Эволюционно-органический подход Г. Спенсера

Английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903) является основоположником натуралистической школы в рамках позитивистского направления в классической социологии. Основной задачей своего творчества Г. Спенсер считал создание всеохватывающей философской системы, которая синтезировала бы естественные и общественные науки на основе общих для них закономерностей - принципах эволюции. В этой системе «синтетической философии» Спенсер отводил особое место социологии как науке о высших формах эволюции.
К числу наиболее ярких отличительных черт концепции Г. Спенсера относятся:
1) широкое использование историко-сравнительного метода в исследовании явлений общественной жизни и обосновании своих социологических взглядов;
2) трактовка общества как организма и детальная аргументация своего подхода с помощью целого ряда аналогий между биологическими и социальными организмами;
3) утверждение идеи закономерной эволюции общественной жизни. (По Спенсеру, процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от воли людей, т. е. социальная эволюция совершается сама собой, и чтобы она приводила к своим естественным результатам, со стороны человека не требуется никакого вмешательства.)
Спенсер обосновывает возможность существования социологии в качестве самостоятельной позитивной дисциплины, выдвигая такой тезис:
социология возможна уже потому, что общество часть природы и подчиняется закону «естественной причинности».
Задача социологии, по Г. Спенсеру, - изучение массовых, типичных явлений; социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции.
Спенсер уделял много внимания уточнению понятийного аппарата социологии, в частности, анализируя понятия общества, социальной структуры, социального роста, социальных функций различных систем и органов общественной жизни. При этом он придавал большое значение сопоставлению человеческого общества и биологического организма.
Спенсер выделил следующие черты сходства общества и организма:
1) общество, как и биологический организм, наращивает массу (т. е. численность населения и материальные ресурсы);
2) как и в биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры;
3) усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций, выполняемых отдельными частями;
4) и обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия частей;
5) как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части, где стабильность обеспечивается сохранением функций и структур.
Однако Спенсер обращает внимание и на существенные черты различия социального и биологического организмов, к которым относит следующее:
1) в отличие от биологического организма, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией;
2) пространственная рассеянность элементов делает необходимой существование символической коммуникации;
3) в обществе нет единого органа, способного чувствовать и мыслить;
4) общество отличает ' пространственная мобильность элементов структуры;
5) главное отличие: в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей (т. е. общество существует для блага своих членов, а не наоборот).
По Г. Спенсеру, общество - это агрегат индивидов, целостность которого поддерживается с помощью механизмов совместной самоорганизации жизни людей - социальных институтов. Он указывает, что структуру общества составляют такие типы социальных институтов, как домашние, обрядовые, политические, церковные; профессиональные и промышленные. Все институты общества составляют единое целое, а функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. (Данная идея позволяет говорить о Г. Спенсере как о родоначальнике структурно-функционального подхода в социологии.)
Центральным понятием в концепции Г. Спенсера выступает эволюционизм, которое он формулирует в терминах механики: вещество, движение, сила. Эволюция, у Спенсера, - это интеграция общества, сопровождающаяся рассеянием движения, в течение которого вещество переходит из состояния неопределенной бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности. Предел, за который эволюция не может перейти - равновесие системы. При нарушении равновесия начинается распад, который со временем переходит в новый эволюционный процесс.
Г. Спенсер выделял три вида эволюционных процессов, которые подчиняются общим законам, однако, специфические законы высших фаз несводимы к низшим ступеням, - это:
1) неорганическая эволюция;
2) органическая эволюция;
3) надорганическая (или социальная) эволюция. Исследуя процессы социальной эволюции. Спенсер выделил два этапа в развитии общества:
1) военное общество;
2) индустриальное общество.
Для военного общества характерны преобладание натурального хозяйства, обильный централизованный контроль и иерархический порядок власти. Вря жизнь здесь подчинена дисциплине; церковь похожа на военную организацию; индивид принудительно подчинен социальному цело-
Индустриальное общество отличает преобладание промышленности и торговли; в нем появляется политическая свобода; социальная организация становится более гибкой. А главное - власть рассматривается^ таком обществе как выражение воли индивидов, которые объединяются'на основе добровольности.
При помощи данной типологии, Г. Спенсер не только обозначивает лапы социальной эволюции и выясняет ее направленность (от военного общества к индустриальному). Он также решает вопрос о прогрессе и о предпочтительном типе развития (индустриальное общество - предпочтительнее, а смысл социального прогресса заключается в его формировании).
Г. Спенсер пытался раскрыть движущие силы социального развития, в итоге у него сложилась система факторов эволюции. Он классифицирует движущие силы эволюции на две группы факторов:
1) первичные;
2) вторичные (производные).
В каждой из этих групп Спенсер различает:
1) внешние факторы;
2) внутренние факторы.
Первичные внешние факторы - это природная среда: климат, почва, географическое расположение, которые сильнее всего воздействуют на первобытного человека. Первичные внутренние - это психические и физические свойства природы человека.
Вторичные (или цивилизационные) факторы, как внутренние, так и внешние, вводятся самой социальной эволюцией. Это изменившаяся, социализированная природа человека, измененная человеческой деятельностью природная среда и все возрастающее влияние неорганической среды
Рассматривая движущие силы эволюции. Спенсер подчеркивал, что действие первичных факторов хотя и сохраняется, но ослабевает, а роль вторичных факторов все более возрастает и усиливается.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!