Этика деловых отношений

Человек выступает одновременно субъектом и объектом этико-деловых отношений. Специалисты в анализе социальных отношений выделяют этико-психологические аспекты. Так, З. Фрейд полагал, что для каждого человека свойственно желание стать великим. Д. Дьюи выделил другую сторону – желание стать значительным. По мнению Д. Карнеги, общим свойством для людей является сознание собственной значительности, желание быть оцененным по достоинству. Самопознание составляет основу морального выбора.

Наиболее распространенным видом коммуникации людей предстает общение. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людей.

В литературе принято выделять следующие виды общения:

- официальное, деловое (в процессе выполнения служебных задач, выступлений на совещании, в виде докладов и сообщений и т. п.) и неофициальное (во внеслужебное время, в неофициальной обстановке);

– контактное (здесь и сейчас) и дистанционное (там и потом);

– непосредственное (лицом к лицу) и опосредованное (через средства связи);

– устное и письменное;

– диалогическое и монологическое;

– межличностное и межгрупповое (коллективное).

Обмен информацией как основой этико-деловых отношений формирует определенную психологическую установку у субъекта общения. В зависимости от установки характер общения происходит на одном из четырех уровней общения:

1. Позиция контактера основывается на ложных идеях и поэтому она должна быть преодолена и отброшена. Если не считать отдельных исключительных случаев, такая установка наименее эффективна и нецелесообразна – как для интересов дела, так и для взаимоотношений между контактерами.

2. Идеи, обусловившие позицию контактера, верны по своей сути, но являются помехой для достижения желательного результата, поэтому необходимо их преодолеть и развенчать. Такая установка и малоэффективна (особенно учитывая отдаленные последствия), и безнравственна.

3. Идеи, лежащие в основе позиции контактера, правильные, но не имеют к данному вопросу никакого отношения. Эта установка, как правило, свидетельствует о поверхностном изучении позиции контактера.

4. Позиция контактера основана на правильных и плодотворных идеях, необходимо их проанализировать в соответствии с собственными идеями. Вот самая целесообразная установка, способствующая наиболее эффективному результату.

Структуру общения составляют три взаимосвязанные закономерности: перцептивная, коммуникативная и интерактивная.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия партнерами друг друга и установление на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения предусматривает обмен информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия (взаимовлияния) между общающимися индивидами.

Перцептивная сторона общения предусматривает действие следующих механизмов: идентификации, эмпатии и рефлексии.

Идентификация (лат. Identificare – в буквальном смысле «отождествлять») в социально-психологическом смысле означает процесс неосознаваемого отождествления индивида с другим человеком, группой, образцом поведения («я – русский», «я – офицер», «я – любимая» и т. п.). В реальной жизни наиболее простым способом понимания человека является уподобление себя ему. Индивид осуществляет попытку поставить себя на место собеседника, воспринять его позицию.

Эмпатия (от греч. empathea – в буквальном смысле «сопереживание»), т. е. постижение эмоционального состояния человека. В данном случае это состояние не рационального, а эмоционального стремления восприятия индивида. Ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Здесь сочувствие предполагает действие сообразно собственным суждениям и идеалам.

Рефлексия (от лат. reflexio – в буквальном смысле «отражение»), т. е. осознание человеком того, как он воспримется партнером по общению. «Я думаю, что он думает …» – рефлексия первого порядка. «Я думаю, что он думает, что я думаю …» – это рефлексия второго порядка. В процессе рефлексии создаются несколько позиций взаимного взаимодействия субъектов:

1) субъект, каков он есть в действительности;

2) субъект, каким он сам видит самого себя;

3) субъект, каким он видится другому.

Соответственно эти три данные позиции действенны для партнера по общению;

4) как партнеры общения представляют свой образ в сознании другого субъекта.

Коммуникативная сторона общения включает в себя вербальные и невербальные способы. Вербальные средства составляют речь и речевые формы воздействия на человека. В речевой деятельности принято различать содержательную, выразительную и побудительную части.

Невербальная коммуникация осуществляется четырьмя группами неречевых знаковых систем:

1) оптико-кинестическая знаковая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму. В процесс общения на слова приходится не более 10 % информации, на звуки интонации – около 35 %, на жесты, мимику и пантомиму – 55 и более процентов. С помощью слов передается в основном информация, тогда как жестами – отношение к этой информации;

2) паралингвинистическую (вокал, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистическую («добавки» к речи: паузы, прокашливания, смех, непосредственный темп речи) системы;

3) пространственная и временная организация общения, или «пространственная психология»: интимная (0–0,5 м), личная зона дружеского и делового общения (0,5–1,2 м), социальная зона общения составляет 1,2–3,6 метров. Некоторые специалисты выделяю индивидуальное, групповое и социальное пространства;

4) «контакт глаз», присутствующий в визуальном общении (рассеянный, заинтересованный и интимный взгляды).

Интерактивная сторона общения включает в себя набор определенных принятых индивидом правил поведения в процессе общения. Американский психотерапевт Э. Берн предложил оперировать понятием трансакта (междудействие), понимаемый как любое общение людей, состоящее из раздражения (стимул) и реакции между двумя эгосостояниями.

Основу профессиональной деятельности составляют этико-деловые отношения. В них на первый план, наряду с активностью и честностью, большое значение придается профессионализму, ответственности и порядочности. Немаловажное значение в этико-деловых отношениях играют условия их осуществления. Человеческие отношения между людьми требуют создания человеческих условий для жизни и труда. Следовательно, организация социальной практики должна соответствовать этическим нормам и поощрять профессиональный интерес к трудовой деятельности. Этико-нравственная сторона деловых отношений во многом обуславливается востребованностью общества в широком круге профессионалов своего дела. Ценность профессионала определяется моральной и материальной оценкой его труда.

Моральные требования в каждом обществе носят более или менее универсальный характер. В иерархически организованной системе деловых отношений потенциально содержатся возможности для возникновения конфликтных ситуаций между людьми. Партнерство между людьми предполагает отношения сотрудничества на принципах свободы и взаимного уважения, сохранения дружеских отношений между коллегами. Именно партнерство в деловых отношениях способствует реализации профессионализма и саморазвитию личности. Замкнутость профессиональной группы способствует проявлению профессионально-группового эгоизма. Корпоративная этика позитивно только в том случае, когда ее деятельность высоко нравственна и совпадает с общечеловеческими представлениями о долге, достоинстве и чести.

Этико-деловые отношения опосредованы реалиями социальной практики. Кризис в обществе прямо отражается на уровне нравственности. Низкий уровень профессионализма и нравственных принципов является разрушительным для этико-деловых отношений. Следует отметить, что неопределенность, инвариантность этических норм предстают не недостатком, а преимуществом и ее свойством. Нравственные нормы весьма подвижны и отражают специфику общественных отношений. Совершенствование этико-деловых отношений возможно только при совершенствовании системы управления, организации труда и быта работников.

Реализуя правовое и нравственное требование справедливости, юрист опирается на закон. В этой формуле правильно определено соотношение правового и нравственного в деятельности любого юриста. Всякое решение, всякое действие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиждется закон. Отступление от закона, обход его, искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравственны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста. При этом безнравственны не только сознательные нарушения закона, но и неправильные, противозаконные действия и решения, обусловленные нежеланием глубоко овладеть необходимыми знаниями, постоянно их совершенствовать, неряшливостью, неорганизованностью, отсутствием внутренней дисциплины и должного уважения к праву, его предписаниям.

Таким образом, профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!