Эволюция российского либерализма в конце XIX — начале ХХ века
60-70-е гг. XIX в. - время внутреннего строительства либерального движения, период осознания им собственной политической значимости, поиска своего места среди общественных сил страны.
Возникнув на Западе в период буржуазных революций XVII-XVIII вв., либерализм выполнял функцию идеологического обоснования и закрепления в массовом сознании ценностных установок предпринимательства. В его основе лежали следующие позиции. В области мировоззрения; приоритет индивидуального над коллективным; ограждение прав личности от государственного вмешательства; терпимость; гуманность; космополитизм, В политической сфере; конституционное правление на основе принципа разделения властей; обеспечение основных политических прав граждан. В экономической области: полный простор частной инициативе; освобождение экономической деятельности из-под опеки государства, обеспечение условий для свободы предпринимательства и торговли.
Хотя в главном как объективное отражение интересов буржуазии российский либерализм 2-й пол. XIX в. не отличался от западного, он имел ряд особенностей. Прежде всего он никогда не бросал вызов власти 'и не столько отстаивал права личности, сколько стремился к видоизменению государственного строя, считая, что только государственная власть может быть двигателем прогресса. Во-вторых, в силу того, что российский либерализм сложился под влиянием позднего западного либерализма, ставшего в XIX в. умеренной идеологией среднего класса, он отличался значительно меньшей решимостью, имел более ограниченный характер (факел радикализма к этому времени перешел к социалистическим течениям). Кроме того, к 1861 г. в России еще не существовало третьего сословия и потому либерализм не имел массовой базы. Далее, отражая политическую незрелость русского народа и его государственно-монархическую психологию, политические взгляды основной массы российских либералов отличались монархизмом. Наконец, российский либерализм зарождался и развивался в основном в дворянской среде.
Крупнейшими теоретиками российского либерализма 60-80-х гг. XIX в. являлись К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин. Их взгляды отличало сочетание трезвости и иллюзий, демократизма и монархизма, внешнего славянофильства и замаскированного европеизма. В основе их идейного каркаса лежала идея развития личности путем повышения ее нравственности и развития правового порядка. Вместе с тем, гарантом обеспечения личных прав выступала неограниченная власть. Во-вторых, являясь горячими сторонниками либеральных реформ, единственной опорой и надеждой общества они считали исторически сложившийся тип политической власти, имевший большой преобразовательный потенциал, т. е. самодержавие. В-третьих, залогом мирного обновления российского общества они считали идею широкого гражданского согласия.
Практическая деятельность российских либералов осуществлялась в двух направлениях.
1. Реформаторская деятельность «просвещенных бюрократов» в период подготовки и проведения буржуазных реформ. Примером тому может служить фигура Д. А. Милютина, военного министра, подготовившего и осуществившего военную реформу.
2. Земская деятельность, в рамках которой в пореформенный период постепенно терял свои позиции дворянский либерализм, происходило усиление влияния земской интеллигенции и закладывались основы нового политического сознания как базы радикализации российских либералов в будущем.
В оценке исторических перспектив российского пореформенного либерализма существуют две точки зрения. Часть историков считает, что в России не было подходящей почвы для развития политического реформизма в силу отсутствия социальной базы и особенностей политического сознания российских образованных слоев, которые определяли, в первую очередь, такие черты, как политическая нетерпимость, правовой нигилизм, неприятие буржуазных ценностей, максимализм и радикализм политического мышления российской интеллигенции. Другие специалисты допускают принципиальную возможность развития либерализма в пореформенной России, Главную причину несостоявшегося союза самодержавия и либералов они видят в трагедии взаимного непонимания, виновником которого являлся царизм.
В целом же, отмечая слабость русского либерализма 60-80-х гг. XIX в., большинство историков считает, что он сыграл значительную историческую роль и отступил перед натиском крайних сил.
На рубеже XIX-XX вв. начинается качественно новый этап в эволюции российского либерализма, В нем возникает и постепенно набирает силу новое течение из представителей широких слоев интеллигенции (П. Н. Милюков, В. Д. Набоков, С, А, Муромцев, С. А. Котляревский и др.). Интеллигенция выступала за ликвидацию неограниченного самодержавного режима и замену его конституционно-парламентским строем, за введение всеобщего избирательного права, демократических свобод, реализацию требования культурного самоопределения наций и народностей российской империи. В отличие от дворянских либералов XIX в. интеллигенция внесла в свою программу ряд социалистических требований: принудительное отчуждение части помещичьих земель за выкуп, легализация профессиональных союзов, постепенное введение 8-часового рабочего дня и социального страхования и т. д.
В тактике действий дворянский либерализм ограничивался адресами и петициями на «высочайшее имя», тогда как либеральная интеллигенция приступила к созданию своих нелегальных организациий, нелегальных печатных органов, использовала методы «захватного права».
В целом на рубеже веков оппозиционный лагерь и был представлен несколькими течениями. Его правое, славянофильское крыло, во главе с Д. Н. Шиповым состояло в основном из представителей высшего поместного дворянства. В центр («земцы-конституционалисты») входили, главным образом, выходцы из среднепоместного дворянства - гласные губернских и уездных земских управ и городских дум. Характер их общественной деятельности во многом сближал либеральных земцев с интеллигенцией и «3-м элементом». Основу левого («освобожденческого») крыла составляли широкие слои интеллигенции. Они занимали более радикальные позиции, чем земские либералы. Ведущей тенденцией в развитии русского либерализма был процесс постепенной смены старого, земского либерализма новым, буржуазным, который в дооктябрьской России завершения не получил.
Хотя представители нового и старого либерализма отстаивали разные варианты реформ в решении политических и социально-экономических проблем, они имели много общего и оставались родственными идейно-политическими течениями. Их сближало желание любой ценой избежать социальной революции, вера в реформы «сверху», боязнь насильственных действий народных масс «снизу», склонность к политическим компромиссам с царизмом.
На рубеже веков наметился процесс сближения наиболее передовых земских элементов конституционного толка с интеллигенцией. На этой основе происходило программное и организационное оформление либерализма как политической организации во всероссийском масштабе. Первым крупным шагом в этом направлении являлось основание на деньги земцев нелегального журнала «Освобождение» в 1902 г. в Штуттгарте. Редакция журнала (П. Б, Струве, П. Н. Милюков) ставила задачу создать единый организационный фронт из представителей либеральных и революционно-демократических движений и заложить тем самым основу широкой конституционной партии. При этом не оставлялась надежда убедить царское правительство пойти на разумный компромисс с обществом и дать «сверху» конституцию.
Теоретические рассуждения идеологов нового либерализма были подкреплены практическими шагами. Летом и осенью 1903 г. соответственно оформились две организации - «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов». Их создание свидетельствовало о неудаче попытки лидеров нового либерализма объединить разнородные элементы оппозиционного движения,
Революция 1905-1907 гг. ускорила процесс организационного оформления либерального движения и одновременно процесс его поляризации. Решающей вехой в создании либеральных партий стало издание Манифеста 1 7 октября 1 905 г. В результате было образовано две партии - конституционных демократов (кадеты) и «Союз 17 октября» (октябристы). Первая организационно оформилась 12-18 октября 1905 г. путем слияния «освобожденцев» и «земцев-конституционалистов». Вторая окончательно оформилась к сер. 1906 г. Общая численность каждой из этих крупнейших либеральных партий не превышала тогда 50-60 тыс. человек.
Обе партии представляли собой два направления в российском либерализме. Октябристы занимали правый фланг, находясь в промежуточном положении между кадетами и крайне правыми. Хотя грань эта была достаточно подвижна и неустойчива. И та, и другая партии являлись неустойчивыми и аморфными политическими образованиями, их численность постоянно менялась в зависимости от ситуации в стране. После револлгоции 1 905-1 907 гг. произошло значительное сокращение их численности. К январю 1908 г. в кадетскую партию входило не более 25-30 тыс, человек, в 191 2-1914 гг. ее численность составила примерно 10 тыс. членов. Но если кадеты избежали раскола своей партии и думской фракции, то в партии октябристов в 191 3-1914 гг. произошел раскол, что поставило ее на грань полной организационной катастрофы.
Только экстремальная ситуация, вызванная первой мировой войной, вновь способствовала консолидации оппозиционного лагеря. Его центром стали кадеты. После победы Февральской революции их численность выросла до 70 тыс. человек.
В партию кадетов входил цвет русской интеллигенции, часть либерально настроенных помещиков, средней городской буржуазии, служащие, учителя, приказчики. Социальный состав партии сильно колебался в зависимости от политической ситуации. В годы революции значительную часть ее членов составляли социальные низы, после революции наблюдался отток демократических элементов, ив 1907-1917 гг. в партии преобладали средние городские слои и упрочилась связь с собственно буржуазными элементами. Лидерами кадетской партии являлись П. Н. Милюков, П. Б. Струве, В. Д. Набоков, С. А. Муромцев, Д. И. Шаховской, В. И. Вернадский.
Социальную основу «Союза 17 октября» составляла крупная торгово-промышленная и финансовая буржуазия, крупные помещики и «деловая» интеллигенция, интегрировавшиеся в капиталистическую систему. Лидерами партии являлись А. И. Гучков, представлявший торгово-промышленную группу, Д. Н. Шипов (дворянско-землевладельческое направление), Корф и Красовский (дворянско-бюрократические слои). Устав октябристов допускал параллельное членство в другой партии. Само членство в партии не влекло за собой выполнения каких-либо специальных поручений и фиксированных членских взносов, а потому многие рядовые члены воспринимали ее скорее как дискуссионный клуб.
Идеологи либерализма считали капитализм наиболее оптимальным вариантом общественного прогресса. Они выступали против насильственных переворотов, за эволюционное развитие (хотя идеологи кадетизма не отрицали возможности политической революции как результата неразумной политики самодержавия).
Общетеоретические представления либеральных идеологов были конкретизированы в программных документах. Основные положения программы конституционно-демократической партии сводились к установлению конституционного строя в форме парламентской монархии английского образца; к необходимости увеличения земельной площади крестьянских наделов с частичным отчуждением частновладельческих земель («с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной оценке»); к отмене сословных привилегий, равенству всех перед законом, установлению свободы личности, слова, собраний и других демократических свобод; к признанию права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день. Программа по национальному вопросу включала право всех народов и национальностей на культурное самоопределение; за Царством Польским признавалось право на введение автономного устройства с сеймом; за Финляндией - на восстановление прежней конституции.
Программа октябристов отличалась большим консерватизмом. Ориентируясь на конституционную монархию, своей основной задачей они объявили оказание содействия правительству и провозглашали требование сохранения «единой и неделимой» Российской империи, «сохранения за государственным строем исторически сложившегося унитарного характера» (только за Финляндией признавалось право на автономию). Более умеренной была и экономическая программа октябристов. В отличие от кадетов они оговаривали частичное отчуждение земли как самый крайний вариант. Остроту аграрного вопроса предлагалось снять за счет уравнения крестьян в правах с другими сословиями, переселенческой политики, продажи крестьянам государственных и удельных земель. Учитывая большее, чем у западных рабочих количество праздничных и выходных дней и более низкую производительность труда русских рабочих, октябристы считали экономически нецелесообразным введение 8-часового рабочего дня и ограничивали право рабочих на- проведение стачек в отраслях, имевших государственное значение.
Реализация программных установок исходила прежде всего из тенденции к политическому освобождению России «сверху», без насильственной ломки государственных структур, мирным реформистским путем. Поэтому стратегический курс либералов состоял в поисках приемлемых политических компромиссов между властью и обществом, а тактика изменялась в зависимости от политической ситуации, соотношения сил между крайними полюсами российского политического спектра, действий правительства. Радикализация либералов отражала, как правило, усиление общественного напряжения и ослабление позиций власти; в стабильные периоды их революционный пыл заметно угасал.