Этика как философская наука

Как уже отмечалось, этическая среда — это всего лишь часть социального окружения менеджера. Неред­ко требования этики воплощаются в законы. Однако, как требования этики, так и ее научные основы довольно рас­плывчаты и не могут служить основой законодательства.

Причин этому может быть несколько. Во-первых, от­сутствие единой национальной культуры. Во-вторых, не существует общепризнанного источника этих норм, кото­рым может стать единая религия.

Иногда о человеке говорят, что он — личность высоких этических принципов. Несомненно, цель такой харак­теристики — сделать человеку комплимент. Мы охотно воспринимаем это как комплимент, хотя многие из нас с трудом объяснят, что подразумевается под высокими этическими принципами (или в данном случае хотя бы этическими принципами). Мы говорим об этических проб­лемах и моральном кодексе и практически никогда не за­думываемся о том, что означают эти термины.

Как и многие непостижимые понятия, этические принципы часто легче всего осознаются тогда, когда они слабы или отсутствуют вообще. В наше время развелось несоразмерное количество различных предсказателей судьбы, которые поведают вам печальную весть о том, что мир лишился этических принципов. Нынешний мораль­ный кризис эти люди определяют более громкой фразой «моральное и этическое падение».

Теряет ли мир свои этические принципы? Этому во­просу никогда раньше не придавалось такого значения, как сейчас. Однако раскрывающиеся махинации фирм в нашей стране и за рубежом ставят под сомнение этиче­ские нормы бизнеса.

Политические аферы серьезно поставили вопросы о моральном облике не только руководителей нашей стра­ны, но и общества в целом. Вопрос о том, стал ли мир, не­смотря на нынешний поток проблем, хуже, чем он когда-либо был, открыт для обсуждения. Очевидно, никто не сомневается в том, что социальные болезни явно сущест­вуют. И до сих пор стоит извечный вопрос о природе эти­ки. Является ли этика общекультурным фактором, или наши этические представления формируются на более индивидуальной, межличностной основе? Отличаются ли на самом деле люди сегодня от своих предков, живших в Древнем Риме или средневековой Европе? Являются ли люди от рождения хорошими или плохими?

Чем глубже мы будем вдаваться в дискуссию об этике, природе и морали общества, тем больше это будет сбивать нас с толку. По мере того, как мы начнем приходить в замешательство и становиться нерешительными, мы за­хотим прекратить всякое обсуждение и зададим себе сле­дующие вопросы. Имеет ли этика какое-либо отношение к производству, квотам и рынкам? Подходит ли этика как тема обсуждения для тех, кто озабочен конкурентной борьбой и прибылями? Есть ли надобность управляющим в ассоциациях чрезмерно вдаваться в размышления об этических вопросах?

Очевидно, ответом является «да». Управляющим не только следует, они должны думать об этике. Даже если они мало чем отличаются от бесхребетных автоматов, они должны оценивать и облагораживать идеалы и принципы, на которых основываются их поступки. А также изучать свою мотивацию и методы и сознательно формировать те убеждения, которых необходимо придерживаться. Чело­век без четкой, сознательной этической позиции — это корабль, у которого нет ни парусов, ни якоря.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!