует на запад - прежде всего в Испанию (которая в VIII в. была завоевана арабами, что облегчало миграцию туда евреев), Францию и Германию. В европейских странах, особенно с началом крестовых походов (кон. XI в.), евреи подвергались различным притеснениям за веру со стороны главным образом высшего духовенства (как католического, так и византийского), их принуждали к насильственному крещению, преследовали, грабили и убивали, а также изгоняли почти из всех европейских государств. Еврейские общины возрождались в Европе лишь при господстве арабов, а также мирно существовали (до 2-й пол. XVI в.) в Италии - единственной европейской стране, в которой в средние века не было геноцида евреев. Изгнанники направлялись в Северную Африку, Италию и Турцию. Новый духовный центр евреев образовался в Польше. Польские князья охотно допускали евреев, благодаря которым в стране развивались торговля, промышленность и ремесла. В Польше и Литве евреи были свободными жителями, в кон. XIV в. в Литве существовали пять еврейских общин. На русских землях еврейские поселения существовали еще раньше образования Киевской Руси: уже в первые века н. э. были еврейские поселения в Северном Причерноморье и на Крымском полуострове (выходцы из Византии, имевшей в этих землях свои колонии). В VII в. соседом Киевской Руси было Хазарское государство, жители которого приняли иудейскую религию. Большая еврейская община существовала в Киеве еще в кон. XI века. В Московской Руси лишь во 2-й пол. XV века при Иване III появляются отдельные выходцы-евреи из Литвы и Крыма, иногда из Западной Европы. После разделов Польши (кон. XVIII в.) большая часть евреев перешла в подданство России (другая часть стала австрийскими или прусскими подданными). Польские евреи, в жизни которых в сер. XVII в. произошла резкая перемена к худшему (евреи и поляки массово истреблялись во время восстания казаков на Украине в 1648 г.), оказались в бесправном положении и в России. Московские цари прежде не разрешали евреям селиться на постоянное жительство, даже изгоняли их из временно занятых литовских и белорусских городов. При Екатерине II им было разрешено селиться только в Новороссийском крае, при этом евреи подвергались различным притеснениям. После краткого периода либерального отношения к евреям при Александре I их положение значительно ухудшилось в царствование Николая I. В частности, им не разрешалось постоянное жительство вне бывших польских областей, составлявших «черту оседлости евреев». В эту черту (по законодательству, действовавшему до 1917 г.) входили Царство Польское (в составе 10 губерний) и 15 белорусских, литовских и украинских губерний. Евреям запрещалось жить вне черты оседлости до сер. XIX в. совершенно, а после того было сделано исключение для некоторых категорий населения, в том числе купцов 1-й гильдии, лиц с высшим образованием и ремесленников. Провозглашенное в Европе равноправие евреев после 1848 г. в Германии, Австрии и Италии упрочило положение евреев в этих странах, а также во Франции и Англии, но с последней четверти XIX в. в Европе зародилось новое движение против евреев - антисемитизм (впервые возникло в Германии при императоре Вильгельме I и Бисмарке). В России в 1881 - 1882 гг. прошла серия еврейских погромов во многих южных городах, особенно там, где в XVIII в. свирепствовали гайдамаки. Бесправие и ухудшение экономического положения явились толчком к эмиграции евреев из России; большая часть их направлялась в Америку, меньшая - в Палестину, куда подавляющее большинство еврейского народа никогда не переставало надеяться вернуться со времен изгнания с его исторической родины. В XX в. в европейских странах, в том числе в СССР, не прекращалась национальная и культурная дискриминация евреев. Во время 2-й мировой войны евреи подверглись геноциду в фашистской Германии и в оккупированных ею странах; эта война унесла около 6 млн. жизней евреев 14.05.1948 года на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН было образовано государство Израиль. В 1996 г. в населении Израиля евреи составляли 81%, остальные - в основном арабы. Еврейское население страны формировалось в большой степени за счет иммигрантов, хотя отдельные группы евреи оставались в Палестине на всем протяжении ее истории. Среди прибывших в Израиль евреев много выходцев из государств, входивших ранее в СССР; так, в 1989 -  1996 гг. из них переселилось в Израиль 800 тыс. чел.
2. Еврейский язык.

Общим языком евреев является иврит (или древнееврейский), на котором написан Ветхий Завет (Танах). Первые аутентичные письменные памятники на финикийско-палеоеврейском письме - с начала 1-го тыс. до н. э., наиболее древние аутентичные фрагменты библейского текста - 8 в. до н. э. С середины первого тыс. до н. э. и до наших дней иврит пользуется слого-алфавитным так называемым квадратным еврейским письмом. Иврит сохранялся в качестве разговорного языка евреев древнего Израиля до первых веков н. э., затем сменился на арамейский, впоследствии в диаспоре заменившийся на различные еврейские языки и этнолекты, возникавшие в замкнутых общинах евреев на базе языков окружающих народов. С 19 века начинается общественное движение за возрождение иврита в качестве живого разговорного языка, который во второй половине 19 века объединилось с палестинофильским движением. Отцом современного иврита считается Элиезер Бен-Иегуда (Лазарь Перельман) (1858 - 1922). За последние сто лет произошло превращение иврита в разговорный язык израильтян, на котором говорят несколько миллионов евреев. В диаспоре знание иврита по-прежнему остаётся пассивным, хотя ивритская культура оказывает влияние на культуру евреев диаспоры в возрастающей степени. В дореволюционной России ивритом как языком литургии владели практически все взрослые мужчины. Многие использовали иврит и как язык литературы, религиозного и светского образования, издавались периодические издания на иврите, существовала художественная литература. Из Росийской империи вышли основные классики и создатели современной ивритской культуры: Авра-хам Maнy, Йегуда-Лейб Гордон, Хаим-Нахман Бялик, Шаул Черниховский, Владимир-Зеев Жаботинский и др. В 1920-е годы иврит в СССР подвергся гонениям, была прекращена творческая, издательская и преподавательская деятельность на иврите. В настоящее время иврит преподаётся на специальных курсах, во всех еврейских общеобразовательных, религиозных и высших школах. Знание иврита среди евреев России пассивное, большинство евреи языком не владеет вообще.
Для большинства евреев-ашкеназов родным языком является так называемый «жаргон» или идиш, на котором говорят польские и западнорусские евреи; он представляет собой диалект немецкого языка (близкий к восточносредненемецкому, с элементами восточнофранкского наречия), который евреи усвоили при проживании своем в средние века в Южной Германии. В нем имеются лишь немногочисленные слова древнееврейского происхождения, относящиеся к области религии и обрядности.
Сефардские евреи говорят в большинстве на староиспанском языке, усвоенном ими во время их продолжительного пребывания на Пиренейском полуострове. Отдельные обособленные группы евреев заимствовали языки окружающего их населения. Крымские евреи (крымчаки) говорят на крымско-татарском языке, горские (в Дагестане) - на татском (иранском), грузинские - по-грузински, бухарские - по-таджикски, абиссинские - на одном из абиссинских диалектов (агау).
Идиш использует квадратное еврейское письмо с XII века, делится на диалекты: северо-восточный (Литва, Белоруссия, вост. Латвия, Псковская, Смоленская, Брянская обл. России); центр (Польша, Западная Галиция); юго-восток (Украина, Молдавия, Румыния). Идиш был разговорным языком большей части евреев мира на протяжении всего средневековья и нового времени. Число говорящих на идиш, оценивавшееся в 11 млн. человек накануне 2-й мировой войны, резко уменьшилось вследствие геноцида и последующего вытеснения идиш языками окружающих народов и ивритом в Израиле. До середины 19 века евреи воспринимали идиш как язык «второго сорта», или как «жаргон» и «женский» язык по сравнению с ивритом. В отличие от мужчин, женщины получали образование на идиш через популярные издания. Во 2-й пол. 19 века в Росийской империи начинается расцвет художественной литературы на идиш (Менделе Мойхер Сфорим, или Ш. Я. Бройде-Абрамович; Шолом Алейхем, или Ш. Н. Рабинович; И. Л. Перец).

3. Исторические особенности быта.

В общественном быту еврейских местечек также сказалось своеобразие их исторического положения. Благодаря отсутствию политической самостоятельности, благодаря подчиненному положению евреев в разных странах Западной Европы, у них сложились своеобразные общественные организации: это прежде всего так называемый «кагал», группировавшийся вокруг синагоги под руководством местного раввина (или хахама у южных евреев). Кагал представлял собой, с одной стороны, как бы форму самообороны еврейской общины против жестоких притеснений, а с другой стороны - форму господства еврейской зажиточной части над бедняцкой частью общины. Кагальное самоуправление признавалось русским законодательством до 1844 г., когда оно было отменено (за исключением Риги и городов Курляндии).
Для кагальной общественной организации было характерно наличие целого ряда учреждений для взаимопомощи и благотворительности: это так называемые «хеврос» или братства. Были братства госпитальное, погребальное, братство беспроцентного кредита для бедняков, для выдачи приданого бедным невестам, общество гостеприимства, общество для предоставления одежды нищим, хлеба беднякам в субботу и праздники.
Всеми этими формами благотворительности неимущие массы тесно привязывались к кагалу, а тем самым закреплялось господствующее положение его руководящих групп.
Кагал имел и свою организацию суда, так называемый «бетдин» («бесдин»). Это словесный суд, находившийся в руках посредников-раввинов. Обращение к нему считалось добровольным, но верующий еврей не должен был обращаться ни в какой другой, нееврейский суд. Дела в бетдине решались по древнееврейскому каноническому праву. Центром всей общественной и религиозной жизни еврейской общины являлась синагога.
С этим было связано исключительно влиятельное положение в еврейской среде раввината, т. е. специалистов в области религиозного культа и канонического права. Раввинат не представлял собой группы, соответствующей православному или другому духовенству. В отличие от христианского духовенства, раввин не был исполнителем культовых действий. Он не совершал богослужения в синагоге, не выполнял никаких священнических функций и являлся частным лицом; авторитет его держался на том, что он считался ученым и знатоком писания. Вся правовая жизнь еврейского населения, благодаря отсутствию политической самостоятельности, находилась под властью канонического, церковного права, в области которого знатоками были раввины. По своим интересам раввины были связаны с зажиточной верхушкой еврейства. Царское правительство узаконило институт раввинов. Так называемые «казенные раввины» наделялись юридическими полномочиями по метрикации, регистрации браков и прочее, служили консультантами при органах власти.
Традиционная форма поселения в Вост. Европе - местечко (идиш, «штэтл») - переходное от сельского поселения к городскому, где евреи составляли большинство. Обязательными элементами поселения были синагоги, ритуальные бани (миква), странноприимный дом (шпиталь), особое еврейское кладбище. Традиционное жилище однотипно с жилищем окружающих народов, но отличалось некоторыми особенностями - специальными аппликациями или росписью на восточной стене (мизрах), неокрашенным или неоштукатуренным участком стены в память о разрушении Иерусалимского храма и др. Для ашкеназских домов характерны большие окна, отсутствие сеней, палисадников.

 

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!