Этюды о любви Ортеги и Гассета

Содержание
Введение           3
1. Сведения из биографии         4
2. Ортега-и-Гассет  «Этюды о любви»                                                           7
Заключение           18
Список литературы          19
Глоссарий           20

Введение

В данной работе мы рассмотрим эссе Хосе Ортеги-и-Гассета (1883-1955) «Этюды о любви». Данное произведение знакомит нас со взглядами испанского философа на феномен любви. Это не только философия, но и история, психология, наконец, социология любви. В то же время значительная часть работ Ортеги, посвященных природе любви, напоминает разрозненные страницы всемирной Истории женщин.
Как отмечают многие исследователи, он пишет о магии, одержимости, о чарах любви, которые лишь знаки ее начала, то есть влюбленности. Говорит, что в возлюбленном влюбленный стремится встретить свою сущность и это стремление определяет выбор в любви, любовное наитие. Он заступается за Дон Жуана, находя в нем символ мужественности и дар "влюблять в себя женщин". Пишет о том, что женщину не интересуют гении и что область, где она истинно царит, - повседневность. Отсюда следует его вывод о мужских и женских эпохах в истории, периодах смуты и относительного спокойствия.
Но с другой стороны, по мнению Ортеги, именно женщина лепит, ваяет мужчину, именно ее воздействие наиболее ощутимо. Он, рисуя свой женский идеал завершает его тем, что признает свое поражение. Тайна женского начала и тайна любви так и остались неразгаданными. Любовь - "вещь в себе", не проясненная, непрозрачная. А женщина - "прежде всего женщина". Любовь, всегда несущая в себе боль и страдание, - одно из поражений человека и один из знаков его существования.

1. Сведения из биографии

Хосе Ортега-и-Гассет родился в Мадриде 9 мая 1883 г. Его отец был редактором либерального журнала. Диплом по философии Хосе получил в Мадриде в 1904 г. Годом раньше он познакомился с Унамуно. Испанию тогда, казалось, мало интересовали события в мире. Мадрид варился в собственном соку и наслаждался самим собой. Возможно, поэтому молодой философ отправился в Германию. «Я понял, - писал Ортега, - что моя Испания должна впитать немецкую культуру или хотя бы проглотить ее... Я и не думал о долгом путешествии пилигрима, мечтающего поцеловать ногу Римского Папы. Все наоборот. Я летел за добычей... Испания нуждалась в немецкой культуре. Я настолько отождествлял себя с моей страной, что свои аппетит и голод считал ее нуждами».
В Германии Ортега слушал лекции в Лейпциге, Берлине, Марбурге (Г. Когена и П. Наторпа). Вернувшись в Мадрид в 1907 г., он некоторое время преподает в магистрской школе, а в 1910 г. становится профессором метафизики Мадридского университета. Первое его сочинение — «Размышления о "Дон Кихоте"» (1914), затем появляются «Испания со сломанным хребтом» (1922), "Тема нашего времени" (1923). В 1923 г. он основал журнал «Ревиста де Оксиденте». В знак протеста против ареста студентов диктатором де Риверой Ортега оставил университетскую кафедру. Появившаяся в 1930 г. книга «Восстание масс» получила необычайный резонанс. Будучи в изгнании во время войны, он написал еще несколько работ: «Вокруг Годился» (1933), «Идеи и верования» (1940), «История как система» (1941). Вернувшись на родину в 1946 г., он вместе с учеником Хулио Мариасом основал Институт гуманитарных исследований. Философ умер в Мадриде 17 октября 1955 г. Альбер Камю назвал Ортегу «самым великим европейским писателем после Ницше». «Восстание масс» Р. Треве назвал «предостерегающим голосом». Реформа философии, актуальность которой хорошо понимал Ортега, указывала, что «разум может быть услышан, но не там, где ему назначили быть интеллектуалы-лицемеры».
Ортегу-и-Гассета мало интересовали проблемы собственно теории познания и философии науки (таков был круг интересов неокантианства), но опыт марбургской школы определил его подход к более близким ему проблемам "философии жизни" - другого ведущего в то время направления в европейской философии. В центре этих исследований стояли вопросы человека, истории, культуры. Свою близость с данным направлением он подчеркнул, назвав свое учение рациовитализмом.
Витализм (от лат "жизнь") — это собственно и есть философия жизни, где центральное понятие "жизнь" достаточно многозначно и неопределенно. Жизнь есть, прежде всего, непосредственное переживание человека, в котором слиты воедино переживающий субъект (мое Я) и переживаемое содержание (предметно-вещественная сторона). И так как жизнь всегда открыта для живущего, то она постигается им непосредственно, интуитивно, то есть "понимается", в отличие от внешних предметов, явлений, процессов, которые подлежат "объяснению" с помощью научных понятий. Это принципиальное разграничение понимания и объяснения и, соответственно, знания гуманитарного и естественнонаучного - составило один из краеугольных камней философии жизни.
Однако Ортега-и-Гассет не принял определения "жизни" через ее противоположность разуму, избегая крайностей интуитивизма философии жизни. Он искал их соединения, их исходного единства.
Понятие "жизнь", к которому обращается Ортега, по его мнению, не может быть точным. "Жизнь - это прежде всего хаос, в котором ты затерян"
Жизнь - это проявление витальной силы, которая сродни космической, но не сама космическая сила, не природная сила Жизнь - это "живое", которое принципиально отличается от "неживого" - это вечное движение, становление, изменение.. А потому "жизнь есть время" Речь тут идет не о космическом времени, с которым имеет дело физика или астрономия, и не о чисто субъективном, психологическом времени, переживаемом отдельным человеком. Время как сущность жизни, утверждает Ортега-и-Гассет, это время необратимое, ограниченное, конкретно-историческое, неразрывно связанное с содержанием человеческой деятельности, а потому это - сама история.
Итак, жизнь - это история, где действуют люди как существа разумные, мыслящие, стремящиеся к достижению определенных целей. Наличие последних — источник человеческой творческой активности, исторического движения. "Бесцельность отрицает жизнь, она хуже смерти. Ибо жить - значит делать что-то определенное, выполнять задание..." Выбор же цели, ее определение - это задача разума, который таким образом становится витальным разумом, неразрывно связанным с историей.
Рациовитализм Ортеги-и-Гассета - это учение о жизни как истории, которая нерасторжима с разумом, без него умирает. Функция витального разума — самоистолкование жизни, что выражается в созидании мировоззрений, определяющих ценностные координаты человеческой деятельности.

2. Ортега-и-Гассет  «Этюды о любви»

Предметом рассмотрения в данном произведении является, как это видно из названия, любовь. На философском уровне Ортега-и-Гассет пытаеся осмыслить это чувство, его сущность и роль в истории человечества и и отдельной личности.
Автор сразу же дистанцируется от так называемых «любовных историй», которые, например, были изложены в Декамероне. Здесь автор касается исключительно любви как высокого чувства: «"Любовные истории", самого  неожиданного  свойства, то и  дело случаются   между   мужчинами и женщинами.  Им   сопутствует   множество обстоятельств, усложняющих  их развитие до  такой степени,  что более  всего "любовным историям"  можно отказать в том, что  действительно стоит называть любовью.  Что  может быть  заманчивее  для  исследователя,  чем  психология "любовных историй", со  всей их  пестрой  казуистикой,  однако  нам  будет непросто  во всем разобраться, если  сначала мы не определим, что  же  такое любовь сама по себе и как таковая».
Философ признает, что человеческая психика «щедра на любовные порывы», однако, это любовью назвать нельзя, потому что такие чувства не являются глубокими – это желания: «Отличие любви от желания в том, что «любовь   -    это   вечная неудовлетворенность. Желание пассивно, и желаю я, в сущности, одного – чтобы объект желания устремился ко мне. Я живу в  надежде  на  притяжение  ко  мне всего сущего.  И, наоборот,  в  любви,  все проникнуто активным началом. Вместо того чтобы  объект приближался  ко  мне,  именно  я стремлюсь к объекту  и пребываю в нем. В любовном порыве человек  вырывается за пределы своего "я": быть может,  это лучшее, что придумала».
Автор анализирует историю рассмотрения любви различными философами, как прошлого, так и современности. Так например, по мнению автора, Августину  Блаженному подчас удавалось преодолевать понимание любви как желания и  влечения.  В минуту  вдохновения он сказал: "Amor meus, pondus mewm; illo feror, quocumque feror" - "Любовь моя, бремя мое; влекомый им, я иду повсюду, где я иду". Любовь - это притяжение к любимому».
Однако другие авторы были довольно ограничены в понимании любви. Так, например, Спиноза  «попытался избежать ошибки и, оставив в стороне влечения, искал любовным порывам и ненависти эмоциональное объяснение; согласно ему, любовь - это радость познания предмета любви. Любовь к чему-то или  к кому-то – это якобы не  более чем  радость  и одновременно сознание, что рады мы благодаря этому чему-то или кому-то. И снова перед нами смешение любви с ее возможными последствиями».
На мой взгляд, Спиноза ошибался и в том, что любовь и радость не одно и  то же.  Ортега-и-Гассет совершенно правильно отмечает, что «тот, кто любит родину,  способен отдать  за  нее  жизнь,  и верующий  идет на  мученическую смерть».
Автор соглашается, что «у  любви  действительно много  общего  с желанием,  поскольку его объект - предмет  или  человек - действует на  него возбуждающе.  Волнение,  которым  охвачен  объект,  передается  душе.  Таким образом,  это волнение  по сути своей центростремительно:  оно направлено от объекта к нам. Что  же касается чувства любви,  то возбуждение  предшествует ему».
Тем не менее, я не могу согласиться с автором в том, что в  любви мы  забываем «о душевном  покое, теряем рассудок и все свои помыслы сосредоточиваем на любимом. Постоянство помыслов и есть любовь». Так, например, вера в бога для многих людей также есть постоянное чувство, а для некоторых людей любовь как раз наоборот является всего лишь желанием. То есть, анализ любви все равно субъективен по своей природе. Философ пропускает мысли через свою душу и сердце и это накладывает свой отпечаток.

Страниц: 1 2 3
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!