Этика как систематизированное знание

В условиях глобальных социальных изменений и духовных трансформаций особое значение приобретает этическая сторона человеческой жизни. С древнейших времен в системе знаний этика присутствует как обоснование цели и смысла познавательной деятельности. Р. Декарт под этикой подразумевал высочайшую и совершеннейшую науку о нравах, как восприятие всех наук и последнюю ступень высшей мудрости. В широком смысле слова этика – это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых в общественной и личной жизни. Она учит правилам поведения и образу жизни.

Термины «этика» и «мораль» получили широкое распространение. Греческое слово ethika производно от понятия ethos, в буквальном смысле означавшее место совместного проживания (дом, пещера и т. д.). Впоследствии под «этхосом» древние греки стали подразумевать определенные человеческие качества, приобретаемые и проявляющиеся в процессе общения. Так, с образом Геракла олицетворялось мужество, с именем Пенелопы – верность. В процессе культурного развития эти термины наполнялись различным содержанием. В IV в. до н. э. Аристотель ввел в обиход слова «этический» и «этика». Под первым термином он подразумевал совокупность совершенных качеств человеческой души (умеренность, мужество, спокойствие), называемые «этическими добродетелями». Под «этикой» он понимал новую область знаний, находящуюся между психологией (наукой о душе) и политикой (искусством управления государством), призванную воспитывать добродетельного гражданина. Философа интересовало поведение не обособленного индивида, а активного участника политической жизни полиса.

Термин «мораль» латинского происхождения (moralis – нравственный; mores – «нравы»). Другое значение этого слова – закон, правило, предписание. М. Т. Цицерон предложил оперировать словом moralis, что означало «нравственный». В его понимании область знаний о морали представлялась «философией морали», некой практической части философии. Слова «этика» и «мораль» весьма близки по смыслу. Обычно даже используют словосочетание «морально-этический». Однако, термин «этика» изначально использовался для обозначения совокупности знаний, как наука о морали. По этимологии значения греческого ethica и латинского moralitas совпадают и соответствуют русскому слову «нравственность». В социальной практике, как правило, понятия «мораль» и «нравственность» отождествляются. Несмотря на некоторую общность, эти термины различаются по содержанию и смысловой нагрузке. Во-первых, нравственность, прежде всего, есть отражение внешнего мира. Во-вторых, нравственность сопряжена с реальной практикой и соотносится с действующими нормами и правилами поведения. В-третьих, нравственность в большей степени отражает общепринятые ценности.

В литературе под моралью принято понимать специфическую форму общественного сознания и способ регуляции отношений. Мораль – система идеальных представлений о принципах и нормах должного или желаемого поведения. Нравственность – это реально существующие формы и модели поведения людей и отношения между ними, совокупность норм и правил, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении. Иными словами мораль – это должное. Нравственность – это сущее. В оценке этики как совокупности знаний нет однозначного подхода. Одни специалисты утверждают, что в строго научном смысле слова ее нельзя рассматривать как науку, даже областью теоретического знания[1]. Они исходят из того, что научное знание должно быть свободным от оценок и императивов. Научность – это высшая форма знания, предполагающая истинность, доказательность, достоверность знания. По отношению к этике этого не всегда удается достичь.

Научный подход предусматривает разграничение объекта и предмета анализа. В этике этике объективность знаний в весьма условна. В различных культурах этические знания весьма субъективны. Достаточно привести пример существования религиозной этики, в рамках которой христианская, мусульманская, буддистакая, конфунцианская этические системы весьма различаются между собой. Если в качестве науки рассматривать логически аргументированную систему рассуждений, то этика предстает как научная дисциплина. В устоявшейся отечественной традиции этика рассматривается как наука о морали и нравственности. В данном случае принято исходить, что этические концепции в принципе основываются на достоверных знаниях, они логически непротиворечивы.

В большинстве отечественных публикаций этика – это философская наука о сущности, возникновении, развитии и структуре морали. Указание на ее философский характер показывает, что мораль, нормы нравственности осмысливаются с определенных мировоззренческих позиций. Возможность приложения моральных оценок к различным социальным явлениям придает этике философский характер.

Подобный подход характерен для марксистской этики. В исследовании проблем морали и нравственности в этике присутствуют разные методологические приемы и основания. Ключевой методологической основой для марксистской этики является исторический материализм. С позиции названного подхода выявляются общие законы и специфические механизмы функционирования морали в общественной жизни. Поскольку общественное сознание есть отражение общественного бытия, постольку моральное сознание как одна из его форм объяснимо исходя из условий общественной практики. Моральные нормы выводятся из всей совокупности общественных отношений, в первую очередь, экономических.

Принцип историзма позволил раскрыть и обосновать основные типы моральных систем, соответствующих этапам развития. В любом интегрированном обществе присутствуют этические идеалы, нормы и ценности, различающиеся по характеру и содержанию. Так, в раннем средневековье богатство провозглашалось источником вечных мук, умение делать деньги – главной опасностью, выгода – постыдной, а одалживание денег – тяжким преступлением. Богатый человек был первым кандидатом на проклятие. Однако уже в эпоху Ренессанса и период Реформации происходят изменения в мироощущении человека. Соответственно трансформируются этические ценности и идеалы. По воскресеньям пуританин верил в Бога, а в будни – в силу денег.

Роль и значение этики в жизни общества и личности проявляется с разной степенью интенсивности. Этика не просто отображает нравы, обычаи, а осуществляет их ценностный анализ. Она предстает способом осознания общественного бытия и образует высший уровень морального сознания. Научно-этические представления о морали внедряются в массовое сознание и оказывают обратное влияние на развитие морали и нравственности. Как правило, происходит анализ всеобщих, фундаментальных и неизменных принципов.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества в регулировании поведения людей в различных сферах жизни. Обращение к морали позволяет людям осмысливать сложные процессы общественного бытия. Поэтому мораль считается одним из самых доступных способов осмысления действительности. Моральные идеалы, принципы и нормы образуются из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т. п. Свою регулятивную роль этика выполняет во взаимодействии с нормативными системами и социальными институтами общества.

Мораль является частью духовной культуры. Этика способствует формированию не только духовности вообще, но и духовного мира отдельного человека, в частности. Специфика этики проявляется в следующем: как наука она не только изучает, обобщает и систематизирует, действующие в обществе принципы и нормы морали, но и способствует выработке моральных представлений, в максимальной степени отвечающих историческим потребностям, и таким образом содействует совершенствованию общества и человека. Так возникает этика удовольствий, этика внутренней стойкости, этика любви, этика созерцательного блаженства, этика долга и т. д.

В философско-этических учениях присутствуют разнообразные подходы в осмыслении и объяснении этических проблем. Мыслителями предлагались и сегодня разрабатываются различные модели совершенного морального существования. Однако в большинстве своем в них только предусматривалось совершенствование моральной практики вне связи с социальным переустройством. Только марксистский подход получил реальное воплощение на практике. Можно по-разному оценить способы и методы строительства общества, основанного на идеалах справедливости, равенства и т. д., и формирования духовного облика нового человека. На протяжении нескольких поколений люди воспитывались и руководствовались в жизни нравственными ценностями, целенаправленно разрабатываемые в рамках коммунистической идеологии. Большинство граждан искренне воспринимали декларируемые нравственные ценности. Без большого преувеличения можно утверждать, что этика способна содействовать социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Этика как систематизированное знание призвана выполнять познавательную, нормотворческую, регулятивную и т. д. функции. Познавательная функция ориентирована на анализ морали в целом и ее отдельных структурных элементов, происхождения морали, ее функций. Кроме того, этика исследует условия функционирования морали в различных сферах человеческой деятельности. Нормотворческая функция находит отражение в способности извлечения из нравственного опыта оптимальных моделей поведения и вариантов решения проблем, имеющих нравственный характер. Роль и значение нормотворческой функции значительно возрастает в периоды социальных катаклизмов и трансформации социального устройства, когда отбрасываются старые нравственные устои.

Этика является способом осознания общественного бытия, включена в моральное сознание в качестве высшего уровня. Научно-этические представления о морали в некоторой степени вливаются в массовое сознание и оказывают обратное влияние на развитие морали и нравственности. Рассмотрение регулятивного характера морали предполагает акцентирование внимания к четырем аспектам:

а) окружающая действительность, социальные явления, факты и т. д. рассматриваются с позиции ценности для общества (класса). Они классифицируются как в положительном, отрицательном или нейтральном значении;

б) выражением социальной активности предстает ценностное восприятие мира, в процессе которого формируются целевые установки;

в) моральные взгляды и представления образуют единство с реальными нравственными отношениями;

г) нравственность является способом регламентирования человеческой деятельности.

В заключение следует отметить, что в правоохранительной деятельности особую значимость приобретают этические проблемы. Профессиональные действия сотрудников органов внутренних дел теряют свою ценность, если они лишены нравственного содержания. Существующие сложности в социальных отношениях значительно усугубляются в сфере профессиональной деятельности. В Кодексе профессиональной этики особо подчеркивается, что сотрудник, «нарушающий принципы и нормы профессиональной этики, утрачивает доброе имя и честь, дискредитирует свое подразделение и органы внутренних дел, лишается морального права на уважение, поддержку и доверие со стороны граждан, коллег и сослуживцев»[2].

[1] Гусейнов А. А. Великие моралисты. – М., 1995. – С. 6.

[2] См.: Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. – М., 2009. – С. 29.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!