Эволюция управленческой мысли. Исторические периоды развития науки и опыта управления
Разделение труда на управляемых и управляющих существует столь же долго, как и само человечество. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и в них существовала какая-то структура управления, а также где было наличие общепризнанного вожака — лидера, выполняющего определенные управленческие функции.
Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют четыре исторических периода.
Iпериод — древний и доиндустриальный (с 9—7 тысячелетия до н. э. примерно до XVIIIв.). Первые зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали с древнейших времен, и всегда обществу требовались личности, которые координировали и направляли деятельность групп. Старейшины и вожаки племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода. В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством (3000—2800 гг. до н. э.), там существовал достаточно развитый государственный управленческий аппарат и обслуживающая его прослойка общества (чиновники и писцы). Примером исключительно высокого уровня организации труда того времени является строительство египетских пирамид.
Другой пример — развитие теории и практики военного дела и строительство дорог в Римской империи. Это время правления Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.). Конечно, в те далекие времена авторитарные практики-правители не допускали ситуации, при которой кто-то начал бы их учить управлению государством, но они не могли запретить анализировать и обобщать принципы власти, на которых базировалось их могущество.
Сократ (469-399 гг. до н. э.) проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальногоуправления. Он считал, что власть в государстве должна принадлежать высоконравственным, справедливым и опытным в искусстве управления гражданам. Он считал себя не учителем мудрости, а всего лишь человеком, способным пробуждать в других стремление к мудрости. Платон (428—348 гг. до н. э.) в своей классификации форм государственного управления попытался разграничить функции органов управления. Николо Макиавелли (начало XVIв.) в трактате «Государь» дает анализ бездеятельности власти и формулирует рекомендации правителям по эффективным принципам авторитарного управления людьми в государстве. Работы Макиавелли долгое время были для многих европейских государей одновременно и зеркалом, и букварем их полной утонченных интриг и злодейств практики правления. В них содержался ряд исходных положений общей науки об управлении людьми. Задача сводится, по мнению Макиавелли, к сохранению целостности общества и безопасности государства, ради чего нужно «не отклоняться от добра, если это возможно, но и вступать на путь зла, если это необходимо»:
IIпериод — индустриальный (начало XVIII— конец XIXвв.). Период становления капиталистической системы хозяйствования, появления мануфактур, заводов, фабрик и крупных рудников. Для этого периода характерны:
• развитие новых форм производства и видов продукции;
• бурная механизация;
• перестройка общей технологии производства продукции;
• перестройка организационных принципов управления;
• изменения формы побуждения работников к максимальной отдаче в труде.
В этот период особое развитие получили направления в области политической экономии, экономики, философии. А. Смит (1723-1790 гг.) — шотландский экономист, философ, автор капитальных научных трудов — заложил основу классической экономической теории. Его труд «Исследование теории и причин богатства народов» (1776 г.) считается крупным сочинением по политической экономии XVIIIв. Обобщив идеи ученых предшествующих периодов, Смит выработал систему категорий, принципов и методов экономической науки, оказав воздействие на ее развитие в XIXв. в Великобритании и других странах, включая Россию. Некоторые положения этой теории сохраняют свое значение и в наше время. Для капитализма, считал он, имеет место соучастие капитала и труда вформировании стоимости товара, а также факторов производства в распределяемом продукте. А. Смит признавал, что прибыль и рента представляют собой вычеты из продукта труда рабочего. Вместе с тем он считал, что прибыль есть плата предпринимателю за риск и затраты капитала, а главный двигатель прогресса заключается в собственном интересе участников производства, наиболее эффективно реализуемый при свободной конкуренции. Однако монополии он характеризовал как заговор против потребителя.
И. Посошков (Россия) в своем труде «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.) утверждал, что для увеличения богатства страны более полезно увеличение товарных благ, а не только денег. В отличие от некоторых западных теоретиков, считающих единственным источником богатства эквивалентный обмен, он рассматривает прибыль как разницу между ценой и издержками; им высказано замечание, что экономическое положение страны зависит от того, как трудится народ.
Роберт Оуэн (1771—1858 гг.) считал, что человек есть продукт среды — если порочны люди, порочна среда, породившая их. Эта идея ориентирована на действительное преобразование окружающей среды. Им были сформулированы идеи гуманизации управления производством, обоснована необходимость обучения, улучшения условий труда и быта рабочих. Эти идеи актуальны и сегодня.
IIIпериод (вторая половина XIX— первая половина XXвв.) — период интенсивного развития капиталистического и социалистического способов производства. Этот период насыщен значительными политическими, экономическими, социальными событиями мирового масштаба: концентрация производства, создание трансконтинентальных компаний, монополизация власти и капитала, рост политической активности в странах Европы, Социалистическая революция в России. Первая и Вторая мировые войны обеспечили потребность систематизации накопленных знаний и глубокого исследования происходящих социально-экономических процессов, определяющих принципы и методы управления предприятием, организацией.
Громадный вклад в осмысление общественно-экономических и политических процессов второй половины XIXв. внес К. Г. Маркс (1818-1883 гг.) — немецкий ученый-экономист, философ, политолог, социолог, историк и революционный деятель. Им разработаны положения трудовой теории стоимости, проведен анализ товара и денег.
Первым в истории экономической мысли Маркс раскрыл экономические законы развития общественных формаций, среди которых решающая роль отводится закону прибавочной стоимости как экономическому закону движения современного общества. Известный экономист И. Шумпетер с полным основанием в своей книге «История экономического анализа» (1954 г.) оценивает теорию Маркса как «мощный аналитический инструмент» и делает вывод, что «видение неизбежности эволюции экономического процесса дает Марксу право претендовать на звание великого экономиста».
К этому времени необходимость в новых решениях управления усложняющимся производством была осознана обществом и стала своего рода «общественным заказом». Ответы на такой запрос появились примерно в 50—60-е годы XIXв. и продолжали наращиваться в течение более ста лет. В этот период активно формировалась система знаний об управлении, которую мы и сегодня называем менеджментом, с 1885 г. принято вести отсчет — начало «эры научного управления». Создание управленческой науки связано с именами замечательных ученых и практиков, среди которых нельзя не отметить таких, как Ф. Тейлор (1856-1915 гг.), Г.Форд (1863—1947 гг.), А. Файоль (1841-1925 гг.), Э. Мэйо (1880-1949 гг.), М. Фоллет (1868-1933 гг.), Д- Макгрегор (1906-1964 гг.), А. Маслоу (1908-1970 гг.), Р. Лайкерт(1903-г1981 гг.), Ф. Герцберг, П. Дракер и др.
Они жили и работали в разное время, в разных социально-экономических условиях, и каждый из них в качестве главных проблем провозглашал:
• нормирование и регламентацию выполнения отдельных операций рабочими;
• анализ управления по его отдельным функциям;
• четкую проработку правил, стандартов и оценочных показателей управленческой деятельности;
• использование личностных факторов и т. д.
Каждое из этих направлений получило определенное место в современной управленческой науке и стало неотъемлемой частью общей структуры, получившей название «основные научные школы управления».
Насыщенное событиями время: интенсификация производства, войны и революции — определило необходимое проведение глубоких преобразований в системе управления — от управления производством к управлению человеком.
IVпериод (1960 г. — настоящее время) — информационный — выделяется на фоне интенсивного развития средств и методов информационного обеспечения управленческих функций. Он характеризуется массовым применением математических методов обработки данных и принятия управленческих решений с использованием компьютерной техники, использованием средств электронной связи и других информационных новаций. Формализация ряда функций управления, сочетание труда человека и компьютерных средств обеспечили пересмотр таких структурных элементов, как служба планирования, учета, сбыта и маркетинга. Появились новые элементы внутри фирменного планирования, имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.